Учет и аудит основных средств предприятия на примере МУП "Яргорэлектротранс"

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 19:57, дипломная работа

Описание работы

В действующей практике бухгалтерского учета каждая организация, ведущая свою деятельность должна располагать имуществом, денежными и другими средствами. В совокупности они должны представлять собственный капитал организации. Основная часть имущества организации (активов) воплощена в основных средствах. Эти объекты должны использоваться в производстве продукции, при выполнении работ и оказании услуг либо для управленческих нужд организации, и, обладать способностью, приносить ей экономические выгоды (доход) в будущем.[13, с.62]

Содержание

1. Теоретические основы учета основных средств

1.1 Понятие, оценка и классификация основных средств
1.2 Нормативные документы по учету основных средств
1.3 Влияние учетной политики на учет основных средств…

2. Организация учета основных средств МУП «Яргорэлектротранс» г. Ярославль

2.1 Характеристика финансово-хозяйственной деятельности МУП «Яргорэлектротранс»
2.2 Учет поступления и выбытия основных средств и их документальное оформление на примере МУП «Яргорэлектротранс»
2.3 Учет амортизации основных средств на примере МУП «Яргорэлектротранс»
2.4 Учет инвентаризации основных средств………

3. Аудит основных средств в организации
3.1 Планирование аудиторской проверки основных средств
3.2 Источники информации для аудиторской проверки основных средств и основные ее направления
3.3 Методика проведения аудиторской поверки операций с основными средствами

Заключение
Библиографический список
Приложения

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа Учет основных средств.doc

— 354.00 Кб (Скачать)

 

Поступившие в организацию новые основные средства учитываются по первоначальной стоимости. Приобретенные основные средства, бывшие в эксплуатации, приходуют в сумме покупной стоимости (оплаты) и расходов по их доставке и установке с добавлением суммы износа по этим объектам, указанной в документах на оплату.

 

Первоначальная стоимость основных средств не подлежит изменению за исключением случаев достройки и дооборудования объектов, произведенные в порядке капитальных вложений, а также переоценки основных средств.

 

Документальной проверке в организации также подлежат операции по списанию основных средств. В каждом отдельном случае необходимо проверить правильность оформления документов на выбывшие основные средства, законность и целесообразность выбытия, а также правильность отражения в учете операций, связанных с ликвидацией и выбытием основных средств.

 

В процессе контроля выясняют, не было ли случаев списания новых объектов основных средств и подмены их основными средствами, бывшими в употреблении.

 

При безвозмездной передаче основных средств и иного имущества выявленный финансовый результат относится на собственные источники средств организации.

 

В ходе контроля за правильностью начисления амортизации необходимо установить, все ли объекты основных средств приняты в расчет при начислении амортизации.

 

Сумму амортизации, подлежащую начислению в отчетном периоде, рассчитывают на основе начисленной амортизации в предыдущем месяце, к которой прибавляют начисленную сумму амортизации по поступившим основным средствам и вычитывают сумму амортизации по выбывшим основным средствам в прошлом месяце, а также сумму амортизации в связи с истечением нормативных сроков службы полностью амортизированных основных средств.

 

Начисление амортизации без учета движения и приводит к искажению учетных данных об издержках производства и действительной величине остаточной стоимости основных средств.

 

Важно проверить правильность применения норм амортизации и поправочных коэффициентов к ним. Поправочные коэффициенты, увеличивающие базовую норму амортизации, применяются в случаях эксплуатации основных средств в условиях их значительной нагрузки или в условиях их содержания в агрессивной среде, вызывающей их повышенный износ.

 

При проверке документов по начислению и учету амортизации основных средств нужно иметь в виду, что начисление амортизации не производится во время проведения реконструкции и технического переоборудования основных фондов с полной их остановкой, а также в случае переводов в установленном порядке на консервацию.[13, с. 387]

 

На время реконструкции и технического перевооружения продлевается нормативный срок службы основных средств. При этом не прекращается начисление амортизации во время ремонта основных средств.

 

По всем фактам неправильного начисления амортизации определяются суммы излишне начисленной или недоначисленной амортизации, устанавливают как это повлияло на себестоимость продукции и финансовые результаты, выявляют причины нарушений и виновных в этом лиц, предлагаются меры к недопущению подобных недостатков в будущем.

 

При проверке правильности начисления износа по основным средствам, следует учитывать, что начисление износа основных средств производится исходя из их восстановительной стоимости и в соответствии с принятой учетной политикой организации.

 

При проверке сумм начисленной амортизации следует убедиться в правильности использования норм начисления амортизации и правильности расчета суммы.

 

Сумма амортизации за отчетный период равна:

 

Сумма амортизации за прошлый отчетный период + амортизация по поступившим основным средствам - амортизация по выбывшим основным средствам.

 

Всю полученную информацию аудитор регистрирует в своих рабочих документах, при необходимости корректирует план проверки.

