Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 22:23, курсовая работа
Тема данной курсовой работы выбрана не случайно, так как, прежде всего, необходимо отметить, что материалы являются наименее ликвидной статьей среди статей оборотных активов. Для обращения этой статьи в денежные средства требуется время не только для того, чтобы найти покупателя, но и для того, чтобы получить с него впоследствии оплату за товар.
Введение
1. Теоретические и методологические основы учета материалов
1.1. Понятие материалов и их классификация
1.2. Обзор литературных источников по учету материалов
1.3. Нормативное регулирование бухгалтерского учета материалов в Российской Федерации
2. Организация бухгалтерского учета материалов
2.1. Задачи бухгалтерского учета материалов
2.2. Организация первичного учета материалов
2.3. Синтетический и аналитический учет материалов
2.4. Инвентаризация материалов и отражение в бухгалтерском учете ее результатов
2.5. Отражение в бухгалтерской отчетности информации по учету материалов
2.6. Направления совершенствования бухгалтерского учета материалов
Выводы и предложения
Список использованной литературы
Приложение
На счетах бухгалтерского учета операции по движению материальных ценностей, отражаются следу 424g67de ;ющим образом:
Первичный документ | Содержание операции | Корреспондирующие счета | |
Д | К | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
Отражение в учете работ, выполняемых хозяйственным способом | |||
Лимитно-заборная карта (форма № М-8), требование-накладная (форма №М-11); | Списана стоимость переданных материальных ценностей на строительные и монтажные работы | 08-3 | 10 |
Приобретение и перемещение материальных ценностей (с использованием счета 15 и 16) | |||
1 | 2 | 3 | 4 |
Накладная на отпуск материалов на сторону (форма № М- 15); акт о приемке материалов (форма № М-7), приходный ордер (форма № М-4), счет поставщика | Акцептованы
счета поставщиков; оприходованы материалы
по покупной цене от поставщиков; списаны
транспортно-заготовительные |
15 | 60 |
Отгрузочные документы поставщика | Отражена покупная стоимость материальных ценностей | 15 | 60 |
Счет-фактура | Выделена сумма НДС по приобретенным материальным ценностям | 19 | 60 |
Авансовый отчет | Командировочные расходы включены в фактическую себестоимость материалов | 15 | 71 |
Авансовый отчет, бухгалтерская справка-расчет | Выделен НДС по командировочным расходам | 19 | 71 |
Выписка банка по расчетному счету | Оплачены счета поставщика за поставленные материалы | 60 | 51 |
Приходный ордер | Оприходованы материальные ценности по учетной цене | 10 | 15 |
Выписка банка по расчетному счету | Предъявлен к зачету из бюджета НДС по приобретенным материалам | 68 | 19 |
Бухгалтерская справка-расчет | Списано
отклонение между фактической |
16
15 |
15 16 |
Требование-накладная | Списана учетная стоимость материалов, переданных структурному подразделению | 79 | 10 |
Бухгалтерская справка-расчет | Списана
разница между фактической |
79 | 16 |
Требование-накладная, бухгалтерская справка-расчет | Отражен отпуск материалов в производство | 20 | 10 |
Приобретение и перемещение материальных ценностей (без использования счета 15 и 16) | |||
Отгрузочные документы поставщика | Отражена покупная стоимость материальных ценностей | 10 | 60 |
Счет-фактура | Выделена сумма НДС по приобретенным материальным ценностям | 19 | 60 |
Выписка банка по расчетному счету | Оплачены счета поставщика за поставленные материалы | 60 | 51 |
Выписка банка по расчетному счету | Предъявлен к зачету из бюджета НДС по приобретенным материалам | 68 | 19 |
Требование-накладная, бухгалтерская справка-расчет | Отражен отпуск материалов в производство | 20 | 10 |
Материалы, принятые на ответственное хранение | |||
Акт об установленном расхождении при приемке ТМЦ, Акт о приеме передаче ТМЦ на хранение | Приняты на ответственное хранение поступившие товары ненадлежащего качества | 002 |
1 | 2 | 3 | 4 |
Товарно-транспортная накладная, акт об установленном расхождении при приемке ТМЦ, претензионное письмо | Отражен возврат товара ненадлежащего качества поставщику | 002 | |
Выписка банка по расчетному счету | Оплачено сторонней организации за доставку товара, возвращаемого поставщику | 76 | 51 |
Изменение стоимости материальных ценностей | |||
Приказ руководителя предприятия, акт об уценке | Произведена уценка материалов (на основании п. 13 ПБУ 10/99) | 91-2 | 10 |
Приказ руководителя предприятия, акт переоценки | Произведена дооценка материалов (на основании п. 8 и 10.5 ПБУ 9/99) | 10 | 91-2 |
Лимитно-заборная карта, требование-накладная | Отпущены (списаны) материалы на нужды вспомогательных производств | 23 | 10 |
Требование-накладная, бухгалтерская справка-расчет | Отпущены (списаны) материалы на общепроизводственные и общехозяйственные нужды | 25,26 | 10 |
Лимитно-заборная карта, требование-накладная, бухгалтерская справка-расчет | Израсходованы материалы на исправление брака в производстве | 28 | 10 |
Учет материалов на складе необходим для обеспечения деятельности организации соответствующими материальными ресурсами, а также для сохранности последних. В этих целях создаются специализированные склады для хранения основных и вспомогательных материалов, топлива, запасных частей, хозяйственного инвентаря и других материалов. Каждому складу присваивается постоянный номер, который впоследствии указывается в документах, относящихся к операциям данного склада. На складах (кладовых) материальные ценности размещаются по секциям, а внутри них - по группам, типам и сорторазмерам в штабелях, ящиках, контейнерах, на стеллажах, полках, ячейках, поддонах, что обеспечивает быструю их приемку, отпуск и контроль за соответствием фактического наличия установленным нормам запаса (лимиту). Учет материалов на складе осуществляется заведующим складом (кладовщиком), являющимся материально ответственным лицом [25].
