Учетная политика организации, принципы ее формирования и раскрытия

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 18:47, реферат

Описание работы

Цель исследования - изучить общие принципы формирования учетной политики, внесение в нее изменения, а также применения норм учетной политики организации в практической деятельности.
Гипотеза работы заключается в том, что существует прямая связь учетной политики и ее влияния на финансовый результат деятельности предприятия.

Работа содержит 1 файл

Дипл.работа1.doc

— 518.50 Кб (Скачать)

"Учетная  политика организации, принципы ее формирования и раскрытия"

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время учетная политика является важнейшим инструментом управления предприятием. При грамотном составлении учетной политики организация может существенно изменить в лучшую сторону свои основные показатели деятельности предприятия, построить налоговое планирование и ценовую политику.

Однако следует отметить, что  значение учетной политики недооценивается многими предприятиями, в которых к разработке учетной политики относятся формально, не изучают последствия применения тех или иных элементов.

Без ознакомления с учетной политикой  предприятия нельзя осуществлять сравнительный анализ показателей деятельности организации за различные периоды, сравнивать различные организации между собой, проводить аудиторскую и налоговую проверки.

Любой хозяйствующий субъект - юридическое  лицо или индивидуальный предприниматель уплачивают различные виды налогов.

Основными документами налогового законодательства в нашей стране является Налоговый Кодекс РФ и принятые в соответствии с ним Федеральные  законы о налогах и сборах. Налоговая политика Российской Федерации основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Согласно НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Налог считается установленным  тогда, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога. Законно установленный налог налогоплательщик обязан правильно исчислить и вовремя заплатить. В зависимости от того, насколько правильно налогоплательщик рассчитает налогооблагаемую базу и определит сумму налога, подлежащую уплате в бюджет, в конечном итоге зависит, как величина налоговых последствий для организации, так и размер её финансового результата.

Рассчитывая налоговую базу, налогоплательщик должен в течение всего финансового года пользоваться неизменными методами. Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что налогоплательщик должен организовать систему обобщения информации для определения налоговой базы по каждому из налогов на основе первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, установленным налоговым законодательством, то есть фактически должен иметь учетную политику в целях налогообложения, для оптимизации взваленного на него налогового бремени.1

Таким образом, начиная с 1 января 2002 года все организации должны составлять утверждать две учетные политики - учетную политику в целях ведения бухгалтерского учета и учетную политику налогообложения.

Перед началом нового года каждая организация не только подводит предварительные итоги года уходящего, но и задумывается о том, как работать в следующем. Для этих целей  на предприятии формируют важный документ - учетную  политику.

Учетная политика – это  свод обязательных для организации, постоянно применяемых единиц правил отражения имущества, доходов, расходов, операций в бухгалтерском и налоговом учете и отчетности.  

Для подготовки в бухгалтерском  учете полной, объективной и достоверной  информации о своей финансово-хозяйственной  жизни организация в начале предпринимательской деятельности должна сформировать учетную политику и в дальнейшем поддерживать ее в актуальном состоянии. Из всего многообразия способов ведения бухгалтерского учета организация избирает те, которые наилучшим образом обеспечивают учетный процесс и в результате использования которых формируется полная и достоверная картина ее финансового положения и финансовых результатов деятельности. При этом избранные способы ведения учета должны отвечать общепризнанным правилам. Учетная политика для налогообложения представляет собой выбранную компанией совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика (п. 2 ст. 11 НК РФ). Таким образом, учетная политика для целей налогообложения и для целей бухгалтерского учета преследует разные задачи. При формировании учетной политики на 2010 год следует учитывать изменения в положения по бухгалтерскому учету, внесенные с 1 января 2009 года.

Учетная политика организации  является основным внутренним документом, регулирующим все существенные элементы организации и ведения бухгалтерского учета. При проведении налоговых  проверок именно учетная политика и соблюдение ее положений являются объектами пристального внимания проверяющих. Поэтому необходимы глубокие знания о принципах разработки, утверждения и раскрытия учетной политики.

Объект исследования – ОАО "АРСП".

Предмет исследования –  принципы формирования учетной политики ОАО "АРСП".

