Учет и распределение на себестоимость продукции материальных затрат (на материалах ООО «Каравай» г. Шарыпово)

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 13:55, курсовая работа

Описание работы

Процесс производства – основополагающая в хозяйственной деятельности организации. По его характеру обычно определяются виды основной деятельности, содержание товарного знака и знаков обслуживания, название организации. Кроме того, уставный капитал формируется под условия, дающие возможность осуществлять процесс производства.

Содержание

Введение
1. Основные задачи и принципы организации учета затрат на производство.
2. Классификация расходов.
3. Понятие материальных затрат и способы их распределения
3.1 Понятие материальных затрат
3.2 Методы учета материальных затрат
3.3 Распределение материальных затрат и включение их в себестоимость
4. Выводы и предложения
5. Список использованной литературы
6. Опись приложений 3
6
8
12
12
14
19
28
30
31

Работа содержит 1 файл

Копия Курсовая работа УЧЕТ МАТЕРИАЛЬНЫХ ЗАТРАТ.docx

— 61.42 Кб (Скачать)

10/7 «Материалы, переданные в переработку» - стоимость таких материалов  в последующем включается в  себестоимость изделий, получаемых  от переработки.

10/8 «Строительные материалы» - используются  предприятиями – застройщиками  непосредственно в процессе строительных  и монтажных работ, для изготовления  строительных деталей и т.п.

10/9 «Инвентарь и хозяйственные  принадлежности» - используются  для работы технологического  оборудования (смазочные и обтирочные  материалы), для хозяйственных нужд  и текущего ремонта (гвозди, краски), для канцелярских нужд.

10/10 «Специальная оснастка и  специальная одежда на складе»  - используется для учета поступления,  наличия и движения специального  инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, находящейся на складе организации.

10/11 «Специальная оснастка и  специальная одежда в эксплуатации» - учитывается поступление и наличие спец. инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды в эксплуатации (при производстве продукции: выпечке хлеба)

Приведенные выше группировки еще  недостаточны для всестороннего  контроля за состоянием и движением материалов. Их учет и контроль должен вестись в разрезе не только групп, подгрупп, но и каждого наименования, вида, сорта и т.д. Поэтому общая классификация материалов детализируется путем разработки номенклатур-ценников. Номенклатура-ценник представляет собой систематизированный перечень материалов, применяемых на предприятии. Аналитический учет материалов организуется в точном соответствии с построением номенклатурного справочника, а закрепленный номенклатурный номер в обязательном порядке проставляется на всех документах, связанных с оформлением поступления и отпуска соответствующих материалов.

Материальные ценности отпускаются  в производство на основе надлежаще  оформленных документов по весу, объему или счету, в строгом соответствии с нормами и требованиями технологических  процессов. К таким документам отнесены: лимитно-заборные карты, требования, накладные с указанием кодов заказов, видов материалов, количества, цены, суммы и мест их использования.

Постановлением Госкомстата России от 30.10.97 № 71А утверждены унифицированные формы по учету материалов, которые должна применять любая организация при оформлении соответствующих расходов.

В ООО «Каравай» учет материалов ведется по инвентарным номерам. Отпуск материалов со склада в производство производится на основании требования, оформленного в 3-х экземплярах, с указанием номенклатурного номера материала, количества, цены. В требовании обязательно ставятся подписи лиц, отпустивших материалы и получивших их (прил. 2). При этом в бухгалтерском учете составляются следующие проводки:

Дт. 20 Кт. 10/1 – 11807 (мука 1 сорт)

Дт. 20 Кт. 10/1 – 134 (масло растительное)

Дт. 20 Кт. 10/1 – 1503,68 (дрожжи)

Дт. 20 Кт. 10/1 – 38,1 (соль)

Дт. 20 Кт. 10/2 – 188,81 (улучшитель)

Дт. 20 Кт. 10/1 – 2379,9 (мука в/с)

Дт. 20 Кт. 10/1 – 1866,06 (сахар)

Дт. 20 Кт. 10/1 – 783,20 (маргарин)5

Дт. 20 Кт. 10/1 – 699,30 (яйцо)

Дт. 20 Кт. 10/2 – 207-90 (мак)

Дт. 20 Кт. 10/2 – 1344 (повидло)

Дт. 20 Кт. 10/2 – 252 (пудра сахарная)

Дт. 23 Кт. 10/6 – 400 (зап. части)

 

 

3.3 Распределение материальных затрат и включение их в себестоимость продукции.

