Учёт труда и заработной платы

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 16:02, курсовая работа

Описание работы

В условиях рыночной экономики и перехода к ней, предприятие является самостоятельным элементом экономической системы, который взаимодействует с партнерами по бизнесу, бюджетами различных уровней, собственниками капитала и другими субъектами, в процессе которых возникают финансовые отношения. В результате своей хозяйственной деятельности, все операции отражаются в бухгалтерском учете. Бухгалтерская отчетность представляет собой совокупность данных, характеризующих результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия за отчетный период, полученных из данного бухгалтерского и других видов учета.

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 874.00 Кб (Скачать)

Статьи бухгалтерской отчетности подлежат раскрытию, а те, по которым отсутствуют числовые значения активов, обязательств доходов, расходов и иных показателей, подчеркиваются или не приводятся. В  бухгалтерской отчетности допускается обособленное отражение отдельных активов, обязательств, доходов и хозяйственных операций.

 

Кроме того, отчетность должна отвечать таким требованиям, как:

  • Обязательность – составляется согласно действующим инструкциям и положениям и представляется в строго предусмотренные сроки и по установленным адресам;
  • Единообразность – составляется по единым формам для всех предприятий и организаций;
  • Достоверность – данные, указываемые в отчетности, должны всегда подтверждаться первичными документами, инвентаризационными описями. Достоверность отчетных данных обеспечивается также соблюдением правил оценки статей баланса, распределением доходов и расходов по соответствующим отчетным периодам в регистрах синтетического и аналитического учета и Главной книги;
  • Эффективность – все приводимые в отчетности показатели необходимы для оценки результатов хозяйственной деятельности и применяются для воздействия на хозяйственные процессы, неиспользуемая информация является избыточной;
  • Экономичность – затраты на получение информации для заполнения отчетности не должны превышать эффекта от управленческих решений, принятых по данным этой отчетности.

При составлении бухгалтерской отчетности следует придерживаться следующих принципов:

  • Межотраслевое единство – основные отчетные формы являются едиными, их бланки одинаковы для любых предприятий самых различных отраслей и предприятий торговли и общественного питания;
  • Документальное обоснование – в основе всех данных отчетности должны лежать сведения, полученные из первичных документов;
  • Логическая непротиворечивость – один и тот же показатель в различных формах не может иметь различные значения.

Основными условиями реальности бухгалтерской отчетности являются полнота отражения всех хозяйственных операций за отчетный период в учетных регистрах, тождественность учетных остатков фактическим, достигаемая проведением инвентаризаций, своевременное списание убыли материальных средств, невостребованной и безнадежной задолженности, строгий порядок списания обнаруженных недостач сверх норм естественной убыли, применение установленной системы оценки основных и оборотных средств, тождественность итогов регистров синтетических счетов записям в Главной книге, введение ответственности за приписки и другие искажения отчетности.

При составлении бухгалтерской  отчетности отчетной датой считается  последний календарный день отчетного  периода, отчетным годом – календарный  год с 1 января по 31 декабря включительно. Первым отчетным годом вновь созданных предприятий считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря соответствующего года, а для предприятий, созданных после 1 октября, - период по 31 декабря следующего года.

Каждая составляющая часть бухгалтерской отчетности должна содержать следующие данные:

  • Указание отчетной даты или отчетного периода;
  • Наименование предприятия с указанием его организационно-правовой формы и идентификационного номера (ИНН);
  • Форма представления числовых показателей бухгалтерской отчетности (единицы измерения);
  • Адрес.

Бухгалтерская отчетность обязательно должна быть подписана руководителем и главным бухгалтером предприятия. На предприятиях, где бухгалтерский учет ведется на договорных началах специализированной организацией (централизованной бухгалтерией) или бухгалтером-специалистом, бухгалтерская отчетность подписывается руководителем этого предприятия и руководителем специализированной организации (центральной бухгалтерии) либо специалистом, ведущим бухгалтерский учет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Подготовительные работы по составлению бухгалтерской отчетности.