Цель исследования - изучить  общие принципы формирования учетной  политики, внесение в нее изменения, а также применения норм учетной  политики организации в практической деятельности.

Гипотеза работы заключается  в том, что существует прямая связь учетной политики и ее влияния на финансовый результат деятельности предприятия.

 

1. ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ  УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ

    1. Нормативно-законодательная база по формированию учетной политики

 

Под учетной политикой предприятия понимается выбранная им совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

К способам ведения бухгалтерского учета относятся:2

    1. способы группировки и оценки хозяйственной деятельности;
    2. способы погашения стоимости активов;
    3. организация документооборота;
    4. инвентаризация;
    5. способы применения счетов бухгалтерского учета;
    6. системы регистров бухгалтерского учета;
    7. способы обработки информации и др.

Формирование учетной политики включает в себя следующие способы  ведения бухгалтерского учета, определяемые организацией:3

    1. рабочий план счетов бухгалтерского учета;
    2. формы первичных учетных документов, по которым нет унифицированных форм;
    3. порядок проведения инвентаризации;
    4. методы оценки активов и пассивов;
    5. правила документооборота;
    6. порядок контроля за хозяйственными операциями и др.

 

Учетная политика формируется главным  бухгалтером, утверждается руководителем  и применяется с 1 января года, следующего за годом ее утверждения.

Главная задача учетной политики предприятия - раскрыть те способы бухгалтерского учета, которые существенно влияют на оценку и принятие решений заинтересованными  пользователями бухгалтерской отчетности.

Изменения в учетной политике должны вводится с 1 января года, следующего за годом утверждения и должны носить продуманный, обоснованный характер.

Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008) заменит действующее в  настоящий момент ПБУ 1/98, утвержденное приказом Минфина РФ от 09.12.1998 года № 60н. Обратите внимание, что учетную политику на 2009 год нужно формировать в соответствии с новым положением. Вступает в силу  01.01.2009.

Таблица 1- Сравнения положений «старой» и «новой» редакции

Что изменилось

Положение по бухгалтерскому       учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008)

Положение по бухгалтерскому       учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98)

Формирование учетной  политики

Лица ответственные  за формирование учетной политики

 

 

Пункт 4 ПБУ 1/2008

Учетная политика организации  формируется главным бухгалтером  или иным       лицом, на которое в соответствии с законодательством  РФ   возложено   ведение   бухгалтерского учета организации  и   утверждается   руководителем  организации

Учетная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером)       организации и утверждается руководителем организации

Формы первичных документов, включаемые в учетную политику

 

 

Пункт 4 ПБУ 1/2008

При формировании учетной  политики допускается разработка организацией       соответствующего способа, исходя из Международных стандартов     финансовой   отчетности.

При этом иные положения  по бухгалтерскому учету применяются  для разработки       соответствующего способа в части  аналогичных или связанных   фактов     хозяйственной деятельности, определений, условий признания   и порядка   оценки   активов, обязательств, доходов и расходов

Не регламентировано

Принятие учетной политики реорганизованной организацией

 

 

 

Пункт 9 ПБУ 1/2008

Вновь созданная организация,    возникшая в результате     реорганизации, оформляет избранную учетную   политику не   позднее 90 дней со   дня государственной регистрации

Вновь созданная организация  оформляет избранную учетную  политику до       первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее   90 дней   со дня   государственной регистрации

Изменение учетной политики

Порядок изменения учетной  политики

 

 

Пункт 12 ПБУ 1/2008

Изменение учетной политики производится с начала отчетного  года, если иное       не обуславливается причиной такого изменения

Изменение учетной политики должно вводиться с 1 января года (начала       финансового года), следующего за годом  его утверждения соответствующим       организационно распорядительным документом

Отражение последствий изменений учетной политики в бухгалтерской       отчетности

 

 

Пункт 15 ПБУ 1/2008

Последствия изменения  учетной политики, оказавшие или  способные оказать       существенное влияние на финансовое положение организации,   финансовые     результаты ее деятельности или движение денежных   средств, отражаются в     бухгалтерской отчетности ретроспективно,   за исключением   случаев, когда   оценка в денежном выражении таких   последствий в   отношении периодов,   предшествовавших отчетному, не может быть     произведена с   достаточной надежностью.

