Учет и аудит поступления выбытия и обмена основных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 16:24, дипломная работа

Описание работы

В условиях становления рыночных отношений значительно возрастает роль бухгалтерского учета как важнейшего средства получения полной и достоверной информации об имуществе предприятия и его обязательств и своевременное доведения этих сведений до пользователей.
Для осуществления своей деятельности предприятия должны иметь необходимые средства труда и материальные условия. Они являются важнейшим элементом производительных сил и определяют их развитие. В бухгалтерском учете средства труда выделены в отдельный объект учета, именуемый основными средствами предприятия.

Содержание

Введение стр 4
1 Технико-экономическая характеристика ТОО «Ассоциация бухгалтеров и
аудиторов» 6
1.1 Технико-экономическая характеристика ТОО «Ассоциация бухгалтеров и
аудиторов» 6
1.2 Учетная политика ТОО «Ассоциация бухгалтеров и аудиторов» в области
учета основных средств 9
2 Учет движения основных средств: приобретения, выбытия, обмен 13
2.1 Понятие и оценка основных средств 13
2.2 Учет поступления и обмена основных средств 18
2.3 Учет выбытия основных средств 28
3 Аудит и анализ движения основных средств 34
3.1 Аудит приобретения, выбытия основных средств 34
3.2 Анализ приобретения, выбытия основных средств 46
Заключение 58
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Дипломная Насти готовая.doc

— 860.50 Кб (Скачать)

Дебету счетов подраздела 2410 «Основные  средства» 

Кредиту счетов подраздела 2420 «Амортизация основных средств» - на  сумму накопленной амортизации у продавца на момент передачи  основных средств (отражается в акте приемки-передачи основных  средств по форме № ОС-1).

Отсутствие второй записи в учете искажает статью бухгалтерского баланса «Основные средства», чем вводит в заблуждение пользователей финансовой отчетности. Анализируя данную статью, они могут заключить, что на предприятии имеются основные средства только новые, так как коэффициент износа будет низким.

Особо аудитором проверяются:

  1. причины ликвидации основных средств (полный износ, стихийное бедствие, аварийные ситуации и др.), которые должны быть подтверждены документально (справки и заключения уполномоченных органов);
  2. полноту оприходования запасных частей, лома, отходов, строительных материалов, дров и других материалов в момент ликвидации основных средств;
  3. способы утилизации и уничтожения отходов, подтверждение комиссией факта уничтожения путем сожжения и т.д.;
  4. бухгалтерские записи на ликвидацию основных средств: на снятие с баланса (кредит счета 2410 «Основные средства»), списание износа по ним (дебет счета 2420 «Износ основных средств»), оприходования материалов (дебет счета 1310 «Материалы»);
  5. отражение в налоговом учете процесса ликвидации, расчет стоимостного баланса группы основных средств и признание доходов по этой операции;
  6. перерасчет налогов (на имущество, транспортные средства,  землю) с учетом даты выбытия основных средств.

Большинство основных средств  поступает на предприятия в результате капитальных вложений. Капитальные вложения - совокупность затрат на воспроизводство и улучшение качественного состава основных средств. Аудитору необходимо проверить обоснованность произведенных затрат на капитальное строительство и определить себестоимость капиталь вложений. Для контроля и выявления себестоимости капитальных вложений применяется счет 2930 «Незавершенное строительство». На этом счету учитываются все затраты:

  1. по возведению зданий и сооружений, монтажу оборудования и другие расходы, предусмотренные сметами, сметно-финансовыми расчетами на капитальное строительство (независимо от того, осуществляется это строительство подрядным или хозяйственным способом) а также проценты по кредитам, предоставленным на период строительства;
  2. связанные со строительством и приобретением основных средств, включаемые и не включаемые в первоначальную стоимость объектов основных средств;
  3. по приобретению технического, энергетического и производственного оборудования (включая оборудование для мастерских, опытных установок и лабораторий), требующего монтажа и предназначенного для установки в строящихся (реконструируемых) объектах капитальных вложений по выращиванию в хозяйстве молодняка продуктивного и рабочего скота, переводимого в основное стадо;

Перечисленные затраты  на строительно-монтажные работы учитываются нарастающими итогами с начала и до конца строительства и реконструкции объекта. Затраты на проектно-изыскательские работы отражаются в суммах, оплаченных проектным и другим организациям за выполнение этих работ. Если затраты по проектно-изыскательским работам относятся к нескольким строящимся или реконструируемым объектам, то их распределяют пропорционально сметной стоимости этих объектов. По мере окончания работ по доведению до рабочего состояния созданных на предприятии или поступивших объектов основных средств на основании акта при емки они зачисляются в состав основных средств.

