Учет и ревизия расчетов с подотчетными лицами

Автор: m*****************@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 23:41, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является изучение бухгалтерского учета расчетов с подотчетными лицами на предприятии, проведение ревизии расчетов с подотчетными лицами, выявление типичных ошибок в учете и изучение способов их устранения, а также разработка мероприятий по совершенствованию расчетной дисциплины на предприятии.
Для достижения поставленных целей в дипломной работе необходимо решить следующие задачи:
- изучить экономическую сущность расчетов с подотчетными лицами и основные понятия расчетных операций;
- ознакомится с нормативными и законодательными документами, которыми регулируется порядок документального оформления, учета и ревизии расчетов с подотчетными лицам;

Содержание

Введение………………………………………………………………………
1. Экономическая сущность расчетов с подотчетными лицами……………....
1.1. Основные понятия расчетных операций, задачи учета и ревизии
расчетов с подотчетными лицами…………………………………………
1.2. Нормативно-законодательная база по учету и ревизии расчетов
с подотчетными лицами……………………………………………………..
1.3. Применение международных стандартов финансовой отчетнос-
ти при учете расчетов с подотчетными лица-ми…………………………….
2. Учет расчетов с подотчетными лицами……………………………………….
2.1. Учет расчетов по служебным командировкам в пределах Респуб-
лики Беларусь………..…………………………………..
2.2. Учет расчетов по служебным командировкам за границу………
2.3. Порядок оформления операционно-хозяйственных и представи-
тельских расходов и их учет……………………………………………..
2.4. Организация синтетического и аналитического учета расчетов с
подотчетными лицами……………………………………………………..
2.5. Оценка организации учета расчетов с подотчетными лицами и
предложения по ее совершенствованию…………………………………
3. Ревизия расчетов с подотчетными лицами……………………..……………..
3.1. Планирование и организация проведения ревизии расчетов с по-
дотчетными лицами……………………………………………………….
3.2. Проверка соблюдения порядка и правильности документального
оформления расчетов с подотчетными лицами…………………
3.3. Порядок отражения результатов ревизии расчетов с подотчетны-
ми лицами ………………………………………………………….……..
3.4. Типичные ошибки учета расчетов с подотчетными лицами и ме-
роприятия по нормализации состояния расчетной дисциплины на
предприятии…................................................................………………….
Заключение…………………………………………………………………………
Список использованных источников…………

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.doc

— 346.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ  
 
УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»  
 
Кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита в промышленности  
 
Допущена к защите  
Заведующий кафедрой  
¬¬¬¬ _______ Е.Н. Шибеко  
«____»________200 г.  
 
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА  
 
на тему: Учет и ревизия расчетов с подотчетными лицами  
 
Студент-дипломник  
УЭФ, 5 курс, РЭП-4  
 
Руководитель Егомостьев Н.А.  
канд. экон. наук  
доцент  
 
МИНСК 2008  
СОДЕРЖАНИЕ  
 
Введение………………………………………………………………………  
1. Экономическая сущность расчетов с подотчетными лицами……………....  
1.1. Основные понятия расчетных операций, задачи учета и ревизии  
расчетов с подотчетными лицами…………………………………………  
1.2. Нормативно-законодательная база по учету и ревизии расчетов  
с подотчетными лицами……………………………………………………..  
1.3. Применение международных стандартов финансовой отчетнос-  
ти при учете расчетов с подотчетными лица-ми…………………………….  
2. Учет расчетов с подотчетными лицами……………………………………….  
2.1. Учет расчетов по служебным командировкам в пределах Респуб-  
лики Беларусь………..…………………………………..  
2.2. Учет расчетов по служебным командировкам за границу………  
2.3. Порядок оформления операционно-хозяйственных и представи-  
тельских расходов и их учет……………………………………………..  
2.4. Организация синтетического и аналитического учета расчетов с  
подотчетными лицами……………………………………………………..  
2.5. Оценка организации учета расчетов с подотчетными лицами и  
предложения по ее совершенствованию…………………………………  
3. Ревизия расчетов с подотчетными лицами……………………..……………..  
3.1. Планирование и организация проведения ревизии расчетов с по-  
дотчетными лицами……………………………………………………….  
3.2. Проверка соблюдения порядка и правильности документального  
оформления расчетов с подотчетными лицами…………………  
3.3. Порядок отражения результатов ревизии расчетов с подотчетны-  
ми лицами ………………………………………………………….……..  
3.4. Типичные ошибки учета расчетов с подотчетными лицами и ме-  
роприятия по нормализации состояния расчетной дисциплины на  
предприятии…................................................................………………….  
Заключение…………………………………………………………………………  
Список использованных источников…………………….…….………………..  
Приложения………………………………………………………………………….  
 