 

Правила составления, сроки  представления, порядок рассмотрения и утверждения бухгалтерских  отчетов и балансов регламентированы Законом о бухгалтерском учете  и отчетности и письмами Министерства финансов о составлении годовой и квартальной отчетности.

В соответствии с указанными документами при составлении  бухгалтерских отчетов и балансов должно быть обеспечено соблюдение следующих условий: полное отражение за отчетный период всех хозяйственных операций и результатов инвентаризации всех товарных ресурсов, материальных ценностей и расчетов; абсолютное совпадение данных синтетического и аналитического учета, а также показателей отчетов и балансов; запись хозяйственных операций в бухгалтерском учете только на основании надлежаще оформленных оправдательных документов или приравненных к ним технических носителей информации; правильная оценка статей баланса.

Составление бухгалтерской  отчетности торгового предприятия  является завершающим этапом всего  учетного процесса. Для его качественного выполнения на каждом предприятии необходимо заблаговременно провести большой объем подготовительной работы, так как бухгалтерская отчетность является результатом обобщения данных текущего учета, то максимальное подчинение бухгалтерского учета в течение года целям составления отчетности обеспечивает получение годовых отчетов высокого качества и в установленные сроки.

 

Для того чтобы  отчетность по содержанию и срокам ее представления соответствовала основным требованиям, необходимы:

  • Четкое выполнение плана документооборота в течении года;
  • Применение рациональных форм учетных регистров, открываемых в учетной бухгалтерии, соблюдение правил их ведения;
  • Введение дополнительных регистров, открываемых в центральной бухгалтерии, и соблюдение правил их ведения;
  • Ведение дополнительных регистров для накопления показателей отчетных форм;
  • Своевременная разработка плана работ по составлению бухгалтерской отчетности.

 

Рациональная организация  бухгалтерского учета предполагает планирование бухгалтерского процесса на всех его стадиях и участках работы предприятия. Составлению бухгалтерской отчетности предшествует четкий порядок документации и хозяйственных операций с предварительным и последующим контролем.

План организации документооборота заключается в разработке в конкурсных условиях работы торгового предприятия наиболее рациональных путей документооборота с момента его возникновения до передачи в архив с указанием инстанций, которые должен пройти документ, а также должностей составляющего, проверяющего или обрабатывающего документ в каждой инстанции. Своевременное составление отчетности во многом зависит от организации учета в филиалах торгового предприятия. Поэтому на каждом предприятии необходимо не только разрабатывать план документооборота, но и последовательно контролировать его выполнение.

Своевременное составление  годового отчета высокого качества обеспечивается последовательной группировкой данных первичного учета применительно  к целям отчетности и контроля за ходом выполнения плана. При этом данные аналитического учета должны отражаться таким образом, чтобы фактические показатели уже в самих регистрах сопоставлялись с плановыми, сметными. Такой способ отражения данных, например, об издержках обращения, превращает учетные регистры в аналитические таблицы, которые могут использоваться в оперативном управлении, что сокращает сроки составления форм бухгалтерской отчетности.

В результате анализа  организации бухгалтерского учета в предшествующем году в учетные регистры в начале текущего года вносятся изменения или вводятся дополнительные регистры для накопления показателей отчетных форм. Таким образом, подчинение аналитического учета целям отчетности обеспечивает не только своевременное составление форм периодической и годовой отчетности, но и равномерную нагрузку на работников бухгалтерий в течение года.

В конце года, в октябре, главный бухгалтер тщательно  изучает Закон о бухгалтерском  учете и отчетности, а также  ведомственные инструкции и указания, касающиеся изменений в бухгалтерском  учете в текущем году по сравнению с предыдущим. Затем подвергается анализу работа по составлению годового отчета за предыдущий год с целью исключения ошибок. Главному бухгалтеру следует ежегодно систематизировать достижения и неудачи в работе со структурой годового отчета с тем, чтобы использовать эти записи при разработке плана подготовительных работ к годовому отчету в последующие годы.

