Учет и аудит основных средств предприятия на примере МУП "Яргорэлектротранс"

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 19:57, дипломная работа

Описание работы

В действующей практике бухгалтерского учета каждая организация, ведущая свою деятельность должна располагать имуществом, денежными и другими средствами. В совокупности они должны представлять собственный капитал организации. Основная часть имущества организации (активов) воплощена в основных средствах. Эти объекты должны использоваться в производстве продукции, при выполнении работ и оказании услуг либо для управленческих нужд организации, и, обладать способностью, приносить ей экономические выгоды (доход) в будущем.[13, с.62]

Содержание

1. Теоретические основы учета основных средств

1.1 Понятие, оценка и классификация основных средств
1.2 Нормативные документы по учету основных средств
1.3 Влияние учетной политики на учет основных средств…

2. Организация учета основных средств МУП «Яргорэлектротранс» г. Ярославль

2.1 Характеристика финансово-хозяйственной деятельности МУП «Яргорэлектротранс»
2.2 Учет поступления и выбытия основных средств и их документальное оформление на примере МУП «Яргорэлектротранс»
2.3 Учет амортизации основных средств на примере МУП «Яргорэлектротранс»
2.4 Учет инвентаризации основных средств………

3. Аудит основных средств в организации
3.1 Планирование аудиторской проверки основных средств
3.2 Источники информации для аудиторской проверки основных средств и основные ее направления
3.3 Методика проведения аудиторской поверки операций с основными средствами

Заключение
Библиографический список
Приложения

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа Учет основных средств.doc

— 354.00 Кб (Скачать)

 

Источниками информации о рыночных ценах на товары (работы, услуги) являются:

 

- положение НК РФ (ст. 40. п. 41); [1]

 

- официальная информация о биржевых котировках на ближайшей к месту нахождения продавца (покупателя) бирже либо на международных биржах или котировке Минфина России по государственным ценным бумагам и обязательствам;

 

- информация государственных органов по статистике, органов ценообразования и иных уполномоченных органов;

 

- информация о рыночных ценах, опубликованных в печатных изданиях или доведенная до сведения общественности средствами массовой информации;

 

Организация имеет право переоценивать основные средства не чаще одного раза в год (на начало отчетного года) с отнесением разницы на счет добавочного капитала, если иное не установлено законодательством РФ.

 

Остаточная стоимость основных средств представляет разницу между первоначальной их стоимостью и суммой начисления амортизации за период эксплуатации.

 

С течением времени первоначальная стоимость основных средств откланяется от стоимости аналогичных основных средств, приобретаемых или возводимых в современных условиях.

 

Таким образом, рассмотрев понятие и оценку основных средств, можно сделать вывод о том, что к основным средствам относится часть имущества, стоимостью более 20 000 руб. и сроком полезного использования более 1 года. Основным нормативным документом по учету основных средств является ПБУ 6/01. Единицей бухгалтерского учета основных средств является отдельный инвентарный объект. Каждому инвентарному объекту присваиваться инвентарный номер. К бухгалтерскому учету основные средства принимаются по первоначальной стоимости.

 

1.2 Нормативные документы по учету основных средств

 

Основными нормативными документами, регулирующими учет основных средств, являются:

1) Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 (Приказ Минфина РФ от 30.03.2001 г. №26н);

2) Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств (Приказ Минфина РФ от 13.10.2003 г. №91н);

3) Унифицированные формы первичной учетной документации (Постановление Госкомстата РФ от 21.01.2003 №7);

4) Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы (Постановление Правительства РФ от 01.01.2002 г. №1);

5) Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (Приказ Минфина РФ от 13.06.95 г. №49);

6) Письмо Управления МНС РФ по г. Москве от 17.10.2003 г. № 21-09/58324 «О расходах на приобретение основных средств»;

7) Письмо Минфина РФ от 16.09.2002 г. №16-00-14/359 «О бухгалтерском учете основных средств после вступления в силу главы 25 Налогового кодекса РФ»;

8) Письмо Минфина РФ от 04.02.2002 г. № 16-00-14/30 «О принятии активов к бухгалтерскому учету в качестве основных средств»;

9) ФЗ РФ «О бухгалтерском учете» (подписан Президентом РФ 21.11.96 г. № 129 с учетом изменений и дополнений);

 

10) Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утверждено приказом Министерства финансов РФ от 27.07.98 г. № 34н);

11) Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98 (Приказ Минфина РФ от 09.12.98 №60 (в редакции приказов Минфина РФ от 30.12.99 № 107н);

12) Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство» ПБУ 2/94 (Приказ Минфина РФ от 20.12.94 г. №167);

13) Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99 (Приказ Минфина РФ от 06.05.99 г. №32н);

14) Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 (Приказ Минфина РФ от 06.05.99 г. №33н);

15) Положение по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль" ПБУ 18/02 (Приказ Минфина РФ от 19.11.02 г. N 114н);

16) План счетов бухгалтерского учета финансово – хозяйственной деятельности предприятий и Инструкция по его применению;

17) Налоговый кодекс РФ.

