Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 11:57, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – раскрытие вопроса бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и подрядчиками, как в общем, так и на примере конкретного предприятия.

Содержание

Введение 3
I. Теоретические аспекты учета расчетов с поставщиками и подрядчиками….5
1.1. Понятие дебиторской и кредиторской задолженности, их нормативное регулирование 5
1.2. Особенности учета расчетов с поставщиками и подрядчиками 9
II. Организация синтетического и аналитического учета расчетов с поставщиками и подрядчиками 15
2.1. Бухгалтерские проводки по учету с поставщиками и подрядчиками 15
2.2. Порядок учета неотфактурованных поставок и материалов в пути 29
2.3. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками в ООО «Бриз» 32
III. Совершенствование расчетов с поставщиками и подрядчиками
в ООО «Бриз» 39
3.1. Расчеты с поставщиками и подрядчиками векселями 39
3.2. Расчеты с поставщиками и подрядчиками по аккредитиву 42
Заключение 44
Список использованной литературы 45
Приложения

Работа содержит 1 файл

Бух учет.doc

— 5.44 Мб (Скачать)
 
    1. Особенности учета расчетов с  поставщиками и подрядчиками
 

       К поставщикам и подрядчикам относятся  организации, поставляющие различные товарно-материальные ценности (готовую продукцию, товары, сырье), оказывающие услуги (посреднические, арендные, коммунальные) и выполняющие разные работы (строительные, ремонтные, модернизирующие).

     В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденным приказом Минфина РФ № 94н, учет расчетов с поставщиками товарно-материальных ценностей и услуг организуется на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». На этом счете отражают расчеты по выданным авансам и по задолженности поставщикам по неоплаченным поставкам.

     Расчеты с поставщиками и подрядчиками учитываются  на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». К их числу относятся расчеты за:

  1. полученные товарно-материальные ценности;
  2. принятые выполненные работы и потребленные услуги, включая предоставление электроэнергии, газа, пара, воды и т.п., а также по доставке или переработке материальных ценностей, расчетные документы, которые акцептованы и подлежат оплате через банк;
  3. товарно-материальные ценности, работы, услуги, на которые расчетные документы от поставщиков или подрядчиков не поступили (неотфактурованные поставки);
  4. излишки товарно-материльных ценностей, выявленные при их приемке;
  5. полученные работы и услуги по перевозкам, в том числе расчеты по недоборам и переборам тарифа (фрахта);
  6. курсовые и суммовые разницы и др.

       Расчеты с поставщиками и подрядчиками производятся в основном в безналичной форме; в настоящее время они сами выбирают форму расчетов при заключении договоров.

       В Гражданском кодексе РФ    и Положении о безналичных  расчетах в РФ    указаны  традиционные и часто применяемые  на практике формы расчетов. Основными  формами расчетов по товарным операциям  являются: акцептная, аккредитивная, платежными поручениями, векселями, путем плановых платежей. Применение той или иной формы расчетов предусматривается в договоре между сторонами (поставщиком и покупателем), за исключением случаев, когда правилами банка установлены обязательные формы расчетов.

       Кроме того, все расчеты можно подразделить на иногородние и одногородние. Иногородними являются расчеты между организациями, имеющими счета в учреждениях банка, расположенных в разных населенных пунктах. К одногородним относятся расчеты между организациями, счета которых находятся в одном или разных учреждениях банка одного населенного пункта.

       Акцептная форма расчетов раньше была наиболее распространенной. Акцепт - это согласие на оплату расчетного документа в определенный срок. Акцептная форма расчетов и расчеты платежными требованиями применяются между поставщиками и покупателями (заказчиками) за отгруженные товары или оказанные услуги. Эта форма расчетов позволяет покупателю контролировать выполнение поставщиком условий договора: сроков, условий поставки и цен.

