Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 20:55, курсовая работа
Данная курсовая ставит своей целью раскрыть особенности учета МБП в разрезе аудиторской проверки. Как показывает практика, при построении учетной системы данного вида актива на предприятиях возникают дискуссионные моменты, вытекающие порой из неоднозначной трактовки российского законодательства в области учета.
Введение …………………………………………………………………………...3
Цель и задачи аудита учета МБП………………………………………….....4
План и программа аудита учета МБП……………………………………….6
Подготовка рабочей документации аудита………………………………….9
Методы получения аудиторских доказательств…………………………….11
Оформление результатов аудита и предложений для аудиторского заключения………………………………………………………………………………23
Аудит учета МБП на складе…………………………………………………..27
Аудит учета МБП в бухгалтерии…………………………………………….32
Инвентаризация МБП в составе материально-производственных запасов..41
Тестирование системы учета МБП……………………………………………48
Арбитражная практика по данному предмету………………………………50
Заключение ……………………………………………………………………….60
Список литературы ………………………………………………………………61
Нельзя недооценивать этот метод при работе с персоналом клиента. Если при устном опросе ответы опрашиваемых аудитор фиксирует на каком-либо носителе информации (бумаге, компьютере, диктофоне) самостоятельно, то для получения письменных подтверждений персоналу проверяемого предприятия выдаются специальные опросные листы или "анкеты".
По наиболее распространенным вопросам в анкете могут быть предложены и возможные ответы. В этом случае опрашиваемому лицу достаточно выбрать и отметить ответ, соответствующий практике проверяемого предприятия.
Опросный
лист должен содержать такие обязательные
реквизиты, как фамилия, имя, отчество
и должность опрашиваемого, заполненный
опросный лист также должен быть проверен
главным бухгалтером предприятия и заверен
его подписью.
5. УСТНЫЙ ОПРОС
Данный
метод сбора аудиторских
Для раскрытия сущности данной аудиторской процедуры необходимо ответить на вопрос — устный опрос кого?
Опрос или беседа должны быть проведены практически со всеми сотрудниками предприятия, участвующими в ведении учета и составлении отчетности.
Ошибку совершает тот аудитор, который ограничивается беседой только с главным бухгалтером и его заместителями. Следует помнить, что отчетность, формируемая с помощью бухгалтерского учета, представляет собой вершину стройной пирамиды, основанием которой является огромное множество фактов хозяйственной деятельности, оформленных первичными документами и бухгалтерскими проводками. Если у пирамиды еще не достроена вершина, это не беда, а если при наличии вершины из основания пирамиды удалить несколько крупных камней, то пирамида может превратиться в карточный домик и рассыпаться.
Именно поэтому аудитор должен обязательно убедиться в том, что хозяйственные операции, лежащие в основании отчетности, соответствуют законодательству, правильно оформлены и корректно отражены в бухгалтерском учете. И начинать проверку каждого раздела бухгалтерского учета следует с устного опроса или беседы с исполнителями — рядовыми сотрудниками бухгалтерии, ведущими первичный учет хозяйственных операций.
Второй вопрос, на который следует ответить при раскрытии метода сбора информации, — когда проводится устный опрос персонала?
Как правило, эта процедура проводится на начальной стадии проверки, когда аудитор знакомится с проверяемым предприятием, оценивает объем и степень сложности работ для того, чтобы составить соответствующую программу проверки.
Для составления программы проверки аудитор должен иметь список сотрудников бухгалтерии, а также экономической и плановой служб. Список должен включать в себя фамилии, имена, отчества сотрудников, наименование их официальных должностей, а также перечень направлений (разделов, участков, счетов бухгалтерского учета, журналов-ордеров и пр.), которые ими курируются.
К сожалению, на многих предприятиях такие документы, как должностные инструкции сотрудников, графики документооборота, в настоящее время не составляются, поэтому аудитору либо следует эту работу проделать самому, либо начинать проверку тогда, когда указанная информация будет для него подготовлена.
План и соответственно состав вопросов, задаваемых сотрудникам, не могут быть одинаковы, а зависят прежде всего от раздела бухгалтерского или оперативного учета, которым занимается опрашиваемый.
Каждому
направлению учета присущи
Подробный план устного опроса персонала по каждому направлению учета зависит от специализации этого направления, но примерный план беседы может быть таким:
1. Какие первичные документы вы оформляете?
2. Какие регистры аналитического учета вы ведете?
3. В каком разрезе ведется аналитический учет по вашему участку учета?
4. Для каких регистров синтетического учета необходима формируемая вами информация?
5. Как и кем производится выверка полученных вами результатов?
6. Назовите типичные хозяйственные операции, которые вам приходится оформлять.
7. Каков порядок ваших действий при выполнении каждой из типичных хозяйственных операций?
8. Знаете ли вы, в формировании какой строки бухгалтерской отчетности вам приходится участвовать?
9. Каким образом происходит контроль за вашей работой?
10. Как вы исправляете ошибки, когда они имеют место'?
