Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 12:23, курсовая работа
Учетная политика предприятия, как совокупность правил реализации метода бухгалтерского учета, должна обеспечивать максимальный эффект от ведения учета.
ВВЕДЕНИЕ
1. Содержание и основы разработки проекта учетной
политики . . . . ……………………………………………………………...4 стр.
2. Комментарии к технико-методологическим и организационным
правилам (принципам) учетной политики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15 стр.
2.1 Учетная политика предприятия: методологический и технический
аспекты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………………………15 стр.
2.1.1. Разграничение средств труда на основные средства и малоценные предметы и технико-методологические правила учета их движения и амортизации стоимости……………………………………………………15 стр.
2.1.2. Учет и амортизация стоимости нематериальных активов………..20 стр.
2.1.3. Варианты учета приобретения (заготовки), оценки производ-
ственных запасов и товаров………………………………………………..21 стр.
2.1.4. Варианты учета затрат на производство, распределения расходов
учета выпуска, оценки и калькулирования себестоимости готовой
продукции…………………………………………………………………...23 стр.
2.1.5. Вариант определения выручки от реализации продукции
(работ, услуг) и признания прибыли (дохода)……………………………26 стр.
2.1.6.Учет затрат на ремонт основных средств…………………………...29 стр.
2.1.7. Учет и порядок создания резервов, фондов и использования
прибыли……………………………………………………………………..30 стр.
2.1.8. Учет расходов и доходов, будущих периодов и порядок
оценки задолженности по полученным займам………………………….35 стр.
2.1.9. План счетов бухгалтерского учета…………………………………37 стр.
2.1.10. Форма бухгалтерского учета………………………………………38 стр.
2.2 Учетная политика предприятия: организационный
аспект . . . . . . ...............................................................................................42 стр.
2.2.1. Организационная форма бухгалтерской службы………………….42 стр.
2.2.2. Уровень централизации учета. Структура бухгалтерской
службы………………………………………………………………………42 стр.
2.2.3 Выделение подразделений предприятия на отбельный
баланс………………………………………………………………………..44 стр.
2.2.4. Внутрипроизводственный контроль………………………………..45 стр.
Использованная литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………48 стр.
Способы ведения учета. Избранные предприятия, должны применяться, как правило, с 1 января года, следующего за годом издания документа, оформляющего решение о принятии учетной политики. Однако в отдельных случаях документ может определять иную конкретную дату начала применения того или иного способов.
Создаваемые
предприятия должны оформлять свою
учетную политику по возможности
в кратчайшие сроки. В начале деятельности
предприятия при
Особое внимание должно быть обращено на процедуру формирования учетной политики на предприятиях. В ней должны участвовать специалисты не только бухгалтерской службы, но и других функциональных подразделений и служб, в том числе финансовой, юридической, отдела внутреннего аудита, ревизионной комиссии.
На протяжении года предприятие должно строго следовать принятой учетной политики. При необходимости можно внести изменения в учетную политику, но только с начала нового отчетного года, о чем обязательно указывается в пояснительной записке к годовому отчету за предыдущий год. В течение отчетного года учетная политика может быть изменена в случае ликвидации, реорганизации или преобразования предприятия, а также изменений нормативных и законодательных документов РФ.
Особое внимание необходимо уделять соответствию учетной политики хозяйственной ситуации, под которой понимается внутренние и внешние условия функционирования предприятия. В частности, на учетную политику могут оказать влияние такие события в хозяйственной жизни, как: запрет или ограничение той или иной деятельности; изменение условий договора, заключаемых с потребителями продукции работ, услуг, в том числе с государственными органами, и поставщиками материально-технических ресурсов, услуг; введение и отмена государственного регулирования цен на продукцию; реструктурирование источников формирования финансовых ресурсов; изменение условий внешнеэкономического режима; уровень инфляции и др.
Все изменения избранной учетной политики должны быть обоснованными. Если меняются методические способы ведения учета, то это предполагает наличие серьезных экономических факторов и предпочтительность использования новых способов.
Обоснованием
перехода к использованию новых
технических приемов учета
Стоимостная оценка последствий изменений в учетной политике может определяться: 1) как разница в оценке активов, в отношении которых используются новые способы оценки, до и после внесения этих изменений или 2) как непогашенная величина первоначальной стоимости активов.
В связи с изменением учетной политики предприятие должно определить порядок регулирования суммовых разниц, возникающих при переходе к использованию новых способов ведения учета. Иными словами, необходимо решить, будет возникшая суммовая разница включена в издержки производства или будет отнесена на чистую прибыль, либо капитализирована.
Так
же, как и сама учетная политика,
документальному оформлению подлежат
изменения в ней. Имеется в
виду необходимость издания
При тех или иных изменениях учетной политики особенно тщательно необходимо подходить к определению даты, с которой в учетную практику вводится новый прием. Его ведение не должно исказить финансового результата деятельности предприятия, усложнить учетный процесс или воспрепятствовать нормальному его ходу.
Теоретически новый способ учета можно ввести с любой даты, избранной предприятием. Однако с точки зрения практики наиболее приемлемым моментом является 1 января. Корректировка учетной политики с начала нового отчетного года обеспечивает последовательность учетного процесса в течение отчетного года и большую представительность показателей, формируемых в бухгалтерском учете.