 

2.2  Учет поступления и выбытия основных средств

 

Движение основных средств в организации связаны с осуществлением хозяйственных операций по поступлению, внутреннему перемещению и выбытию основных средств.

 

Все операции по движению основных средств оформляются типовыми формами первичной учетной документации, утвержденными постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 г.

 

Операциями по поступлению основных средств являются ввод их в действие в результате осуществления капитальных вложений, безвозмездное поступление основных средств, аренда, лизинг, оприходования неучтенных ранее основных средств, выявленных при инвентаризации, внутреннее перемещение.

 

Учет поступления основных средств ведется в разрезе классификационных групп и инвентарных объектов. Поступающие основные средства принимает комиссия, которая назначается руководителем организации.

 

Поступлению основных средств оформляется актом приема-передачи основных средств (форма № ОС-1)(см. Приложение Д).

 

Акт составляется на каждый объект в отдельности, в нем указывают наименование объекта, год выпуска, краткую характеристику объекта, первоначальную стоимость, присвоенный объекту инвентарный номер, место использования объекта и другие сведения, необходимые для аналитического учета основных средств.

 

После оформления комиссией акт приема-передачи основных средств передают в бухгалтерию. К нему прилагают техническую документацию, относящуюся к данному объекту (паспорт, чертежи т.д.)[16, с.245]

 

Акт приема-передачи основных средств составляется двумя сторонами - принимающей объект и передающей его, с указанием времени вступления в эксплуатацию, даты изготовления, первоначальной стоимости и суммы износа в части полного восстановления. Бухгалтерия оформляет его бухгалтерской записью на первоначальную стоимость и на сумму износа.

 

Учет основных средств организуют так, чтобы можно было установить наличие основных средств по каждой классификационной группе и отдельно по каждому объекту, местам нахождения и источникам их приобретения.

 

Это обеспечивается аналитическим учетом основных средств на карточках, открываемых для каждого инвентарного объекта и синтетическим учетом в целом по счету 01 «Основные средства». Установлена типовая форма таких карточек ф. № ОС-6, № ОС-7, № ОС-8, № ОС-9.

 

Содержание и форма инвентарных карточек зависит от вида основных средств, для каждого вида бухгалтерия открывает разные формы, которые различаются в основном, оборотной стороной, где отражается краткая индивидуальная характеристика объекта.

 

На лицевой стороне инвентарных карточек всех видов указывают наименование и инвентарный номер объекта, год выпуска, дату и номер акта о приемке, место нахождения, полную стоимость, нормы износа, шифр затрат, сумму износа на дату приемки или переоценки объекта.

 

Затем в карточке отмечают дату и стоимость каждого капитального ремонта, внутреннее перемещение объекта и причину выбытия.

 

Предприятиям, имеющим небольшое количество основных средств, разрешается их пообъектный учет вести в инвентарной книге (типовая форма № ОС-11). Записи в книге производятся в разрезе классификационных групп (видов) основных средств и по местам их нахождения.

 

Зарегистрированные в описи карточки помещают в картотеку основных средств.

 

Выбытие основных средств оформляют актом и отражают в инвентарной карточке, а затем ее изымают из картотеки.

 

Переоцененные объекты основных средств записываются по восстановительной стоимости в разделе карточки «Реконструкции, моделирования». Сумма износа, установленная при переоценке, указывается в соответствующем разделе карточки.

 

Инвентарные карточки на поступившие, выбывшие и перемещенные внутри организации основные средства после соответствующих записей до конца месяца не раскладываются, а хранятся отдельно. Это необходимо потому, что на их основе ежемесячно составляется расчет амортизации основных средств и износ. Кроме того, по окончании месяца карточки с записями за данный месяц группируются по классификационным вкладам основных средств, суммируются обороты по поступлению и выбытию по каждому виду и записываются в карточку учета движения основных средств (оборотную ведомость).

 

Оборотную ведомость движения основных средств открывают в начале января на текущий год. Сначала в ней указывают наличие основных средств по видам на 1 января. Затем ежемесячно после записи оборотов за месяц определяют и записывают наличие основных средств на первое число следующего месяца.

 

Итоги оборотной ведомости по основным средствам ежемесячно сверяют с итогами Главной книги, что служат основанием для составления отчетности о наличии и движении основных средств.