Учет ведется на карточках учета материалов. На каждый номенклатурный номер материалов открывается отдельная карточка. Ведение учета материалов допускается также в книге учета материалов, ведомостях движения и остатков материалов.
Первичные документы после записи их данных в карточках учета передаются в бухгалтерию. Сдача документов оформляется реестром, в котором указывают наименования и номера сдаваемых документов. Материально ответственные лица составляют месячные отчеты об остатках и о движении материалов.
Учет материалов в бухгалтерии. Аналитический учет ведется [7]:
– при помощи карточек аналитического учета, отличающихся от карточек складского учета наличием не только натуральных, но и стоимостных измерителей; остатки и обороты по карточкам сверяются с данными складского учета;
– путем составления оборотных ведомостей в натуральном и денежном выражении по каждому складу и счету;
– с применением
оперативно-бухгалтерского (сальдового)
метода учета, при котором в бухгалтерии
по данным карточек складского учета
формируется ведомость учета
остатков материалов на складе; правильность
перенесения остатков материальных
запасов с карточек складского учета
в ведомость проверяется
Наиболее прогрессивным является сальдовый метод учета материалов, при котором бухгалтерия использует в качестве регистров аналитического учета карточки складского учета материалов, ведущиеся на складах. Работник бухгалтерии проверяет правильность произведенных кладовщиком записей в карточках складского учета и подтверждает их своей подписью на самих карточках. В конце месяца заведующий складом переносит количественные данные об остатках из карточек складского учета в ведомость. После проверки работником бухгалтерии ведомость передается в бухгалтерию, где остатки материалов оцениваются по учетным ценам и выводятся итоги.
На основании указанных
сальдовых ведомостей составляется
сводная сальдовая ведомость. Для
обобщения и группировки
2.4. Инвентаризация
материалов и отражение в
Основными целями инвентаризации являются [27]: выявление фактического наличия имущества; сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета; проверка полноты отражения в учете обязательств.
Инвентаризации подлежат производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете, а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам.
В соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации проведение инвентаризаций обязательно:
– при передаче имущества организации в аренду, выкупе, продаже, а также в случаях, предусмотренных законодательством при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
– перед составлением
годовой бухгалтерской
– при смене материально ответственных лиц;
– при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей;
– в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
– при ликвидации организации перед составлением ликвидационного баланса и в других случаях, предусматриваемых законодательством РФ или нормативными актами Минфина РФ.
Для проведения инвентаризации
наименования и коды товарно-материальных
ценностей заносятся в
Излишки материально-производственных запасов, выявленные в результате проведенной инвентаризации, отражаются в бухгалтерском учете как внереализационные доходы проводкой:
Д 10 - К 91-1 - оприходованы материальные ценности, обнаруженные при инвентаризации.
Эти излишки приходуются на основании сличительной ведомости результатов инвентаризации ТМЦ (форма № ИНВ-19) и приходного ордера (форма № М-4).
При выявлении фактов недостач, хищений, порчи материалов их фактическая себестоимость или ее часть списывается с кредита счета 10 «Материалы» в дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»:
Д 94 - К 10 - недостачи и потери материальных ценностей, обнаруженные при инвентаризации, хищение и порча материальных ценностей отнесены в дебет счета 94.
Со счета 94 стоимость
недостающих и испорченных
Хозяйственная операция | Дебет | Кредит | |
Списаны недостачи в пределах норм естественной убыли на счета издержек производства или обращения | Д 20, 25 и др. | К 94 | |
Списаны недостачи сверх норм естественной убыли и хищения, когда установлены виновные лица | Д 73-2 | К 94 | |
Списаны недостачи сверх норм естественной убыли и хищения, когда виновные лица не установлены или при отказе суда во взыскании ущерба вследствие необоснованности исков | Д 91-2 | К 94 | |
Стоимость материалов, утраченных в результате стихийных бедствий, списывается с кредита счета 10 «Материалы» в дебет счета 99 «Прибыли и убытки».
Финансовый результат от операций с материалами определяется на счете 91 «Прочие доходы и расходы» путем сопоставления оборотов дебета субсчета 91-2 «Прочие расходы» и кредита 91-1 «Прочие доходы». Если оборот дебета больше оборота кредита, то это убыток, который списывается в отчетном периоде на счет 99 «Прибыли и убытки»: Д 99 - К 91-9.
Если оборот кредита больше оборота дебета, то это прибыль, на сумму которой делается запись: Д 91-9 - К 99.
2.5. Отражение
в бухгалтерской отчетности
2.6. Направления
совершенствования
Тема 7. Учету материалов
Условие 1: В сентябре 201_ г. в сельскохозяйственной организации произошли следующие хозяйственные операции:
1. С материального склада № 3 отпущены 2 сентября 201_ г. минеральные удобрения бригадиру бригады № 3 Набатову А.А. для подкормки озимой пшеницы урожая будущего года: суперфосфат - 450 ц по цене 1120 руб. за 1 ц и сульфат аммония - 280 ц по цене 1140 руб. за 1 ц. Полученные удобрения использованы в качестве подкормки пшеницы озимой на поле № 1 отделения № 2 бригады № 3 на площади 300 га. Внесение удобрений производилось 2-5 сентября 201_г.