       Наиболее  распространенной формой безналичных  расчетов являются расчеты платежными поручениям. Такие расчеты ведутся в тех случаях, когда владелец счета дает распоряжение обслуживающему его банку о перечислении указанной им суммы со своего счета на счет получателя средств. Используются платежные поручения для предварительной и последующей оплаты уже полученных товаров (услуг, работ), для перечисления платежей в бюджет и во внебюджетные фонды, различным юридическим и физическим лицам. Платежное поручение действительно в течение десяти дней со дня выписки. Если срок платежа в поручении не проставлен, то сроком платежа считается дата принятия документа банком. Платежное поручение считается исполненным только в момент зачисления денежных средств на указанный в поручении счет получателя.

       Все чаще встречается в повседневной практике расчетных и кредитно-денежных отношений вексель. Вексель является средством оформления отношений между организациями или товарных кредитов, предоставляемых продавцом покупателю в виде отсрочки уплаты денег за проданные товары, выполненные работы или оказанные услуги, в качестве залога для получения банковского кредита или займа, как средство обеспечения обязательств третьих лиц и пр. С момента выдачи векселя обязательство по первоначальному договору (купли-продажи, подряда и т.п.) трансформируется в долг по вексельной сделке - договор коммерческого кредита.

       Расчеты, в порядке плановых платежей используются при устойчивых постоянных взаимоотношениях между организациями за товары, работы и услуги. Платежи в этих случаях производят оговоренными суммами в заранее установленные сроки. Обычно такие расчеты не завершаются поступлением оплаты по отдельному расчетному документу. Не реже одного раза в месяц поставщик и покупатель проверяют, соответствуют ли платежи действительному объему поставок, и делают перерасчет.

       На  практике случается, что поставщик  является одновременно и покупателем  товаров (работ, услуг) вашей организации. В этом случае можно произвести взаимозачет задолженностей. Понятие взаимозачетной операции определено в статье 410 ГК РФ [1, С. 152]. В ней сказано, что взаимозачетная операция - это способ полного или частичного погашения обязательства путем зачета встречного однородного требования, срок которого наступил либо срок которого не указан или определен моментом востребования.

       В бухгалтерском учете взаимозачет  отражается проводкой:

       Д60 К62 (76) - произведен взаимозачет задолженностей2.

     Учет  расчетов с поставщиками производится согласно первичным документам:

  1. подтверждающим поступление продукции (работ, услуг): накладные, товарно-транспортные накладные, акты выполненных работ, счета-фактуры;
  2. подтверждающим оплату поставщику продукции (работ, услуг): платежные поручения, квитанции кассовых ордеров, векселя, письма о взаимозачетах.

     Наиболее  наглядно построение учета расчетов с поставщиками можно проанализировать на базе журнально-ордерной формы учета, заполнив журнал-ордер №6. В связи  с изменениями, введенными Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, структура этого журнала может быть расширена.

     Журнал-ордер  №6 – комбинированный регистр, аналитический учет в котором организуется в разрезе каждого товаро-сопроводительного и платежного документа, приходного ордера или приемного акта. Открывается этот журнал-ордер суммами незаконченных расчетов с поставщиками на начало месяца (Приложение 1)3.

     Товарная  накладная – первичный бухгалтерский документ, предназначенный для оформления операций по отпуску и приему товарно-материальных ценностей.

     Перевозка грузов товарного характера оформляется товарно-транспортными накладными. Грузоотправитель представляет автотранспортному предприятию на предъявленный к перевозке груз товарного характера товарно-транспортную накладную, которая является основным перевозочным документом и по которой производится списание этого груза грузоотправителем и оприходование его грузополучателем. Таким образом, товарно-транспортная накладная предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей (ТМЦ) и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом.

     Целый ряд заключаемых организацией договоров  на выполнение работ и (или) оказание услуг (как в пользу организации, так и самой организацией для  нужд сторонних лиц) предусматривает  собой необходимость составления двухсторонних (в ряде случаев трехсторонних и большего числа сторон) актов приемки выполненных работ (оказанных услуг)4. Именно оформление, подписание (утверждение) данных актов свидетельствует о том, что предусмотренные договором работы (услуги) или же их часть выполнены с вытекающими отсюда последствиями.

     Пример 2.