 

Процесс распределения израсходованных  материалов осуществляется на основе первичных документов, которые группируются:

  • по видам материально-производственных затрат (основные, вспомогательные и др.)
  • по местам использования (цех, отдел, участок и т.д.)
  • по заказам (видам продукции – счет 20,23)
  • по статьям расходов (общепроизводственные – счет 25, общехозяйственные – счет 26, расходы будущих периодов – счет 97 и др.).

По данным первичных документов определяется расход материалов на производство. При этом расходом материалов на производство считается количество материалов, отпущенных со склада за вычетом возврата материалов, не начатых обработкой на конец месяца в цехах. На материалы, оставшиеся на конец месяца не запущенными в обработку, составляется накладная на внутреннее перемещение (на возврат) последним днем месяца. По этой накладной такие материалы списываются: Дт. 10 Кт. 20. Одновременно составляется требование на отпуск материалов со склада первым днем нового месяца, по которому материалы списываются: Дт. 20 Кт. 10.

При списании материалов, израсходованных  на производственные цели, они подлежат распределению по объектам калькуляции (видам продукции).

Порядок распределения зависит  от роли, которую играют материалы  в технологическом процессе.

Использованные основные материалы  составляют, как правило, прямые расходы  и учитываются по видам продукции  на основании первичных документов об отпуске их в производство. Однако в ряде случаев из одного и того же материала вырабатывают несколько  видов продукции. В этих случаях  возникает необходимость косвенного распределения основных материалов по видам продукции. Для этого могут применяться следующие методы:

  1. распределение фактического расхода материалов пропорционально нормативному их расходу.

Нормативный расход материалов на фактический  выпуск продукции определяется умножением фактического выпуска изделий на норму расхода материалов на одно изделие. Затем определяют коэффициент  фактического расхода материалов к  нормативному в целом по всему  выпуску. После этого нормативный  расход корректируется на полученный коэффициент по каждому изделию. Этот метод применяется при более  или менее однородных условиях производства продукции, например, в машиностроении, обувной промышленности.

  1. пропорционально коэффициентам расхода материалов.

Расход по одному виду изделий принимается  за единицу, а по остальным видам  изделий устанавливаются постоянные переводные коэффициенты, которые определяются как отношение расхода материалов по данному изделию к расходу по изделию, принятому за единицу. При распределении расхода материалов пропорционально коэффициентам фактический выпуск продукции переводится в коэффициенто – единицы. Для этого выпуск умножается на коэффициент расхода материалов по каждому изделию. Затем определяется отношение фактического расхода материалов к условному выпуску продукции в коэффициенто-изделиях. После этого условный выпуск в коэффициенто-изделиях по каждому виду изделий умножается на коэффициент расхода материалов. Коэффициентный метод распределения стоимости израсходованных материалов применяется предприятиями лесопильной, химической, мясной и др. отраслей промышленности.

  1. пропорционально количеству или весу выработанной продукции.

Например, в текстильной промышленности, где количество использованного  сырья (хлопка) распределяется по видам  выработанной из него пряжи пропорционально  ее весу.

Способ распределения основных материалов – пропорционально весу выработанной продукции применяется  и в ООО «Каравай». Рассмотрим это на примере:

Отпущено со склада (мука) – 250 кг

В течении смены была произведена продукция следующих наименований: хлеб – 150 кг; сдоба «Выборгская» - 10 кг; пироженное «Заварное» - 13,6кг.

В результате получим, что расход муки для производства хлеба составил – 216 кг.; для производства сдобы – 14,4 кг.; для производства заварных – 19,6 кг.

Расход вспомогательных материалов включается в себестоимость как  прямым, так и косвенным путем. В производствах, вырабатывающих один вид продукции, когда можно учесть расход вспомогательных материалов по изделиям, вспомогательные материалы включаются в себестоимость изделий прямым путем на основании первичных документов. Однако в большинстве предприятий они распределяются косвенным путем: пропорционально сметным ставкам на единицу продукции, пропорционально массе полученных готовых изделий, количеству машино-часов, затраченных на обработку каждого вида изделий и др. В калькуляциях расход основных и вспомогательных материалов на технологические цели часто отражается одной статьей.

В ООО «Каравай» вспомогательными материалами при изготовлении сдобы  являются различные добавки для  начинки. Распределение вспомогательных  материалов осуществляется аналогично распределению основных материалов, т.е. согласно весу выработанной продукции.