Принятая предприятием учетная политика должна раскрываться для внешних пользователей финансовой информации. При этом под раскрытием информации подразумевается предание ее гласности. Применительно к учетной политике речь идет об описании в бухгалтерской отчетности важнейших способов ведения бухгалтерского учета. Необходимость в этом связана с назначением финансовой информации о деятельности предприятия. Чтобы проанализировать состояние предприятия на основе его финансовой отчетности, необходимо знать, как сформировались те или иные показатели, что отражает их изменение: реальное улучшение-ухудшение дел или корректировку методов исчисления этих показателей. Иными словами. Заинтересованный пользователь бухгалтерской отчетности должен иметь возможность понять и оценить те или иные данные, включенные в нее.
В публикуемом отчете подлежат описанию не все составляющие учетной политики, а лишь основные ее положения. Под основными понимаются те положения учетной политики, которые существенно влияют на представление об имущественном и финансовом положения предприятия, его денежном обороте или результатах его деятельности, а также те, которые значительно влияют или могут сделать полезные выводы по ней.
Основные положения учетной политики могут раскрываться в отчетности двумя способами: путем описания каждого из них либо путем указания отклонений от общих правил. В первом случае пояснительная информация к бухгалтерской отчетности включает более или менее подробное изложение всех основных положений учетной политики, независимо от того, являются они общепризнанными или нет.
Второй способ раскрытия учетной политики целесообразен для отчетности «внутрироссийского пользования». При этом способе основные положения учетной политики раскрываются лишь в том случае, когда они отличаются от общепринятых правил. Если при составлении финансовой отчетности предприятие строго следует общепризнанным правила, то в отчете достаточно ограничиться указанием этого факта. Если же предприятие допускает по тем или иным причинам отступления от таких правил, то они подробно описываются в пояснениях к отчету вместе с причинами этих отступлений.
Кроме положений, отличных от общепризнанных, информация об учетной политике должна содержать сведения о положениях, сформированных предприятием: в результате выбора, сделанного из нескольких допускаемых вариантов; исходя из отраслевой принадлежности предприятия; в результате нетрадиционного применения допускаемых вариантов, в том числе отраслевых.
В отечественной практике среди них – амортизационная политика в отношении основных средств; порядок начисления амортизации по нематериальным активам; метод оценки сырья, материалов и подобных ценностей; метод признания прибыли по долгосрочным договорам; фонды специального назначения; способы отражения в отчетности полученных займов и др.
Особому описанию подлежат изменения в учетной политике предприятия, происшедшие в течение отчетного года, равно как в отчетном году по сравнению с годом, предшествующим отчетному, и существенно влияющие на оценки и решения пользователей бухгалтерской отчетности.
Учетная политика должна раскрываться в бухгалтерском отчете за год. Для промежуточных бухгалтерских отчетов это требование не обязательно. Исключения должны составлять случаи, когда при подготовке промежуточного отчета произошли существенные изменения в учетной политике по сравнению с последним по времени составления бухгалтерским отчетом, раскрывавшим учетную политику. В случае публикации бухгалтерской отчетности в объеме, меньше установленного, раскрытию подлежат как минимум та информация об учетной политике, которая непосредственно относится к публикуемым материалам.
Раскрытие учетной политики в бухгалтерской отчетности не исключает неправильного или неточного отражения фактов хозяйственной деятельности предприятия в этой отчетности. Оно не снимает с предприятия ответственности за нарушение установленных правил ведения бухгалтерского учета и составления отчетности.
В
силу важности последствий принятия
учетной политики для внутренней
жизни предприятия и для
Внутренний контроль учетной политики обеспечивается службами внутреннего аудита и ревизионной комиссией. Служба внутреннего аудита должна сосредоточиться главным образом на соответствии учетной политики установленному порядку учета и отчетности, обоснованности принятия администрацией тех или иных решений с точки зрения влияния их на конечные результаты деятельности предприятия, а также точности претворения выбранной учетной политики должна наблюдать за учетной политикой в интересах собственников предприятия, т.е. за тем, насколько принимаемые дирекцией предприятия решения реализуют цели собственников.
Внешний контроль учетной политики, избранной предприятием, может быть осуществлен независимой аудиторской организацией, а также государственными контролирующими органами, обладающими соответствующими полномочиями.
Аудиторский контроль. Информация об учетной политике как неотъемлемая составляющая бухгалтерской отчетности является одним из объектов аудиторской проверки. В процессе проверки устанавливается соответствие избранной предприятием учетной политики характеру и условиям деятельности этого предприятия, а также действующим правилам деятельности этого предприятия, а также действующим правилам и общепризнанным процедурам. Проверяя учетную политику, аудитор оказывает консультационную помощь предприятию.
Вторая сторона аудиторской проверки учетной политики связана с необходимости отчетности и соответствии ее реальному положению дел на предприятии. Если принять во внимание тот факт, что это мнение служит основой выводов и действий контрагентов предприятия, то становится очевидным, что мнение аудитора о достоверности отражения учетной политики в отчетности также важно. Аудиторское заключение о достоверности бухгалтерской отчетности должно распространяться в равной степени и на информацию об учетной политике, избранной предприятием.
Основой
для аудиторского исследования учетной
политики является внутренняя документация
предприятия, в том числе организационно-
Контроль налоговых органов. В отличие от аудиторского исследования учетной политики предприятия контроль налоговых органов преследует лишь одну цель – установление соответствия избранных предприятие способов ведения бухгалтерского учета требованиям и предписаниям налогового законодательства. При этом совершенно очевидно, что налоговые органы не волнует проблема соответствия установленных правил характеру и особенностям деятельности конкретного предприятия.
Проверка
налоговых органов может