ВВЕДЕНИЕ  
 
Процесс производства является важнейшей стадией кругооборота средств предприятия. В процессе финансово-хозяйственной деятельности у предприятия возникает потребность использовать наличные денежные средства для расчетов с работниками по служебным командировкам, выдачи им средств на представительские расходы, для покупки за наличный расчет товаров в других организациях, для оплаты выполненных работ, оказанных услуг, а также на иные хозяйственно-операционные цели. Тема учета расчётов с подотчетными лицами, выезжающими в служебные командировки, как по Беларуси, так и в другие страны, достаточно хорошо изучена и освещена в экономической прессе и специальных изданиях. К тому же командировочные расходы относятся к категории затрат предприятия, которые постоянно находятся под пристальным вниманием проверяющих органов. Но в то же время следует заметить, что большинство публикаций на эту тему сводится, как правило, к рассмотрению действующих нормативных документов и описанию порядка оформления первичных документов. Несомненно, такие публикации имеют определённую значимость для практикующего бухгалтера, так как правильно организованный учет в значительной степени является залогом достоверного формирования фи-нансовой отчетности и, соответственно, налогооблагаемой базы по ряду налогов.  
Однако опыт проведения ревизий предприятий показывает, что на практике возникает более широкий спектр проблем учёта и налогообложения, чем описывается в нормативных документах. В процессе своей деятельности практически каждый бухгалтер сталкивается с проблемой правильного учета и налогообложения командировочных расходов и прочих хозяйственно-операционных расходов. При этом часто возникают вопросы, в частности, что считать служебной командировкой; каков порядок командирования сотрудников предприятия, работающих по совместительству или выполняющих работу по договорам гражданско-правового характера; какими нормативными документами, затрагивающими вопросы командировочных расходов, необходимо руководствоваться в настоящее время.  
Большая роль при этом отводится бухгалтерскому учету, с помощью которого сплошным образом, непрерывно и взаимосвязано отражаются все документально подтвержденные хозяйственные операции, чем обеспечивается достоверность, своевременность и точность информации.  
Актуальность и важность темы дипломной работы «Учет и ревизия расчетов с подотчетными лицами» заключается в правильной организации учета расчетов с подотчетными лицами, что с одной стороны, обеспечивает действенный контроль за использованием на предприятии денежных средств и, с другой стороны, позволяет предприятию избежать конфликтных ситуаций во взаимоотношениях с налоговыми органами.  
Целью дипломной работы является изучение бухгалтерского учета расчетов с подотчетными лицами на предприятии, проведение ревизии расчетов с подотчетными лицами, выявление типичных ошибок в учете и изучение способов их устранения, а также разработка мероприятий по совершенствованию расчетной дисциплины на предприятии.  
Для достижения поставленных целей в дипломной работе необходимо решить следующие задачи:  
- изучить экономическую сущность расчетов с подотчетными лицами и основные понятия расчетных операций;  
- ознакомится с нормативными и законодательными документами, которыми регулируется порядок документального оформления, учета и ревизии расчетов с подотчетными лицам;  
- ознакомится с применением международных стандартов финансовой отчетности при учете расчетов с подотчетными лицами;  
- изучить порядок учета расчетов по служебным командировкам в пределах Республики Беларусь и за границей;  
- изучить учет и порядок оформления операционно-хозяйственных и представительских расходов;  
- ознакомится с порядком организации синтетического и аналитического учета расчетов с подотчетными лицами на исследуемом предприятии;  
- провести ревизию расчетов по служебным командировкам, представи-тельским расходам и прочим операционно-хозяйственным расходам;  
- разработать мероприятия по совершенствованию расчетной дисциплины на предприятии.  
Объектом и предметом рассмотрения данной дипломной работы является бухгалтерский учет и ревизия расчетов с подотчетными лицами в РУП «Белгипродор».  
Республиканское унитарное предприятие по изысканию и проектирова-нию автомобильных дорог и искусственных сооружений на них «Бел-гипродор» основанное на праве хозяйственного ведения, создано 16 сентяб-ря 1932 года.  
Имущество предприятия находится в собственности Республики Беларусь и принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения.  
Учредителем РУП «Белгипродор» является Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь.  
Предприятие осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Республики Беларусь, решениями учредителя и Уставом.  
Предприятие имеет статус юридического лица, является коммерческой организацией, имеет в хозяйственном ведении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам. Предприятие имеет самостоятельный баланс, счета в банке, печать с изображением государственного герба Республики Беларусь, штампы и бланки со своим наименованием.  
РУП «Белгипродор» имеет филиал Гомельский дорожный отдел без права юридического лица, имеющий текущий субсчет в банке и действующий на основании Положения о филиале и доверенности предприятия.  
Основными целями предприятия являются удовлетворение потребно-стей организаций дорожного хозяйства в осуществлении работ, связанных с изысканием и проектированием строительства и ремонта автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них, а также извлечение прибыли.  
Главной задачей предприятия является удовлетворение социальных и экономических интересов членов трудового коллектива и собственника имущества предприятия.  
Для осуществления целей и задачи предприятие осуществляет следующие виды деятельности:  
- деятельность в области архитектуры и инженерные услуги;  
- топографо-геодезическая деятельность;  
- технические испытания и исследования;  
- разработка программного обеспечения и консультирование в этой об-ласти;  
- исследования и разработки в области естественных и технических на-ук;  
- техническое обслуживание и ремонт автомобилей.  
Также предприятие вправе осуществлять внешнеэкономическую деятельность в порядке, установленном действующим законодательством.  
Уставный фонд РУП «Белгипродор» составляет 116078873 (Сто шестнадцать миллионов семьдесят восемь тысяч восемьсот семьдесят три) рубля, который сформирован неденежным вкладом предприятия за счет собственных основных средств.  
Если по окончании каждого последующего финансового года стоимость чистых активов предприятия окажется менее уставного фонда, то предприятие обязано объявить и зарегистрировать в установленном порядке уменьшение своего уставного фонда. Если стоимость указанных активов менее установленного законодательством минимального размера уставного фонда, то предприятие подлежит ликвидации в установленном законодательством порядке.  
Имущество предприятия находится в собственности Республики Беларусь и принадлежит ему на праве хозяйственного ведения. Имущество РУП «Белгипродор» составляют основные фонды и оборотные средства, а также иные ценности, стоимость которых отражается в самостоятельном ба-лансе предприятия. Также имущество предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам, в том числе и между работниками предприятия.  
Источниками формирования имущества РУП «Белгипродор» являются:  
- имущество, переданное предприятию учредителем, в том числе внесенное в уставный фонд;  
- доходы, полученные от реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг;  
- доходы от ценных бумаг;  
- кредиты банков и других кредиторов;  
- капитальные вложения и дотации из государственного бюджета;  
- безвозмездные или благотворительные взносы;  
- иные источники, не запрещенные законодательством.  
Управление РУП «Белгипродор» в пределах своей компетенции осуществляют учредитель и руководитель предприятия. Органом управления предприятием является директор, который назначается и освобождается от должности учредителем. Директор предприятия действует на принципах единоначалия.  
Организационная структура РУП «Белгипродор» представлена в «ПРИЛОЖЕНИИ А».  
Директор предприятия по согласованию с учредителем утверждает организационно-штатную структуру предприятия, назначает и освобождает от должности своих заместителей, главного бухгалтера, руководителя фи-лиала.  
Директор РУП «Белгипродор» несет ответственность за результаты работы предприятия и выполнение обязательств перед Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь.  
Предприятие самостоятельно организует свою деятельность, исходя из необходимости производства продукции (выполнения работ, оказания услуг), и определяет перспективы развития.  
РУП «Белгипродор» осуществляет оперативный и бухгалтерский учет результатов деятельности, представляет в установленном порядке статистическую отчетность, а также оперативную информацию о результатах финансово-хозяйственной деятельности учредителю. За непредставление или искажение государственной отчетности, нарушение сроков ее представления должностные лица предприятия несут установленную законодательством от-ветственность. Ревизия деятельности предприятия осуществляется в порядке, установленном законодательством.  
Основными показателями, характеризующими работу проектно-изыскательского предприятия, являются: выручка от реализации продукции, товаров, работ и услуг; себестоимость реализованных товаров, продукции, работ, услуг; прибыль; среднесписочная численность работников предприятия. Данные показатели приведены в таблице 1.1. согласно «ПРИЛОЖЕНИЮ Б », «ПРИЛОЖЕНИЮ В », и «ПРИЛОЖЕНИЮ Г ».  
Таблица 1.1. Основные экономические показатели с 2004 по 2006 года в РУП «Белгипродор»  
 
Наименование  
показателей 2004 2005 2006  
Сумма, млн.руб. Сумма, млн.руб Удельный вес,%  
2005/2004 Сумма, млн.руб Удельный вес,%  
2006/2005  
Выручка от реализа-ции товаров, продукции, работ, услуг 10843 9995 92,179 13301 133,077  
Начисленные налоги и сборы из выручки 1975 1766 89,418 2235 126,557  
Прибыль от реализации товаров, продукции, работ, услуг 1939 1673 86,282 1458 87,149  
Сальдо операцион-ных доходов и рас-ходов 20 8 40 2 25  
Сальдо внереализа-ционных доходов и расходов -19 -63 -331,579 -177 -280,952  
Начисленные налоги и сборы из прибыли  
590 502 85,085 441 87,849  
Чистая прибыль 1350 1109 82,148 842 75,924  
Среднесписочная численность 378 409 108,201 458 111,980  
Фонд заработной платы работников списочного состава, включая совместите-лей 2668 3612 135,382 5431 150,360  
 
Примечание. Источник: собственная разработка  
 
Таким образом, из таблицы видно, что финансовое состояние РУП «Белгипродор» в течение данного периода времени менялось как указано на рисунке 1.  
 
