Учет ликвидации предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 16:24, курсовая работа

Описание работы

Целью предлагаемой работы является теоретический и практический анализ ликвидации предприятия, а также предложение путей модернизации и совершенствования учета.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
 рассмотреть теоретические основы ликвидации предприятия,
 проанализировать особенности учета имущества при ликвидации предприятия,

Работа содержит 1 файл

курсач ура.doc

— 518.00 Кб (Скачать)

С момента назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица.

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации [1]. Сделать это необходимо в трехдневный срок с момента принятия решения о ликвидации [7].

Регистрирующий орган  вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации.

Юридическое лицо обязано письменно уведомить Пенсионный фонд и Фонд социального страхования о начале ликвидации в течение трех дней со дня принятия такого решения [7].

Сразу после принятия решения о ликвидации ликвидационная комиссия помещает в журнале "Вестник  государственной регистрации" публикацию о ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами.

Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов, а также письменно (путем направления  письма с уведомлением) уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

В течение срока, определенного для предъявления требований кредиторами, ликвидационная комиссия работает в соответствии с разработанным и утвержденным ею планом. Он должен включать в себя следующие мероприятия:

1. Инвентаризация имущества предприятия.

2. Подготовка сведений о размерах и составе активов предприятия (характеристика активов, подлежащих реализации, их состояние, степень ликвидности).

3. Сбор сведений об участниках, имеющих право на получение доли имущества предприятия, оставшегося после расчетов с кредиторами.

4. Составление развернутой характеристики финансового состояния предприятия на момент ликвидации.

5. Увольнение персонала ликвидируемого предприятия.

6. Установление всех организаций, учредителем которых является юридическое лицо, и вывод его из состава учредителей. Если ликвидируемое предприятие является единственным учредителем другой организации, то эта организация должна быть тоже ликвидирована.

7. Сверка расчетов по всем федеральным и территориальным платежам с налоговыми органами и внебюджетными фондами.

8. Анализ и оценка дебиторской задолженности, разработка мероприятий по ее взысканию (группировка дебиторской задолженности по степени ликвидности, возможности и срокам получения долгов или их реализация).

9. Анализ и характеристика кредиторской задолженности (подготовка решения по каждому долгу).

10. Определение порядка реализации имущества ликвидируемого предприятия (группировка имущества по степени ликвидности, возможностям и условиям реализации).

11. Предварительное определение порядка расчетов с кредиторами, относящимися к одной очереди удовлетворения требований кредиторов.

12. Определение порядка распределения между учредителями денежных и иных средств, оставшихся после удовлетворения требований кредиторов.

13. Подготовка документов для исключения предприятия из Единого государственного реестра юридических лиц.

В соответствии с утвержденным планом необходимые поручения даются бухгалтерии  и другим отделам и службам  предприятия.

После проведения всех взаиморасчетов (с налоговой инспекцией, кредиторами, участниками) необходимо закрыть все счета организации в банках. Для этого достаточно подписать заявление о закрытии счета, которое выдается самим банком. При этом необходимо не забыть уведомить налоговую инспекцию о закрытии счетов

Предприятие прекращает свое существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц. Для государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица в налоговую инспекцию по месту нахождения организации представляются: заявление на государственную регистрацию ликвидации по форме Р16001, ликвидационный баланс, справка из Пенсионного фонда об отсутствии задолженности, документ об оплате госпошлины (квитанция или платежное поручение). 

 В течение 5 дней от момента подачи указанного комплекта документов налоговая инспекция обязана выдать свидетельство о прекращении деятельности юридического лица. В связи с реализацией принципа «одного окна» снятие с налогового учета производится одновременно с государственной регистрацией факта ликвидации юридического лица.

Внебюджетные фонды (Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования) снимают с учета после снятия с учета в налоговом органе. Также как и налоговая инспекция, фонды обязаны провести проверку налогоплательщика, включая сверку по платежам. Фонды также могут являться кредиторами по неуплаченным страховым взносам. Поэтому сверку с фондами необходимо провести до составления промежуточного ликвидационного баланса.

