Учет основных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 18:46, курсовая работа

Описание работы

Целью написание курсовой работы послужило изучение теоретических и практических норм учета основных средств.
Задачи написания курсовой работы:
- изучение сущности понятия основные средства;
- проследить за движением учета основных средств;
- предложить пути совершенствования системы учета основных средств.

Работа содержит 1 файл

курсовая бух.учет.doc

— 241.50 Кб (Скачать)

      Таблица 5 -  Бухгалтерские проводки, отражающие списание с баланса

      Хозяйственная операция
    Дебет
Кредит
Списывается накопленный износ передаваемых основных средств
    02
01
Списывается остаточная стоимость основных средств (основание акт приемки-передачи ОС-1)
    91
01
Получена  выручка от продажи основного  средства
    62
91
Учтен НДС с суммы выручки
    91
68
Списываются расходы, связанные с передачей  основных средств
    91
10,50,51,69,70, 60…

      При реализации основных средств кроме  возможного начисления и уплаты налога на прибыль, необходимо начислять НДС в составе выручки от реализации основных средств.

      Документами, на основе которых осуществляются записи в регистрах бухгалтерского учета, являются: накладная, товарно-транспортная накладная, акт приемки-передачи, счет-фактура, платежно-расчетные документы.

      Если  предприятие решило продать основные средства, например автомобиль, физическому  лицу (члену трудового коллектива, близким родственникам или другому  гражданину), то такая сделка должна быть оформлена договором купли-продажи в письменной форме. Продажа должна быть осуществлена по рыночной стоимости, которую следует установить, пригласив специалистов из страховой компании, комиссионного магазина, товарной биржи, территориального органа, курирующего ценообразование. Только в этом случае налоговая инспекция согласится с правильностью выявленного финансового результата от реализации и причитающего с предприятия к уплате в бюджет налогов на добавленную стоимость и на продажу транспортных средств.

      Если  физическому лицу основные средства продаются по цене (например, 60 тыс. руб.) ниже их рыночной стоимости (380 тыс. руб.), то разница (320 тыс. руб.) подлежит обложению подоходным налогом в  установленном размере. Такой же порядок обложения подоходным налогом предусмотрен и в случае, когда физическому лицу объект основных средств передан безвозмездно. Если с физического лица не представилось возможным удержать подоходный налог, то в месячный срок предприятие обязано сообщить о задолженности в свою налоговую инспекцию с указанием постоянного места жительства физического лица.

      С баланса предприятия могут быть списаны здания, сооружения, машины, оборудование, транспортные средства и другое имущество, относящиеся  к основным средствам:

  • если они пришли в негодность вследствие физического износа, аварий, стихийных бедствий, нарушения нормальных условий эксплуатации и по другим причинам;
  • морально устарели;

     -    в связи со строительством, расширением, реконструкцией и техническим перевооружением предприятий, цехов или других объектов.

     Имущество, относящееся к основным средствам, целесообразно списывать в случаях, когда восстановить его невозможно или экономически нецелесообразно, или если оно не может быть реализовано.

      Для определения непригодности основных средств, невозможности или неэффективности проведения их восстановительного ремонта, а также для оформления необходимой документации' на списание на предприятиях приказом руководителя создаются постоянно действующие комиссии в составе: главного инженера или заместителя руководителя (председатель комиссии); начальников соответствующих структурных подразделений (служб); главного бухгалтера или его заместителя (на предприятиях, где выделены учетно- контрольные группы, - руководителя такой группы); лиц, на которых возложена ответственность за сохранность основных средств.

      В состав постоянно действующей комиссии могут быть включены другие должностные  лица (по усмотрению руководителя).

    Функции постоянно  действующей комиссии:

  • непосредственный осмотр объекта, подлежащего списанию с использованием технической документации (паспорта, поэтажных планов, других документов), а также данных бухгалтерского учета; установление непригодности его к восстановлению и дальнейшему использованию;
  • выяснение конкретных причин списания объекта (износ, реконструкция, нарушение нормальных условий эксплуатации, аварии и др.);
  • выявление лиц, по вине которых основные средства преждевременно выбыли из эксплуатации; внесение предложения о привлечении этих лиц к ответственности согласно действующему законодательству;
  • определение возможности использования отдельных узлов, деталей, материалов списываемого объекта; их оценка;
  • контроль за изъятием из списываемых основных средств годных узлов, деталей, материалов, цветных и драгоценных металлов; определение их количества, веса; контроль сдачи на соответствующий склад;
  • составление актов на списание отдельных объектов основных средств (формы № ОС-4 и ОС-4а).

      Если  оборудование списывают в связи  со строительством новых, расширением, реконструкцией и техническим перевооружением действующих предприятий, цехов и других объектов, комиссия должна проверить соответствие предъявленного к списанию оборудования, оборудованию, поименованному в плане расширений, реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий, цехов (производств) и сделать в акте на их списание ссылку на пункт и дату утверждения плана.