Рисунок 1. Изменение финансовых показателей РУП «Белгипродор» за 2004-2006 гг.  
Примечание. Источник: собственная разработка  
 
Чистая прибыль предприятия к концу 2006 года, как видно из диа-граммы, снизилась. В первую очередь на это повлияло снижение объемов производства, а главным образом – увеличение себестоимости продукции. Увеличение себестоимости продукции РУП «Белгипродор» произошло из-за увеличения штата сотрудников предприятия при реорганизации предприятий отрасли, что повлекло увеличение материальных и трудовых затрат. В свою очередь объемы производимых работ и выпускаемой продукции остались неизменными. В настоящее время предприятие работает стабильно, однако не повышает уровень своего финансового состояния, который по-прежнему остается на уровне предыдущих трех лет.  
Контроль, проверки и ревизии финансово-хозяйственной деятельности РУП «Белгипродор» осуществляет Департамент «Белавтодор», Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь и другие контролирующие органы в пределах своей компетенции.  
 
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ РАСЧЕТОВ С  
ПОДОТЧЕТНЫМИ ЛИЦАМИ  
 
1.1. Основные понятия расчетных операций, задачи учета и ревизии расчетов с подотчетными лицами  
 
В процессе финансово-хозяйственной деятельности между субъектами хозяйствования возникают расчетные отношения, отражающие взаимные обязательства, которые связаны с продажей материальных ценностей, выполнением работ или оказанием услуг друг другу. Кроме того, возникают расчеты с бюджетом по налогам, с внебюджетными фондами, с органами социального обеспечения и страхования, с банками и другими юридическими или физическими лицами [5, с.211].  
Под расчетами в ряде случаев понимают расчетные правоотношения, расчетные обязательства и иногда исполнение денежного обязательства. Более того, одни исследователи рассматривают данное понятие более узко, другие – широко. Приведем лишь основные точки зрения.  
Л.А. Новоселова определяет расчетные правоотношения как урегулированные нормами права денежные отношения по организации и осуществлению безналичных денежных платежей через банки или иные кредитные учреждения [33, с.204].  
Д.Л. Медведев считает, что расчетные отношения – это такие правоотношения, которые возникают между субъектами хозяйствования и кредитной организацией (в определенных случаях – только между субъектами названного обязательства) в связи с осуществлением платежей за переданное имущество (выполненные работы, оказанные услуги) или по другим основаниям [30, с.44].  
Некоторые авторы под расчетными операциями понимают действия, производимые сторонами самостоятельно, связанные с исполнением обяза-тельств между ними (долга) покупателя перед продавцом или размером взаимных обязательств сторон сделки, включая урегулирование претензий, возникающих в ходе такого процесса.  
Таким образом под расчетами понимают особую сферу регулирования, когда между сторонами по законному, договорному или иному основанию возникают отношения по соглашению своих долговых обязательств путем перечисления денежных сумм, используя различные платежные инст-рументы.  
Всевозможные расчеты, возникающие между субъектами хозяйство-вания, ведутся при помощи денежных средств. С их помощью завершается превращение денежной формы выделенных средств в производственные запасы, получение выручки и прибыли. Этим самым денежные расчеты выступают важнейшим фактором обеспечения кругооборота средств, а их своевременное завершение служит необходимым условием непрерывного процесса производства [8, с.472].  
Расчеты совершаются в двух формах: путем безналичных перечислений через систему банка или в виде платежей наличными денежными средствами.  
Производство платежей путем безналичных перечислений является ос-новной формой расчетов. При помощи этой формы производятся расчеты не только с поставщиками и покупателями за продукцию, работы и услуги, но также расчеты с бюджетом по налогам и сборам, с различного рода дебиторами и кредиторами и целый ряд других расчетов.  
Относительно небольшие суммы денежных средств используются для наличных расчетов в частности и при расчетах с подотчетными лицами. Такие средства хранятся и обращаются в кассе предприятия. Поскольку денежные средства являются посредником во всех расчетах, то очевидно, что для обеспечения нормального кругооборота средств и ведения финансово-хозяйственной деятельности необходимо правильно и своевременно осуществлять все расчеты. В свою очередь эффективность расчетных операций во многом зависит от состояния бухгалтерского учета денежных средств, расчетных и кредитных операций.  
В соответствии с Правилами ведения кассовых операций и расчетов на-личными денежными средствами в Республике Беларусь, утвержденными по-становлением Национального банка от 26.03.2003 года № 57, наличные деньги выдаются под отчет на хозяйственные нужды из кассы предприятия в размерах и на сроки, определяемые руководителем по письменному разрешению обслуживающего банка. Таким образом, движение подотчетных сумм контролирует как руководство предприятия, так и внешние пользова-тели.  
Под хозяйственными нуждами предприятия понимаются: расходы по служебным командировкам по территории Республики Беларусь и за границу, представительские расходы, на приобретение различных материалов, мелкие хозяйственные, почтовые, телеграфные и другие административно-хозяйственные расходы. Выдача денег под отчет производится в случаях, когда невозможно произвести оплату указанных расходов безналичным путем через банк.  
Подотчетными лицами считаются работники предприятия, которым по  
решению нанимателя в подотчет выдаются суммы на определенные цели  
(командировочные, операционно-хозяйственные расходы), а суммы, вы-¬  
данные им в подотчет, — подотчетными суммами.  
Таким образом, все расходы, производимые подотчетными лицами, можно сгруппировать следующим образом:  
- командировочные расходы;  
- операционно-хозяйственные расходы;  
- представительские расходы.  
Работники предприятия в процессе своей трудовой деятельности могут быть направлены в служебные командировки в целях выполнения определен-ных заданий и видов работ как в внутри страны, так и за ее пределами.  
Согласно статье 91 Трудового кодекса Республики Беларусь от 26.07.1999г. № 296-3 служебной командировкой признается поездка ра-ботника по распоряжению нанимателя на определенный срок в другую мест-ность для выполнения служебного задания вне места его постоянной работы. Не считаются служебными командировками служебные поездки работников, постоянная работа которых протекает в пути или носит разъездной характер, а также в пределах населенного пункта, где располагается нани-матель.  
Различают следующие виды служебных командировок:  
1) по продолжительности: до 30 дней и свыше 30 календарных дней, причем последние допускаются только с согласия работника;  
2) в зависимости от пункта назначения: в пределах Республики Бе-ларусь и за границу. Срок хранения приказов о направлении в служебную командировку зависит от вида командировки: для внутриреспубликанских – 3 года (после проведения налоговой проверки), для длительных и зарубеж-ных – 75 лет.  
Под представительскими расходами понимаются расходы по приему и обслуживанию делегаций и сопровождающих их лиц.  
Основными задачами учета расчетов с подотчетными лицами являются:  
- своевременное и правильное документирование операций по расчетам, а также обоснованность включения их в состав затрат;  
- своевременное, полное и достоверное отражение на счетах бухгалтер-ского учета фактических затрат на командировочные расходы и другие хозяйственно-операционные цели;  
- обеспечение своевременности, полноты и правильности расче-тов, выявление дебиторской и кредиторской задолженности;  
- контроль за своевременным погашением дебиторской и кредиторской задолженности по расчетам;  
- периодическое проведение инвентаризации по расчетам с подотчет-ными лицами.  
Контроль за движением подотчетных сумм осуществляют государст-венные органы, ведомственные контрольно-ревизионные службы и коммер-ческие банки.  
Основными задачами ревизии расчетов с подотчетными лицами являются:  
- установить правильность организации порядка выдачи денег под отчет работникам предприятия;  
- выявить соблюдение расчетной дисциплины;  
- соблюдение правил расходования средств и выявление незаконных и нецелесообразных с хозяйственной точки зрения расходов;  
- определить достоверность учетных и отчетных данных по расчетам с подотчетными лицами;  
- соблюдение установленного порядка возмещения командировочных и хозяйственных расходов;  
- установить организацию и действенность внутрихозяйственного кон-троля за расчетами с подотчетными лицами.  
 
