Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 18:47, реферат
Цель исследования - изучить общие принципы формирования учетной политики, внесение в нее изменения, а также применения норм учетной политики организации в практической деятельности.
Гипотеза работы заключается в том, что существует прямая связь учетной политики и ее влияния на финансовый результат деятельности предприятия.
При формировании учетной политики компания должна помнить, что этот документ составляется не «для галочки» и не только для исполнения обязанности налогоплательщика. Многие бухгалтеры считают, что приказ об учетной политике – это формальный документ, который нужно быстро написать, сдать налоговикам и забыть о нем.
Между тем, ссылаясь на данный приказ (в котором грамотно должны быть описаны методы учета), можно выиграть сложные, а порой и практически безнадежные судебные дела, либо отстоять свою точку зрения в спорах с налоговиками при проверках, даже не доводя споры до судебных исков. В соответствии с ПБУ 1/2008 «Учётная политика организации» (приказ Минфина России от 06.10.2008 г. № 106н «Об утверждении положений по бухгалтерскому учёту») под учётной политикой организации в целях бухгалтерского учёта понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учёта — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.
Согласно статьи 11 НКРФ учётная политика для целей налогообложения — это выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учёта иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.
Рекомендуем Положение об учётной политике предприятия оформлять в виде двух самостоятельных локальных документов:
Полагаем, что допущение последовательности применения учётной политики, регламентированное бухгалтерским стандартом ПБУ 1/2008 «Учётная политика организации» приемлем и для учётной политики для целей налогообложения: выбранная предприятием учётная политика применяется последовательно от одного налогового периода к другому, то есть разрабатывается «на века» и лишь при необходимости внесения изменений корректируется приказом датированным до 1 января календарного года, которым вводятся изменения.
Наличие двух самостоятельных положений не случайно. Наряду с тем фактом, что расчёт ряда налогов осуществляется на базе бухгалтерского учёта, в нормативных документах по налогообложению существует достаточно большое количество требований, которые нельзя исполнить, используя лишь действующие методы бухгалтерского учёта.
Начиная с 2006 г., это относится не только к порядку исчисления налога на прибыль организаций согласно гл. 25 НК РФ, но и НДС согласно гл. 21 НК РФ-Постановление вступило в силу со дня его официального опубликования («Российская газета», № 160, 30.07.2008) и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 г.
Первоначально дадим определения основным понятиям, применяемым в учетной политике для целей бухгалтерского и налогового учета (табл.1).
Таблица 2 - Определения для целей бухгалтерского и налогового учета.
Для целей Бухгалтерского Учета |
Для целей Налогообложения | ||
|
Документ/ Основание |
Определение |
Документ/ Основание |
| |||
Бухгалтерский учет - упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций |
ФЗ РФ № 129-ФЗ ст.1 |
Налоговый учет - система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым Кодексом |
НК РФ гл.25 ст. 313 |
| |||
Формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении; Обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов Предотвращение отрицательных
результатов хозяйственной деят |
ФЗ РФ № 129-ФЗ ст.1 |
Формирование полной и достоверной
информации о порядке учета для
целей налогообложения Обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога |
НК РФ гл.25 ст. 313 |
| |||
Последовательность применения учетной политики от одного отчетного года к другому; Непрерывность деятельности организации обозримом будущем, отсутствие намерения и необходимости ликвидации или существенного сокращения деятельности, и, следовательно, погашение обязательств в установленном порядке; Временная определенность факторов хозяйственной
деятельности к тому отчетному периоду,
в котором они имели место,
независимо от фактического времени
поступления или выплаты Имущественная обособленность активов и обязательств организации от активов и обязательств собственников этой организации и других организаций |
ПБУ 1/08 п.6 |
Последовательность применения норм и правил налогового учета от одного налогового периода к другому; Непрерывность отражения объектов учета в хронологическом порядке |
НК РФ гл.25 ст. 313, 314 |
| |||