      В актах на списание указывают данные, характеризующие объекты основных средств: год изготовления или постройки, дату поступления на предприятие, время ввода в эксплуатацию, первоначальную стоимость (для переоцененных - восстановительную), сумму начисленного износа по данным бухгалтерского учета, количество проведенных капитальных ремонтов Подробно освещаются также причины выбытия объектов основных средств, состояние его основных частей, деталей, узлов, конструктивных элементов.

      При списании автотранспортных средств, кроме  того, указывают пробег автомобиля, дают техническую характеристику его  агрегатов, деталей и возможности  дальнейшего использования основных деталей и узлов, которые могут быть получены от разборки.

      При списании с балансов предприятий  основных средств, выбывших вследствие аварий, к акту о списании прилагают  копию акта об аварии, а также поясняют причины, вызвавшие аварию, и указывают меры, принятые в отношении виновных лиц. Составленные комиссией акты на списание основных средств утверждает руководитель предприятия.

      Разборка  и демонтаж основных средств до утверждения  актов на списание не допускается.

      Списание  основных средств в результате ликвидации может происходить по разным причинам: в связи с негодностью в результате аварий, пожаров, стихийных бедствий и др., физическим износом и моральным устареванием.

      Ликвидация  отдельных частей, входящих в состав объекта, имеющих разный срок полезного использования и учитывающихся как самостоятельные инвентарные объекты.

      Списанию  подлежат только полностью непригодные  основные средства, которые невозможно восстановить или их восстановление экономически нецелесообразно (неэффективно), а также когда они не могут быть реализованы или переданы другим организациям.

     
    2.3. Учет амортизации основных средств

      Основные  средства в процессе эксплуатации изнашиваются и частями по мере износа передают свою стоимость на вновь изготовленную  продукцию (работы, услуги).

      По жилищному фонду, объектам внешнего благоустройства и другим аналогичным объектам лесного хозяйства, дорожного хозяйства, специализированным сооружениям судоходной обстановки и тому подобным объектам, амортизация не начисляется. Не подлежат амортизации объекты основных средств некоммерческих организаций.

      Согласно 18 ПБУ 6/01 установлено четыре способа  начислении амортизации объектов основных средств, которыми организации могут  воспользоваться:

  • линейный способ;
  • способ уменьшаемого остатка;
  • способ описания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
  • способ списания стоимости пропорционального объему продукции (работ). Применение одного из способов по группе однородных объектов основных средств производится в течение всего его срока полезного использования.

    Годовая сумма  начисления амортизационных отчислений определяется:

  • при линейном способе - исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объема;
  • при способе уменьшаемого остатка - исходя из остаточной стоимости объекта основных средств на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта;
  • при способе списания стоимость по сумме-чисел лет срока полезного использования - исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и годового соотношения, где в числителе - число лет остающихся до конца срока службы объекта, а в знаменателе - сумма чисел лет срока службы объекта.

      Планом  счетов для учета сумм накопленной амортизации основных средств предусмотрен счет 02 «Амортизация основных средств». Он предназначен для обобщения информации об амортизации, накопленной за время эксплуатации объектов основных средств.

      Начисленная сумма амортизации основных средств отражается в бухгалтерском учете по кредиту счета 02 «Амортизация основных средств» в корреспонденции со счетами учета затрат на производство или расходов на продажу (в зависимости от того, где и с какой целью эксплуатируется данный объект)

      В соответствии с пунктом 1 статьи 257 Налогового кодекса РФ под основными средствами в целях налогового учета понимается часть имущества киспользуемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией

      В соответствии с пунктом 6 статьи 258 Налогового кодекса РФ в целях налогообложения  амортизируемое имущество принимается  на учет по первоначальной стоимости.

      В налоговом учете пункту 1 статьи 259 Налогового кодекса РФ, могут применяться только два метода начисления амортизации: линейный и нелинейный.

      При применении любого из этих методов  сумма амортизации для целей  налогообложения определяется ежемесячно в соответствии с нормой амортизации, исчисляемой исходя из срока полезного  использования объекта, причем амортизация начисляется отдельно по каждому объекту амортизируемого имущества.

    Норма амортизации  определяется по формуле:

    К = (1 : п) х 100 %,

      где К - норма амортизации в процентах  к первоначальной (восстановительной) стоимости объекта амортизируемого имущества;

       п  - срок полезного использования данного объекта амортизируемого имущества; выраженный в месяцах.

     
    2.4. Инвентаризация основных средств

      В соответствии с п.1 статьи 12 Закона «О бухгалтерском учете» для обеспечения  достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и финансовых обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.

      Инвентаризация  основных средств заключается в проверке их к фактического наличия по местам эксплуатации.

      Проведение  инвентаризации осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, которые должны применяться с учетом Постановления Госкомстата РФ от 18.08,1998 г. № 88, утвердившего формы первичной учетной документации по учету результатов инвентаризации.

      Порядок (количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества  и обязательств, проверяемых при каждой из них, и т.д.) проведения инвентаризации определяется руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

Информация о работе Учет основных средств