1.2. Нормативно-законодательная база по учету и ревизии расчетов с подотчетными лицами  
 
В настоящее время существует множество нормативно-правовых и законодательных актов по регулированию вопросов учета и ревизии расчетов с подотчетными лицами.  
Так Трудовой кодекс Республики Беларусь от 26.07.1999 № 296-3, с учетом изменений, является основополагающим документом, регулирующим трудовые отношения нанимателя и работника. В документе дано определение понятия «служебная командировка», а также, что не считается служебной командировкой, определено какими документами оформляются командировки и какой день считается днем выбытия в служебную командировку.  
Также к общим документам, регулирующим порядок расчетов по слу-жебным командировкам относится Положение о регулировании труда работников, направленных на работу в учреждения Республики Беларусь за границей, и гарантиях и компенсациях при служебных командировках за границу, утвержденное постановлением Минтруда РБ от 14.04.2000 № 55, с учетом изменений («НРПА РБ», 2000, № 116). В этом документе особое внимание следует уделить главе 12 «Гарантии и компенсации при служебных командировках за границу» Положения, в которой определен порядок возмещения командированному работнику расходов по проезду к месту служебной командировки и обратно, расходов за проживание вне места постоянного жительства (суточные) и по найму жилого помещения, иных расходов. Кроме того, в данной главе определен порядок расчетов с работниками, направляемыми в командировку на автотранспорте нанимателя. Пунктом 64 Положения определено, что в случае, если по уважительной причине в порядке завершения расчетов по командировке необходимая сумма в иностранной валюте подлежит выплате в Республике Беларусь, то по решению нанимателя указанная сумма может быть выплачена как в иностранной валюте, так и в белорусских рублях по курсу Нацбанка РБ на дату авансового отчета [37, с. 3]. Окончательный рас-чет с командированным работником должен быть произведен не позднее 30 дней с момента представления авансового отчета.  
Инструкция о порядке и размерах возмещения расходов при служебных командировках в пределах Республики Беларусь, утвержденная постановлением Минфина РБ от 12.04.2000 № 35, с учетом изменений от 01.08.2001 № 86, от 09.10.2001 № 102 и от 22.02.2002 № 23 («НРПА РБ», 2000, № 43; 2001, № 81,98; 2002, № 31) определяет условия, порядок и размеры возмещения расходов при служебных командировках в пределах Республики Беларусь. Согласно п. 9 Инструкции в случае использования командированным работником своих выходных дней в месте командировки до начала или после ее окончания оплата проезда работнику производится на общих основаниях, а суточные и расходы по найму жилого помещения за эти дни не возмещаются [23, с. 62].  
При командировочных, представительских или хозяйственно-операционных расходах предприятие обязано выдать подотчетному лицу аванс, а работник – отчитаться за полученные денежные средства в течение определенного времени. Данный порядок регламентируют Правила ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами в Республики Беларусь, утвержденное постановлением Правления Нацбанка РБ от 26.03.2003 № 57, с учетом изменений от 29.10.2003 № 183, от 28.06.2004 № 99, от 03.06.2005 № 83и от 27.11.2006 № 192 («НРПА РБ», 2003, № 45, 128; 2004, № 111; 2005, № 104; 2006, № 206).  
Правила определяют сроки предоставления подотчетным лицом, при-бывшим из командировки, отчета об израсходованных суммах в различных ситуациях (при получении под отчет наличных денежных средств, при использовании корпоративной или личной пластиковой карточки и т.п.), сроки и порядок возврата не израсходованных в командировке сумм денежных средств. Также Правилами установлено, что в период нахождения работника в одной служебной командировке предприятие, направившее работника в командировку, может дополнительно перечислять на карт-счет предприятия либо на карт-счет работника при использовании им личной пластиковой карточки денежные средства для оплаты расходов, связанных со служебной командировкой, без полного отчета данного работника по ранее перечисленным на карт-счет суммам, предназначенным для расходования в данной служебной командировке.  
Правила ведения кассовых операций в наличной иностранной валюте на территории Республики Беларусь, утвержденные постановлением Правления Нацбанка РБ от 28.06.2004 № 98, с учетом изменений от 26.12.2006 № 214 («НРПА РБ», 2004, № 112; 2007, № 40) регламентируют порядок выдачи денежных средств подотчетным лицам в иностранной валюте для выполнения служебных поручений. В документе определены порядок документального оформления выдачи денежных средств под отчет на командировочные расходы, сроки составления отчета об израсходованных суммах и другие вопросы. Кроме того, следует обратить внимание на установленный документом порядок составления отчета об израсходованных суммах в отдельных ситуациях. Так, при использовании корпоративной или личной пластиковой карточки в отчет об из-расходованных суммах иностранной валюты работника включаются суммы денежных средств в валюте произведенных операций.  
В случаях, когда валюта денежных средств, указанная в карт-чеках, не соответствует валюте, перечисленной организацией, используется обменный курс, примененный банком при отражении произведенных операций по карт-счету. Если на дату составления не имеется информации о примененном бан-ком обменном курсе, то используется официальный курс белорусского рубля к соответствующим иностранным валютам, установленным Нацбанком РБ на дату составления авансового отчета. Также данные Правила определяют, что при выдаче работнику аванса в белорусских рублях для оплаты расходов, связанных со служебными командировками за границу, купленная работником наличная иностранная валюта в обменном пункте или в кассе банка не подлежит оприходованию в кассу предприятия. А при составлении авансового отчета работник прикладывает к отчету чеки кассового суммирующего аппарата, полученные им в обменном пункте.  
Согласно Инструкции о порядке проведения валютных операций с ис-пользованием наличной иностранной валюты и наличных белорусских рублей, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 17.01.2007 № 1 («НРПА РБ», 2007, № 79) субъекты валютных операций – резиденты вправе использовать наличную иностранную валюту для оплаты расходов, связанных со служебными командировками работников, в том числе на обучение, стажировку, семинар и другие мероприятия, связанные с повышением квалификации работников. Для снятия наличной иностранной валюты предприятие предоставляет в банк заполненной заявление на снятие наличной иностранной валюты и документы, служащие основанием для снятия, в случаях, предусмотренных настоящей Инструкцией [21, с. 27].  
При отсутствии иностранной валюты на специальных валютных счетах в банке или при ее недостаточном количестве для командировочных расходов предприятия имеют право покупать ее на внутреннем валютном рынке Республики Беларусь. Данный порядок регулируется Инструкцией о порядке совершения валютно-обменных операций с участием юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 28.07.2005 № 112, с учетом изменений от 21.04.2006 № 62, от 17.01.2007 № 2 и от 22.03.2007 № 68 («НРПА РБ», 2005, № 140; 2006, № 73; 2007, № 82, 95). Основанием для покупки иностранной валюты является приказ о направлении в служебную командировку за границу, с приложением расчета суммы иностранной валюты, причитающейся к получению (возмещению) направляемым за границу лицам, подписанный руководителем и (или) главным бухгалтером субъекта валютных операций (резидента). Иностранная валюта, приобре-тенная без зачисления ее на специальный счет, может быть направлена на текущий (расчетный) счет или на карт-счет работника для оплаты команди-ровочных расходов за пределами Республики Беларусь. Особое внимание необходимо уделить пункту 32 Инструкции, согласно которому резидент вправе изменить целевое использование приобретенной иностранной валюты в случае, если купленная валюта для оплаты командировочных расходов за границей на основании одного приказа о направлении в служебную командировку за границу будет использована для оплаты расходов, связанных со служебной командировкой по другому приказу.  
