Учёт оплаты труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 17:07, курсовая работа

Описание работы

Учёт труда и заработной платы занимает одно из центральных мест во всей системе учёта на предприятии.
Цель данной работы - исследовать и изучить порядок учёта расчётов с персоналом по оплате труда.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить законодательную основу по учёту труда и заработной платы;
2. Рассмотреть порядок организации заработной платы, формы и системы оплаты труда;
3. Исследовать порядок документального оформления начисления заработной платы;
4. Изучить порядок учёта заработной платы в регистрах бухгалтерского учёта;
5. Уделить внимание организации учёта удержаний из заработной платы;

Содержание

Введение - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 3
Глава I Законодательная основа по оплате труда - - - - - - - - - - - 5
1.1 Нормативное регулирование оплаты труда - - - - - - - - - - - - - - - - - 7
1.2 Виды, формы и системы оплаты труда - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 12
1.3 Порядок организации учёта оплаты труда и её начисления - - - - - 14
1.4 Основные принципы учёта оплаты труда, первичная учётная
документация по учёту труда - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -20
Глава II Учёт оплаты труда - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -23
2.1 Документальное оформление расчётов по оплате труда - - - - - - - - 23
2.2 Синтетический и аналитический учёт расчётов по оплате труда - - 25
2.3 Учёт расчётов по оплате труда ООО «Выбор» - - - - - - - - - - - - - - - 27
2.4 Рекомендации по совершенствованию учёта по оплате труда
и расчётов с персоналом предприятия - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 33
Заключение - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 35
Список использованной литературы - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 37
Приложения - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 39

Работа содержит 1 файл

перераб бухфин учёт.doc

— 276.50 Кб (Скачать)

      Регистры  бухгалтерского учета могут вестись  в специальных книгах (журналах), на отдельных листах и карточках, в виде машинограмм, полученных при  использовании вычислительной техники, а также на машинных носителях  информации. При ведении регистров  бухгалтерского учета на машинных носителях информации должна быть предусмотрена возможность их вывода на бумажные носители информации.

      Согласно  Постановлению Государственного комитета РФ по статистике от 05.01.04 г. «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» унифицированными формами первичной учетной документации по учету труда являются следующие:

  • № Т-1 и № Т-1а "Приказ (распоряжение) о приеме работника на работу". Применяется для оформления и учета принимаемых на работу по трудовому договору.
  • № Т-2 "Личная карточка работника". Заполняются на лиц, принятых на работу, на основании приказа (распоряжения) о приеме на работу, трудовой книжки, паспорта, военного билета, документа об окончании учебного заведения, страхового свидетельства государственного пенсионного страхования, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе и других документов, предусмотренных законодательством, а также сведений, сообщенных о себе работником.
  • № Т-3 "Штатное расписание". Применяется для оформления структуры, штатного состава и штатной численности организации в соответствии с ее Уставом (Положением).
  • № Т-5 "Приказ (распоряжение) о переводе работника на другую работу".       Применяются для оформления и учета перевода работника на другую работу в организации.
  • № Т-6 "Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска работнику". Применяется для оформления и учета отпусков, предоставляемых работнику в соответствии с законодательством, коллективным договором, локальными нормативными актами организации, трудовым договором. На основании приказа (распоряжения) о предоставлении отпуска делаются отметки в личной карточке, лицевом счете и производится расчет заработной платы, причитающейся за отпуск, по форме Т-60 "Записка-расчет о предоставлении отпуска работнику".
  • № Т-7 "График отпусков". Применяется для отражения сведений о времени распределения ежегодных оплачиваемых отпусков работников всех структурных подразделений организации на календарный год по месяцам.
  • № Т-8 "Приказ (распоряжение) о прекращении действия трудового договора (контракта) с работником". Применяются для оформления и учета увольнения работника.
  • № Т-9 "Приказ (распоряжение) о направлении работника в командировку". Применяются для оформления и учета направлений работников  в командировку.
  • № Т-10 "Командировочное удостоверение". Является документом, удостоверяющим время пребывания в служебной командировке (время прибытия в пункт назначения и время убытия из него).
 
 

    Глава II Учёт оплаты труда.

           В первой главе работы мы подробно рассмотрели законодательную основу по труду и заработной плате. В этой части, опираясь на законодательство, мы с практической точки зрения постараемся раскрыть:

    - учётную  документацию, на основании которой  в бухгалтерии начисляется 

       заработная плата;

    - документы,  которые использует бухгалтер  для учёта расчётов по оплате  

      труда;

    - порядок  выдачи заработной платы из  кассы предприятия;

    - синтетический  и аналитический учёт заработной  платы;

    - практические  примеры расчётов заработной  платы, больничного листа, 

      отпускных.. 

