Учет МБП в разрезе аудиторской проверки

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 20:55, курсовая работа

Описание работы

Данная курсовая ставит своей целью раскрыть особенности учета МБП в разрезе аудиторской проверки. Как показывает практика, при построении учетной системы данного вида актива на предприятиях возникают дискуссионные моменты, вытекающие порой из неоднозначной трактовки российского законодательства в области учета.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………...3
Цель и задачи аудита учета МБП………………………………………….....4
План и программа аудита учета МБП……………………………………….6
Подготовка рабочей документации аудита………………………………….9
Методы получения аудиторских доказательств…………………………….11
Оформление результатов аудита и предложений для аудиторского заключения………………………………………………………………………………23
Аудит учета МБП на складе…………………………………………………..27
Аудит учета МБП в бухгалтерии…………………………………………….32
Инвентаризация МБП в составе материально-производственных запасов..41
Тестирование системы учета МБП……………………………………………48
Арбитражная практика по данному предмету………………………………50

Заключение ……………………………………………………………………….60

Список литературы ………………………………………………………………61

Работа содержит 1 файл

Аудит учета МБП.doc

— 293.50 Кб (Скачать)

      Акт аудиторской проверки является строго конфиденциальным документом, с содержанием которого аудиторы не вправе без согласия на это клиента знакомить третьих лиц, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством (выявление хищений, мошенничества и других особых случаев). В связи с этим акт аудиторской проверки составляется в двух экземплярах, одни из которых передается аудиторами лично главному бухгалтеру предприятия или лицу, его замещающему, а второй экземпляр остается в аудиторской организации, проводившей проверку, для последующего контроля за устранением выявленных недостатков.

      После подготовки проекта акта аудиторы знакомят с его содержанием руководство  предприятия, рассматривают высказанные  при этом возражения и замечания, при необходимости вносят в акт  соответствующие коррективы и подписывают  его.

      Аудиторское заключение — официальный документ, дающий оценку достоверности бухгалтерского учета и отчетности аудируемого предприятия, подтвержденный подписью имеющего лицензию руководителя проверяющей группы аудиторской фирмы и печатью этой фирмы. В случае, если проверка осуществлялась самостоятельным независимым аудитором, имеющим лицензию, то подтверждение заключения производится его подписью и личной печатью.

      Возможны  четыре вида аудиторских заключений:

  • заключение без замечаний (безоговорочное заключение);
  • заключение с замечаниями (заключение с оговорками);
  • отрицательное заключение;
  • заключение не дается совсем, либо дается отказное заключение.

      Первый  вид заключения аудиторами дается в  том случае, если не было обнаружено ошибок и недостатков в отчетности, а финансовое положение устойчиво и, по мнению аудиторов, не вызывает каких-либо опасений. Однако такое положение маловероятно и, скорее всего, имеет место один из двух вариантов: ошибки аудиторами найдены, но вносить соответствующие исправления нецелесообразно, либо аудиторская проверка произведена недостаточно профессионально или недобросовестно.

      Заключение  с замечаниями делается при выявлении  аудиторами отдельных легко устранимых недостатков, в целом не меняющих положительной оценки состояния бухгалтерского учета и отчетности. По всем выявленным недостаткам аудиторы обязаны дать свои рекомендации и проконтролировать их выполнение.

      Отрицательное заключение дается в случае выявления  серьезных нарушений и запущенности бухгалтерского учета и отчетности, в связи с чем бухгалтерская документация квалифицируется как недостоверная.

      Четвертый вариант завершения аудиторской  проверки возможен, если аудиторам  не предъявляются все материалы, необходимые для оценки состояния бухгалтерского учета и отчетности. В результате аудиторы вынуждены прекратить проверку, официально уведомив об этом предприятие и свою вышестоящую организацию.

    2.5. Содержание  и порядок  составления аудиторского  заключения.

    В соответствии с Временными правилами  аудиторской деятельности в Российской Федерации по результатам аудиторской проверки подготавливается аудиторское заключение, состоящее из трех частей: вводной, аналитической и итоговой.

    Протоколом  N 1 от 9 февраля 1996 г. Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации был одобрен Порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности .

    В соответствии c этими нормативными документами аудиторское заключение должно содержать:

    а) во вводной части:

    - наименование аудиторской фирмы  (фамилия, имя, отчество аудитора), юридический адрес, данные государственной регистрации, номер и дата выдачи лицензии (с указанием вида аудита и срока действия лицензии), банковские реквизиты.

    б) в  аналитической части:

    - наименование экономического субъекта  и временные рамки проверяемого периода,

    - результаты экспертизы системы  внутреннего контроля и состояния  бухгалтерского учета в экономическом субъекте,

    - факты выявленных в ходе проверки  существенных нарушений порядка  ведения бухгалтерского учета,  повлекшие за собой искажение  бухгалтерской отчетности и связанные с этим недоимки по налогам и обязательным платежам и сборам.

    в) в  итоговой части:

    - констатация вывода о полной  достоверности (недостоверности,  условной достоверности - при условии исправления выявленных ошибок) бухгалтерской отчетности проверяемого экономического субъекта.

    Каждая  страница аудиторского подписывается  аудитором, проводившим проверку: и  заверяется его личной печатью.

    Аудиторское заключение брошюруется вместе с  бухгалтерской отчетностью и предоставляется для ознакомления исполнительной дирекции и акционерам (участникам) экономического субъекта.

    При этом всем внешним заинтересованным лицам (в налоговые службы, в кредитные  учреждения, в средства массовой информации - в случае публикации баланса, и т.п.) предоставляется только итоговая часть аудиторского заключения, содержащая вывод о степени достоверности бухгалтерской отчетности.

 

6. Аудит учета МБП  на складе

Положением  по ведению бухгалтерского учета  и бухгалтерской отчетности в  РФ выделены 2 критерия отнесения предметов к МБП:

  1. Временной, в соответствии с которым предметы со сроком полезного использования менее 12 месяцев, независимо от их стоимости, учитываются в составе средств в обороте;
  2. Стоимостной. Предметы стоимостью на дату приобретения не более 100-кратного размера ( для бюджетной организации - 50-кратного) установленного законодательством РФ минимального размера месячной оплаты труда (МРОТ) за единицу независимо от срока их полезного использования учитываются в составе МБП.

     Руководитель  организации имеет право установить меньший лимит стоимости предметов для принятия к бухгалтерскому учету в составе средств в обороте. Кроме того, независимо от вышеуказанных критериев к МБП также относят: специальные инструменты и приспособления, предназначенные для серийного и массового производства определенных изделий или для изготовления индивидуального заказа; специальную одежду и обувь, а также постельные принадлежности, форменную одежду, предназначенную для выдачи работникам организации; орудия лова, лесозаготовительные предметы и т.д.

         При проверке организации учета  движения МБП на складах прежде  всего надо проконтролировать  организацию складского хозяйства  и контрольно-пропускной системы. Далее проверяют, как организован складской учет МБП и как ведется контроль со стороны бухгалтерии. Предприятия могут применять 3 основных варианта учета движения материалов на складах: оперативно-бухгалтерский (сальдовый) метод, карточно-документационный, бескарточный.

          Если применяется сальдовый метод, то аудитор проверяет ведомости по приходу и расходу материалов, сверяет итоговые данные этих ведомостей с сальдовыми ведомостями. Второй метод предусматривает составление в бухгалтерии количественно-суммовых оборотных ведомостей по группам материалов. В этом случае аудитор просматривает эти ведомости и проводит сверку остатков с карточками складского учета. Обычно осуществляется выборочная сверка, так как сплошной контроль- весьма трудоемкая операция.

          Третий метод – наиболее эффективный. Он применяется, как правило, при использовании ПК. В этом случае карточки складского учета в обычном варианте не ведутся. Сам процесс складского учета организуется на ПК , а за определенные периоды (месяц, квартал ) составляются оборотные ведомости. Аудитор знакомится с имеющимися документами, выясняет, как ведется сверка данных складского учета с бухгалтерскими данными.