Так как в последнее время наиболее часто при расчетах стали использоваться пластиковые карточки, то законодательство также регулирует данные операции, что отражено в Инструкции о порядке совершения операций с банковскими пластиковыми карточками, ут-вержденное постановлением Правления Нацбанка РБ от 30.04.2004 № 74, в редакции от 16.02.2007 № 51 («НРПА РБ», 2007, № 84).  
Инструкцией определено, что держатели корпоративных пластиковых карточек вправе их использовать в следующих случаях:  
1) при открытии карт-счета в белорусских рублях: для получения наличных белорусских рублей в целях оплаты расходов, связанных со служебными командировками держателей корпоративных пластиковых карточек на территории Республики Беларусь; для проведения безналичных расчетов в целях оплаты расходов, связанных со служебными командировками на территории Республики Беларусь и за ее пределами, в случаях, когда договорами карт-счета предусмотрена возможность совершения валютно-обменных операций;  
2) при открытии карт-счета в иностранной валюте для получения наличной иностранной валюты и проведения безналичных расчетов в целях оплаты расходов, связанных со служебными командировками за границей.  
Также предприятия вправе перечислять на карт-счета своих работников суммы денежных средств для оплаты командировочных расходов или для возмещения этих произведенных расходов работниками за свой счет.  
Письмо Нацбанка РБ от 07.02.2007 № 03-11/13 «Об использовании корпоративных карточек» также регламентирует порядок использования банковских пластиковых карточек. В частности, кассир либо иной работник юридического лица, являющийся держателем корпоративной пластиковой карточки, не вправе использовать ее для получения наличных денежных средств с последующей выдачей их другим работникам в качестве заработной платы или на оплату командировочных расходов, расходов на хозяйственные нужды либо иные расходы.  
Зачастую при направлении работника в служебную командировку предприятия приобретают дорожные чеки для последующей выдачи их на командировочные расходы. Данный порядок действий регулируется Указаниями о проведении банками операций с дорожными чеками, утвержденными постановлением Правления Нацбанка РБ от 04.10.1999 № 17.10, с учетом изменений от 28.06.2001 № 157 и от 30.04.2004 № 72 («НРПА РБ», 1999, № 82; 2001, № 75; 2004, № 76). Данными Указаниями, в частности, определен порядок продажи (покупки) дорожных чеков. Согласно п. 5 банк-агент продает дорожные чеки эмитентов за счет средств, находящихся на текущем (специальном) счете юридического лица, для выдачи их на командировочные расходы. При этом получателем дорожных чеков может являться представитель юридического лица. Представитель юридического лица должен обеспечить проставление держателями дорожного чека подписей на дорожных чеках.  
В случае возврата неиспользованного дорожного чека, выданного ранее для оплаты командировочных расходов, банк-агент на основании заявления клиента производит покупку данного дорожного чека. При этом указанная в нем сумма денежных средств подлежит зачислению на счет юридического лица, с которого производилось списание средств при прода-же дорожного чека банком-агентом.  
При командировании работника в служебную командировку на авто-транспорте нанимателя в организации должен быть оформлен путевой лист соответствующей формы, порядок заполнения которого определен Постановлением Минфина РБ от 31.03.2000 № 31 «Об утверждении бланков путевых листов и инструкций по их заполнению», с учетом изменений («НРПА РБ», 2000, № 45).  
Для решения важных государственных вопросов в командировки часто направляются правительственные и парламентские делегации нашей страны, а также работники государственных органов и иных государственных организаций, что регулируется Положением о порядке направления в служебные командировки за границу, утвержденным Указом Президента РБ от 13.06.2005 № 274, с учетом изменений от 17.09.2007 № 431 («НРПА РБ», 2005, № 94; 2007, № 227). Для целей данного Положения под термином «работники» понимаются лица, работающие в государственных органах и иных государственных организациях на основании трудовых договоров (контрактов), а также военнослужащие, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля.  
Расходы, произведенные работником в служебной командировке, возмещаются по нормам, которые регулируются и устанавливаются следующими нормативно-законодательными документами:  
1) Постановлением Совета Министров РБ от 24.04.2000 № 561 «О пре-доставлении Министерству финансов права устанавливать нормы оплаты ко-мандировочных расходов при служебных командировках за границу», с учетом изменений от 10.05.2001 № 675 («НРПА РБ», 2000, № 41; 2001, № 48);  
2) Постановлением Минфина РБ от 30.01.2001 № 7 «Об установлении норм оплаты командировочных расходов при служебных командировках за границу», с изменениями («НРПА РБ», 2001, № 21). В этом Постановлении предусмотрено, что водителям, осуществляющим международные перевозки грузов, работникам, выполняющим строительно-монтажные работы в Российской Федерации, оплата расходов за проживание вне места постоянного жительства (суточных) производится в размере не менее 40 % от установленных норм. В приложении 1 к документу содержатся нормы оплаты командировочных расходов при служебных командировках за границу, а именно суточные и предельная норма расходов по найму жилого помещения;  
3) Постановление Минфина РБ от 22.12.2005 № 155 «Об установлении размеров возмещения расходов при служебных командировках» («НРПА РБ», 2006, № 19), в соответствии с которым на сегодняшний день действуют следующие размеры возмещения расходов при служебных командировках, осуществляемых в пределах Республики Беларусь:  
- суточные – 12000 рублей за каждый день командировки;  
- суточные при однодневных служебных командировках и командировках в такую местность, откуда имеется возможность ежедневно возвращаться к месту постоянного жительства, – 6000 рублей;  
- по найму жилого помещения без предоставления подтверждающих документов – 3600 рублей [45, с. 10].  
За невыполнение или нарушение расчетной дисциплины по расчетам с подотчетными лицами юридические и физические лица несут административ-ную ответственность в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21.04.2003 № 194-3, с изменениями («НРПА РБ», 2003, № 63). Статьей 11.49 Кодекса определено, что нецелевое использование и (или) невозвращение в установленный срок средств в иностранной валюте, выданных под отчет, в том числе на оплату расходов по командировкам за пределы РБ, влечет наложение штрафа на юридическое лицо в размере до десятикратной суммы этих средств.  
Также нарушения установленного порядка по расчетам с подотчетными лицами регулируются Инструкцией о порядке совершения операций с банковскими пластиковыми карточками, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 30.04.2004 № 74, в редакции от 16.02.2007 № 57. В соответствии с Инструкцией ответственность за нецелевое использование денежных средств, находящихся на карт-счете владельца – юридического лица, а также использование денежных средств сверх норм, установленных законодательством РБ, несут владелец карт-счета и держатель дебетовой корпоративной карточки в соответствии с законодательством РБ.  
В случае расходования держателем дебетовой корпоративной карточки денежных средств на цели, не предусмотренные Инструкцией, держатель обязан возместить владельцу карт-счета сумму израсходованных не по назначению денежных средств путем внесения соответствующей суммы в кассу владельца карт-счета либо перечисления денежных средств на карт-счет в безналичном порядке в срок, установленный законодательством РБ для представления держателем корпоративной карточки отчета о расходо-вании денежных средств при ее использовании. Данной Инструкцией предусмотрена ответственность за нецелевое использование денежных средств, перечисленных юридическим лицом на карт-счета физических лиц – работников, которую несут согласно законодательству РБ юридическое лицо и работник – держатель дебетовой личной пластиковой карточки.  
 