 

В организациях проводится переоценка основных средств практически каждый год.

 

Результаты переоценки основных фондов отражаются по дебету счетов 01, 07, 08.

 

Результаты переоценки (разница стоимости и индексированного износа) должны отражаться на счете 83/1 «Прирост стоимости имущества по переоценке» в части основных средств производственного назначения, или на счете 88 для основных средств непроизводственного назначения.

 

Составляются проводки:

 

Дебет 01 Кредит 83/1 суммы переоценки ОС (или увеличения стоимости).

 

Дебет 83/1 Кредит 02 суммы уменьшения износа основных средств.

 

Суммы, отнесенные в кредит счета «Добавочный капитал», как правило, не списываются.

 

Учет долгосрочных инвестиций по приобретаемым организацией основным средствам ведется на счете 08 «Вложении во внеоборотные активы» за исключением объектов, переданных организации в качестве вкладов в Уставной капитал и полученных безвозмездно от государственных органов, юридических и физических лиц.

 

Порядок учета затрат на строительство и приобретение основных средств, а также определение стоимости отдельных объектов определен в Положении по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций (утв. Минфином РФ № 160 от 30.12.93г.)

 

Этим положением следует руководствоваться при проверке правильности отражения данных по статьям баланса «Основные средства», «Оборудование к установке», «Незавершенные капитальные вложения».

 

На счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» калькулируется инвентарная стоимость объектов основных средств, включающая все фактические затраты по их возведению, сооружению, приобретению и расходы по их доведению до состояния, в котором они пригодны к использованию.

 

При осуществлении капитальных вложений и приобретении основных средств на счета их учета относят расходы на транспортировку, погрузку, налоги и сборы, а также расходы по уплате процентов по кредитам банков и другим заемным обязательствам, взятым на эти цели. При этом проценты, уплаченные после ввода в действие объектов основных средств и постановки на учет относят в дебет счета 80 «Уставный капитал» и не включают в первоначальную стоимость основных средств.

 

Особое значение при проведении аудиторской проверки следует обращать на правильность отражения в учете налогов, связанных с приобретением основных средств, на отнесение имущества организации к соответствующей ему амортизационной группе, на правильность применения методов и порядка расчетов сумм амортизации.

 

При вводе в эксплуатацию законченных строительством объектов, уплаченные суммы НДС, включаются в инвентарную стоимость основных средств и списываются на себестоимость выпущенной продукции через отчисление износа (амортизации).

 

Все расходы по созданию основных средств в организации отражаются на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы».

 

Объекты капитальных вложений (основные средства), которые еще не готовы для использования в предназначенных целях, остаются на учете на счете 08 и отражаются в балансе по статье «Незавершенные капитальные вложения».

 

Для проверки правильности отражения в балансе данных по статьям «Оборудование к установке», «Незавершенные капитальные вложения» аудитор использует данные журнала – ордера № 16 и ведомостей № 18 и 18/1.

 

При проведении проверки основных средств, которые находятся на капитальном ремонте, аудитор должен убедиться в правильности составления плана и смет на капитальный ремонт. Особое внимание должно уделяться реальности смет (иногда их составляют после завершения ремонта объекта и, соответственно, сметную стоимость приравнивают к фактическим затратам). Сметы на капитальный ремонт зданий и сооружений должны составляться на основании актов технического осмотра, которые утверждает руководитель.

 

Проверяя операции по ремонту основных средств, следует убедиться, не завышались ли нормы расхода материалов и расценки по оплате труда на ремонтные работы.

 

Целесообразность и законность операций по ремонту основных средств устанавливаются на основе проверки первичных документов: нарядов на сдельные работы, накладных и лимитно-заборных карт на расход материальных ценностей, ведомостей дефектов на ремонт машин, актов приемки выполненных работ.

 

Необходимо проверить правильность учета затрат на проведение ремонтов основных средств. При этом надо руководствоваться учетной политикой организации, имея ввиду, что организация может применять один из следующих вариантов включения в себестоимость продукции расходов по ремонту основных средств:

 

- фактические затраты по всем видам ремонтов (капитальный, средний, текущий) списывают на дебет счетов 20, 29, то есть включают в себестоимость продукции непосредственно по мере их осуществления;

 

- создается ремонтный фонд, отчисления в который определяется исходя из балансовой стоимости основных производственных фондов и нормативов, утвержденных организацией на год. В этом случае фактические затраты на проведение ремонтов списывают на счет 96 «Резервы предстоящих расходов и платежей».

 

В декабре 2009 г. В МУП «Яргорэлектротранс» производилась аудиторская проверка ООО Консультационно-Аудиторская Фирма «ПРИОРИТЕТ».

