Учет труда и заработной платы в образовательных учреждениях (на примере МОУ СОШ № 10 г. Калининграда)

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 16:12, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение учета расчетов по оплате труда в бюджетной сфере, анализ действующих систем и форм оплаты труда. Для осуществления этой цели необходимо выполнить следующие задачи.

Определить направление развития системы оплаты труда работникам бюджетных учреждений.
Рассмотреть основные нормативные и правовые документы, регламентирующие оплату труда.
Изучить тарифную систему расчетов по оплате труда с персоналом.
Исследовать классификацию форм и видов оплаты труда.
Рассмотреть первичный учет расчетов с персоналом в бюджетной организации.
Описать отражение операций по оплате труда на счетах бухгалтерского учета.

Содержание

Введение 3
Глава I Направление развития системы оплаты труда работникам бюджетной организации 4
1.1 Понятие и системы оплаты труда 4
1.2 Тарифная система оплаты труда. Особенности оплаты труда работников бюджетных организаций 6
1.3 Основные положения действующей системы оплаты труда в образовании 10
Глава II Организация оплаты труда в современных условиях на примере МОУ СОШ № 10 г. Калининграда 14
2.1 Характеристика образовательного процесса школы №10 14
2.2 Порядок и правила расчета оплаты труда 14
2.3 Удержания из заработной платы 22
Глава III Бухгалтерский учет расчетов по оплате труда в бюджетном образовательном учреждении – школы №10 26
3.1 Организация и задачи бухгалтерского учета в МОУ СОШ № 10 26
3.2 Документы по учету личного состава, труда и его оплаты 26
3.3 Аналитический и синтетический учет расчетов по оплате труда 28
3.4 Автоматизация расчетов по заработной плате 33
3.5 Совершенствование учета расчетов с персоналом по оплате труда

Работа содержит 1 файл

курсовая-текст_доработка.doc

— 305.50 Кб (Скачать)
 

1.2. Тарифная система  оплаты труда.  Особенности оплаты  труда работников  бюджетных организаций. 

    В соответствии со ст. 143 Трудового кодекса  РФ в бюджетных учреждениях применяется тарифная система оплаты труда, устанавливаемая на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы. Трудовым кодексом РФ также установлено, что порядок стимулирующих и компенсационных выплат в организациях, финансируемых из федерального бюджета, устанавливается Правительством РФ; в организациях, финансируемых из бюджета субъекта РФ, органами государственной власти соответствующего субъекта РФ; в организациях, финансируемых из местного бюджета,  органами местного самоуправления.

    Согласно  статье 143 Трудового кодекса РФ тарифная система оплаты включает в себя:

  • Тарифные ставки
  • Оклады (должностные оклады)
  • Тарифную сетку
  • Тарифные коэффициенты

    Основной  частью тарифной системы являются тарифные ставки.

    Тарифная  ставка – фиксированный размер труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

    Тарифная  ставка 1–го разряда определяет минимальную оплату неквалифицированного труда в единицу времени.

      Тарифная сетка представляет  собой совокупность тарифных  разрядов работ (профессий, должностей), определенных в зависимости от  сложности работ и требований  к квалификации работников с  помощью тарифных коэффициентов.

    Тарифный  коэффициент устанавливает отношения тарифной ставки данного разряда к тарифной ставке первого разряда. При помощи тарифной ставки первого разряда и тарифных коэффициентов определяются размеры тарифных ставок остальных разрядов.

    Тарифная  система оплаты труда работников бюджетной сферы основана на Единой тарифной сетке, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2006 г. №256 «О размере тарифной ставки (оклада) первого разряда и межразрядных коэффициентах Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений». Единая тарифная сетка (ЕТС) представляет собой единую шкалу тарификации оплаты труда рабочих и служащих. Она охватывает все группы работников учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании, за исключением органов представительной и исполнительной власти. ЕТС построена по принципу сопоставления сложности работ и квалификации исполнителей в различных отраслях бюджетной сферы, что позволяет вести одинаковые соотношения тарифных ставок и окладов между различными категориями персонала независимо, от его отрасли. В результате равносложный труд, независимо от его приложения, оценивается по единой номинальной тарифной ставке, которая должна являться гарантией при выполнении нормы труда. С 1 декабря 2001 г. соотношение между тарифными ставками первого и восемнадцатого разрядов Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы установлено в размере 1 к 4,5. Постановлением Правительства РФ №785 с последующими изменениями и дополнениями были определены основные диапазоны разрядов оплаты труда, которыми руководствуется каждая отрасль бюджетной сферы. Приказом Минобразования России и Госкомвуза России от 31 августа 1995 г. №463/1268 был предусмотрен диапазон для учреждений образования.

