Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 11:19, курсовая работа
Производственно-хозяйственная деятельность предприятий обеспечивается не только за счет использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, но и за счет основных фондов – средств труда и материальных условий процесса труда.
Введение 3
1.Основные нормативные документы по учету основных средств 7
1.1 Основные средства. Классификация и оценка основных средств 11
2 Документальное оформление и учет наличия и движения основных 17
средств.
2.1Учет движение и выбытие объектов основных средств 18
2.2 Документальное оформление и учет аренды основных средств 21
3 Учет амортизация основных средств 23
4. Документальное оформление и учет ремонта основных средств 26
5.Учет инвентаризации основных средств 28
6. Отражение в отчетности информации об основных средств 31
средствах.
Заключение 33
Расчетная часть 34
Библиографический список 69
Приложения 71
на каждый объект — по форме № ОС-6 “Инвентарная карточка учета объекта основных средств”;
на группу объектов — по форме № ОС-6а “Инвентарная карточка группового учета объектов основных средств”;
для объектов основных средств малых предприятий — по форме № ОС-6б “Инвентарная книга учета объектов основных средств”.
В инвентарной карточке на основании соответствующих документов отражаются: прием, перемещение объектов основных средств внутри организации, включая проведение реконструкции, модернизации, капитального ремонта, а также их выбытие или списание.
Информация, отражаемая в Инвентарной карточке, группируется по разделам:
1. Сведения об объекте основных средств на дату передачи (дата выпуска, срок эксплуатации, сумма начисленной амортизации, остаточная стоимость).
2. Сведения об объекте основных средств на дату принятия к бухгалтерскому учету (первоначальная стоимость, срок полезного использования).
3. Переоценка (дата, коэффициент пересчета, восстановительная стоимость).
4. Сведения о приемке, внутренних перемещениях, выбытии (списании) объекта основных средств.
5. Изменения первоначальной стоимости объекта основных средств (реконструкция, достройка, дооборудование, частичная ликвидация, модернизация).
6. Затраты на ремонт.
7. Краткая индивидуальная характеристика объекта основных средств.
Приказом или распоряжением по организации необходимо определить круг лиц, на которых возлагается ответственность за сохранность и перемещение объектов основных средств, за правильное и своевременное оформление этих операций, определить должностных лиц, которым предоставлено право подписи документов на приобретение, ввод в эксплуатацию, перемещение и списание основных средств.
В соответствии с новой редакцией п. 29 ПБУ 6/01 с бухгалтерского учета должны списываться не только основные средства, которые физически выбывают из организации, но и те, которые не способны приносить экономические выгоды в будущем. Перечень случаев выбытия основных средств приведен в абзаце 2 п. 29: Выбытие объекта основных средств имеет место в случае:
1. продажи,
2. прекращения использования вследствие морального или физического износа,
3. ликвидации при аварии, стихийном бедствии и иной чрезвычайной ситуации;
4. передачи в виде вклада в уставный (складочный) капитал другой организации, паевой фонд;
5. передачи по договору мены, дарения;
6. внесения в счет вклада по договору о совместной деятельности;
7. выявления недостачи и порчи активов при их инвентаризации;
8. частичной ликвидации при выполнении работ по реконструкции
9. в иных случаях. К иным случаям относится выбытие основных средств в бухгалтерском учете, которые физически из организации не выбывают, но не способны приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
В любом случае выбытия основных средств перед бухгалтером стоят следующие задачи:
1. правильно исчислить затраты, связанные с передачей или ликвидацией объекта;
2. определить недоамортизируемую часть;
3. обоснованно исчислить и отразить на счетах недоамортизируемую величину ликвидируемого объекта, распределяемую между организацией, прочими дебиторами и виновными лицами;
4. правильно и полно исчислить финансовый результат;
5. определить полноту исчисления обязательств перед бюджетом по отдельным видам налогов по операциям, связанным с продажей, безвозмездной передачей основных средств [15, c.566].
2.2Документальное оформление и учет аренды основных средств
Понятие аренды основных средств-по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование. Договор аренды должен быть заключен в письменной форме. Договор аренды здания или сооружения сроком не менее года подлежит государственной регистрации.
В зависимости от сроков аренды имущества различают:
- долгосрочную аренду (лизинг) – на срок не более трех лет;
- среднесрочную (хайринг) – на период от одного до трех лет;
- краткосрочную (рентинг, чартер) _ на срок до одного года.
По условиям предоставления существует текущая, долгосрочная и финансовая аренда (лизинг).
Текущая аренда предполагает сдачу арендодателем своего имущества на определенный срок арендатору с обязательным возвратом. В арендный период права и обязанности собственника остаются у арендодателя, к арендатору переходит лишь право владения имуществом.
К долгосрочно арендуемым основным средствам относят объекты, договор аренды по которым предусматривает переход их в собственность арендатора (выкуп) по истечении срока аренды или ранее при условии внесения последним всей обусловленной договором выкупной цены.
Лизинг, или финансовая аренда, - приобретение арендодателем по заказу арендатора отдельных объектов основных средств как с правом выкупа, так и без. Здесь при их передаче возможны два варианта:
арендодатель приходует их на свой баланс;
арендодатель передает объект на баланс арендатора.
Передач имущества в аренду с правовой стороны регулируется нормами, содержащимися в статьях главы 34 ГК РФ. Согласно статье 606 ГК РФ по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В соответствии со статьей 606 ГК РФ право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Чтобы сдать в аренду помещения, организация должна либо иметь свидетельство о праве собственности, либо получить разрешение (согласовать) соответствующего органа Госкомимущества РФ или иного собственника на сдачу помещений в субаренду. В противном случае сдача помещения в субаренду организацией, не являющейся собственником имущества, может быть признана не действительной, а сумма полученной арендной платы изъята в бюджет.