    2.1 Документальное оформление расчётов по оплате труда.

          При приёме на работу, как отмечалось раньше, руководитель предприятия и работник заключают трудовой договор. Учёт работников предприятия ведёт отдел кадров, если предприятие небольшое, учёт может вестись либо самим руководителем, либо ответственным лицом, назначенным руководителем. Приём работника на работу, перевод на другое место работы, увольнение оформляются приказами (распоряжениями) по предприятию (типовые формы мы рассматривали ранее). Копии приказов передаются в бухгалтерию и служат основание для начисления заработной платы.

      В отделе кадров, на каждого вновь прибывшего работника, заводится личная карточка  (ф. № Т-2), поступающему на работу впервые заводят трудовую книжку. Вновь принятому на работу работнику присваивается табельный номер, который указывается в дальнейшем на всех документах, относящихся к данному работнику.

     Для расчёта заработка, прежде всего, нужно знать количество времени, отработанного каждым работником в определённом месяце. По каждому структурному подразделению составляется отдельный табель (ф. № Т-12,  №-Т13), в котором записываются все работники по категориям и табельным номерам. Табель заполняется ответственным лицом, подписывается руководителем подразделения и работником кадровой службы. Для начисления заработка сдельщикам,  необходимо знать выработку (количество произведённой продукции, выполненных операций). Способ учёта выработки зависит от особенностей производства. Применяются следующие типовые документы по учёту выработки: наряд, рапорт-наряд, маршрутный лист, ведомость учёта выработки (применяется на поточных линиях), карточки учёта выработки и др. Эти документы для расчёта заработной платы сдаются в бухгалтерию. Кроме них могут так же подаваться списки, работавших сверхурочно, в ночную смену, листки о простоях.

     Премии работникам начисляются на основании приказа (ф. № Т-11,       Т-11а).  На основании больничных листов, выданных лечащим учреждением, начисляются пособия по временной нетрудоспособности. На основании приказа – распоряжения о предоставлении отпуска работнику заполняется унифицированная форма  № Т-60 «Записка о предоставлении отпуска работнику», согласно которой бухгалтер начисляет сумму выплаты работнику за отпуск. При увольнении работника, на основании приказа руководителя заполняется форма № Т-61 «Записка-расчет при прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении)».

   Для расчёта заработной платы, на основании первичных документов применяется расчётная ведомость  (ф. № Т-51). В графах "Начислено" проставляются суммы оплат, доходы в виде различных социальных и материальных благ, предоставленных работнику, оплаченных за счет прибыли организации и подлежащих включению в налоговую базу. Одновременно производится расчет всех удержаний из суммы заработной платы и определяется сумма, подлежащая выплате работнику. В расчетных ведомостях, составляемых на машинных носителях информации, состав реквизитов и их расположение определяются в зависимости от принятой технологии обработки информации. При этом форма документа должна содержать все реквизиты унифицированной формы.

     Данные расчётной ведомости переносятся в платёжную ведомость         (ф.№-Т53), по которой выдаётся заработная плата. На лицевой стороне фиксируется подпись руководителя. За полученные суммы каждый работник обязан поставить роспись напротив своей фамилии и полученной суммы. Все платёжные ведомости подлежат регистрации нарастающим итогом с начала года в «Журнале регистрации платёжных ведомостей»  №Т-53а.

    По каждому работнику данные одновременно заносятся в лицевой счёт (ф. №Т-54), который является справкой для начисления: пенсии, пособий, подсчёта среднего заработка для расчёта отпускных, оплаты больничного листа, выплаты компенсации при увольнении.

     Заработная плата выплачивается  не реже, чем раз в полмесяца,  согласно порядку, установленному  на предприятии. В день выплаты  заработной платы в банк предоставляются платёжные поручения на перечисление Налога на доходы с физических лиц и страховые взносы в ФСС. Заработная плата может перечисляться на банковские карты, сберегательные книжки или выплачиваться из кассы предприятия.

    Согласно Инструкции ЦБ РФ  от 04.10.93г «Порядок ведения кассовых  операций в РФ», из кассы предприятия заработная плата выдаётся в трёхдневный срок. По истечении данного срока в платёжной ведомости, против фамилии лица, не получившего причитающуюся ему сумму, кассир ставит штамп или делает отметку «Депонировано». Депонированные суммы возвращаются в банк, где хранятся до востребования в течении трёх лет. По истечении трёх лет невостребованные суммы зачисляются в доход предприятия. Учёт расчётов с депонентами ведут в книге учёта депонированной заработной платы, которую открывают на год. Суммы, оставшиеся на конец года невыплаченными, переносят в новую книгу. 
 