11. Имеются ли какие-либо неудобства в ведении учета, сверке результатов?
12.
Чувствуете ли
вы наличие в вашей
работе проблем? Каких?
6. ПРОВЕРКА ДОКУМЕНТОВ.
Широко практикуется получение информации посредством проверки документов, подготовленных независимыми сторонами и клиентом.
Проверка
документов заключается в том, что аудитор
должен убедиться в реальности первичного
документа. Для этого рекомендуется выбрать
определенные записи в бухгалтерском
учете и проследить отражение операции
в учете вплоть до того первичного документа,
который должен подтверждать реальность
и целесообразность выполнения этой операции.
7. ПРОСЛЕЖИВАНИЕ
Прослеживание (трассирование) осуществляется в противоположном направлении. Аудитор отбирает первичный документ и проверяет системы учета и контроля, чтобы найти заключительную бухгалтерскую запись операции. С помощью прослеживания аудитор может определить, все ли операции учтены, и дополнить информацию, полученную в ходе аудита. Однако необходимо учитывать возможность того, что некоторые события не отражены в первичной документации и системе учета.
С помощью сканирования аудиторы изучают нетипичные статьи и события, отраженные в документации клиента. Цель сканирования — найти что-либо нетипичное.
Сканирование
полезно применять при
8. АНАЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕДУРЫ
Под аналитическими процедурами подразумеваются анализ и оценка полученной аудитором информации, исследование важнейших финансовых и экономических показателей проверяемого экономического субъекта с целью выявления необычных и неверно отраженных в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности, а также выяснения причин таких ошибок и искажений.
Об аналитических процедурах уже было упомянуто при рассмотрении этапа планирования аудиторской проверки. Аналитические процедуры можно использовать и на этапе получения информации, чтобы собрать прямые доказательства ошибок, нарушений и ложных утверждений в финансовой отчетности.
Поскольку
определение аналитических
Необходимо преодолеть это заблуждение, так как аналитические процедуры в действительности весьма эффективны.
По мнению аудиторов, аналитические процедуры помогают выявить 27 % ошибок. Следует учитывать тот факт, что они обходятся дешевле, чем более детализированные процедуры, ориентированные на документы.
Типичными видами аналитических процедур являются:
Процедуры, представляющие точную информацию, имеют свои недостатки: аудиторы могут оказаться не настолько компетентными, чтобы обнаружить необходимые факты; клиенты могут дать аудиторам подставные адреса или попросить потребителей просто подписать подтверждение и отослать его обратно.
Таким образом, аудиторская программа состоит из процедур различных видов, и аналитические процедуры занимают в ней важное место.
Аудиторы часто сопоставляют данные текущего года с данными предыдущего периода и изучают полученные соотношения в сравнении с предполагаемыми. Эти сопоставления обычно называют комплексными тестами. Такой анализ часто выполняется для амортизационных отчислений. Аудиторам известна фактическая доля амортизационных отчислений в совокупной стоимости амортизируемых активов. Используя эту величину, можно получить оценку амортизационных отчислений за проверяемый период; если она примерно равна сумме на соответствующем счете, аудиторы могут рассматривать эту статью расходов как проверенную при помощи аналитической процедуры.
Приведем
другой пример использования аналитической
процедуры. Многие финансовые счета парные,
т.е. сумма в одном счете является функцией
суммы другого. Некоторые такие суммы
прямо соответствуют одна другой, а некоторые
— косвенно. Так, каждая статья расходов
на выплату процентов должна соответствовать
определенному обязательству, по которому
надо эти проценты выплачивать. Если выплату
процентов нельзя соотнести с обязательством,
это может означать, что существует неучтенное
обязательство или ошибка в другом счете.
Если не обнаружены выплаченные или накопленные
проценты, соответствующие условиям займа,
это может указывать на недооценку расходов,
возможное невыполнение договорных обязательств,
необходимость корректировки или пояснительного
раскрытия.
9. ПОДГОТОВКА АЛЬТЕРНАТИВНОГО БАЛАНСА
Для
получения доказательств о
Баланс
сырья, материалов и выхода продукции
позволяет аудиторской
5. Оформление результатов аудиторской проверки и предложений для аудиторского заключения.
Аудиторская проверка заканчивается оформлением двух итоговых документов — акта аудиторской проверки бухгалтерского учета и достоверности отчетности и аудиторского заключения.
В акте аудиторской проверки с достаточной подробностью и доказательностью, однако без включения малосущественных деталей, аудиторы сообщают клиенту о проделанной работе, о ее основных направлениях и о том, какие из этих направлений подвергнуты сплошной проверке, а какие — выборочной. После этого указываются выявленные недостатки в последовательности, соответствующей их значимости. При этом в акте наряду с отмеченными недостатками должны быть изложены конкретные рекомендации по их исправлению и недопущению в будущем. Вместе с тем аудиторы не должны сами делать такие исправления, то есть выполнять работу персонала бухгалтерии.