1.3. Применение международных стандартов финансовой отчетности при учете расчетов с подотчетными лицами  
 
Учетные системы разных стран отличаются многообразием, что связа-но с характером развития рынка капиталов, количеством инвесторов и кредиторов, участием в международных рынках капитала, уровнем инфляции, размерами и организационной структурой предприятий, законодательными системами и многим другим.  
Установление долгосрочных отношений с зарубежными партнерами, привлечение иностранных инвестиций и выход на международные рынки капитала требуют формирование финансовой отчетности по международным стандартам.  
В качестве причин, вызвавших разработку международных стандартов финансовой отчетности, В.Д. Новодворский выделил глобализацию экономики и потребности аналитиков [53, с.206]. В последнее время национальные экономики стали интегрироваться в единый экономический союз, решающую роль в котором играют транснациональные корпорации, владеющие третью всех производственных фондов планеты. В этих условиях встает проблема обеспечения сопоставимости учетных данных, получаемых в различных странах.  
Также один из основных аргументов, который приводится в пользу международных стандартов финансовой отчетности является стремление облегчить работу финансовых аналитиков по следующим направлениям:  
- анализ бухгалтерской отчетности для прогнозирования показателей работы компании;  
- возможность доступа к бухгалтерской отчетности;  
- валютные проблемы;  
- используемые формы отчетности;  
- оценка риска инвестиций и другие.  
Стандарты носят рекомендательный характер и применяются в разных странах по-разному. Конкретная страна обычно применяет традиционную национальную систему бухгалтерского учета, адаптированную к нескольким или большинству международных стандартов.  
Стратегия применения Международных стандартов финансовой отчетности (далее – МСФО) в Республике Беларусь заключается также в использовании их наряду с национальными стандартами. В настоящее время существует 38 международных стандартов финансовой отчетности, 15 из которых действует и в нашей стране.  
Некоторые основополагающие моменты и качественные характеристики финансовой отчетности, зафиксированные в международных стандартах, закреплены на законодательном уровне. Согласно Закону РБ от 18.10.1994 № 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности» при формировании учетной политики организации необходимо исходить из обо-собленности учета активов и обязательств организации от активов и обязательств других юридических и физических лиц; непрерывности деятельности организации; последовательности применения учетной политики; временной определенности фактов хозяйственной деятельности. Учетная политика предприятия должна соответствовать требованиям осмот-рительности, полноты, приоритета содержания над формой, непротиворечивости и рациональности.  
Включение Республики Беларусь в мировое хозяйство требует взаимопонимания в финансовой отчетности, что делает актуальным реформирование бухгалтерского учета и отчетности в нашей стране в соответствии с международными стандартами. Многое для перехода Республики Беларусь на принятую в международной практике систему учета и отчетности уже сделано. Изменение некоторых форм бухгалтерской отчетности, наличие отчета о движении денежных средств, отчета о прибылях и убытках, отчета об изменении капитала, обеспечение открытости отчетности и другие меры привели к тому, что по составу бухгалтерская отчетность в Беларуси не так резко отличается от отчетности, предписываемой международными стандартами финансовой отчетности. И все же данные, составленные по белорусским правилам, по-прежнему существенно отличаются от информации, подготовленной в соответствии с международными стандартами. В основе таких отличий лежит разное понимание ряда основополагающих элементов постановки и ведения бухгал-терского учета и в первую очередь адресности отчетности и принципов ее по-строения.  
Также национальная система бухгалтерского учета имеет отличия от международных стандартов по причине недостаточного использования методов оценки активов по справедливой и дисконтированной стоимости, отсутствия учета их обесценения, различий в признании доходов и курсовых разниц и другим причинам. Кроме того, при формировании бухгалтерской отчетности в соответствии с требованиями белорусского законодательства многими организациями основные допущения и качественные характеристики отчетности не соблюдаются или не принимаются во внимание. Примером этого может служить нарушение метода начислений при определении выручки по мере оплаты за отгруженную продукцию, выполненные работы и оказанные услуги.  
В связи с существующими различиями национальной системы бухгалтерского учета и международных стандартов финансовой отчетности организациям Республики Беларусь необходимо проведение дополни-тельных учетно-аналитических процедур для формирования отчетности в формате МСФО.  
Одним из методов получения отчетности соответствующей требованиям МСФО, является трансформация, которая заключается в адаптации и конверсии бухгалтерской отчетности, составленной исходя из норм законодательства РБ, путем реклассификации счетов и операций, а также корректировок данных национального бухгалтерского учета в соответствии с требованиями международных стандартов финансовой отчетности.  
В свою очередь реклассификация означает изменение первоначальной классификации элементов отчетности: активов, обязательств, капитала, дохо-дов, расходов. В результате этого статьи бухгалтерского баланса могут быть детализированы или, наоборот, укрупнены.  
Реклассификация активов имеет место при отражении краткосрочной части долгосрочной дебиторской задолженности.  
Ключевым моментом трансформации являются корректировки, которые связаны с признанием или уточнением стоимостной оценки элементов отчетности: активов, обязательств, капитала, доходов, расходов. Примерами корректировок являются изменение величины дохода при переходе от кассового метода признания выручки к методу начисления; отражение условных обязательств. Таким образом, корректировки и реклассификация могут привести к значительным изменениям в бухгалтерской отчетности Республики Беларусь.  
Наиболее полно учет расчетных операций отражается в стандартах 7 «Отчет о движении денежных средств» и 18 «Выручка».  
В зарубежном бухгалтерском учете, как и в белорусском, денежные средства представляют собой наиболее ликвидные активы, которые предпри-ятия могут отражать в балансе по строке «Денежные средства» только в том случае, когда на их использование не наложено никаких ограничений. При наличии ограничений они должны отражаться отдельно – как другие текущие или нетекущие активы. К денежным средствам относятся: счета в банках; наличность в кассе компаний; банковские переводные векселя; денежные переводы; чеки и валюта.  