2.2 Синтетический и аналитический учёт расчётов по оплате труда.

      В соответствии с Планом счетов, учет расчетов с работниками организации по оплате труда осуществляется на счете 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». К данному счету могут быть открыты следующие субсчета: 70-1 «Расчеты с сотрудниками, состоящими в штате организации»; 70-2 «Расчеты с совместителями»; 70-3 «Расчеты по договорам гражданско-правового характера». Этот счёт, как правило, пассивный. По кредиту счёта отражаются начисления по оплате труда, пособий за счёт отчисления на государственное социальное страхование, пенсий, доходов от участия в организации и т.д. По дебету счёта отражаются удержания из начисленной суммы оплаты труда и доходов работников предприятия. Сальдо этого счёта, как правило, кредитовое и показывает задолженность организации перед работниками по заработной плате и другим платежам (см. Приложение 14).

         Из-за особенностей производства,  отпуска некоторым категориям работников могут предоставляться неравномерно. В таких случаях, для более точного определения себестоимости продукции, выплачиваемые суммы отпускных относим на издержки производства в течение года равномерными долями, независимо от того, в каком месяце эти суммы будут выплачиваться. Тем самым создаётся резерв для оплаты отпусков работникам. Резервируемые суммы относим в дебет тех же счетов производственных затрат, на которые отнесена начисленная заработная плата работников, и в кредит счёта 96 «Резервы предстоящих расходов». По мере ухода работника в отпуск, суммы, начисленные за отпускной период, списываем на уменьшение созданного резерва: Дебет 96, Кредит 70. Организация так же может создавать резерв на выплату вознаграждений за выслугу лет, начисление которого оформляем такой же проводкой ( Приложение 15).

        Начисленные суммы отпусков включаются в фонд заработной платы отчётного месяца, только в сумме, приходящейся на дни отпуска в отчётном месяце. Если часть отпуска переходит на следующий месяц, то сумму выплаченных работнику отпускных отражаем, как выданный аванс: Дебет 70, Кредит 50, а в следующем месяце, эту сумму включим в состав фонда оплаты труда и отразим записью: Кредит 70, Дебет счетов производственных затрат или счёта 96 ( Приложение 16).

       Для учёта расчётов по взносам  на социальное страхование, в  Пенсионный фонд и медицинское  страхование используется пассивный  счёт 69»Расчёты по социальному  страхованию и обеспечению». Этот счёт имеет следующие субсчета:

    1. «Расчёты по социальному страхованию»
    2. «Расчёты по пенсионному обеспечению»
    3. «Расчёты по обязательному медицинскому страхованию».

      Начисленные суммы относим в дебет тех счетов, на которые отнесена начисленная оплата труда и в кредит счёта 69. Начисление работникам организации пособий оформляем следующей бухгалтерской проводкой: дебет 69, кредит 70. При перечислении сумм отчислений на социальное страхование оформляем записью: дебет 69, кредит 51.

      Аналитический учет к счету 70 ведут в лицевых счетах рабочих и служащих (ф. № Т-54, Т-55), которые заводим в начале года на каждого работника. В течение года в лицевые счета заносим данные о начисленной заработной плате, премиях, выплатах по итогам года, за выслугу лет, пособий по листкам нетрудоспособности, удержаниях с указанием сумм к выдаче. Срок хранения лицевых счетов - 75 лет. 
 

2.3 Учёт расчётов по оплате труда ООО «Выбор».

       ООО «Выбор» создано в 2001 году, по форме собственности относится к обществу с ограниченной ответственностью. Общество является хозяйствующим субъектом, обладающим правами юридического лица по законодательству Российской Федерации, имеет самостоятельный баланс, расчётный счёт, печать со своим наименованием. Предприятие действует в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» и Уставом для осуществления хозяйственной, производственной и иной коммерческой деятельности, удовлетворения общественных потребностей в продукции, работах и услугах и получения прибыли.

Основной  вид деятельности ООО «Выбор»: продажа строительных и отделочных материалов. Уставом ООО «Выбор» предусмотрено осуществление следующих видов деятельности:

розничная и оптовая торговля стройматериалами;

строительные  и отделочные работы;

автотранспортная  деятельность по перевозке пассажиров и грузов.

Функциями ООО «Выбор» являются:

-  формирования  наиболее востребованного ассортимента;

-  закупка,  хранение и сбыт

-  доставка  товаров

 На  предприятии трудятся 131 человек. Руководит фирмой директор. Отдельно выделен бухгалтерский отдел, который возглавляет главный бухгалтер.

Информация о работе Учёт оплаты труда