После получения свидетельства о прекращении деятельности организации остается уничтожить печать и сдать документы в архив.

В ходе рассмотрения этой главы мы выяснили, что существует три основных формы ликвидации предприятия: добровольная, принудительная, банкротство. Рассмотрели общий порядок ликвидации юридического лица. А также более подробно остановились на добровольной ликвидации предприятия.

Следует отметить, что ликвидация предприятия очень трудоемкий и  долговременный процесс. Ликвидация может длиться от нескольких месяцев до нескольких лет. Однако можно с уверенностью сказать, что если предприятие функционирует в соответствии с нормами закона, правильно поставив налоговый и бухгалтерский учет,  - ликвидация такого предприятия проходит достаточно быстро и безболезненно.

 

 

2 ПОРЯДОК  УЧЕТА ЛИКВИДАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ

2.1 экономическая характеристика общества с ограниченной ответственностью «ННН»

ООО «ННН» является юридическим  лицом с 09.04.99 г. - с момента государственной  регистрации свидетельством № ОК 4595, номер в реестре 16943, основной государственный регистрационный номер в ЕГР - 1025401924877.

Местоположение: 672000, Забайкальский  край, г. Чита, ул. Нечаева, 13.

Общество является хозяйствующим  субъектом, обладающим правами юридического лица по законодательству Российской Федерации, имеет самостоятельный баланс, расчётный счёт, печать со своим наименованием.

Предприятие действует  в соответствии с Гражданским  кодексом Российской Федерации, Федеральным  законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» и Уставом  для осуществления хозяйственной, производственной и иной коммерческой деятельности, удовлетворения общественных потребностей в продукции, работах и услугах и получения прибыли.

В обществе три участника, доли которых составляют 20, 30 и 50% общей  величины уставного капитала соответственно.

Для обеспечения деятельности Общества Уставный капитал составляет 1000000 (один миллион) рублей.

Анализируемое предприятие  осуществляет следующие виды деятельности:

- розничная и оптовая  торговля;

- посредническая деятельность.

Высшим органом общества является общее собрание участников общества, руководство текущей деятельность общества осуществляется директором.

Основными видами деятельности, зарегистрированными в уставе, являются:

- деятельность по производству  и реализации товаров народного потребления и продукции производственно-технического назначения, в т.ч.: канцелярские товары и писчебумажная продукция, прочие производства;

- оказание услуг по  эксплуатации, ремонту и сервисному  обслуживанию оргтехники и оборудования;

-торгово-закупочная деятельность (с созданием собственных торговых точек) товарами народного потребления, продукцией производственно-технического назначения, в т.ч.:

- розничная торговля (в т.ч. торговля выносная, в  павильонах, киосках, на лотках  и в других временных сооружениях),

- оптовая торговля,

- деятельность по оказанию  транспортно-экспедиционных услуг  и погрузо-разгрузочным работам;

- организация и проведение выставок, ярмарок, презентаций, аукционов;

- подрядная строительно-монтажная  деятельность;

- ремонтно-строительная деятельность, в т.ч.: капитальный ремонт производственных, непроизводственных зданий, сооружений.

Основной целью деятельности фирмы, в соответствии с Уставом ООО  «ННН», является расширение рынка товаров  и услуг, а также получение  прибыли.

ООО «ННН» – это предприятие, на котором трудятся 30 человек. В  течение 3-х лет среднегодовая  стоимость основных фондов имеет  тенденцию снижения с 181 тыс. руб. до 138 тыс. руб. Однако растет показатель фондоотдачи, что говорит о эффективности  использования основных фондов. Фондовооруженность, которая показывает сколько основных средств (в рублях) приходится на одного работающего. Этот показатель в течение 3-х лет снижается, что объясняется уменьшение среднегодовой стоимости основных фондов. В принципе, специфика торгового предприятия состоит в том, что, имея минимум основных фондов, оно может прекрасно функционировать. Рост среднегодовой стоимости остатков оборотных средств оценивается положительно, так как для торгового предприятия это специфично.