     Организация ООО «Сокол» обратилась к организации  ООО «Альянс-Аудит», чтобы она  провела аудиторскую проверку в  части налогообложения. ООО «Альянс-Аудит» заключило договор оказания аудиторской  услуги с ООО «Сокол»  на сумму 10 000 рублей, причем был внесен аванс 5 000 рублей. (Приложение 2).

     Счёт-фактура — документ строго установленного формата, который выписывается продавцом на имя покупателя после того, как покупатель принял товар. Согласно статье 169 Налогового кодекса Российской Федерации счёт-фактура является документом, который служит основанием для принятия предъявленных сумм налога на добавленную стоимость к вычету или возмещению.

     Прием наличных денежных средств в кассу  производится по приходным кассовым ордерам (КО-1)5. Например,  если поставщик возвращает неиспользованную сумму в кассу, которая была перечислена ему под плановые поставки, бухгалтер выдает ему квитанцию приходного кассового ордера, заверенную печатью и подписанную бухгалтером и кассиром. 

     Пример 3.

     Организация ООО «Гарант» в сентябре 2007 года перечислила 7 000 рублей под плановые поставки строительных материалов организации  ООО «Стройкомплект». В октябре 2007 года ООО «Стройкомплект» не осуществила  доставку строительных материалов ООО «Гарант» в связи с чем вернула перечисленные ей денежные средства в сумме 7 000 рублей в кассу (Приложение 3).

     Выдача  наличных денежных средств производится по расходным кассовым ордерам (КО-2)6. Например, если наличными денежными средствами оплачивают товарные векселя, выданные поставщикам или подрядчикам. Расходный кассовый ордер обязательно должен быть подписан руководителем и главным бухгалтером.

     Пример 4.

     Организация ООО «Сервис» за поставленные товары в июне 2007 года выписала товарный вексель организации ООО «Мир». В июле 2007 года организация ООО «Сервис» оплатила товарный вексель. Выданный ООО «Мир», выдав денежные средства уполномоченному лицу Семенову К. Н. (Приложение 4). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

II. ОРГАНИЗАЦИЯ СИНТЕТИЧЕСКОГО И АНАЛИТИЧЕСКОГО УЧЕТА РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ

2.1. Бухгалтерские проводки  по учету с поставщиками  и подрядчиками 

     Синтетический учет производится на основании первичных  документов по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Счет активно-пассивный. Сальдо дебетовое – свидетельствует о суммах авансов или предоплат, перечисленных поставщикам; сальдо кредитовое – о суммах задолженности организации поставщикам и подрядчикам по неоплаченным счетам и неотфактурованным поставкам; оборот по дебету – о суммах оплат, списаний и зачетов за отчетный месяц; оборот по кредиту – о суммах по принятым к оплате акцептованным платежным документам и неотфактурованным поставкам за отчетный месяц.

     По  кредиту записывают суммы фактически полученных материальных ценностей (работ, услуг):

     Д 10 – К 60 – поступили материалы.

     Д 41 – К 60 – поступили товары.

     Д 08 – К 60 – поступили основные средства.

     Д 20, 26 – К 60 – получены услуги.

     Д 19 – К 60 – НДС по приобретенным ценностям.

     По  дебету счета 60 записывают суммы оплаты (предоплаты) поставщикам:

     Д 60 – К 50 – оплачено поставщикам из кассы.

     Д 60 – К 51 – оплачено поставщикам с расчетного счета.

     Д 60 – К 62 – произведен взаимозачет с поставщиком, если он одновременно является покупателем организации.

     В случае, когда поставщик нарушает условия договора по качеству,  количеству, ассортименту поставок, то ему могут быть выставлены претензии согласно законодательству, при этом в бухгалтерском учете составляется проводка:

     Д 60 – К 76/2 – на сумму претензии.

           Таблица 1

     Рабочий План счетов по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками 

Наименование  счета Номер счета Номер и наименование субсчета
НДС по приобретенным ценностям 19 3. НДС по приобретенным  МПЗ
Расчеты с поставщиками и подрядчиками 60  
Прочие  доходы и расходы 91
  1. Доходы
  2. Расходы

Информация о работе Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками