Учет основных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 18:46, курсовая работа

Описание работы

Целью написание курсовой работы послужило изучение теоретических и практических норм учета основных средств.
Задачи написания курсовой работы:
- изучение сущности понятия основные средства;
- проследить за движением учета основных средств;
- предложить пути совершенствования системы учета основных средств.

Работа содержит 1 файл

курсовая бух.учет.doc

— 241.50 Кб (Скачать)

      Независимо  от принятой учетной политики организации  проведение инвентаризации обязательно:

  • при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
  • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года). Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов один раз в пять лет;
  • при смене материально ответственных лиц;
  • при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
  • в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
  • при реорганизации или ликвидации организации;
  • в других случаях, предусмотренных законодательством РФ.

      Сведения  о фактическом наличии имущества  записывается в инвентаризационные описи или акты инвентаризации не менее чем в двух экземплярах.

    До начала инвентаризации рекомендуется проверить:

  • наличие и состояние инвентарных карточек, инвентарных книг, описей и других регистров аналитического учёта, а также технических паспортов и другой технической документации;
  • наличие документов на основные средства, сданные или принятые организацией в аренду и на хранение (при отсутствии документов необходимо обеспечить их получение или оформление).

      При обнаружении расхождений и неточностей в регистрах бухгалтерского учёта или технической документации должны быть внесены соответствующие исправления и уточнения.

      Персональный  состав инвентаризационной комиссии утверждается приказом, постановлением или распоряжением  руководителя организации, который оформляется по унифицированной форме № Инв-22 «Приказ (постановление, распоряжение) о проведении инвентаризации».

      При инвентаризации основных средств комиссия производит осмотр объектов и заносит  в описи их полное наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплуатационные показатели. При инвентаризации зданий, сооружений и другой недвижимости комиссия проверяет наличие документов, подтверждающих нахождение указанных объектов в собственности организации. Проверяется также наличие документов на земельные участки, водоёмы и другие объекты природных ресурсов, находящиеся в собственности организации.

      При выявлении объектов, не принятых на учёт, а также объектов, по которым  в регистрах бухгалтерского учёта  отсутствуют или указаны неправильные данные, характеризующие их, комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам.

      Оценка  выявленных инвентаризацией неучтённых объектов должна быть произведена с  учётом рыночных цен, а износ определён по действительному техническому состоянию объектов с оформлением сведений об оценке и износе соответствующими актами.

      Для отражения фактического наличия  основных средств в местах нахождения и на всех этапах их движения в организации  применяется инвентаризационная опись основных средств по форме № Инв-1.

      Основными средствами вносят в описи по наименованиям  в соответствии с основными назначениями объекта. Если объект подвергся восстановлению, реконструкции, расширению или переоборудованию и вследствие этого изменилось основное его назначение, то его вносят в опись под наименованием, соответствующим новому назначению.

      Если  комиссией установлено, что работы капитального характера (надстройка этажей, пристройка новых помещений и  др.) или частичная ликвидация строений и сооружений (слом отдельных конструктивных элементов) не отражены в бухгалтерском учёте, то необходимо по соответствующим документам определить сумму увеличения или снижения балансовой стоимости объект и привести в описи данные о производственных изменениях.

      Основные  средства, которые на момент инвентаризации находятся вне места нахождения организации (в дальних рейсах морские  и речные суда, железнодорожный подвижной  состав, автомашины; отправленные в  капитальный ремонт машины и оборудование и др.), инвентаризуются до момента временного их выбытия.

      На  основные средства, не подлежащие восстановлению, инвентаризационная комиссия составляет отдельную опись с указанием  времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших эти объекты  к непригодности (порча, полный износ и т.п.). Одновременно с инвентаризацией собственных основных средств проверяются основные средства, находящиеся на ответственном хранении или арендованные. По указанным объектам составляется отдельная опись, в которой даётся ссылка на документы, подтверждающие принятие этих объектов на ответственное хранение или в аренду.

      Данные  инвентаризационных описей используются для составления сличительных ведомостей, в которых фактические данные описей сопоставляются с учетными данными.

      Сличительные  ведомости составляются при выявлении расхождений между данными бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей и актов.

      Для отражения результатов инвентаризации основных средств, по которым выявлены отклонения от учетных данных, применяются  сличительные ведомости по форме № Инв-18 «Сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств, нематериальных активов».

      Сличительная  ведомость составляется в двух экземплярах  бухгалтером, один из которых хранится в бухгалтерии, второй - передается материштьно ответственному лицу или лицам.

      Результаты  инвентаризации незаконченных ремонтов основных средств отражаются в акте инвентаризации незаконченных ремонтов основных средств по форме № Инв-10. В данной форме, объединены показатели инвентаризационных описей (актов) и сличительных ведомостей.

      Описи подписывают все члены комиссии и материально-ответственные лица, и передают в бухгалтерию для  внесения изменений и уточнений  в карточки и регистры учета. При  выявлении отклонений от учетных  данных составляется сличительная ведомость, в которой указывается перечень недостающих и неучтенных объектов и их стоимость.

      Заключение  по результатам инвентаризации оформляется  протоколом, который утверждается руководителем  организации.

      Все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий.

      Результаты  инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации (проводимой перед составлением годовой бухгалтерскойотчетности) - в годовом бухгалтерском отчете.

      Для целей бухгалтерского учета выявленные при инвентаризации расхождения  фактического наличия основных средств  с данными бухгалтерского учета регулируются в соответствии с п.З статьи 12 Закона «О бухгалтерском учете» и отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке:

  • излишек имущества приходуется, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты организации, а у бюджетной организации на увеличение финансирования (фондов);
  • недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения, сверх норм - на счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал вс взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты организации, а у бюджетной организации - на уменьшение финансирования (фондов).

      При выявлении излишков основных средств  материально ответственные лица должны дать им соответствующие объяснения.

      Для определения рыночной стоимости  излишков основных средств выявленных при проведении инвентаризации, могут  быть использовань следующие сведения и данные:

  • данные о ценах на аналогичные основные средства, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей;
  • сведения об уровне цен, имеющихся у органов государственно статистики, торговых инспекций;
  • сведения об уровне цен, опубликованные в средствах массово информации и специальной литературе;
  • экспертные заключения (например, оценщиков) о стоимосп отдельных объектов основных средств.

      Определенная  таким образом рыночная стоимость  может быть принята в качестве первоначальной стоимости неучтенных объектов основных средств Амортизация по этим объектам основных средств будет начисляться на установленную таким образом первоначальную стоимость. 
 

 

     ГЛАВА 3. Пути совершенствования  системы учета  основных средств

     3.1. Введение дополнительного контроля за учетом основных средств 

      Введение  дополнительного контроля за учетом основных средств со стороны руководства предприятия я считаю очень важным. Это означает просмотр руководителем бухгалтерских документов, изучение им нормативных актов, действующих в этой области. Такой подход позволит более рационально расходовать средства на приобретение основных средств, тратить меньше времени на убеждение руководства в необходимости приобретения того или иного объекта, повысить дисциплину использования основных средств сотрудниками предприятия.

      Кроме того, нужно ввести анализ эффективности использования основных средств, по данным бухгалтерского учета под непосредственным контролем руководителя предприятия. При этом руководитель будет получать более полную картину состояния дел на предприятии. 

     3.2. Возможность введения международных стандартов в части амортизации основных средств 

      Одним из направлений совершенствования  организации бухгалтерского учета  основных средств является ориентация на Международные стандарты учета и отчетности. В настоящее время действует 31 Международный стандарт, из них непосредственно к основным средствам относится стандарт № 4, “учет амортизационных отчислений”, вступивший в силу 1 января 1977 г.

      Внедрение Международных стандартов учета  позволит  повысить качество учета  основных средств и контроля за учетом. В то же время, предприятие получит более гибкую и обоснованную систему учета с возможностью учета особенностей его деятельности. 

Заключение 

      В процессе написания работы, я поняла, что учет основных средств — очень важное направление бухгалтерского учета вообще. Получение достоверной информации об имуществе предприятия обретает первостепенную важность именно сейчас, на этапе становления и развития рыночных отношений.

      В настоящее время предприятия  получают возможность проявления инициативы в области постановки и ведения бухгалтерского учета, что требует от бухгалтеров некоторых творческих способностей и много знаний для оптимизации учета.

      Многое  затрудняет деятельность бухгалтеров: трудность перехода к современной  системе и работы в условиях развивающихся рыночных отношений, недостаточность опыта работы в таких условиях, отсутствие положительных примеров, несовершенство и противоречивость подзаконных актов.

      Законодательные органы стараются помочь предприятиям в учете основных средств. Примером такой помощи может служить установление стоимости основных средств, привязанной к плавающему показателю минимальной месячной оплаты труда.  Я думаю, что совершенствование системы учета основных средств будет продолжено и в дальнейшем. Насколько это возможно в рамках курсовой работы, я постаралась предложить пути такого совершенствования. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

  1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96г. №129-ФЗ.
  2. Постановление Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 "О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы"
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации часть 1 и 2. М.: Проспект. 2002г.
  4. Приказ Минфина РФ от 20.07.1998 № 33н "Об утверждении методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств"
  5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ст.257)
  6. Приказ МНС РФ от 20.12.2002 № БГ-3-02/729 "Об утверждении Методических рекомендаций по применению главы 25 "Налог на прибыль организаций" части второй Налогового кодекса Российской Федерации»
  7. Приказ Минфина РФ от 30.03.2001 № 26н "Об утверждении положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01".
  8. Альбом новых унифицированных форм первичной учетной документации. Утвержден постановлением Госкомстата РФ от 30.10.97г. №71а.
  9. Астахов В.П. Бухгалтерский учет и налогообложение основных средств: Учебно-практическое пособие.-2-е изд., перераб. И доп.-М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2002.- 192 с. (Библиотека журнала «Финансовые и бухгалтерские консультации». – Выпуск 4 (16).
  10. Документооборот в бухгалтерском и налоговом учете. Книга 2.Под общей редакцией Г.Ю. Касьяновой. 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Информцентр XXI века, 2001. – 424 с.
  11. Н.П. Кондраков «Бухгалтерский учёт» М:, «Инфа-М» 2002
  12. О.А. Курбангалеева «Исчисление НДС при операциях с основными средствами». – М.: Главбух, 2002. – 128 с.Альбом новых унифицированных форм первичной учетной документации. Утвержден постановлением Госкомстата РФ от 30.10.97г. №71а.
  13. А.В Комаров "Учет драгоценных металлов, содержащихся в оборудовании" //"Бухгалтерский учет" 2002, №21
  14. «Если реализуются основные средства…» // «Вопрос-Ответ» 2002, №6.
  15. Справочно-правовая система «Гарант».

Информация о работе Учет основных средств