 

К проверке представлены следующие документы:

 

- оборотные ведомости по счету 01 «Основные средства» с приложением первичных документов по движению основных средств за 2009г.;

 

- ведомости начисления амортизации за 2009 г.;

 

- приказ от 31.12.2008 г. № 1698 «Об учетной политике предприятия на 2009 г. для целей бухгалтерского учета» (см. Приложение У);

 

- приказ от 31.12.2008 г. № 1697 «Об учетной политике предприятия на 2009 г. для целей налогового учета» (см. Приложение Ф);

 

- приказы КУМИ мэрии г. Ярославля и директора МУП «Яргорэлектротранс» «о вводе в эксплуатацию основных средств», «о списании имущества».

 

В ходе аудита по учету основных средств было установлено следующее:

 

Учет основных средств в МУП «Яргорэлектротранс» осуществляется в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утвержденным Приказом Минфина РФ от 30.03.2001 № 26н., а также в новой редакции (приказ МФ РФ №147н от 12.12.05 г.)[2]

 

В проверяемом периоде учет операций с основными средствами осуществлялся с применением унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденных Постановление Госкомстата России от 21.01.2003 № 7.

 

Амортизация начислялась линейным способом.

 

Начисление амортизации объектов основных средств производится линейным способом в соответствии с Постановлением правительства РФ от 01.01.2002 № 1 «О классификации основных средств включаемых в амортизационные группы» по объектам, поступившим на Предприятие с 2002 года. По ранее поступившим объектам действуют нормы амортизации, утвержденные Постановлением СМ СССР от 22.10.1990 № 1072 «О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР».

 

Проведенная проверка выявила следующие недостатки ведения бухгалтерского учета.

 

Неправильное определение первоначальной стоимости основных средств в результате неполного включения в их стоимость фактических затрат на приобретение. Например, согласно акту о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) от 28.01.2009 № 223 Предприятием введен в эксплуатацию прицеп-роспуск первоначальной стоимостью 344 723,20 руб., в т.ч.:

 

- стоимость прицепа (цена приобретения) – 325 000,00 руб.;

 

- госпошлина – 350 руб.;

 

- затраты по тех.осмотру – 193,20 руб.;

 

- командировочные расходы по доставке – 8090,00 руб.;

 

- стоимость бензина – 11090,00 руб.

 

Согласно приказа директора от 10.01.2009 № 11 «О направлении работника в командировку» для получения прицепа-роспуска модели 9093 направлены в командировку работники предприятия. Доставка прицепа осуществлялась транспортом и сотрудниками Предприятия, а именно, Поздняков Е.Н. (а/о от 19.01.2009 № 32 на сумму 5490,00 руб.), Чулков Е.В. (а/о от 19.01.2009 № 31 на сумму2600,00 руб.)

 

Следует отметить, что прицеп доставили в разобранном виде, что подтверждается товарной накладной ТОРГ-12 от 15.01.2009 № 5 на сумму 2990,00 руб. (стоимость разборки выделена отдельной строкой). Товарная накладная является первичным документом для оприходования ТМЦ на склад и не может служить основанием для принятия затрат по разборке прицепа на расходы. На произведенные работы по демонтажу прицепа должен быть составлен акт выполненных работ.

 

Кроме того, на основании товарных чеков на затраты списан бензин по доставке прицепа в количестве 500 литров на сумму 11090,00 руб. (а/о Чулков Е.В. от 19.01.2009 № 30). В соответствии с путевым листом от 14.01.2009 израсходовано 437,7 литров бензина, т.е. столько и должно быть списано.

 

Другие затраты отсутствуют.

 

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что в первоначальную стоимость основного средства не учтены затраты по доставке (заработная плата работников с начислениями за время нахождения в командировке и услуги по сборке прицепа на месте).

 

Еще одно замечание по ведению бухгалтерского учета это несвоевременное отражение выбытия имущества, полученного в хозяйственное ведение. Приведу пример.

 

На основании Приказа КУМИ мэрии г. Ярославля «О списании имущества МУП «Яргорэлектротранс» г. Ярославля» от 30.12.2008 № 6/1367 и Приказа директора Предприятия от 06.11.2008 № 1432 произведено списание автомобиля ГАЗ 3102, пришедшего в негодность в результате ДТП.

 

В учете операции отражены в январе 2009 года на основании акта о списании автотранспортных средств унифицированной формы № ОС-4а.

 

Автомобиль ГАЗ 3102 пришедший в негодность в результате ДТП Предприятием не использовался (отсутствуют путевые листы на данный автомобиль). Амортизационные отчисления производились до момента списания автомобиля, и принимались для целей налогообложения прибыли.

 

В соответствии со ст. 252 НК РФ амортизационные отчисления за декабрь и январь месяцы не могут быть приняты для целей налогообложения прибыли, так как автотранспортное средство не использовалось в производстве и не приносило дохода.

 

В ходе проверки были сделаны рекомендации по внесению изменений в методологию отражения соответствующих операций на счетах бухгалтерского учета.

Информация о работе Учет и аудит основных средств предприятия на примере МУП "Яргорэлектротранс"