Выручка от продажи товаров снизилась в 2010 году по сравнению с 2009 годом с 128369 тыс. руб. до 128129 тыс. руб., а в 2011 году по сравнению с 2010 годом до 127945 тыс. руб. Уменьшение выручки в % в 2011 году по сравнению с 2009 годом произошло на 1,5 % (100 % - 98,5 %).

Вместе с выручкой наблюдается снижение себестоимости  проданных товаров с 124571 тыс. руб. в 2009 году до 124038 тыс. руб. в 2010 году и 123005 тыс. руб. в 2011 году. Причем, уменьшение себестоимости в % в 2011 году по сравнению  с 2009 годом произошло на 6,4 % (100 % - 93,6 %). Это хороший показатель, так как говорит об уменьшении затрат на 1 руб. проданных товаров с 0,87 руб. на 1 руб. выручки в 2009 году до 0,82 руб. на 1 руб. выручки в 2011 году. Не смотря снижение выручки от продажи товаров, прибыль от продажи в течение анализируемого периода имеет тенденцию роста. Так, в 2011 году прибыль от продаж составила 713 тыс. руб. против 421 тыс. руб. в 2009 году, т. е. выросла на 69,4 %.

Производительность труда 1 работника в 2011 году также ниже, чем в 2010 и 2009 г.г. Данный факт объясняется снижением выручки и ростом численности работником и оценивается отрицательно, так как снижение производительности труда связан со снижением интенсивности использования трудовых ресурсов. В частности, от обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами и эффективности их использования зависят объём продаж и как результат - рост прибыли и ряда других экономических показателей.

Рентабельность продаж 2011 года составила всего 2,68 %. Данные обстоятельства позволяют сделать вывод о высоком риске неплатежеспособности предприятия. Но все же рентабельность имеет тенденцию роста, и если организация будет придерживаться данной направленности, то показатели рентабельности могут повыситься.

2.2 Принятие решения  о ликвидации

Генеральный директор ООО «ННН», оценив текущее состояние бизнеса, пришел к выводу о его бесперспективности и назначил внеочередное собрание участников общества.

К собранию директор подготовил баланс общества (Приложение А 1) и расчет чистых активов (Приложение А 2). Исходя из представленных документов, общему собранию было предложено принять решение о ликвидации общества.

Чистые активы - это  балансовая стоимость имущества, имущественных  прав и прочих активов, имеющихся  у организации, уменьшенная на сумму  ее обязательств (кредиторской задолженности). Методика расчета чистых активов для акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью установлена Порядком оценки стоимости чистых активов акционерных обществ (утв. Приказом Минфина России N 10н и Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг N 03-6/пз от 29.01.2003). 

Очень важно, чтобы на момент принятия решения о добровольной ликвидации величина стоимости чистых активов была положительной. Если полученная в результате расчета величина чистых активов отрицательна, это означает, что всех средств организации не хватит для погашения ее обязательств. В этом случае нужно говорить о несостоятельности (банкротстве), а, следовательно, и о другом порядке ликвидации [21,c.15].

В случае с ООО «ННН»  чистые активы общества положительны (см. Приложение А 2) и больше уставного капитала, т.е. о банкротстве говорить преждевременно.

Участники общества, изучив баланс и расчет чистых активов, с  предложением генерального директора  согласились, и решение о ликвидации приняли.

2.3 Инвентаризация

Перед составлением промежуточного ликвидационного баланса организация  должна провести инвентаризацию имущества  и обязательств, что соответствует  требованиям п. 1.5 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утв. Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49). Проверке подлежат все позиции имеющихся активов и пассивов организации. Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета [9, c.148].

Информация о работе Учет ликвидации предприятия