Полноты отражения в бухгалтерском учете всех факторов хозяйственной деятельности Своевременности отражения фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности Осмотрительности (большая готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов) Приоритета содержания перед формой (отражение в бухгалтерском учете факторов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования) Непротиворечивости (тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца) Рациональности ведения |
ПБУ 1/08 п.7 |
||
| |||
Методы оценки отдельных видов активов и обязательств организации; Рабочий план счетов бухгалтерского
учета для ведения Формы первичных учетных документов, по которым не предусмотрены типовые и унифицированные формы; Регистры бухгалтерского учета; Формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности; Состав форм и раскрытие внешней бухгалтерской отчетности; Правила документооборота; Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов; График документооборота; Порядок хранения документов бухгалтерского учета; Технология обработки учетной информации; Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации; Порядок контроля за хозяйственными операциями; Организация работы бухгалтерской службы; Организация работы обособленных структурных подразделений (филиалов); Раскрытие допущений, отличных от предусмотренных в ПБУ 1/98 п.6, и причины их применения; Проведение внешней аудиторской проверки; Организация внутреннего аудита; Перечень сведений, составляющих коммерческую тайну; Другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета |
ПБУ 1/08 ПВБУБО |
Методы оценки отдельных видов активов и обязательств организации; Формы аналитических регистров налогового учета; Определение налоговой базы и периодичность предоставления отчетности Другие решения, необходимые для организации налогового учета |
НК РФ гл.25 |
| |||
Последовательно из года в год С 1 января года, следующего за годом ее утверждения |
ПБУ 1/08 |
Последовательно от одного налогового периода к другому С начала нового налогового периода |
НК РФ гл.25 ст. 313 |
| |||
Изменения законодательства РФ и нормативных актов по бухгалтерскому учету Разработки предприятием новых
способов ведения бухгалтерского учета
в связи с отсутствием Существенного изменения условий деятельности предприятия в связи с:
|
ПБУ 1/08 |
Изменения законодательства Изменения применяемых методов учета |
НК РФ гл.25 ст. 313 |
| |||
Упущения каких-либо моментов при ее первоначальном утверждении Изменения видов деятельности предприятия Появления новых участков бухгалтерского учета |
ПБУ 1/08 |
При осуществлении новых видов деятельности |
НК РФ гл.25 ст. 313 |
Существенные способы ведения бухгалтерского учёта подлежат раскрытию в пояснительной записке, входящей в состав бухгалтерской отчётности предприятия за отчётный год.
Уклонение организации от обязанностей по формированию учётной политики может быть квалифицировано налоговым органом как грубое нарушение правил учёта доходов и расходов и объектов налогообложения, выражающееся в данном случае в отсутствии методологии (способов ведения бухгалтерского и налогового учёта) и, как следствие, в неправильном отражении хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учёта и отчётности.
Отсутствие учётной политики приводит на практике к серьёзным ошибкам учёта доходов и расходов для целей налогообложения и к искажению бухгалтерской отчётности.
По действующему
законодательству
Ошибки возможны из-за отсутствия проработанной учётной политики.
Таблица 3- Ответственность за нарушение учетной политики
Налоговое правонарушение (ст. 120 НК РФ) |
Налоговые санкции (штраф) | |
Грубое нарушение организацией правил учёта доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения: если эти деяния совершены в течение одного налогового периода при отсутствии признаков налогового правонарушения , если они совершены в течение более одного налогового периода, если они повлекли занижение налоговой базы |
5000 руб. 15000 руб. 10% от суммы неуплаченного налога, но не менее 15000 руб. | |
Административная ответственность (гл. 15КоАПРФ) |
Административное взыскание (штраф на должностных лиц) | |
1. Грубое нарушение правил |
от 2000 до 3000 руб. | |
2. Непредоставление в |
От 300 до 500 руб. |
Налоговые органы и суды не раз указывали, что отсутствие учётной политики означает нарушение выбора организацией установленного порядка признания в целях налогообложения альтернативно предложенного варианта признания доходов и расходов (см. письмо Минфина РФ от 15.03.04 г. № 02-5-10/13, Постановление Президиума ВАС РФ от 15.09.1998 г. № 161/98), ВАС РФ, Определение от 10.07.2008 г. № 7997/08 об отсутствии в учётной политике раздельного учёта облагаемых и необлагаемых операций и пр.
Для того чтобы не нарушать допущение непрерывности деятельности и допущение последовательности применения учётной политики, следует утверждать в декабре 2009 года лишь изменения действующей в организации учётной политики.
