Учетная политика организации, принципы ее формирования и раскрытия

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 18:47, реферат

Описание работы

Цель исследования - изучить общие принципы формирования учетной политики, внесение в нее изменения, а также применения норм учетной политики организации в практической деятельности.
Гипотеза работы заключается в том, что существует прямая связь учетной политики и ее влияния на финансовый результат деятельности предприятия.

Работа содержит 1 файл

Дипл.работа1.doc

— 518.50 Кб (Скачать)

 

3.4 Разработка альтернативной  учетной политики

 

Учетная политика – это  комплексный документ, касающийся, однако, только одного аспекта организации  учетного процесса – методологии  учета. Следует помнить, что пунктом 3 ст. 6 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон) и статьей 314 НК РФ определены перечни документов, утверждаемых либо одновременно с учетной политикой, либо как приложения к ней. Он включает в себя:

  • рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
  • формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
  • порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;
  • правила документооборота и технологию обработки учетной информации;
  • порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета;
  • формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов.

Исходя из сложившейся  практики, рабочий план счетов, как  правило, утверждается в качестве приложения к учетной политике. Приложением  к ней в силу требования закона выступают и формы регистров  налогового учета. Остальные же названные  документы чаще утверждаются в качестве самостоятельных локальных нормативных актов. Это связано с тем, что по традиции учетная политика вместе с рабочим планом счетов, обеспечивающим ее реализацию, утверждается на каждый финансовый год перед его началом. В то же время график документооборота, формы первичных учетных документов, порядок проведения инвентаризации и иные аналогичные «системные» документы, применяемые из года в год, не меняются, а лишь при необходимости корректируются.

Лицом, ответственным  за разработку учетной политики организации, является ее главный бухгалтер (п. 2 ст. 7 Закона) или иное лицо, на которое в соответствии с законодательством РФ возложено ведение бухгалтерского учета (п. 4 ПБУ 1/2008).

Утверждается учетная  политика внутренним распорядительным документом организации (п. 3 ст. 6 Закона, п. 12 ст. 167 НК РФ) – это, как правило, приказ или распоряжение ее руководителя. Аналогичными документами вводятся в действие и иные документы, утверждаемые вместе с ней.

Не секрет, что на практике сотрудники налоговых органов требуют представления им учетной политики на следующий год одновременно с представлением годовой отчетности за предыдущий год. Однако следует помнить, что в законодательстве такое требование не содержится, поэтому выполнять его налогоплательщик не обязан – представить в налоговый орган без его специального требования налогоплательщик может только в виде своей доброй воли.

Изменения учетной  политики 2009 года

Ежегодно при утверждении  учетной политики на очередной финансовый год главный бухгалтер отслеживает изменения, произошедшие в действующих нормативно-правовых актах, влияющие на порядок ведения учета и, соответственно, на содержание учетной политики.

Напомним, что и Закон, и Положение по бухгалтерскому учету  «Учетная политика организации» устанавливают принцип последовательности учетной политики. Однако изменение законодательства является достаточным и, более того, наиболее распространенным основанием для связанной с ним корректировки учетной политики.

Рассмотрим кратко основные изменения, произошедшие к настоящему времени, которые следует учесть при разработке учетной политики организации – как для целей бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения – на 2010 год.

Новое ПБУ об учетной политике.

Приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н было утверждено Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), которое вступает в силу с 1 января 2009 года. В целом данное положение аналогично прежнему, действующему в настоящее время ПБУ 1/98, однако содержит и ряд новшеств.

Во-первых, в отличие  от ранее действовавшего порядка  учетная политика организации может  изменяться и не с начала года, если это обусловлено причиной такого изменения (п. 12 ПБУ 1/2008). Данное изменение  нормативно закрепляет порядок, фактически применяемый достаточно давно. Напомним, что еще в 2006 году, когда вступил в силу приказ Минфина России от 12.12.2005 № 147н, финансовое ведомство разъясняло, что новая редакция ПБУ 6/01 «Учет основных средств» применяется в отношении объектов, принятых к учету в 2006 году (письма Минфина РФ от 20.06.2006 № 07-05-06/148, от 02.06.2006 № 07-05-06/133 и др.), хотя сами изменения были опубликованы только в конце января 2006 года.

Во-вторых, добавлено  положение о том, что при отсутствии в нормативных актах определенных способов ведения учета по конкретному вопросу формирование учетной политики в этой части осуществляется не только исходя из ПБУ, но и исходя из Международных стандартов финансовой отчетности. Таким образом, при разработке положений учетной политики бухгалтеру необходимо будет ориентироваться также и на требования МСФО.

В-третьих, более подробно регламентирован, оставшись по сути аналогичным, порядок раскрытия  последствий изменения учетной  политики в бухгалтерской отчетности.

Новое ПБУ об учете расходов по кредитам и займам.

ПБУ 15/2008, вступающее в  силу с бухгалтерской отчетности 2009 года, в отличие от ранее утвержденного  ПБУ 15/01 регулирует только порядок учета  расходов по займам и кредитам, но не порядок учета самих кредитов и займов. В частности, в нем отсутствует положение, позволяющее учитывать задолженность по долгосрочному займу или кредиту, до погашения которой остается менее года, в составе долгосрочной до момента ее погашения (при этом обязанность разделения задолженности на долгосрочную и краткосрочную, отраженная в утвержденных Приказом Минфина РФ от 22.07.2003 № 67н образцах форм бухгалтерской отчетности, по-прежнему сохраняется).

