Учетная политика предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 12:23, курсовая работа

Описание работы

Учетная политика предприятия, как совокупность правил реализации метода бухгалтерского учета, должна обеспечивать максимальный эффект от ведения учета.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Содержание и основы разработки проекта учетной
политики . . . . ……………………………………………………………...4 стр.
2. Комментарии к технико-методологическим и организационным
правилам (принципам) учетной политики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15 стр.
2.1 Учетная политика предприятия: методологический и технический
аспекты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………………………15 стр.
2.1.1. Разграничение средств труда на основные средства и малоценные предметы и технико-методологические правила учета их движения и амортизации стоимости……………………………………………………15 стр.
2.1.2. Учет и амортизация стоимости нематериальных активов………..20 стр.
2.1.3. Варианты учета приобретения (заготовки), оценки производ-
ственных запасов и товаров………………………………………………..21 стр.
2.1.4. Варианты учета затрат на производство, распределения расходов
учета выпуска, оценки и калькулирования себестоимости готовой
продукции…………………………………………………………………...23 стр.
2.1.5. Вариант определения выручки от реализации продукции
(работ, услуг) и признания прибыли (дохода)……………………………26 стр.
2.1.6.Учет затрат на ремонт основных средств…………………………...29 стр.
2.1.7. Учет и порядок создания резервов, фондов и использования
прибыли……………………………………………………………………..30 стр.
2.1.8. Учет расходов и доходов, будущих периодов и порядок
оценки задолженности по полученным займам………………………….35 стр.
2.1.9. План счетов бухгалтерского учета…………………………………37 стр.
2.1.10. Форма бухгалтерского учета………………………………………38 стр.
2.2 Учетная политика предприятия: организационный
аспект . . . . . . ...............................................................................................42 стр.
2.2.1. Организационная форма бухгалтерской службы………………….42 стр.
2.2.2. Уровень централизации учета. Структура бухгалтерской
службы………………………………………………………………………42 стр.
2.2.3 Выделение подразделений предприятия на отбельный
баланс………………………………………………………………………..44 стр.
2.2.4. Внутрипроизводственный контроль………………………………..45 стр.
Использованная литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………48 стр.

Работа содержит 1 файл

Учетная политика предприятия.doc

— 363.50 Кб (Скачать)
      1. План  счетов бухгалтерского учета.
 

     Руководствуясь  централизованно установленным  счетным планом, предприятие должно разработать свой собственный рабочий план сетов. При этом из всей совокупности синтетических счетов выбирают те, которые действительно необходимы на данном предприятии для отражения коммерческой и финансово – хозяйственной деятельности и формирования полной и достоверной картины имущественного и финансового положения предприятия. Выбор производят исходя из состава имеющегося на предприятии имущества, видов и особенностей совершаемых сделок, характера деятельности. При необходимости в рабочий план счетов могут вводиться дополнительные счета первого порядка. Основанием для введения таких синтетических позиций может служить появление нового вида имущества или хозяйственных операций. Для введения дополнительных счетов используются свободные коды.

     На  основе перечня субсчетов, рекомендуемых планом счетов 1991г., разрабатывается конкретная номенклатура субсчетов для данного предприятия. При этом принимаются во внимание задачи управления, анализа, контроля и отчетности. Субсчета, предусмотренные в плане счетов, могут объединяться, исключаться.

     Построение  рабочего плана счетов предприятия  предполагает выделение и расположение счетов в определенной системе, что  позволяет установить необходимую  основу для отражения, понимания  и объяснения всего многообразия наблюдаемых явлений хозяйственной  жизни. От того, насколько обоснованно построен план счетов. Зависит адекватность картины хозяйственной деятельности, формирующейся в бухгалтерском учете, самой этой деятельности. Кроме того,  системность рабочего плана счетов имеет существенное значение для рациональной организации и трудоемкости ведения бухгалтерского учета.

     В качестве основных принципов построения плана счетов, предприятия могут  быть предложены следующие: единство критериев  выделения счетов; однородность и  разграниченность счетов; равнообъемность счетов одного порядка; наличие резервных позиций.

     Принцип единства критериев выделения счетов (или принцип одного основания) заключается в том, что при конструировании рабочего счетного плана признаки введения в него счетов должны сохранять одно и то же содержание на всех уровнях информационной структуры бухгалтерского учета и не могут подменяться другими признаками. Тем самым обеспечивается неизменность, выдержанность, однозначность плана счетов, разрешается возможность выявить содержание каждого счета и его отличие от других счетов. При смешении признаков возникает внутренние корреспонденции, затрудняются понимание и использование оборотов и сальдо по счетам.