На основании первичных документов о расходе материалов составляется ведомость распределения материалов по направлениям расхода. При журнально-ордерной форме учета составляется разработочная  таблица ф. №1 (прил. 3), а при механизированном учете – машинограмма аналогичного содержания. Если на предприятии материалы  оцениваются в учете по фактической  себестоимости, в этой оценке они  показываются в ведомости распределения. Если же они учитываются по учетным ценам, материалы оцениваются в ведомости распределения по учетной цене и отдельной графой приводятся отклонения фактической себестоимости от учетных цен на отпущенные материалы.

При разработке учетной политики организация  может выбрать один из вариантов  расчета фактической себестоимости  израсходованных материалов:

  • исходя из средней себестоимости каждого вида материалов

Данный метод является традиционным для отечественной учетной практики. В течении отчетного месяца материальные ресурсы, независимо от того, по каким ценам они приобретались, учитываются и списываются на производство, как правило, по твердым учетным ценам. В конце месяца сюда же списывается соответствующая доля отклонений фактической себестоимости материальных ресурсов от стоимости их по учетным ценам. Метод средней себестоимости дает возможность оценивать отпускаемые ресурсы по среднепокупной себестоимости.

Метод средней себестоимости оценки отпускаемых материальных ценностей  применяется и в ООО «Каравай».

  • Метод ЛИФО

При оценке материалов по методу ЛИФО применяют правило: последним пришел, первым ушел. При этом методе на производство вначале списываются материалы по цене последней закупленной партии, затем по цене предыдущей партии и т.д. до расхода общего количества.

Метод ЛИФО предполагает первоочередное списание материалов по себестоимости  последних партий. Благодаря ему обеспечивается завышение стоимости отпущенных ценностей, занижение их остатка на конец месяца, а значит снижение прибыли и ухудшения ликвидности. Его рекомендуется использовать тем организациям, которые преследуют цель минимизировать налогооблагаемую базу по отдельным видам налогов.

  • Метод ФИФО

При данном методе применяют другое правило: первым пришел, первым ушел. Это  означает, что независимо от того, какая  партия материалов отпущена в производство, сначала списывают материалы по цене первой закупленной партии, затем по цене второй партии и т.д. в порядке очередности, пока не будет получено общее количество израсходованных материалов за месяц.

Метод ФИФО предполагает, что материалы  должны списываться по себестоимости  соответствующих партий в хронологическом  порядке их поступления. В условиях инфляции он обуславливает занижение  стоимости отпущенных в производство ресурсов, завышения их остатка в  балансе, а следовательно – завышения финансового результата от основной деятельности и улучшения показателей ликвидности. Данный метод целесообразно использовать организациям, планирующим осуществление капитальных вложений за счет собственных средств и пользующимся при этом соответствующими льготами по налогу на прибыль.

Так же на практике используется так  называемый классический метод учета  израсходованных материалов, предполагающий применение учетной стоимости материалов в течении месяца и доведение ее до фактической себестоимости по окончании месяца через расчет транспортно-заготовительных расходов (ТЗР) или отклонений от учетных цен.

Расчет транспортных расходов в  ООО «Каравай» производят в конце месяца (прил. 5). Важно помнить, что несмотря на использование материалов на производство продукции (Дт. сч. 20 «Основное производство»), на содержание и ремонт оборудования (Дт. сч. 23 «Вспомогательные производства»), на исправление брака (Дт. сч. 28 «Брак в производстве»), на содержание офиса (Дт. сч. 26 «Общехозяйственные расходы») и прочие нужды, сумма транспортно-заготовительных расходов на весь объем израсходованных материалов списывается только на счет 20 «Основное производство», т.е. непосредственно на себестоимость продукции.

Это предусмотрено Приказом Минфина  РФ от 28.12.2001 №119н (ред. от 23.04.2002) «Об  утверждении методических указаний по бухгалтерскому учету материально  – производственных запасов»

Цитирую: «Транспортно - заготовительные  расходы (ТЗР) организации принимаются  к учету путем:

а) отнесения ТЗР на отдельный  счет "Заготовление и приобретение материалов", согласно расчетным  документам поставщика;

б) отнесения ТЗР на отдельный  субсчет к счету "Материалы";

в) непосредственного (прямого) включения  ТЗР в фактическую себестоимость  материала (присоединение к договорной цене материала, присоединение к  денежной оценке вклада в уставный (складочный) капитал, внесенный в  форме материально - производственных запасов, присоединение к рыночной стоимости безвозмездно полученных материалов и др.).

Информация о работе Учет и распределение на себестоимость продукции материальных затрат (на материалах ООО «Каравай» г. Шарыпово)