Таблица 1

Разряды оплаты труда ЕТС по должностям работников учреждений образования Российской Федерации 

    Наименование  должностей Диапазон разрядов
I. Руководители
Руководитель (директор, начальник, заведующий)

учреждения  образования

12-16
Заместитель руководителя (директора, начальника, заведующего) учреждения образования. Директор (начальник, заведующий) филиала, учреждения образования 11-15
Управляющий учебным хозяйством 10-15
Руководитель  структурного подразделения учреждения образования 9-14
Главные специалисты (главный бухгалтер, главный  инженер и др.) 12-15
II.Специалисты
Учитель

Преподаватель

7-14
Учитель – дефектолог, учитель – логопед, логопед

Преподаватель – организатор (основ безопасности жизнедеятельности, допризывной подготовки)

Руководитель  физического воспитания

Мастер  производственного обучения

Методист, инструктор – методист (включая  старшего)

8-14
Концертмейстер  7-14
Музыкальный руководитель 7-13
Воспитатель (включая старшего)

Классный  воспитатель

Социальный педагог

Педагог – психолог

Педагог - организатор

7-14
Педагог дополнительного образования

Тренер  – преподаватель образовательного учреждения (включая старшего)

6-14
Старший вожатый

Инструктор  по труду

Инструктор  по физической культуре

6-13
III.Учебно – вспомогательный персонал
Дежурный  по общежитию 3-4
Дежурный  по режиму (включая старшего) 8-10
Младший воспитатель 3-6
Механик 5-10
Секретарь учебной части (диспетчер) 4-6
 

    Оклады  руководителей, определенные по 18 разряду  ЕТС, увеличиваются на 10 % при наличии степени кандидата наук и на 20% при наличии степени доктора наук.

    На  один разряд выше может осуществляться оплата труда руководителям и  специалистам учреждений, имеющим почетные звания «Народный учитель», «Заслуженный учитель» и «Заслуженный преподаватель». При наличии у работника учреждений образования двух оснований повышение оплаты труда производиться по одному основанию в пределах 18 разрядов ЕТС по оплате труда работников бюджетной сферы.

    Руководители  других предприятий, находящихся на бюджетном финансирование могут устанавливать месячные ставки и оклады некоторым работникам по повышенным квалификационным разрядам, исходя из девятого и десятых разрядах, а на особо важных и особо ответственных работах по перечню, утверждаемому Министерством здравоохранения и социального развития РФ, - исходя из одиннадцатых и двенадцатых разрядов Единой тарифной сетки.

    С ростом квалификации работника увеличивается  и его тарифная ставка. Присвоение разрядов работникам бюджетной сферы  осуществляется по результатам аттестации.

    Трудовой  кодекс РФ отдельно регулирует оплату труда работников государственных  и муниципальных учреждений. Системы  оплаты труда, в том числе тарифные системы труда, работников государственных  и муниципальных учреждений устанавливаются:

  • В федеральных государственных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации
  • В государственных организациях субъектов Российской Федерации - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации
  • В муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации

    Конкретные  сроки и размеры повышения  ставок и окладов работникам организаций, финансируемых из бюджетов субъектов  РФ и органами местного самоуправления, могут приниматься субъектами РФ и органами местного самоуправления самостоятельно, исходя из имеющихся финансовых возможностей.