     Согласно  принципу однородности и разграниченность счетов включаемые в счетный план позиции должны отражать качественно однородные, строго определенные объекты учета. Один синтетический или аналитический счет не может обобщать информацию о разнородных фактах хозяйственной деятельности либо выполнять несходные функции. Реализация этого принципа предполагает соблюдение в отношении каждого счета единства экономического содержания, определенности структуры и назначения, однозначности отношения его к балансу. Однородность и разграниченность счетов, составляющих план счетов, определяется согласно их научно обоснованной классификации.

     Принцип равномерности счетов одного порядка  заключается в том, что в плане  счетов учетные позиции одного порядка  должны обеспечивать одинаковый уровень обобщения информации о фактах хозяйственной деятельности. Введение однопорядковых счетов позволяет правильно установить взаимосвязи между ними и значительно упорядочить их корреспонденцию. Смешение разных уровней учета лишает план счетов последовательности и четкости.

     Наличие в плане счетов резервных позиций  обеспечивает возможность дополнения его новыми признаками группировки информации, т.е. его адаптируемость к изменениям в хозяйственной жизни и методике бухгалтерского учета. 

                            2.1.10. Форма бухгалтерского учета. 

     Предприятие самостоятельно выбирает форму бухгалтерского учета, определяя перечень и построение учетных регистров, последовательность и технику записей в них, их взаимосвязь. В основе выбора лежат  таки критерии, как объем и состав имущества, принадлежащего предприятию, структура и сложность производственно процесса, масштабы и разнообразие видов деятельности, организация управления, квалификация персонала.

     При выборе формы ведения учета целесообразно  ориентироваться на машинные технологии обработки учетной информации. Машиноориентированные формы учета должны предусматривать: высокий уровень автоматизации учетных работ; регламентацию процессов получения учетной и отчетной информации, необходимой для выполнения функций бухгалтерского учета в управлении хозяйственной деятельностью предприятия; возможность формирования части отчетной информации не только за соответствующий отчетный период, но и на любую дату в этом периоде; фиксацию всей выходной информации на машинных носителях; вывод в удобный для использования форме по установленному регламенту информации для осуществления бухгалтерского контроля за хозяйственной деятельностью и подготовки управленческих решений, составления бухгалтерской отчетности и выполнения других управленческих работ; вывод в удобной для использования форме по запросам работников бухгалтерской службы данных для справочных целей, контроля достоверности учетной информации, правильности ее обработки; оперативность и удобство использования учетной и отчетной информации.

     В качестве общих принципов построения машиноориентированных форм учета  могут быть предложены следующие: накапливание и хранение информации о фактах хозяйственной  деятельности в базе данных; систематизация информации о фактах хозяйственной деятельности должна производиться в процессе ее хронологической регистрации; совмещение записей синтетического и аналитического учета в единой системе.

     Определение корреспондирующих счетов по фактам хозяйственной деятельности должно осуществляться двумя способами. Для отражения на счетах массовых, поддающихся программированию фактов целесообразно использование кодов хозяйственных операций. Корреспонденция счетов по прочим фактам хозяйственной деятельности должна устанавливаться по-прежнему путем котировки первичных документов.

     Однократность ввода данных предусматривает, что  данные, зафиксированные в первичном  документе, вводятся в систему учетных  записей единожды: дальнейшая обработка  их осуществляется путем переноса и  движения по различным регистрам.

     Информация  о фактах хозяйственной деятельности, реконструируемая в бухгалтерском  учете, должна физически организовываться не автономно, а в ограниченном единстве с информационными фондами других подсистем управления предприятием. Совокупность этих информационных фондов, образующая единую базу данных, представляет собой целостную модель деятельности предприятия.

       Ориентация на применение машинных  информационных технологий не  исключает возможности организации  бухгалтерского учета по одной  из традиционных ручных форм счетоводства. Имеются в виду, например, единая журнально-ордерная, журнал-главная, мемориально-ордерная формы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.2. Учетная политика  предприятия: 

    организационный аспект 

    2.2.1. Организационная  форма бухгалтерской  службы. 

    Бухгалтерский учет на предприятии может осуществляться:

    бухгалтерией, являющейся самостоятельным структурным  подразделением данного предприятия;

    специализированной  профессиональной организацией на договорных началах, том числе централизованной бухгалтерией;

    соответствующим специалистом на договорных началах.