План работ по годовому отчету должен составляться в строгом  соответствии с Законом о бухгалтерском  учете и отчетности и в хронологической  последовательности завершающих записей в системе бухгалтерских счетов.

После разработке плана  по составлению бухгалтерской отчетности, ее обсуждения в бухгалтерии с  участием экономистов и других специалистов торгового предприятия издают приказ, где объявляют сроки начала отдельных работ по годовому отчету, указывают исполнителей. Не позже второй половины ноября главному бухгалтеру следует провести инструктивное совещание работников учета и других должностных лиц по вопросам составления годового отчета. К этому времени должны быть получены инструкция по составлению годового отчета и бланки. На совещании главный бухгалтер читает и разъясняет основные положения инструкции по составления годового отчета, знакомит работников с изменениями, если они имели место, в формах. Детально изучается таблица контрольной увязки форм годового отчета.

Основное направление  совершенствования организации  работы по составлению отчетности заключается  не в отнесении ее на конец отчетного  периода, а в постепенном накапливании в ходе текущего учета данных для выведения отчетных показателей. При такой схеме удается значительно сокращать сроки представления квартальных и годовых отчетов, выполнять их более качественно, а также своевременно предоставлять учетную информацию руководителям всех уровней предприятий торговли и вышестоящей организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4. Инвентаризация бухгалтерской отчетности, ее назначение и порядок проведения.

 

Отчетность должна базироваться на объективной и достоверной  информации. Однако в силу объективных и субъективных причин учетные данные могут отличаться от фактического наличия средств. Для приведения данных учета в соответствие с действительностью до составления бухгалтерской отчетности проводится инвентаризация. Она играет большую роль в контроле за исполнением средств по хозяйственным подразделениям, проверке технического состояния, а также правил содержания и условий эксплуатации. Кроме того, при инвентаризации определяют остатки избыточных и не использованных в хозяйственной деятельности средств, наличие недействующих объектов.

Порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств предприятий и оформления ее результатов  регламентирован Методическими  указаниями по инвентаризации имущества  и финансовых обязательств, утвержденными Министерством финансов.

В зависимости от степени  охвата проверкой средств предприятия  различают полную и частичную инвентаризацию.

Полная инвентаризация охватывает все без исключения средства предприятия.

Частичная инвентаризация охватывает одно или несколько видов хозяйственных средств. Например, только денежные средства, материалы и т.п.

Инвентаризация также  может быть: плановой, которая проводится в заранее установленные сроки, и внезапной, которая проводится с тем, чтобы установить наличие ценностей, неожиданно для материально-ответственного лица. Их осуществляют по распоряжению вышестоящих органов, руководителей предприятий, по требованию ревизоров, аудиторов, следственных и контрольных органов.

Количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются предприятием, фирмой, кроме случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

 

Проведение  инвентаризации обязательно:

  • При передаче имущества предприятия, фирмы в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственных или муниципальных предприятий в акционерные общества или товарищества;
  • Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года. Инвентаризация зданий, сооружений и других неподвижных объектов основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов – один раз в пять лет;
  • При смене материально-ответственных лиц;
  • При установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей;
  • В случае пожара или стихийных бедствий.

 

Основными задачами инвентаризации являются: выявление фактического наличия основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств; контроль за сохранностью материальных ценностей и денежных средств путем сопоставления фактического наличия с данными бухгалтерского учета; выявление сверхнормативных и неиспользуемых материальных ценностей с целью их последующей реализации; проверка соблюдения правил и условий хранения материальных ценностей и денежных средств, а также правил содержания и эксплуатации машин, оборудования и других основных средств; проверка реальной стоимости учтенных на балансе товарно-материальных ценностей, сумм денежных средств в пути, дебиторской и кредиторской задолженности.

Информация о работе Учёт труда и заработной платы