Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 16:24, курсовая работа
Целью предлагаемой работы является теоретический и практический анализ ликвидации предприятия, а также предложение путей модернизации и совершенствования учета.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть теоретические основы ликвидации предприятия,
проанализировать особенности учета имущества при ликвидации предприятия,
С момента назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица.
Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации [1]. Сделать это необходимо в трехдневный срок с момента принятия решения о ликвидации [7].
Регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации.
Юридическое лицо обязано письменно уведомить Пенсионный фонд и Фонд социального страхования о начале ликвидации в течение трех дней со дня принятия такого решения [7].
Сразу после принятия решения о ликвидации ликвидационная комиссия помещает в журнале "Вестник государственной регистрации" публикацию о ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами.
Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов, а также письменно (путем направления письма с уведомлением) уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
В течение срока, определенного для предъявления требований кредиторами, ликвидационная комиссия работает в соответствии с разработанным и утвержденным ею планом. Он должен включать в себя следующие мероприятия:
1. Инвентаризация имущества предприятия.
2. Подготовка сведений о размерах и составе активов предприятия (характеристика активов, подлежащих реализации, их состояние, степень ликвидности).
3. Сбор сведений об участниках, имеющих право на получение доли имущества предприятия, оставшегося после расчетов с кредиторами.
4. Составление развернутой характеристики финансового состояния предприятия на момент ликвидации.
5. Увольнение персонала ликвидируемого предприятия.
6. Установление всех организаций, учредителем которых является юридическое лицо, и вывод его из состава учредителей. Если ликвидируемое предприятие является единственным учредителем другой организации, то эта организация должна быть тоже ликвидирована.
7. Сверка расчетов по всем федеральным и территориальным платежам с налоговыми органами и внебюджетными фондами.
8. Анализ и оценка дебиторской задолженности, разработка мероприятий по ее взысканию (группировка дебиторской задолженности по степени ликвидности, возможности и срокам получения долгов или их реализация).
9. Анализ и характеристика кредиторской задолженности (подготовка решения по каждому долгу).
10. Определение порядка реализации имущества ликвидируемого предприятия (группировка имущества по степени ликвидности, возможностям и условиям реализации).
11. Предварительное определение порядка расчетов с кредиторами, относящимися к одной очереди удовлетворения требований кредиторов.
12. Определение порядка распределения между учредителями денежных и иных средств, оставшихся после удовлетворения требований кредиторов.
13. Подготовка документов для исключения предприятия из Единого государственного реестра юридических лиц.
В соответствии с утвержденным планом необходимые поручения даются бухгалтерии и другим отделам и службам предприятия.
После проведения всех взаиморасчетов (с налоговой инспекцией, кредиторами, участниками) необходимо закрыть все счета организации в банках. Для этого достаточно подписать заявление о закрытии счета, которое выдается самим банком. При этом необходимо не забыть уведомить налоговую инспекцию о закрытии счетов
Предприятие прекращает свое существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц. Для государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица в налоговую инспекцию по месту нахождения организации представляются: заявление на государственную регистрацию ликвидации по форме Р16001, ликвидационный баланс, справка из Пенсионного фонда об отсутствии задолженности, документ об оплате госпошлины (квитанция или платежное поручение).
В течение 5 дней от момента подачи указанного комплекта документов налоговая инспекция обязана выдать свидетельство о прекращении деятельности юридического лица. В связи с реализацией принципа «одного окна» снятие с налогового учета производится одновременно с государственной регистрацией факта ликвидации юридического лица.
Внебюджетные фонды (Пенсионный
фонд, Фонд обязательного медицинского
страхования, Фонд социального страхования)
снимают с учета после снятия
с учета в налоговом органе.
Также как и налоговая инспекци
После получения свидетельства о прекращении деятельности организации остается уничтожить печать и сдать документы в архив.
В ходе рассмотрения этой главы мы выяснили, что существует три основных формы ликвидации предприятия: добровольная, принудительная, банкротство. Рассмотрели общий порядок ликвидации юридического лица. А также более подробно остановились на добровольной ликвидации предприятия.
Следует отметить, что ликвидация предприятия очень трудоемкий и долговременный процесс. Ликвидация может длиться от нескольких месяцев до нескольких лет. Однако можно с уверенностью сказать, что если предприятие функционирует в соответствии с нормами закона, правильно поставив налоговый и бухгалтерский учет, - ликвидация такого предприятия проходит достаточно быстро и безболезненно.
2.1 экономическая характеристика общества с ограниченной ответственностью «ННН»
ООО «ННН» является юридическим лицом с 09.04.99 г. - с момента государственной регистрации свидетельством № ОК 4595, номер в реестре 16943, основной государственный регистрационный номер в ЕГР - 1025401924877.
Местоположение: 672000, Забайкальский край, г. Чита, ул. Нечаева, 13.
Общество является хозяйствующим субъектом, обладающим правами юридического лица по законодательству Российской Федерации, имеет самостоятельный баланс, расчётный счёт, печать со своим наименованием.
Предприятие действует
в соответствии с Гражданским
кодексом Российской Федерации, Федеральным
законом «Об обществах с
В обществе три участника, доли которых составляют 20, 30 и 50% общей величины уставного капитала соответственно.
Для обеспечения деятельности Общества Уставный капитал составляет 1000000 (один миллион) рублей.