Аудитору необходимо проверить:

  1. правильность корреспонденции счетов по учету затрат на строительно-монтажные работы;
  2. правильность отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета при приобретении объекте основных средств у юридических лиц за плату;

При аудите операций по поступлению  основных средств следует обратить внимание на правильность формирования первоначальной стоимости объекта, так как она является базой ежемесячного начисления амортизации, подлежащей включению в себестоимость продукции (работ, услуг).

Особое внимание аудитор  должен обращать на факты приобретения предприятием основных средств у  физических лиц. Такие операции оформляются договором купли-продажи, с указанием паспортных данных продавца. С суммы, уплаченной физическому лицу за купленные у него основные средства, принадлежащие ему по праву личной собственности, должен быть удержан и перечислен в бюджет в установленном размере подоходный налог (приобретение дома, дачи, автомобиля, гаража и другого имущества). Предприятие обязано сообщить о сумме сделки и удержании налога в налоговую инспекцию с указанием фамилии, имени, отчества продавца и места его постоянного проживания. Если физическое лицо зарегистрировано как предприниматель, то при покупке у него основных средств с него не удерживается подоходный налог. Аудитор должен проверить правильность оформления приобретённых предприятием автомобилей – точность начисления и своевременность перечисления в бюджет налога на транспортные средства, включение суммы уплаченного налога в первоначальную стоимость приобретённого автомобиля. Если первичный документ вызывает сомнения, то необходимо получить письменное разъяснение у лиц, ответственных за данную сделку, и провести встречную проверку. Необходимо убедиться в своевременности представления предприятием в налоговую инспекцию справок об уплаченных налогах на приобретение транспортных средств.

Безвозмездно полученные от других юридических и физических лиц новые объекты основных средств, не требующие монтажа (транспортные передвижные средства, свободно стоящие станки, строительные механизмы, сельскохозяйственные машины, рабочий скот и т.д.) в результате субсидии от исполнительных органов власти или в порядке спонсорской помощи, соответственно после оформления актом приёма-передачи основных средств, включаются в состав основных средств и отражаются в учёте следующей бухгалтерской записью: дебет соответствующих счетов подраздела 2410 «Основные средства», кредит соответствующих счетов 6230 «Доходы от государственных субсидий»; 6280 «Прочие доходы» подраздела 6200 «Прочие доходы».

Если поступили безвозмездно объекты основных средств, которые  ранее были в эксплуатации, то при  этом на балансовую (остаточную) стоимость даётся аналогичная проводка, а на сумму износа делается следующая бухгалтерская запись: дебет соответствующих счетов подраздела 2410 «Основные средства», кредит соответствующих счетов подраздела 2420 «Амортизация основных средств».

Безвозмездно поступившие  объекты основных средств приходуются  по первоначальной стоимости, включая  расходы по их установке (монтажу), а  расходы по их доставке к первоначальной стоимости не присоединяются, а относятся  на расходы покупателей и отражаются на счёте 7210 «Административные расходы» или 7110 «Расходы по реализации товаров (работ, услуг)».

Хозяйствующие субъекты имеют прав приобретать объекты  основных средств в обмен (по бартеру) на товарно-материальные ценности. Аудитор  должен проверить правильность отражения перемещения объектов основных средств в бухгалтерском учете (правильность списания одного и постановка на учет другого объекта основных средств),

Основные средства поступают  на предприятие в качестве взноса в уставный капитал. Аудитору необходимо проверить правильность и достоверность  документального оформления объектов основных средств, поступивших в результате взноса учредителями в уставный капитал.

Неучтенные объекты  основных средств, выявленные в результате инвентаризации, оприходуются по первоначальной (текущей) стоимости, именно этот момент должен тщательно проверить аудитор.

В условиях перехода к  рыночной экономике большое значение приобретает поступление объектов основных средств на условиях долгосрочной аренды. Эта хозяйственная операция отражается следующей бухгалтерской записью: дебет соответствующих счетов подраздела 2410 «Основные средства», кредит счёта 3360 «Краткосрочная задолженность по аренде».