Новшеством  ПБУ 15/2008 является возможность учитывать  начисленные проценты или дисконт  по заемным обязательствам (в том числе ценным бумагам) как по мере их начисления в соответствии с условиями договора, так и равномерно в течение срока действия договора займа или выплаты денежных средств по векселю. Свой выбор организации необходимо закрепить в учетной политике. При этом следует учитывать, что применение второго (равномерного) способа признания процентов позволяет сблизить бухгалтерский и налоговый учет, так как п. 8 ст. 272 НК РФ для целей налогообложения прибыли предусмотрен аналогичный порядок.

По-прежнему включаются в стоимость инвестиционного актива проценты по займам и кредитам, привлеченным для его создания и/или приобретения. Поэтому организации в учетной политике, как и ранее, следует определить критерии признания актива инвестиционным. В то же время новшеством ПБУ 15/2008 является установленная им обязанность организации включать в стоимость инвестиционного актива в том числе и проценты по займам (кредитам), полученным на общие цели, если они фактически использованы в связи с приобретением (сооружением) инвестиционного актива.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Формирование рыночных отношений, появление различных  форм собственности, расширение международных экономических отношений привело к внедрению в организацию бухгалтерского учета внутреннего нормативного документа - учетной политики.

Подводя итог изложенному  в выпускной квалификационной работе, можно сказать, что в организациях коммерческого типа, где конечным результатом является получение прибыли, центральное место в бухгалтерском учете финансово-хозяйственной деятельности организации занимает разработка учетной политики.

По итогам проведенного исследования, можно сказать, что  учетная политика определяет и направляет дальнейшую работу не только бухгалтерии и финансовых служб, но всей организации в целом.

Учетная политика, сформированная в организации должна обеспечивать выполнение следующих требований: требование полноты, требование своевременности, требование осмотрительности, требование приоритета содержания перед формой, требование непротиворечивости, требование рациональности.

В выпускной квалификационной работе изложенные теоретические и практические вопросы, касающиеся основ формирования учетной политики, ее оценки и создание оптимальной схемы ведения бухгалтерского учета и налогообложения на базе ее совершенствования.

В первом разделе раскрыты теоретические правовые вопросы.

Основной нормативный  документ, регламентирующий формирование и раскрытие учетной политики предприятия, - Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации».

В учетной политике отражается три направления: методические (методологические), технические и организационные аспекты. Выбранные способы и методы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, обязательны для всех структурных подразделений. Методические аспекты предусматривают способы оценки имущества, обязательств, выбор варианта бухгалтерского и налогового учета по конкретным объектам. Организационное обеспечение должно быть подчинено решению задач своевременного представления аппарату управления достоверной информации и необходимой информации с наименьшими издержками. Техническая сторона процесса представлена выбором формы ведения бухгалтерского учета, систем внутрипроизводственного контроля, технологий обработки учетной информации и т.п.

Организация должна раскрывать принятые при формировании учетной  политики способы бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности.

Следует учесть, что действующее  налоговое законодательство вменяет в обязанность предприятиям и организациям формирование не только учетной политики бухгалтерского учета, но и учетной политики для целей налогообложения.

Собственники и управляющие  крайне заинтересованы в эффективной  работе своих фирм и улучшения их экономического состояния, что требует эффективной системы формирования учетной политики. На современном этапе отводится большая роль по формированию учетной политики, ее совершенствованию, что создает базу для успешной финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Несмотря на напряженность  финансовых работ на конец очередного финансового года необходимо забывать о принятии учетной политики на будущий  год. Для профессиональных бухгалтеров  это подразумевает проведение оценки действующей учетной политики, всесторонне обсуждение проекта. Учитывая появление нормативных актов в части бухгалтерского учета, сформировать учетную политику, обусловленную спецификой деятельности предприятия. Насколько точно все тонкости и нюансы учетной работы будут предусмотрены в учетной политике, настолько верно будет выбрана и наиболее оптимальная схема ведения бухгалтерского учета и налогообложения. В конечном итоге от этого зависит и уплачиваемая в бюджет величина налогов (налоговых санкций) и соответственно финансовое благополучие предприятия.

Во втором разделе выпускной квалификационной работы изложена организационно-экономическая и правовая характеристика ООО «АРСП», оценка учетной политики ООО «АРСП», ее анализ. Подробно рассмотрена связь учетной политики и формирование, и влияние ее на финансовый результат.

Рекомендации по усовершенствованию учетной политики в целях бухгалтерского учета, касающиеся методических (методологических) аспектов:

1)Выбрать другой способ  начисления амортизации - по сумме  чисел лет срока полезного  использования.

2)Применить другой  метод списания в производство материально-производственных запасов - ЛИФО.

Рекомендации по усовершенствованию учетной политики в целях налогового учета, касающиеся методических (методологических) аспектов:

1)Применять ускоренные  способы амортизации основных  средств, т.е. нелинейный способ.

2)Списание материально-производственных затрат в производство производить методом ЛИФО.

3)Создать резерв по сомнительным долгам

4)Создать резерв на  ремонт основных средств

5)Создать резерв на  оплату отпускных работникам

Предложенные рекомендации необходимо закрепить в учетной  политике на 2010год.

При разработке учетной  политики уместно соблюдать следующие принципы: осмотрительность, обоснованность, консерватизм, всестороннее обсуждение проекта учетной политики предприятия.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Нормативно-правовые акты:

1. Налоговый кодекс  Российской Федерации. Часть первая, от 31 июля 2008 г. № 146–ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 августа 2008 г. № 31 ст. 3824.

2. Федеральный закон  от 6 июня 2008 г. № 58–ФЗ «О внесении  изменений в часть вторую Налогового  кодекса Российской Федерации  и некоторые другие законодательные  акты Российской Федерации о налогах и сборах» // СЗ РФ от 13 июня 2008 г. № 24 ст. 2312.

Информация о работе Учетная политика организации, принципы ее формирования и раскрытия