Анализируемое предприятие осуществляет следующие виды деятельности:
- розничная и оптовая торговля;
- посредническая деятельность.
Высшим органом общества является общее собрание участников общества, руководство текущей деятельность общества осуществляется директором.
Основными видами деятельности, зарегистрированными в уставе, являются:
- деятельность по производству и реализации товаров народного потребления и продукции производственно-технического назначения, в т.ч.: канцелярские товары и писчебумажная продукция, прочие производства;
- оказание услуг по
эксплуатации, ремонту и сервисному
обслуживанию оргтехники и
-торгово-закупочная деятельность (с созданием собственных торговых точек) товарами народного потребления, продукцией производственно-технического назначения, в т.ч.:
- розничная торговля (в т.ч. торговля выносная, в павильонах, киосках, на лотках и в других временных сооружениях),
- оптовая торговля,
- деятельность по оказанию
транспортно-экспедиционных
- организация и проведение
- подрядная строительно-
- ремонтно-строительная деятельность, в т.ч.: капитальный ремонт производственных, непроизводственных зданий, сооружений.
Основной целью деятельности фирмы, в соответствии с Уставом ООО «ННН», является расширение рынка товаров и услуг, а также получение прибыли.
ООО «ННН» – это предприятие, на котором трудятся 30 человек. В течение 3-х лет среднегодовая стоимость основных фондов имеет тенденцию снижения с 181 тыс. руб. до 138 тыс. руб. Однако растет показатель фондоотдачи, что говорит о эффективности использования основных фондов. Фондовооруженность, которая показывает сколько основных средств (в рублях) приходится на одного работающего. Этот показатель в течение 3-х лет снижается, что объясняется уменьшение среднегодовой стоимости основных фондов. В принципе, специфика торгового предприятия состоит в том, что, имея минимум основных фондов, оно может прекрасно функционировать. Рост среднегодовой стоимости остатков оборотных средств оценивается положительно, так как для торгового предприятия это специфично.
Выручка от продажи товаров снизилась в 2010 году по сравнению с 2009 годом с 128369 тыс. руб. до 128129 тыс. руб., а в 2011 году по сравнению с 2010 годом до 127945 тыс. руб. Уменьшение выручки в % в 2011 году по сравнению с 2009 годом произошло на 1,5 % (100 % - 98,5 %).
Вместе с выручкой наблюдается снижение себестоимости проданных товаров с 124571 тыс. руб. в 2009 году до 124038 тыс. руб. в 2010 году и 123005 тыс. руб. в 2011 году. Причем, уменьшение себестоимости в % в 2011 году по сравнению с 2009 годом произошло на 6,4 % (100 % - 93,6 %). Это хороший показатель, так как говорит об уменьшении затрат на 1 руб. проданных товаров с 0,87 руб. на 1 руб. выручки в 2009 году до 0,82 руб. на 1 руб. выручки в 2011 году. Не смотря снижение выручки от продажи товаров, прибыль от продажи в течение анализируемого периода имеет тенденцию роста. Так, в 2011 году прибыль от продаж составила 713 тыс. руб. против 421 тыс. руб. в 2009 году, т. е. выросла на 69,4 %.
Производительность труда 1 работника в 2011 году также ниже, чем в 2010 и 2009 г.г. Данный факт объясняется снижением выручки и ростом численности работником и оценивается отрицательно, так как снижение производительности труда связан со снижением интенсивности использования трудовых ресурсов. В частности, от обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами и эффективности их использования зависят объём продаж и как результат - рост прибыли и ряда других экономических показателей.
Рентабельность продаж 2011 года составила всего 2,68 %. Данные обстоятельства позволяют сделать вывод о высоком риске неплатежеспособности предприятия. Но все же рентабельность имеет тенденцию роста, и если организация будет придерживаться данной направленности, то показатели рентабельности могут повыситься.
2.2 Принятие решения о ликвидации
Генеральный директор ООО «ННН», оценив текущее состояние бизнеса, пришел к выводу о его бесперспективности и назначил внеочередное собрание участников общества.
К собранию директор подготовил баланс общества (Приложение А 1) и расчет чистых активов (Приложение А 2). Исходя из представленных документов, общему собранию было предложено принять решение о ликвидации общества.
Чистые активы - это балансовая стоимость имущества, имущественных прав и прочих активов, имеющихся у организации, уменьшенная на сумму ее обязательств (кредиторской задолженности). Методика расчета чистых активов для акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью установлена Порядком оценки стоимости чистых активов акционерных обществ (утв. Приказом Минфина России N 10н и Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг N 03-6/пз от 29.01.2003).
Очень важно, чтобы на момент принятия решения о добровольной ликвидации величина стоимости чистых активов была положительной. Если полученная в результате расчета величина чистых активов отрицательна, это означает, что всех средств организации не хватит для погашения ее обязательств. В этом случае нужно говорить о несостоятельности (банкротстве), а, следовательно, и о другом порядке ликвидации [21,c.15].
В случае с ООО «ННН» чистые активы общества положительны (см. Приложение А 2) и больше уставного капитала, т.е. о банкротстве говорить преждевременно.
Участники общества, изучив баланс и расчет чистых активов, с предложением генерального директора согласились, и решение о ликвидации приняли.
2.3 Инвентаризация
Перед составлением промежуточного
ликвидационного баланса