Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 14:10, курсовая работа
Ни одно предприятие в своей хозяйственной деятельности не обходится без применения материально-производственных запасов. Промышленные предприятия приобретают сырье и материалы у других предприятий и поставщиков, потребляют их в производственном процессе и получают готовую продукцию. Поэтому в настоящее время большое внимание уделяется учету и анализу производственных запасов, которые поступают в организацию.
Учет материалов, который ведет материально ответственное лицо непосредственно на складах, называется складским учетом.
Одним из основных принципов складского учета является его ведение в количественном выражении. Для этого применяют специальные карточки складского учета материалов (формы № М-12), записи в которых производят только по количеству материалов на основании приходных и расходных документов. В карточки ежедневно вносится информация о движении материалов и после каждой операции по их приходу или расходу выводится количественный остаток.
На РУП «Минский тракторный завод» в карточке складского учета склада СК 501 приведена следующая информация: дата, № документа, поставщик/получатель, приход, расход и остаток материально-производственных запасов. Причем данные приводятся на первое число каждого месяца. Например, по состоянию на 01.01.2008 г. начальный остаток
материалов на складе составил 20,789 тонн. За рассматриваемы период (месяц) приход составил 43,060 тонн, расход – 19,081, остаток, соответственно, составил 44,768 тонн (Приложение Н).
Заведующий складом (кладовщик) в сроки, установленные графиком документооборота, сдает в бухгалтерию организации ведомость остатков материалов на складе (формы № М-14) со всеми первичными документами, где проверяется правильность переноса остатка на начало месяца, обоснованность каждой записи и ее соответствие данным первичных документов. После этого в ведомости остатков материалов на складе производится таксировка и проверяется правильность выведения остатков на конец месяца.
Хозяйственные операции, имеющие быть на предприятии, оформляются бухгалтерскими записями:
1) Дебет счета 10 «Материалы»
Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
на сумму 841800 бел. руб. (Приложение П)
2) Дебет счета 20 «Основное производство»
Кредит счета 10 «Материалы»
на сумму 841800 бел. руб. (Приложение Р)
Так как плиты отпущены в количестве 200 штук, т.е. в том же количестве, в котором были оприходованы, следовательно остатки по данному виду материалов в ведомости остатков материалов на складе 536 отражены не будут (Приложение С).
Для сравнения данных складского и бухгалтерского учета на основании карточек складского учета заполняется сальдовая ведомость остатков материалов (формы № М-20).
В оборотной ведомости движения материалов по складу 536 отражен приход материалов за октябрь 2009 г., расход за месяц и остаток на конец месяца. По плитам приход составил 200 штук, расход 200 штук и остаток на конец месяца, соответственно, 0 штук (Приложение Т).
Все первичные документы по приходу и расходу материалов со складов поступают в бухгалтерию, где осуществляется учет материалов в стоимостном выражении по учетным ценам. Бухгалтерия систематически проводит сверку данных оперативного количественного учета на складах и стоимостного учета в бухгалтерии.
Для обобщения информации о наличии и движении принадлежащих организации сырья, материалов, топлива, запасных частей и других ценностей предназначен активный синтетический счет 10 «Материалы», который имеет 11 субсчетов, по дебету которого отражают поступление, а по кредиту – расход (выбытие) соответствующих материалов [7, с. 295].
На счете 10 «Материалы» учитывается движение материалов (по дебету – поступление, по кредиту – выбытие) и начальные и конечные остатки (сальдо). Налог на добавленную стоимость (НДС), включенный в закупочную стоимость приобретаемых материальных ценностей (работ, услуг) и принятый к оплате, у организации-покупателя учитывается обособленно на активном счете 18
«Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам».
Материалы могут учитываться по фактической себестоимости их приобретения или по учетным ценам.
Учетная цена – это плановая себестоимость, включающая покупную цену и долю транспортно-заготовительных расходов.
В этом случае применяются два дополнительных счета: 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» (активный счет) и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» (активно-пассивный счет). В дебет счета 15 относится покупная стоимость материалов и другие расходы по их заготовлению и приобретению. С кредита счета 15 на счет 10 переносятся суммы материалов по учетной цене (плановой или нормативной себестоимости). Получившуюся на этом счете разницу между фактической себестоимостью и учетной ценой полученных материалов переносят на счет 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».
