Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 16:02, курсовая работа
В условиях рыночной экономики и перехода к ней, предприятие является самостоятельным элементом экономической системы, который взаимодействует с партнерами по бизнесу, бюджетами различных уровней, собственниками капитала и другими субъектами, в процессе которых возникают финансовые отношения. В результате своей хозяйственной деятельности, все операции отражаются в бухгалтерском учете. Бухгалтерская отчетность представляет собой совокупность данных, характеризующих результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия за отчетный период, полученных из данного бухгалтерского и других видов учета.
Статьи бухгалтерской отчетности подлежат раскрытию, а те, по которым отсутствуют числовые значения активов, обязательств доходов, расходов и иных показателей, подчеркиваются или не приводятся. В бухгалтерской отчетности допускается обособленное отражение отдельных активов, обязательств, доходов и хозяйственных операций.
Кроме того, отчетность должна отвечать таким требованиям, как:
При составлении бухгалтерской отчетности следует придерживаться следующих принципов:
Основными условиями реальности бухгалтерской отчетности являются полнота отражения всех хозяйственных операций за отчетный период в учетных регистрах, тождественность учетных остатков фактическим, достигаемая проведением инвентаризаций, своевременное списание убыли материальных средств, невостребованной и безнадежной задолженности, строгий порядок списания обнаруженных недостач сверх норм естественной убыли, применение установленной системы оценки основных и оборотных средств, тождественность итогов регистров синтетических счетов записям в Главной книге, введение ответственности за приписки и другие искажения отчетности.
При составлении бухгалтерской отчетности отчетной датой считается последний календарный день отчетного периода, отчетным годом – календарный год с 1 января по 31 декабря включительно. Первым отчетным годом вновь созданных предприятий считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря соответствующего года, а для предприятий, созданных после 1 октября, - период по 31 декабря следующего года.
Каждая составляющая часть бухгалтерской отчетности должна содержать следующие данные:
Бухгалтерская отчетность обязательно должна быть подписана руководителем и главным бухгалтером предприятия. На предприятиях, где бухгалтерский учет ведется на договорных началах специализированной организацией (централизованной бухгалтерией) или бухгалтером-специалистом, бухгалтерская отчетность подписывается руководителем этого предприятия и руководителем специализированной организации (центральной бухгалтерии) либо специалистом, ведущим бухгалтерский учет.
1.3. Подготовительные работы по составлению бухгалтерской отчетности.
Правила составления, сроки представления, порядок рассмотрения и утверждения бухгалтерских отчетов и балансов регламентированы Законом о бухгалтерском учете и отчетности и письмами Министерства финансов о составлении годовой и квартальной отчетности.
В соответствии с указанными
документами при составлении
бухгалтерских отчетов и
Составление бухгалтерской отчетности торгового предприятия является завершающим этапом всего учетного процесса. Для его качественного выполнения на каждом предприятии необходимо заблаговременно провести большой объем подготовительной работы, так как бухгалтерская отчетность является результатом обобщения данных текущего учета, то максимальное подчинение бухгалтерского учета в течение года целям составления отчетности обеспечивает получение годовых отчетов высокого качества и в установленные сроки.
Для того чтобы отчетность по содержанию и срокам ее представления соответствовала основным требованиям, необходимы:
Рациональная организация бухгалтерского учета предполагает планирование бухгалтерского процесса на всех его стадиях и участках работы предприятия. Составлению бухгалтерской отчетности предшествует четкий порядок документации и хозяйственных операций с предварительным и последующим контролем.
План организации документообор
Своевременное составление годового отчета высокого качества обеспечивается последовательной группировкой данных первичного учета применительно к целям отчетности и контроля за ходом выполнения плана. При этом данные аналитического учета должны отражаться таким образом, чтобы фактические показатели уже в самих регистрах сопоставлялись с плановыми, сметными. Такой способ отражения данных, например, об издержках обращения, превращает учетные регистры в аналитические таблицы, которые могут использоваться в оперативном управлении, что сокращает сроки составления форм бухгалтерской отчетности.
В результате анализа организации бухгалтерского учета в предшествующем году в учетные регистры в начале текущего года вносятся изменения или вводятся дополнительные регистры для накопления показателей отчетных форм. Таким образом, подчинение аналитического учета целям отчетности обеспечивает не только своевременное составление форм периодической и годовой отчетности, но и равномерную нагрузку на работников бухгалтерий в течение года.
В конце года, в октябре, главный бухгалтер тщательно изучает Закон о бухгалтерском учете и отчетности, а также ведомственные инструкции и указания, касающиеся изменений в бухгалтерском учете в текущем году по сравнению с предыдущим. Затем подвергается анализу работа по составлению годового отчета за предыдущий год с целью исключения ошибок. Главному бухгалтеру следует ежегодно систематизировать достижения и неудачи в работе со структурой годового отчета с тем, чтобы использовать эти записи при разработке плана подготовительных работ к годовому отчету в последующие годы.
План работ по годовому отчету должен составляться в строгом соответствии с Законом о бухгалтерском учете и отчетности и в хронологической последовательности завершающих записей в системе бухгалтерских счетов.
После разработке плана
по составлению бухгалтерской
Основное направление совершенствования организации работы по составлению отчетности заключается не в отнесении ее на конец отчетного периода, а в постепенном накапливании в ходе текущего учета данных для выведения отчетных показателей. При такой схеме удается значительно сокращать сроки представления квартальных и годовых отчетов, выполнять их более качественно, а также своевременно предоставлять учетную информацию руководителям всех уровней предприятий торговли и вышестоящей организации.
1.4. Инвентаризация бухгалтерской отчетности, ее назначение и порядок проведения.
Отчетность должна базироваться на объективной и достоверной информации. Однако в силу объективных и субъективных причин учетные данные могут отличаться от фактического наличия средств. Для приведения данных учета в соответствие с действительностью до составления бухгалтерской отчетности проводится инвентаризация. Она играет большую роль в контроле за исполнением средств по хозяйственным подразделениям, проверке технического состояния, а также правил содержания и условий эксплуатации. Кроме того, при инвентаризации определяют остатки избыточных и не использованных в хозяйственной деятельности средств, наличие недействующих объектов.
Порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств предприятий и оформления ее результатов регламентирован Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Министерством финансов.
В зависимости от степени охвата проверкой средств предприятия различают полную и частичную инвентаризацию.
Полная инвентаризация охватывает все без исключения средства предприятия.
Частичная инвентаризация охватывает одно или несколько видов хозяйственных средств. Например, только денежные средства, материалы и т.п.
Инвентаризация также может быть: плановой, которая проводится в заранее установленные сроки, и внезапной, которая проводится с тем, чтобы установить наличие ценностей, неожиданно для материально-ответственного лица. Их осуществляют по распоряжению вышестоящих органов, руководителей предприятий, по требованию ревизоров, аудиторов, следственных и контрольных органов.
Количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются предприятием, фирмой, кроме случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.
Проведение инвентаризации обязательно:
Основными задачами инвентаризации являются: выявление фактического наличия основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств; контроль за сохранностью материальных ценностей и денежных средств путем сопоставления фактического наличия с данными бухгалтерского учета; выявление сверхнормативных и неиспользуемых материальных ценностей с целью их последующей реализации; проверка соблюдения правил и условий хранения материальных ценностей и денежных средств, а также правил содержания и эксплуатации машин, оборудования и других основных средств; проверка реальной стоимости учтенных на балансе товарно-материальных ценностей, сумм денежных средств в пути, дебиторской и кредиторской задолженности.