Денежные средства предприятия могут разделяться на денежные сред-ства на счетах в банках и денежные средства в кассе. Вместе с денежными средствами в балансе могут отражаться эквиваленты денежных средств (ценные бумаги).  
Обычно счет денежных средств имеет дебетовое сальдо. Однако в слу-чае перерасхода денежных средств (выписывается чек, а денежных средств на счете в банке недостаточно) этот счет может иметь и кредитовое сальдо. Такая ситуация называется банковский овердрафт.  
Как правило, в конце месяца проводится сверка сальдо счета денежных средств с выпиской банка. Такая сверка необходимо, поскольку остаток денежных средств по данным бухгалтерского учета предприятия отличается от остатка по банковской выписке. Это связано с тем, что некоторые операции, отраженные в бухгалтерском учете еще не нашли отражение в выписке банка и наоборот.  
В системе международного бухгалтерского учета присутствует система ведения мелкой кассы. У предприятия обычно существую регулярные мелкие расходы, которые удобно оплачивать наличными деньгами: хозяйственные расходы, незначительные командировочные расходы. Для этих целей на предприятии держится небольшая сумма денежных средств, за которые отвечает определенный сотрудник. Устанавливается фиксированная величина мелкой кассы, которая периодически возмещается на ту сумму, которая была потрачена. Обычно счет «Касса» открывается выпиской чека на какую-либо сумму. Чек оплачивается, кассир получает деньги и хранит их в сейфе, что соответствует белорусским методам учета кассы.  
Выдача денег из мелкой кассы оформляется ваучерами и в любой момент общая сумма оставшихся наличных денег, указанных в ваучерах, должна соответствовать фиксированной величине мелкой кассы. Ваучер – это аналог нашего расходного кассового ордера, который подписывается получателем денег. Для определения того, какие счета необходимо дебетовать, ваучеры сортируются в зависимости от цели платежа. После отражения всех операций в бухгалтерском учете ваучеры проштамповываются. В конце бухгалтерского периода счет «Касса» должен быть полностью восстановлен. Размер мелкой кассы может постоянно корректироваться в процессе деятельности компании. Ведение мелкой кассы широко применяется в США и Великобритании.  
Также при размене денег или непосредственно при расчетах, в том числе и с подотчетными лицами, могут происходить ошибки и недостачи. Во всех случаях сумма расхождения должна быть отражена, то есть, дебетована или кредитована, на счет «Недостача и излишек наличности». Этот счет является активно-пассивным, что наблюдается в иностранном учете весьма редко.  
В зарубежном учете, также как и в белорусском, существуют специаль-ные процедуры, журналы и бланки для обеспечения контроля за выплатами наличности. К специальным журналам относятся журнал учета ваучеров и журнал учета чеков.  
Когда компания использует систему ваучеров, то она отражает каждую выплату наличности в ваучере и регистрирует ваучер в журнале учета ваучеров. Счет-фактура или другой соответствующий документ является основанием для составления ваучера. Система ваучеров базируется на том, что каждый чек выписывается только на основании ваучера. Это удобно для учета и является дополнительным контролем. При этом применяются учет-ные журналы.  
В конце месяца общий итог колонки «Задолженность по ваучерам» переносится в контрольный счет Главной книги счетов «Задолженность по ваучерам».  
Также как и денежные средства, участвующие в расчетных операциях, так и дебиторская задолженность имеет непосредственное отношение к расче-там. Поскольку момент признания выручки не совпадает с моментом поступления денежных средств, международные стандарты уделяют значительное внимание учету дебиторской задолженности.  
Под дебиторской задолженностью понимаются обязательства различных контрагентов перед предприятием. Дебиторскую задолженность предприятия обычно разделяют на торговую и неторговую. Авансы, выданные подотчетным лицам предприятия на командировочные расходы, хозяйственно-операционные и представительские расходы, относятся непосредственно к неторговой дебиторской задолженности.  
Один из основных принципов МСФО – принцип осмотрительности тре-бует чтобы:  
- показатели статей, отражаемых в балансе и отчете о прибылях и убыт-ках, были связаны с вероятностью получения организацией экономических выгод в будущем;  
- оценка статей должна иметь стоимостное выражение, которое может быть достоверно подтверждено.  
Другими словами, при оценке вероятности получения экономической выгоды в будущем компания должна оценить степень неопределенности в отношении получения этой выгоды. Дебиторская задолженность, которая не оплачена в срок и по которой предприятие предположительно не получит заемные средства, называется сомнительной или безнадежной.  
В соответствии с МСФО при допущении, что дебиторскую задолжен-ность не возможно будет взыскать, создается резерв на ее покрытие. В связи с этим:

 

Учет расчетов с  подотчетными лицами в иностранной валюте

Наличные денежные средства выдаются под отчет на следующие  цели:

  • служебные командировки;
  • хозяйственно-операционные расходы.

Основную часть  подотчетных сумм наличной валюты составляют расходы на служебные командировки за границу. В соответствии со статьей 91 ТК РБ служебной командировкой признается поездка работника по распоряжению нанимателя на определенный срок в другую местность для выполнения служебного задания вне места его постоянной работы. Все вопросы, связанные с направлением работников в служебные командировки за пределы Республики Беларусь, регулируются Положением о регулировании труда работников, направленных на работу в учреждения Республики Беларусь за границей, и гарантиях и компенсациях при служебных командировках за границу, утвержденным постановлением Министерства труда от 14.04.2000 г. № 55 (далее – Положение № 55).

Направление работника  в служебную командировку за границу  осуществляется на основании приказа, подписанного руководителем организации. Если организацией получено приглашение от иностранного партнера, направление работника в командировку производится в соответствии с приказом и данным приглашением, которые являются документальным основанием для расчета валютных средств командированному работнику.

Порядок направления в служебную командировку за границу руководителя организации определяется учредительными документами. Так, если такое право дано непосредственно руководителю, в командировку он направляет себя сам.

Для оформления поездки за границу в другие государства командировочное удостоверение не выписывается, так как фактическое время пребывания в командировке фиксируется отметками таможни в загранпаспорте. Для подтверждения деловой поездки в Российскую Федерацию может быть выписано командировочное удостоверение с целью упрощения расчета командировочных расходов.