    В первом случае речь о средних и  крупных предприятиях, на которых  выделение бухгалтерского учета  из общего управленческого процесса немыслимо. Остальные варианты ведения  учета используются малыми предприятиями, которых подчас содержание собственной бухгалтерии – дорогостоящее и нерациональное занятие.

    Независимо  от того, имеет предприятие собственную  бухгалтерию или пользуется услугами сторонней организации, ответственность  за организацию бухгалтерского учета несет руководитель предприятия. В его обязанности входит создание необходимых условий для правильного ведения бухгалтерского учета, выполнения всеми подразделениями и службами, работниками предприятия, имеющими отношение к учету, требований главного бухгалтера относительно порядка оформления и представления для учета документов и сведений.

      Главный бухгалтер или лицо, исполняющее  его функции, несет ответственность  за соблюдение общих методологических  принципов бухгалтерского учета.  Основные его функции состоят в обеспечении контроля и отражении на счетах бухгалтерского учета всех осуществляемых предприятием хозяйственной операции, предоставление оперативной информации, составлении в установленные сроки бухгалтерской отчетности и осуществлении (с другими подразделениями и службами) экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия. 

    2.2.2. Уровень централизации  учета.

    Структура бухгалтерской службы. 

    В зависимости от конкретных условий  деятельности предприятия учет на нем  может быть организован по централизованной, децентрализованной или смешанной форме.

    При централизации учета все работы по текущему обобщению и систематизации информации, составлению бухгалтерских  отчетов, экономическому анализу и  контролю сосредоточиваются в едином подразделении предприятия. Это обеспечивает возможность рационального разделения труда и организации действенного контроля со стороны учетного аппарата за работой производственных подразделений.

    При децентрализации учета наряду с  центральной бухгалтерией предприятия в отдельных подразделениях создаются свои бухгалтерии. Они осуществляют законченный цикл учетных работ, вплоть до составления отдельного бухгалтерского баланса, активы и пассивы которого включаются в общий баланс предприятия. К несомненным достоинствам децентрализованной формы необходимо отнести приближение учетного персонала к производственным подразделениям, повышение оперативности и аналитичности учета.

    Предприятия может применять и смешанную  форму организации учета, когда  лишь некоторые (наиболее крупные) подразделения составляют отдельный баланс либо когда бухгалтерские службы подразделений выполняют только часть учетных работ (приемку и проверку первичных документов, учет расчетов с работниками, группировку информации в разрезах, необходимых для руководства подразделением, и др.).

    Состав  и соподчиненность отдельных  бухгалтерских подразделений и  работников определяют исходя из численности  персонала и объема учетно-контрольных  работ, вытекающего из масштабов  хозяйственной деятельности предприятия, качества и рациональности постановки самого учета.

    На  небольших предприятиях функции  ведения бухгалтерского учета распределяются между исполнителями, как правило, по предметному признаку: каждый исполнитель  осуществляет весь комплекс работ на определенном участке учета (учет материальных ценностей, учет производственных затрат и т.д.). Все работники бухгалтерской службы подчиняются главному бухгалтеру.

    На  крупных и средних предприятиях в составе бухгалтерской службы предусматривается ряд подразделений (отделы, сектора). Они, как правило, выделяются так же по предметному признаку. Внутри этих подразделений работа может распределяться между исполнителями по линейному (когда работник обслуживает целиком какое-либо производственное подразделение) или функциональному (когда работник выполняет определенную группу операций) признаку.

    Например, в состав бухгалтерии предприятия  может быть расчетный, материальный, производственный, сводный отделы и  другие подразделения. Расчетный отдел  обычно занимается комплексом работ по учету расчетов по оплате труда, расчетов с Фондом социального страхования, Пенсионным фондом и другими подобными органами, а также соответствующей отчетностью. Материальный отдел отвечает за ведение учета и осуществление контроля за наличием  и движением материальных ресурсов. Производственный отдел ведет учет затрат на производство, исчисляет себестоимость продукции. На сводный отдел возлагается обобщение данных бухгалтерского учета, составление бухгалтерской отчетности. Специальные подразделения бухгалтерии могут заниматься учетом капитальных вложений (при большом объеме капитального строительства), учетом готовой продукции и реализации, финансово-банковскими операциями, расчетами по налогам и неналоговым платежам в бюджет. 

Информация о работе Учетная политика предприятия