Договор аренды недвижимого имущества оформляется в письменной форме и согласно статьям 609 и 651 подлежит государственной регистрации, если срок договора превышает один год. Статьей 614 ГК РФ установлено, что порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. Если в договоре аренды условия о размере арендной платы отсутствуют, то он считается незаконченным (статья 654 ГК РФ).
3 Учет амортизации основных средств
Амортизация основных средств представляет собой способ возмещения затрат, связанных с приобретением или возведением основных средств, путем перенесения стоимости основных средств на себестоимость продукции (работ, услуг), а по объектам непроизводственного назначения – на собственные источники.
Если материалы и сырье списываются на себестоимость по мере списания в производство в полной сумме, то основные средства – частями.
Во-первых, это связано с тем, что объекты основных средств не переносятся непосредственно на продукцию (работы, услуги).
Во-вторых, срок эксплуатации основных средств превышает один год.
В-третьих, стоимость основных средств, как правило, высока и включение ее сразу в себестоимость вызовет нежелательные финансовые последствия.
Понятие амортизации означает процесс перенесения стоимости основных средств на себестоимость продукции.
Начисляя износ, предприятие переносит часть стоимости основных средств на себестоимость основных средств, которая равна разнице между первоначальной (восстановительной) стоимостью и износом.
В балансе этот процесс отражается уменьшением внеоборотных активов, которые учитываются по остаточной стоимости.
Объектами амортизации являются основные средства, принадлежащие предприятию на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления.
Не начисляется износ на:
машины, оборудование и другие подобные средства труда, которые числятся на предприятии как товар или готовая продукция;
основные средства, полученные безвозмездно и по договорам дарения, а также объекты, полностью приобретенные за счет бюджетных ассигнований (если объект приобретен частично за счет бюджетных ассигнований, то износ рассчитывается с части стоимости, равной собственным затратам предприятия. Это положение распространяется только на основные средства, поступившие и поступающие после 1 января 1998 года. На основные средства, поступившие таким образом в предыдущие периоды (до 1 января 1998 года износ начисляется);
жилищный фонд;
объекты внешнего благоустройства и другие аналогичные объекты лесного хозяйства, дорожного хозяйства, специализированные сооружения судоходной обстановки и др.;
продуктивный скот, буйволов, оленей;
многолетние насаждения, не достигшие эксплуатационного возраста;
приобретенные издания (книги, брошюры и др.);
мобилизационные мощности, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Амортизация приостанавливается в случаях перевода основных средств на консервацию на срок не менее трех месяцев. Порядок консервации основных средств, числящихся на балансе, устанавливается и утверждается руководителем организации, при этом могут быть переведены на консервацию, как правило, основные средства, находящиеся в определенном комплексе, объекте, имеющие законченный цикл производства. Решение о консервации принимается руководителем предприятия, о чем издается соответствующий приказ. Никаких согласований с налоговыми органами и местными властями при этом не требуется. Амортизация приостанавливается также в период восстановления объектов основных средств, продолжительность которого превышает 12 месяцев.
В сезонных производствах годовая сумма износа начисляется равномерно в течение периода работы предприятия в отчетном году. Например, первоначальная стоимость основного средства составляет 600000 руб. Годовая норма амортизации – 10% или 60000 руб. Предприятие работает 8 месяцев в году (с мая по декабрь включительно). До мая износ начисляться не будет. С мая до конца года должен ежемесячно начисляться износ в размере 7500 руб. (60000: 8 мес.).
Начисление амортизации объектов основных средств производится одним из следующих способов:
линейный способ;
способ уменьшаемого остатка;
способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).
При линейном способе годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости (в случае проведения переоценки) объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта.
Способ уменьшаемого остатка способ начисления амортизации, как способ уменьшаемого остатка, устанавливают в том случае, когда эффективность использования объекта основных средств с каждым последующим годом уменьшается.
Способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования. При таком способе начисления амортизации, как списание стоимости по сумме чисел лет полезного использования годовая норма амортизации определяется исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и годового соотношения, где в числителе – число лет, остающихся до конца срока службы объекта, а в знаменателе – сумма чисел лет срока полезного использования объекта.
Способ списания стоимости пропорционально объему продукции При способе списания стоимости основного средства пропорционально объему продукции (работ, услуг) начисление амортизационных отчислений производится исходя из натурального показателя объема продукции (работ) в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта основных средств и предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного использования объекта основных средств.
При вводе объекта основного средства в эксплуатацию должен быть обязательно составлен акт приемки – передачи по форме №ОС – 1. Дата составления акта и будет являться датой ввода. Начисление износа начинается с 1‑го числа месяца, следующего за месяцем ввода, и прекращается с 1‑го числа месяца, следующего за месяцем выбытия.
4 Документальное оформление и учет ремонта основных средств
В зависимости от объемов и характера работ, источников финансирования различают текущие и капитальные ремонты основных средств. Ремонтные работы организуются и проводятся подрядным и хозяйственным способами.
Подрядный способ состоит в том, что для производства ремонта привлекаются специализированные ремонтные предприятия и другие сторонние организации, выполняющие его по договору.
Хозяйственный способ представляет собой производство ремонтных работ силами и средствами самого предприятия. Порядок учета ремонтов, осуществляемых подрядным способом, производится на основании договоров или нарядов-заказов. Сдача основных средств в ремонт оформляется выпиской документов типовой формы №03–1. Оборудование, сданное в ремонт, учитывается на балансе предприятия. По мере окончания ремонта подрядчик письменно извещает заказчика. Прием законченного ремонта оборудования производится по акту приема-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов типовой формы №03–2.
Информация о работе Учет и отражение в отчетности основных средств