При направлении  работников в командировку руководитель устанавливает техническое задание  на командировку, в котором указываются: цель командировки, время нахождения за границей, план встреч и переговоров с представителями инофирм. Техническое задание подписывается руководителем и командируемым работником. Кроме того, руководитель определяет форму письменного отчета, который представляется работником в двухнедельный срок со дня возвращения из командировки.

За работниками, направляемыми в краткосрочные  командировки за границу, сохраняются  место работы (должность) и заработная плата в течение всего срока  командировки, но не ниже среднего заработка.

При служебных  командировках за границу наниматель обязан выдать аванс в иностранной валюте и возместить работнику следующие расходы:

  • на проезд к месту служебной командировки и обратно;
  • по проживанию вне места постоянного жительства (суточные);
  • по найму жилого помещения;
  • иные произведенные работником расходы с разрешения нанимателя.

Командированному  работнику возмещаются расходы  на проезд до места командировки и  обратно по тарифу второго класса. На самолетах этому тарифу соответствует  экономический класс, на судах –  туристический, на железнодорожном  транспорте – купе. В исключительных случаях с предварительного разрешения нанимателя расходы по проезду могут возмещаться по тарифу первого класса. На самолетах этому классу соответствует «бизнес-класс», на железнодорожном транспорте – вагоны «СВ». Если классификация кают на пассажирских судах установлена в категориях, то каюты I, II, III категорий считаются каютами первого класса, каюты иных категорий – каютами второго (туристического) класса. Стоимость проезда по железной дороге в странах Азии и Африки возмещается всем работникам по тарифу первого класса. Расчет производится при обязательном представлении документов в оригинале.

При следовании вышеуказанными видами транспорта нанимателем  возмещаются расходы на проезд транспортом  общего пользования на вокзал (аэропорт, пристань), если они находятся за пределами населенного пункта. Транспортные расходы в пределах места командирования работнику не оплачиваются. Расходы на провоз багажа возмещаются в случае выполнения служебного поручения по его провозу.

Стоимость набора питания, выдаваемого в поездах международного сообщения, включенного в цену железнодорожного билета, возмещению не подлежит. Работнику возмещается стоимость постельного белья при наличии отметки проводника на обратной стороне билета и только если проезд осуществляется в ночное время.

Учет  расчетов с подотчетными лицами в иностранной  валюте

Размеры возмещения расходов за проживание вне постоянного  места жительства, по найму жилого помещения установлены постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.01.2001 г. № 7 (с учетом изменений и дополнений).

Организации негосударственной  формы собственности могут производить  возмещение суточных расходов и расходов по найму жилого помещения сверх  установленных норм в соответствии с положением о командировании работников данной организации, утвержденным их высшим органом управления. Однако для целей налогообложения затраты на командировки принимаются в установленных пределах.

Возмещение суточных производится:

  • при проезде по территории Республики Беларусь – в денежных единицах Республики Беларусь по нормам, установленным законодательством об оплате служебных командировок в пределах Республики Беларусь;
  • при проезде и за время пребывания на иностранной территории – в иностранной валюте по нормам, установленным для страны, в которую работник направлен в командировку.

День пересечения  границы при выезде из Республики Беларусь включается в дни, за которые  суточные выплачиваются в иностранной  валюте по нормам, установленным для  страны, в которую командирован работник, а день пересечения границы при возвращении в республику – в дни, за которые суточные выплачиваются в денежных единицах Республики Беларусь по нормам, установленным для командировок в пределах Республики Беларусь. День пересечения границы определяется по отметкам в паспорте таможенных органов Республики Беларусь. Если при пересечении границы отметка в паспорте не делается, то день пересечения государственной границы определяется по проездным документам с учетом расписания движения пассажирского транспорта по местному времени.

При продолжительности  командировки более суток, когда  день пересечения границы при  выезде из Республики Беларусь совпадает  с днем пересечения границы при  возвращении в Республику Беларусь, работнику выплачиваются суточные за этот день в иностранной валюте в размере 100% установленной нормы страны командирования. Остальные дни оплачиваются в белорусских рублях.

Если во время  проезда в страну командирования произошла остановка на территории другого государства продолжительностью более суток (пересадка, выполнение служебного поручения), то выплата суточных и расходов по найму жилого помещения производится по нормам, установленным для страны, в которой работник находится проездом.

При выезде в  командировку и возвращении назад  в тот же день работнику выплачиваются суточные в иностранной валюте в размере 50% установленной нормы.

Если принимающая  сторона берет на себя расходы, связанные  с питанием, но не обеспечивает транспортом  и не выплачивает иностранную  валюту на личные расходы, суточные выплачиваются в размере 30% от нормы суточных, установленной для страны командирования. Если принимающая сторона берет на себя расходы только на одноразовое питание, суточные выплачиваются в размере 70%, двухразовое – 30% от нормы суточных, установленной для страны командирования. Если же принимающая сторона берет на себя расходы, связанные с питанием, выплачивает иностранную валюту на личные расходы, – суточные командированным работникам не выплачиваются (за исключением времени пребывания в пути, когда суточные выплачиваются в полном объеме).

Водителям, осуществляющим международные автомобильные перевозки  грузов, работникам, выполняющим строительно-монтажные  работы в Российской Федерации, оплачиваются расходы по проживанию вне места  постоянного жительства в размере не менее 40% от установленных норм. Наниматель не имеет права устанавливать норму возмещения суточных ниже, так как в соответствии со статьей 7 ТК РБ локальные акты, которые содержат условия, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством о труде, являются недействительными.

Возмещение расходов по найму жилого помещения производится при обязательном представлении  документов в оригинале. Суммы на питание и расходы на отдельные  услуги, включенные в стоимость номера, оплачиваются за счет суточных и возмещению не подлежат. Расходы по бронированию мест в гостинице возмещаются в пределах норм расходов по найму жилья. При командировании в Российскую Федерацию и страны СНГ расходы по найму жилого помещения при отсутствии подтверждающих документов возмещаются в размере 5% от предельной нормы (исключая время нахождения в пути). За время нахождения в пути такие расходы возмещаются только водителям грузовых автомобилей и лицам, командированным вместе с ними. Кроме того, отдельно возмещаются бронирование мест и местные сборы.

Учет  расчетов с подотчетными лицами в иностранной  валюте

К иным расходам, которые возмещаются командированным  работникам, относятся комиссионные за обмен в банке чека или одного вида иностранной валюты на другой, совершение операций с использованием пластиковой карточки, расходы по получению загранпаспорта, виз, медицинской страховки.

В случае командирования работника на автотранспорте нанимателя возмещение суточных и расходов по найму жилого помещения осуществляется в установленном порядке. Подтверждением для выплаты иностранной валюты при командировках в страны, где при пересечении границы отметка в паспорте не делается, является путевой лист с отметками о выездах и заездах в организацию, а также сопроводительные документы на груз.

Информация о работе Учет и ревизия расчетов с подотчетными лицами