Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 19:57, дипломная работа
В действующей практике бухгалтерского учета каждая организация, ведущая свою деятельность должна располагать имуществом, денежными и другими средствами. В совокупности они должны представлять собственный капитал организации. Основная часть имущества организации (активов) воплощена в основных средствах. Эти объекты должны использоваться в производстве продукции, при выполнении работ и оказании услуг либо для управленческих нужд организации, и, обладать способностью, приносить ей экономические выгоды (доход) в будущем.[13, с.62]
1. Теоретические основы учета основных средств
1.1 Понятие, оценка и классификация основных средств
1.2 Нормативные документы по учету основных средств
1.3 Влияние учетной политики на учет основных средств…
2. Организация учета основных средств МУП «Яргорэлектротранс» г. Ярославль
2.1 Характеристика финансово-хозяйственной деятельности МУП «Яргорэлектротранс»
2.2 Учет поступления и выбытия основных средств и их документальное оформление на примере МУП «Яргорэлектротранс»
2.3 Учет амортизации основных средств на примере МУП «Яргорэлектротранс»
2.4 Учет инвентаризации основных средств………
3. Аудит основных средств в организации
3.1 Планирование аудиторской проверки основных средств
3.2 Источники информации для аудиторской проверки основных средств и основные ее направления
3.3 Методика проведения аудиторской поверки операций с основными средствами
Заключение
Библиографический список
Приложения
Наличие основных средств проверяются на основании инвентарных описей и фактического наличия. Фактическая проверка основных средств также должна подтвердить, что в организации отсутствуют не уточненные основные средства. Источники информации, используемые при аудите основных средств, зависят от принятой предприятием учетной политики. Это выражается в выборе форм учета: журнально-ордерной, мемориально-ордерной, упрощенной, машинно-ориентированной, а также в перечне применяемых регистров, их построении, последовательности и способах записей в них. Но следует помнить, что при любой форме учета операции по основным средствам должны оформляться унифицированными межведомственными формами первичной учетной документации:
Таблица 5 - Унифицированные межведомственные формы первичной учетной документации № № формы Наименование формы первичной учетной документации
1 ОС- 1 акт (накладная) приемки-передачи основных средств (Приложение 2)
2 ОС- 3 Акт приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов; (Приложение 7)
3 ОС-2 Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств (Приложение 5)
4 ОС- 4 акт на списание основных средств (Приложение 4)
5 ОС- 4а акт на списание автотранспортных средств (Приложение 3)
6 ОС- 6 инвентарная карточка учета основных средств (Приложение 6)
7 ОС- 14 акт о приемке оборудования (Приложение 15)
8 ОС- 15 акт о приеме-передаче оборудования в монтаж (Приложение 16)
9 ОС- 16 акт о выявленных дефектах оборудования (Прилож.17)
Синтетический учет движения основных средств и их износа ведется в журналах-ордерах №13,10,10/1, а при использовании компьютерных информационных технологий - в регистрах учета дебетовых и кредитовых оборотов по счетам 01, 02, 03.
Источниками информации для проверки основных средств могут служить:
Таблица 6 - Источниками информации для проверки основных средств№ Наименование документа № счета, формы, наименование, пр.
1 журнал-ордер № 8 счет 75 «Расчеты с учредителями»
2 журнал-ордер № 12 счет 83 «Добавочный капитал
3 журнал-ордер № 13 Выбытие основных средств счет 91 «Прочие доходы и расходы»
4 журнал-ордер № 16 счет 08 «Вложения во внеоборотные активы»
5 ведомость № 18 счет 08 «Вложения во внеоборотные активы»
6 ведомость № 7 счет 75«Расчеты с учредителями»
7 инвентарные карточки Форма № ОС-6
8 акт приемки-передачи основных средств С технической документацией форма № ОС-1
9 акт на списание основных средств Форма № ОС-4
10 накладная на внутреннее перемещение Форма № ОС- 2
11 инвентаризационные описи Заполняются при инвентаризации ОС
12 амортизация основных средств РТ № 6
13 приказ по учетной политике Утвержден руководителем
14 Главная книга
15 баланс форма № 1
16 отчет о прибылях и убытках форма № 2
17 приложение к бухгалтерскому балансу форма № 5
Основные направления аудита учета основных средств должны обеспечить:
- контроль за наличием и сохранностью основных средств;
- правильность отнесения предметов к основным средствам;
- правильность оценки основных средств в учете;
- правильность оформления и отражения в учете операций по поступлению и выбытию основных средств;
- правильность начисления и отражения в учете амортизации и ремонта основных средств;
- правильность отражения данных о наличии и движении основных средств в бухгалтерском учете и отчетности.[14, с.387]
В соответствии с основными направлениями и задачами аудита основных средств можно выделить следующие направления проверки:
1. оценка сохранности и проверка наличия основных средств;
2. проверка соблюдения условий для отнесения имущества к основным средствам;
3. проверка документального оформления и учета основных средств;
4. проверка правильности формирования первоначальной и восстановительной стоимости основных средств;
5. аудит начисления амортизации в бухгалтерском учете и налоговом учете;
6. анализ и обобщение результатов аудита.