 

Внутреннее перемещение основных средств из одного отдела (подразделения) в другой оформляется накладной на внутреннее перемещение основных средств (форма № ОС-2).(см. Приложение Л).

 

В накладной указывают сдатчика и получателя основных средств, основание для их перемещения, названия, инвентарный номер и краткую характеристику технического состояния объекта, должность и фамилию сдатчика и получателя, их подписи.

 

Выписывается документ в двух экземплярах. Один из них передается в центральную бухгалтерию для записи в инвентарной карточке, а второй остается в отделе у сдатчика, где он делает отметку о выбытии соответствующего объекта в инвентарном списке основных средств.

 

Причинами выбытия основных средств из предприятия могут быть:

 

- ликвидация инвентарного объекта полностью при разборке или демонтаже в силу ветхости и износа;

 

- уничтожения при стихийных действиях;

 

- ликвидация части инвентарного объекта в связи с перестройкой, переоборудованием, модернизацией;

 

- передача основных средств другим организациям, подразделениям;

 

- недостача основных средств.

 

Выбытие основных средств (реализация, ликвидация по ветхости, моральному износу, стихийным бедствиям, безвозмездная передача и т.д.) оформляется актами по формам № ОС-1; № ОС-3; № ОС-4. В этих актах приема – передачи фиксируется первоначальная стоимость объекта и сумма износа.

 

Основные средства могут передаваться безвозмездно другим организациям на основании акта-передачи (форма № ОС-1) (см. Приложение Д) с указанием первоначальной стоимости объекта и суммы износа, в связи, с чем бухгалтерия осуществляет запись о выбытии в инвентарной карточке переданного объекта и делает отметку в описи инвентарных карточек.

 

Операции по ликвидации всех основных средств, кроме автотранспортных, оформляются актом списания основных средств (форма № ОС-4) (см. Приложение К), а списание грузового или легкового автотранспорта – актом списания автотранспортных средств (форма № ОС-4а) (см. Приложение Ж).

 

В актах списания основных средств указывают техническое состояние и причину списания объекта, первоначальную стоимость, сумму износа, затраты по ликвидации, стоимость материальных ценностей (металлолома, запчастей и тому подобное), полученных от ликвидации.

 

В случае ликвидации объекта основных средств делаются следующие записи:

 

Таблица 1 – Хозяйственные операции по учету поступления и выбытия основных средствНаименование проводки              Д              К

Списана первоначальная стоимость основного средства              91              01

Списана сумма начисленной амортизации              02              91

Списаны расходы, связанные с ликвидацией объекта              91              20,23,25

Оприходованы материалы, лом, полученные при ликвидации              10              91

Отражен убыток от ликвидации объекта основных средств              99              91

 

 

Из этого пункта можно сделать вывод о том, что учет поступления основных средств ведется в разрезе классификационных групп и инвентарных объектов и оформляется актом приема-передачи. Учет выбытия основных средств оформляют актом и отражают в инвентарной карточке, а затем ее изымают из картотеки.

 

 

2.3 Учет амортизации основных средств

 

Основные средства организации в процессе производства постепенно изнашиваются. Износ – стоимостной показатель потери объектами основных средств физических качеств или утраты технико-экономических свойств, а вследствие этого – стоимости. Поэтому каждой организации следует обеспечить накапливание средств (источников), необходимых для приобретения и восстановления окончательно износившихся основных средств.

 

Различают физический и моральный износ основных средств.

 

Физический износ означает потерю потребительской стоимости основных фондов. Его можно частично восстановить, произведя ремонт, реконструируя и модернизируя основные средства. Однако со временем затраты на ремонт не окупаются, становятся бесполезными.

 

Моральный износ означает потерю стоимости основных фондов. Он проявляется иначе, чем физический. Основные фонды по своей конструкции, производительности, расходам на обслуживание и эксплуатацию со временем начинают отставать от своих новейших аналогов. Они не способны выпускать продукцию такого качества, которую можно выпускать на более современной технике. Следовательно, периодически возникает необходимость заменять основные фонды, прежде всего их активную часть, новыми, более современными экземплярами.[15, с.89]

 

Возврат средств, вложенных в основные средства, производится посредством ежемесячного начисления амортизации до полного погашения стоимости объекта.

 

Имущество, подлежащее амортизации, должно быть сгруппировано по следующим четырем категориям:

 

- здания, сооружения и их структурные компоненты;

 

- легковой автотранспорт, легкий грузовой автотранспорт, конторское оборудование и мебель, компьютерная техника, информационные системы и системы обработки данных;

 

- технологическое, энергетическое, транспортное и иное оборудование, материальные активы, не включенные в предыдущие категории;

 

- нематериальные активы.

Информация о работе Учет и аудит основных средств предприятия на примере МУП "Яргорэлектротранс"