Ретроспективное отражение  последствий изменения учетной     политики   заключается в корректировке  входящего остатка по   статье     «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» за самый   ранний представленный     в бухгалтерской отчетности период, а   также значений связанных статей     бухгалтерской отчетности,   раскрываемых за каждый представленный в     бухгалтерской   отчетности период, как если бы новая учетная политика       применялась с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности     данного   вида

Последствия изменения  учетной политики, оказавшие или     способные   оказать существенное влияние на финансовое положение,   движение     денежных средств  или финансовые результаты   деятельности организации,     отражаются в бухгалтерской отчетности   исходя из требования представления     числовых показателей   минимум за два года, кроме случаев, когда   оценка в   денежном   выражении этих последствий в отношении этих   последствий в отношении     периодов, предшествующих отчетному, не может   быть произведена с   достаточной   надежностью.

 

Отражение последствий  изменения учетной политики заключается  в     корректировке   включенных в бухгалтерскую отчетность за отчетный период       соответствующих данных за периоды, предшествующие отчетному.

 

Указанные корректировки  отражаются лишь в бухгалтерской  отчетности. При       этом никакие учетные записи не производятся

Раскрытие учетной политики

Информация, которая должна быть раскрыта в случае изменения учетной       политики организация

 

 

Пункт 21 ПБУ 1/2008

В случае изменения учетной  политики организация должна раскрывать       следующую информацию:

- причину изменения  учетной политики;

- содержание изменения  учетной политики;

- порядок отражения  последствий изменения учетной политики в   бухгалтерской     отчетности;

- суммы корректировок,  связанных с изменением учетной  политики, по   каждой     статье бухгалтерской отчетности  за каждый из   представленных  отчетных   периодов,   а если  организация обязана   раскрывать информацию о прибыли,   приходящейся на   одну акцию, -   также по данным о базовой и разводненной   прибыли (убытку) на     акцию;

- сумму соответствующей  корректировки, относящейся к  отчетным   периодам,     предшествующим представленным в бухгалтерской   отчетности, - до той   степени,   до которой это практически   возможно.

Если изменение учетной  политики обусловлено применением  нормативного       правового  акта впервые или изменением нормативного правового   акта,   раскрытию   также подлежит факт отражения последствий   изменения учетной   политики в   соответствии с порядком,   предусмотренным этим актом

Изменения учетной политики, подлежат раскрытию в бухгалтерской  отчетности.

Информация о них  должна, как минимум, включать:

- причину изменения учетной политики;

- оценку последствий  изменений в денежном выражении  (в отношении     отчетного  года   и каждого иного периода,  данные за который включены  в     бухгалтерскую   отчетность  за отчетный год);

- указание на то, что  включенные в бухгалтерскую отчетность за     отчетный год   соответствующие данные периодов, предшествовавших     отчетному,   скорректированы

Случай, когда раскрыть информацию об изменениях учетной возможности,       невозможно

 

 

 

Пункт 22 ПБУ 1/2008

Если раскрытие информации по какому-то отдельному     предшествующему   отчетному периоду, представленному в бухгалтерской     отчетности, или по   отчетным периодам, более ранним в сравнении   с   представленными,   является невозможным, факт невозможности   такого раскрытия   подлежит   раскрытию вместе с указанием   отчетного периода, в котором начнется     применение   соответствующего изменения учетной политики.

Не регламентировано


 

Для начала несколько слов о том, кто уполномочен разрабатывать  принципы учетной политики организации. Если до сих пор таким лицом являлся главный бухгалтер, то, начиная с 2009 года формировать учетную политику, может любой другой работник фирмы, на которого возложено ведение учета. Например, руководитель финансового департамента или генеральный директор. Как и прежде, учетная политика утверждается приказом директора.

Бухгалтерам дали больше свободы. Отныне приложением к учетной политике можно утверждать формы любых  первичных учетных документов. Напомним, ранее такая вольность позволялась  только в отношении бланков, по которым нет унифицированных форм.