Сделаем вывод, что источники информации, используемые при аудите основных средств, зависят от принятой предприятием учетной политики, так же выясняют при проверке специфику деятельности, организационное устройство организации, производственные, финансовые и другие связи, знакомятся с юридическими обязательствами. К проверке должны быть предоставлены все ведущиеся на предприятии документы.
3.3 Методика проведения аудиторской поверки операций с основными средствами
Формирование цели аудита имеет важное значение для клиента, который ознакомившись с тем, зачем аудитор пришел в организацию поймет - какую пользу может принести эта проверка. Поэтому следует подробно указать, что аудит ставит своей задачей не сбор отрицательных фактов, не накопление компрометирующего материала, а выявление недостатков в бухгалтерской и вообще экономической работе и внесение конкретных предложений по устранению имеющихся недостатков и недопущения их в дальнейшем.
Это сразу позволит установить достаточно доверительные отношения с клиентом и получить доступ к необходимой информации.
Проводится аудит в три этапа:
1. Постановка проблемы. Знакомство с информацией экономического субъекта – финансовыми данными сведениями об эффективности контроля.
2. Сбор данных. Планирование и реализация процедур сбора данных о предоставлении информации.
3. Оценка данных. На этом этапе следует определить, имеется ли аудитора достаточно сведений для принятия обоснованного решения, для рассмотрения учета движения основных средств.
Планируя аудиторскую проверку, аудитор составляет программу, в которой выбирает те вопросы и работы, которые войдут в проверку.
В программу аудита основных средств входят следующие разделы:
Таблица 7 – Разделы аудиторской программы№ Разделы аудита
1 планирование
2 оценка риска аудитора
3 договор
4 общее состояние и постановка бухгалтерского учета
5 общие сведения о клиенте
6 обзор системы внутреннего контроля
7 управление
8 распределение персонала
9 финансовый план аудитора
10 проверенный баланс
11 аудиторский отчет
12 замечания
13 завершающая программа
14 обзор событий следующих после подписания баланса
15 финансовая отчетность
16 исправления
17 связь с клиентом
18 письмо – рекомендация
19 программа аудита общих вопросов
20 книга и записи
21 протоколы и сметы
22 программа аудита баланса
23 основные средства
При проведении проверки основных средств необходимо убедиться в том, что соответствующие активы организации включены в состав основных средств. Действительно ли эти основные средства имеются в наличии. Проверить правильность учета движения основных средств, начисления износа основных средств, переоценки (если она проводилась) основных средств. Каким методом пользовалась организация при переоценке (по установленным коэффициентам пересчета или посредством определения рыночной стоимости).
Проверить учет капитальных вложений. Рассмотреть ведение аналитического учета по счету 08.
Проверить операции по реализации и выбытию основных средств. Проверить данные по арендной плате за имущество.
Проверить правильность учета отнесения затрат на ремонт основных средств, правильность данных последней инвентаризации.
Методику аудиторской проверки, перечень вопросов, подлежащих проверке и приемы исследования вопросов движения основных средств определяет сам аудитор.
Главными источниками для составления бухгалтерского баланса, служат данные учетных регистров, главная книга, журналы – ордера, ведомости и другие документы. Статьи актива и пассива баланса «Основные средства», «Уставный капитал» и другие должны совпадать с остатками счетов синтетического учета в главной книге.
Важным элементом проверки баланса является достоверность балансовых статей.
При проверке основных средств необходимо помнить, что в балансе они показываются по остаточной стоимости, поэтому аудитору нужно подтвердить остатки по счетам 01,02.
В процессе аудиторского контроля применяются методы формальной, логической и арифметической проверки.