    Изменения, внесенные в Трудовой кодекс РФ Федеральным  законом от 30 июня 2006г. №90-ФЗ, предусмотрели  возможность установления Правительством РФ базовых окладов (базовых ставок по профессиональным квалификационным группам работников). Они являются минимумом, который должен выплачиваться соответствующей категории работников. Базовые оклады, установленные Правительством РФ, обеспечиваются:

  • Федеральными государственными учреждениями – за счет средств федерального бюджета
  • Государственными учреждениями субъектов РФ – за счет средств бюджетов субъектов РФ
  • Муниципальными учреждениями – за счет средств местных бюджетов

    Минимальный размер заработной платы – это  низший предел оплаты труда работников, в который не включаются доплаты и надбавки, а так же премии и другие поощрительные выплаты.

    Минимальный размер оплаты труда, установленный  Федеральным законом, обеспечивается:

    • организациями, финансируемыми из федерального бюджета, - за счет средств федерального бюджета
    • организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов Российской Федерации, - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации
    • организациями, финансируемыми из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов
    • другими работодателями – за счет собственных средств

    Размеры тарифных ставок, а также базовых  окладов, базовых ставок по профессиональным квалификационным группам работников не могут быть ниже минимального размера  оплаты труда. В настоящее время  ст. 133 Трудового кодекса РФ устанавливает, что минимальный размер оплаты труда не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного населения. 

Компенсационные и стимулирующие  доплаты и надбавки работникам отраслей бюджетной сферы. 

    При организации оплаты труда на основе ЕТС сохранены те виды доплат и надбавок, которые связаны с различными в интенсивности труда и загрузке работников при равном должностном наименовании (например, в учреждениях образования – за классное руководство в школе, за ведение делопроизводства и бухгалтерского учета, когда это не входит в основную работу). Во всех случаях в организациях отраслей бюджетной сферы сохраняются надбавки к заработной плате, выплачиваемые за вредные, тяжелые и опасные условия труда.

    Приказом  Министерства здравоохранения РФ от 15 октября 1999 г. №377 утвержден перечень подразделений и должностей, работа в которых дает право работникам на повышение окладов от 15 до 60% в связи с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда.

    В некоторых отраслях бюджетной сферы  надбавка за работу во вредных и особо вредных условиях труда установлена в размере от 4 до 24%.

    Методическими рекомендациями по совершенствованию  организации заработной платы работников учреждений бюджетной сферы на основе применения ЕТС оплаты труда предусмотрено  также использование доплат, надбавок и поощрения в целях повышения личной результативности работы. При установлении стимулирующих доплат, надбавок и других выплат в отраслях бюджетной сферы используются различные подходы. В организациях науки и высших учебных заведениях независимо от ведомственной принадлежности, работникам, имеющим ученые степени доктора или кандидата наук, установлены ежемесячные доплаты в размере 7000 и 3000 руб. В других отраслях бюджетной сферы (образование, здравоохранение, культура) лицам, имеющим ученую степень или ученое звание, разряд повышается на 1-2 ступени.  

1.3. Основные положения действующей системы оплаты труда в образовании. 

    Основные  положения рекомендуемой на федеральном  уровне системы оплаты труда изложены в совместном Письме Министерства образования и науки России и Профсоюза работников народного образования и науки РФ №АФ-947/96 «О размерах и условиях оплаты труда работников образовательных учреждений в 2005 году».

      Рекомендуемая в настоящее время  на федеральном уровне и действующая в большинстве субъектов РФ и муниципальных образований система оплаты труда работников образовательных учреждений основывается на ЕТС. ЕТС обеспечивает реализацию общего для работников образования и всех остальных бюджетных отраслей эффективного механизма организации и периодической индексации заработной платы. Дифференциация в оплате труда достигается законодательным установлением размера должностного оклада по 1-му разряду ЕТС и определением окладов по остальным разрядам путем умножения оклада по 1-му разряду на соответствующий тарифный коэффициент. На федеральном уровне рекомендовано использовать тарифные коэффициенты, утвержденные Постановлением Правительства РФ №775 «О повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы».

Информация о работе Учет труда и заработной платы в образовательных учреждениях (на примере МОУ СОШ № 10 г. Калининграда)