Таким образом, все «госкомстатовские» бланки «первички» перешли в разряд рекомендованных. Если фирма сочтет нужным разработать свой бланк, применять  его она может, невзирая на наличие  типовой формы. Но все это пока остается лишь в теории. Дело в том, что на сегодняшний день не пересмотрен Закон о бухучете (Закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ). Как вы понимаете, федеральный закон имеет приоритет перед приказом финансового ведомства. А значит, согласно действующей редакции статьи 9 этого закона, для оформления хозяйственных операций должна применяться унифицированная «первичка». Возможно, в ближайшее время парламентарии все же обратят внимание на это противоречие между ПБУ и главным бухгалтерским законом и внесут в последний соответствующие поправки.

Одним из важных нововведений стало  появление в российском стандарте  прямой отсылки на МСФО. Так, пунктом 7 ПБУ 1/2008 установлено, что некоторые  вопросы ведения учета не отражены в российских стандартах, и предприятие может разработать соответствующие способы отражения учетных данных самостоятельно – с учетом требований российских ПБУ и Международных стандартов финансовой отчетности. Как вы понимаете, чтобы учесть требования всех действующих IAS и IFRS, бухгалтеру сначала необходимо с ними ознакомиться.

Другим шагом в сторону сближения  с международными стандартами составления  финансовой отчетности стал новый порядок  внесения изменений в учетную  политику. Напомним, ранее при внесении таких изменений они вступали в силу с 1 января года, следующего за годом утверждения обновленной учетной политики. Теперь по общему правилу все изменения в фирменной политике ведения учета подлежат применению «задним числом», т. е. с начала отчетного периода (п. 12 ПБУ 1/2008).

Однако отыграть учет назад, на начало года, мало. Все изменения в учетной  политике организация должна применять  ретроспективно (п. 15 ПБУ 1/2008). При ретроспективном  отражении последствий изменения  учетных методик они должны быть применены таким образом, как если бы компания применяла их всегда. Практически ретроспективное отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке входящего остатка по статье «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» за самый ранний представленный в бухгалтерской отчетности период, а также значений других связанных с корректировкой статей отчетности.

Организация, внесшая изменения в учетную политику, согласно пункту 21 ПБУ 1/2008 должна раскрыть в пояснительной записке:

  • причину изменения учетной политики;
  • содержание внесенного изменения;
  • порядок отражения его последствий в бухгалтерской отчетности;
  • суммы корректировок, связанных с изменением учетной политики, по каждой статье бухгалтерской отчетности за каждый из представленных отчетных периодов, а если организация обязана раскрывать информацию о прибыли, приходящейся на одну акцию, – также по данным о базовой и разводненной прибыли (убытку) на акцию;
  • сумму соответствующей корректировки, относящейся к отчетным периодам, предшествующим представленным в бухгалтерской отчетности, – до той степени, до которой это практически возможно.

 

    1. Основные принципы учетной политики

 

Хотя бухгалтерский учет регламентируется общими нормативными документами для  всех предприятий, у каждого из них  могут быть различные цели и задачи. В связи с этим актуально рассмотрение различных подходов к разработке предприятием учетной политики.

На выбор и обоснование учетной  политики организации влияют следующие  факторы:4

  1. организационно-правовая форма предприятия (общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество, государственное предприятие);
  2. отраслевая принадлежность или вид деятельности (промышленность, строительство, торговля, посредническая деятельность);
  3. объемы деятельности, структура организации, численность;
  4. порядок налогообложения организации (освобождение от различного вида налогов, ставки налогов);
  5. степень свободы действия в условиях рыночной экономики, т.е. возможность самостоятельного принятия решений в вопросах ценообразования, выбора партнера);
  6. цели и задачи экономического развития предприятия на долгосрочную перспективу, ожидаемые направления инвестиций, тактические подходы к решению перспективных задач;
  7. материальной базы (обеспеченность компьютерной техникой и иными средствами оргтехники, программно- методическое обеспечение);
  8. система информационного обеспечения предприятия (по всем необходимым для эффективной деятельности направлениям);
  9. уровень квалификации бухгалтерских кадров, экономической смелости, инициативности и предприимчивости руководителей фирмы;
  10. система материальной заинтересованности в эффективности работы предприятия и материальной ответственности за выполняемый круг обязанностей.5

Информация о работе Учетная политика организации, принципы ее формирования и раскрытия