Аудитор должен проверить  не только правильность организации  учёта основных средств на предприятии в порядке долгосрочной аренды, но также состояние расчётов с арендодателем на основе заключённых договоров долгосрочной аренды. Необходимо проверить наличие актов выверки взаимных расчётов арендатора и арендодателя. Типичной ошибкой, встречающейся при учёте аренды, является неправильное заключение договора аренды. При заключении договора арендодатель должен чётко указать вариант возмещения затрат на капитальные вложения, произведённые арендатором: либо компенсировать за счёт собственного капитала, либо принять их безвозмездно, увеличив на сумму этих вложений свою налогооблагаемую базу по подоходному налогу с юридических лиц, либо сразу принять на свой баланс эти вложения и зачесть их в качестве арендной платы. Затраты по капиталовложениям предъявляются исполнителем заказчику в виде счёта, выписываемого на основании акта выполненных работ при наличии сметы.

В целях избежание  ошибок при аренде также необходимо учесть следующее: если арендодатель сдаёт  в аренду по лизингу (финансовой аренде) подлежащие амортизации основные средства, то операция в целях налогообложения должна рассматриваться как покупка имущества арендатором. Аренда основных средств, подлежащих амортизации, при лизинге должна соответствовать одному из условий: срок аренды превышает 80 % срока службы основных средств; арендатор обладает правом покупки основных средств по фиксированной цене или цене, определяемой по окончании срока аренды; остаточная стоимость основных средств по окончании аренды составляет менее 20 % их стоимости в начале аренды; текущая (дисконтированная) стоимость платежей за весь арендный период превышает 90 % стоимости арендуемых средств.

Кроме того, особенностью учёта аренды является то, что плата  за аренду (за исключением платы  за проживание в гостинице) до 1997 г. подлежала освобождению от НДС. Причём под платой за аренду понималась сумма амортизационных отчислений и арендного процента (дохода). Коммунальные услуги, услуги связи и т.д., предъявляемые арендодателем арендатору в связи с эксплуатацией здания последним, относятся к дополнительным расходам, отдельно возмещаемым арендатором помимо платы за аренду здания. Указанные виды расходов подлежат обложению НДС в установленном порядке.

Реализация объектов основных средств осуществляется по договорным ценам. Факт передачи объекта покупателю оформляется «Актом приёмки-передачи (перемещения) основных средств», в котором отражаются состояние объекта, его первоначальная стоимость, степень износа. Эти акты должен проверить аудитор, он должен соотнести заполнение акта приемки – передачи с соответствием с действительностью.

Порядок выбытия основных средств утв. Приказом Министерства финансов Республики Казахстан, где сказано, что стоимость основных средств, которые выбывают или постоянно не используются для производства продукции, надо списывать с бухгалтерского учета. Доходы и расходы, связанные с выбытием основных средств, зачисляются на счетах 6210 «Доход от выбытия ОС» и 7410 «Расходы по выбытию»в качестве операционных.

В процессе аудита особое внимание уделяется контролю списания с баланса предприятия морально устаревших, изношенных и непригодных для дальнейшего использования оборудования, транспортных средств, инвентаря инструментов, когда восстановление их невозможно или экономически нецелесообразно.

При проверке обоснованности списания с баланса объектов основных средств аудитор устанавливает соблюдение инструкций о порядке списания пришедших в негодность основных средств.

Для определения непригодности  основных средств, невозможности или  неэффективности про ведения их восстановительного ремонта, а также для оформления необходимой документации на списание по приказу руководителя предприятия создается постоянно действующая комиссия. Выявляется компетентность комиссии в состав которой должны быть включены специалисты технических служб, бухгалтер, руководители подразделений предприятия и общественных организаций. Также устанавливается компетентность комиссии при списании автомобилей, подъемников, где должны принимать участие работники соответствующих контрольных инспекций (государственной автомобильной инспекции, технического надзора и др.).

Комиссия производит осмотр объекта, устанавливает конкретные причины списания, выявляет виновных лиц в преждевременном выбытии  из эксплуатации, определяет возможность использования и оценивает годные материальные ценности. Комиссия обязана при составлении актов использовать паспорта, поэтажные планы, ведомости дефектов, акты об авариях машин и другую имеющуюся документацию. Списание оформляют актом на списание основных средств (ф. № ОС-З) И актом на списание автотранспортных средств (ф. № ОС-4) в двух экземплярах.

Акты утверждает руководитель субъекта. Только после их утверждения можно приступить к разборке (ликвидации) объекта. Полученные от ликвидации запасные части, агрегаты, металлолом и другие ценности приходуют на соответствующие счета по ценам возможного использования или реализации.

На основании актов  на ликвидацию основных средств делают отметки о выбытии основных средств  в инвентарных карточках, описях инвентарных карточек и инвентарном списке основных средств по месту их нахождения, эксплуатации.

Информация о работе Учет и аудит поступления выбытия и обмена основных средств