ПБУ 1/2008 «Учётная политика организации» утверждено приказом Минфина России от 06.10.2008 г. № 106н. С появлением этой ново бухгалтерских стандартов стала отчётливо видна классификация изменений, с которыми приходится сталкиваться бухгалтерам при ведении бухгалтерского учёта и составлении бухгалтерской отчётности:
— изменение учётной политики по бухгалтерскому учёту;
Исходя из п.п. 12 и 13ПБУ 15/2008 если основное средство приобретается с целью продажи, то проценты по заёмным средствам не включаются в первоначальную стоимость объекта, а учитываются как текущие расходы.
Вся совокупность решаемых методом учётной политики вопросов делится: на организационные и методические.
Таблица 4 - Методические аспекты учетной политики
Организационные аспекты |
приёмы и методы организации технологического процесса работы бухгалтерско-финансовой службы предприятия, направленные на успешное выполнение задач, стоящих перед информационной системой, обеспечивающей процесс принятия экономических решений. |
Методические аспекты |
влияют на порядок формирования финансовых результатов деятельности организации, на оценку её финансового состояния |
В целях рационализации
документопотока можно в
Таблица 5 - Локальные акты
Наименование документа |
Основное содержание |
Нормативная база |
1. Положение о служебных командировках |
Данный локальный акт разрабатывается самостоятельно сторонами коллективного договора и индивидуально для каждого предприятия. Устанавливает основные правила и порядок направления работников в служебные командировки |
1. Трудовой кодекс РФ. 2. Положение об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденное постановлением Правительства России от 13.10.08 № 749 (вступило в силу с 25.10.08) |
2. Приказ об утверждении графика документооборота |
Содержит схему или перечень работ по созданию, проверке и обработке документов, выполняемых каждым подразделением организации, а также всеми исполнителями работ с указанием их взаимодействия и сроков выполнения работ |
1.Закон № 129-ФЗ от 21.11.96 г. «О бухгалтерском учёте». 2. Положение поведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в РФ», утверждённое приказом Минфина России №34н от 29.07.1998 г. |
3.Приказ о лимите остатка кассы в структурных подразделениях |
Издаётся в организациях, которые помимо центральной кассы имеют еще и отдельные кассы в структурных подразделениях (это может быть целесообразным |
Положение Банка России от 05.01.98 № 14-П «Правила организации наличного денежного об- ращения на территории РФ» (утверждено Советом директоров Банка России от 19.12.1997 г. № 47) |
4. Приказ о выдаче подотчетных сумм |
Устанавливает: перечень подотчетных лиц; максимальные размеры подотчетных сумм; основания выдачи денежных средств под отчет; сроки, на которые денежные средства могут выдаваться под отчет |
Порядок ведения кассовых операций в РФ, утверждённый инструкцией Банка России от 04.10.93 № 18 |
Таким образом, учетная политика представляет собой совокупность способов ведения бухгалтерского учета, выбранных организацией для использования. Формировать учетную политику может лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета организации (п. 4 ПБУ 1/2008).
В учетную политику имеет смысл включить несколько разделов:
В первом описываются организационно-технические вопросы.
Во втором разделе указывается выбор способов налогового учета в тех случаях, когда НК РФ предоставляет налогоплательщику такое право (например, определение перечня прямых и косвенных расходов).
В третьем разделе учетной политики организация может разработать и утвердить формы налоговых регистров, примеры определения доходов и расходов по конкретным хозяйственным операциям, варианты переноса убытка на будущее.
Рекомендуем Положение об учётной политике предприятия оформлять в виде двух самостоятельных локальных документов:
Уклонение организации от обязанностей по формированию учётной политики может быть квалифицировано налоговым органом как грубое нарушение правил учёта доходов и расходов и объектов налогообложения, выражающееся в данном случае в отсутствии методологии (способов ведения бухгалтерского и налогового учёта) и, как следствие, в неправильном отражении хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учёта и отчётности.
2. МЕТОДИКА СОСТАВЛЕНИЯ И РАСКРЫТИЯ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА в ОАО «АРСП»
2.1 Основные
элементы учетной политики
ОАО «АРСП» образовано 26.04.2001г. Производственную деятельность начало с 01.10.2001г.
Уставной капитал общества 27.465.240 руб.
Среднесписочная численность ОАО «АРСП» составляет 133 чел.
Открытое акционерное общество «АРСП» находится по адресу: г. Москва, пр. Серебрякова, д.21, стр.1
Информация о работе Учетная политика организации, принципы ее формирования и раскрытия