           Выданные персоналу спецодежда  и спецобувь отражаются в  ведомости учета выдачи спецодежды, спецобуви и предохранительных приспособлений (ф.№ МБ-7).Она заполняется в двух экземплярах кладовщиком структурного подразделения. Один экземпляр передается в бухгалтерию, второй- у кладовщика. Списание одежды оформляется актами на списание МБП (ф.№ МБ-8). Сдачу рабочими спецодежды в случае увольнения, перевода на другую работу оформляют накладными. На предприятии должен быть установлен контроль за сроками нахождения спецодежды, спецобуви и предохранительных приспособлений в эксплуатации. Для этого рекомендуют ставить штамп с указанием даты выдачи работникам.

             Отпуск спецодежды за наличный  расчет рассматривается как реализация и проводится через счет 48 "Реализация прочих активов".

              Особенно важен четко налаженный  учет инструментов и хозинвентаря, т.к. они могут неоднократно использоваться в производственном процессе и вновь поступать на склад. Приобретенные или поступившие из производства инструменты и приспособления передаются на центральный инструментальный склад, затем в инструментальные раздаточные кладовые цехов, откуда выдаются рабочим. В зависимости от срока и времени использования инструментов на рабочих местах их подразделяют на постоянные (используемые рабочими ежедневно) и оборотные ( используемые непродолжительное время- час, смену).

          Для учета различных предметов, выданных работнику из раздаточной кладовой цеха для длительного пользования, открывается карточка учета МБП (ф.№ МБ-2), которая хранится в картотеке кладовой. Записи в карточки выполняют по приходу- на основе лимитных карт или требований-накладных; по расходу- на основании актов на списание МБП.

           Списание поломанных, изношенных, утерянных  МБП оформляется актами выбытия (ф.№ МБ-4, МБ-8). На основании этих актов в описях отражается  списание инвентаря с баланса предприятия. Поскольку описи являются регистрами аналитического, то для сверки с данными синтетического учета составляют оборотную ведомость. В ней для каждой описи отводится одна строка, по которой отражаются остатки хозинвентаря и его движение.

          Для обобщения информации о наличии и движении принадлежащих предприятию МБП предназначен счет 12 "МБП". Этот счет по отношению к балансу является активным, а по содержанию относится к группе счетов по учету производственных запасов.

            Счет 12 "МБП" имеет 3 субсчета:

              12-1 "МБП в запасе"

              12-2 "МБП в эксплуатации"

               12-3 " Временные (нетитульные) сооружения"

       Синтетический учет осуществляется  в Главной книге в обобщенном  виде (без подразделения по субсчетам)  и в денежном выражении.

         По субсчету 1 учитывают поступившие или изготовленные на предприятии МБП, находящиеся на складе. Покупные МБП приходуют на основании счетов-фактур поставщиков, собственного производства - на основании нарядов, актов, накладных. Покупные ценности (без НДС), предметы собственного производства- по учетным ценам с корректированием впоследствии до фактической с/с.

          Проверяя записи в карточках  складского или в ведомостях  по счету 12 следует установить, нет ли среди них предметов,  относящихся к ОС. Если  руководитель предприятия установил меньший предел стоимости, установленной для включения в состав МБП, то выясняют, как часто выносились такие решения и не связано ли это с регулированием прибыли отчетного года за счет изменений цен на МБП или амортизационных отчислений. Надо иметь в виду, что такие изменения руководитель может вносить только на весь отчетный год.

           В складском учете обращают  внимание на те классификационные  группы и подгруппы инвентаря, по которым длительное время не было движения и имеются сверхнормативные запасы. По данным карточек, журналов (ведомостей) и требований на выдачу МБП с учетом даты выдачи и сроков использования устанавливают, нет ли числящихся за работниками предметов, которые могли быть утеряны или пришли в негодность. Изучая выдачу спецодежды и спецобуви в бесплатное пользование, проверяющие руководствуются действующими в организации нормами выдачи, сроками использования и перечнем лиц, которым они могут быть выданы, устанавливают случаи преждевременной замены и их причины, а также материальный ущерб, причиненный организации в результате использования предметов не по назначению или подмены новых предметов бывшими в эксплуатации.

Информация о работе Учет МБП в разрезе аудиторской проверки