Для оприходования материалов по учетным ценам применяются:
* счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»;
* только счет 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»;
* отклонения отражаются на отдельном субсчете счета 10 «Материалы»;
* отклонения отражаются в аналитическом учете по счету 10 «Материалы».
При использовании счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» в учете делаются следующие запаси:
Содержание хозяйственной операции | Корреспонденция счета | |
дебет | кредит | |
Поступили материалы от поставщика | 15 | 60 |
Отражен входной НДС | 18/3 | 60 |
Отражены транспортно-заготовительные расходы | 15 | 60 |
Отражен входной НДС по транспортно-заготовительным расходам | 18/3 | 60 |
Оприходованы материалы по учетной цене | 10 | 15 |
Списывается разница между фактической cебестоимостью приобретения и стоимостью по учетным ценам | 16 | 15 |
Учетной политикой может быть предусмотрен учет поступления материалов без использования счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», но с использованием счета 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей». В учете делаются следующие записи:
Содержание хозяйственной операции | Корреспонденция счета | |
дебет | кредит | |
Поступили материалы от поставщика | 10 | 60 |
Отражен входной НДС | 18/3 | 60 |
Отражены транспортно-заготовительные расходы | 16 | 60 |
Отражен входной НДС по транспортно-заготовительным расходам | 18/3 | 60 |
При передаче материалов в производство в себестоимость готовой продукции они включаются по фактической стоимости, т.е. по цене приобретения с добавлением ТЗР.
Накопленные по дебету счета 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» суммы отклонений подлежат списанию с кредита этого счета пропорционально стоимости материалов, отпущенных со склада на нужды производства, по дебету счетов на которых отражен расход соответствующих материалов. Расчет суммы отклонений (ТЗР), подлежащих списанию и присоединению к покупной цене каждого материала, определяется с помощью средневзвешенного процента, который отражает долю транспортно-заготовительных расходов от покупной цены материалов.
Средневзвешенный процент (Х) определяется по формуле:
Х = (То+Тп) / (Мо+Мп)
где То – сумма отклонений в стоимости на начало месяца (сальдо начальное счета 16);
Тп– сумма отклонений в стоимости за отчетный месяц (обороты по дебету счета 16);
Мо– сумма материальных ценностей на начало месяца (сальдо начальное счета 10);
Мп– сумма материальны ценностей, поступивших за отчетный месяц (обороты по дебету счета 10).
Фактическая стоимость (), по которой материальные ценности включаются в себестоимость производства продукции, определяется по формуле:
Мф= Мфс+ ТЗР.
где Мфс– покупная стоимость материальных ценностей, переданных в производство;
Х – средневзвешенный процент, рассчитанный выше.
На счете 16 учитывается разница между учетной (покупной) ценой и фактической себестоимостью приобретаемых материальных ценностей, т.е. транспортно-заготовительные расходы. Накопленные в дебете счета 16 транспортно-заготовительные расходы в конце месяца списываются на те счета, по дебету которых учитывались отпущенные материалы. Для этого в конце каждого отчетного месяца составляется отдельный расчет по определению среднего процента отклонений [21, с.214].
Расчет транспортно-заготовительных расходов на РУП «Минский тракторный завод» на начало 01.10.2009 г. приведен в приложении, согласно которому средний процент отклонений составил 3%. Остаток транспортно-заготовительных расходов на конец месяца составил 1848098946 бел. руб., а остаток товарно-материальных ценностей – 61603298214 бел. руб. (Приложение У).
Для более наглядного представления информации расчет бухгалтерских данных можно представить в таблице.
Элемент новизны: собственная разработка бухгалтерского документа по расчету транспортно-заготовительных расходов:
Таблица – Расчет транспортно-заготовительных расходов
| Сальдо начальное, бел. руб | Оборот, бел. руб | Сальдо конечное, бел. руб. | Процент отклоне-ния, %
| |
Дебет | Кредит | ||||
10 «Материалы» | 35904337112 | 24070021910 |
| 32129287642 |
|
16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» | 969417102 | 818894054 |
| 963878629 | 3,0 |