При формальной проверке выявляют: все ли реквизиты документов в наличии, правильно ли заполнены, имеются ли подписи ответственных лиц и так далее.
Логическая проверка позволяет выяснить: имела ли место та или иная операция и в указанном ли объеме.
Арифметическая проверка ставит целью выявление ошибок при таксировке (умножении цены или расценки на количество) или суммирования ряда чисел в процессе составления накопительных и группировочных ведомостей.
Так аудиторы могут использовать встречную проверку, когда приемами сопоставления обеспечивается сверка данных документов, относящихся к одной и той же хозяйственной операции. При этом сопоставляются копии документов, находящихся в разных организациях и отражающих одну и ту же хозяйственную операцию. Могут выявиться различия, вследствие исправления данных в документах, подмены документов или же отражения в документах совершенно разных сведений, связанных с формированием одной и той же операции.
При проведении аудиторской проверки основных средств в организации прежде всего следует проверить, как ведется аналитический учет основных средств.
Прибывшие в организацию основные средства должны своевременно приходоваться на склад, если их сразу не передают в производство, о чем в документах делается специальная отметка. Оприходованные основные средства контролируют, анализируя поступающие от поставщиков расчетные документы, платежные требования, счета фактуры, товарно-транспортные накладные, сертификаты и т.д.
Работник склада подтверждает наличие и передачу поступивших средств эксплуатацию или на производство. Если этого не делать, то происходит нарушение порядка передачи основных средств в производство, а это может привести к злоупотреблению.
Таблица 8 – Куда могут поступать основные средства № наименование функции Д К
1 от учредителей первоначальная стоимость определяется по договоренности сторон, регистрируется в учредительном договоре, на основании данных которого заполняется акт приемки-передачи (журнал-ордер № 8, ведомость № 7) сверяется с главной книгой по счету 75, с технической документацией 01 75
2 безвозмездно первоначальная стоимость определяется экспертным путем ( на основании заключения эксперта нотариально заверенного), либо по документам передающей стороны, на основании этих документов делается запись в акте приемки-передачи основных средств ( журнал-ордер № 12) 01 91
3 как капитальные вложения первоначальная стоимость определяется исходя из фактических затрат на приобретение, доставку, установку и монтаж; основанием является смета затрат, счета поставщиков, документы по начислению заработной платы работникам занятым погрузкой, разгрузкой, установкой и монтажом 01 08
Первоначальная стоимость собирается на счете 08 по каждому инвентарному объекту отдельно (ведомость № 18 и журнал-ордер № 16 сверяются со сметой), а затем списывается в Дт счета 01 с Кт счета 08.
Если обнаруживается при проверке расхождения, вызванные недоставкой оборудования поставщиками, составляется акт, который является основанием для предъявления претензий поставщику и транспортной организации, при этом делается проводка:
Дебет 63 Кредит 60, 76 - «Резервы по сомнительным долгам»
При приобретении оборудования, требующего установки, должна быть сделана бухгалтерская запись:
Дебет 07 «Оборудование к установке»
Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Иногда оборудование вносят учредители в счет их вклада в Уставной капитал, тогда составляется проводка:
Дебет 07 «Оборудование к установке»
Кредит 75 «Расчеты с учредителями»
Следует проверить, нет ли объектов основных средств, по которым не ведутся инвентарные карточки, и предложить – восстановить на такие средства инвентарные карточки.
Для визуального контроля аудитору распечатывается и представляется в виде описи «инвентарная книга».
Синтетический учет движения основных средств и их износа ведется в журналах – ордерах № 13, 10, 10/1.
Данные дебетовых и кредитовых оборотов по счетам 01, 02, и 03 необходимо сверить с данными главной книги, балансом.
При расхождении между данными аналитического и синтетического учета необходимо выявить их причины и виновных в этом должностных лиц, определить последствия (недоначисление или излишнее начисление амортизации) и внести предложения по устранению выявленных недостатков.
Аудитору необходимо так же проверить проведение инвентаризации. Как была проведена последняя инвентаризация, какие были выявлены ошибки и как они были исправлены. Если инвентаризация основных средств не проводилась более 2-3 лет, то аудитор может потребовать ее проведения. Это позволит более качественно провести последующую проверку и уменьшить аудиторский риск.
Информация о работе Учет и аудит основных средств предприятия на примере МУП "Яргорэлектротранс"