Учет и аудит наличия и движения основных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 17:58, дипломная работа

Описание работы

Кaждое предприятие для достижения своих целей должно учитывать свои особенности технологические, организационной структуры управления, виды и объемы деятельности, специфику проводимых операций, порядок работы с клиентами, возможности обработки информации и др. Это обусловливает предоставление предприятиям возможности формировать учетную политику в зависимости от условий хозяйственной деятельности.

Содержание

Введение
2
1
Теоретические аспекты учета и аудита основных средств
4
1.1
Основные средства как объект учета
4
1.2
Методологические основы учета основных средств
15
1.3
Цели, задачи и сущность аудита основных средств
24
2
Организация учета основных средств в «АО Алма – ТВ»
29
2.1
Характеристика деятельности и учетная политика в области основных средств
29
2.2
Документальное оформление учета основных средства
45
2.3
Синтетический и аналитический учет основных средств
51
3
Аудит основных средств на предприятии
56
3.1
Оценка системы внутреннего контроля
56
3.2
Процедуры аудиторской проверки основных средств
64
3.3
Оформления результатов аудита основных средств
73

Заключение
78

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Учет и аудит наличия и движения основных средств.doc

— 768.00 Кб (Скачать)

В Обществе переоценка объектов основных средств производится по приказу руководства. Переоценка производится одновременно по всем основным средствам.

Когда производится переоценкa объекта основных средств, накопленная амортизация на дату переоценки переоценивается заново пропорционально изменению балансовой стоимости актива до вычета амортизации так, что после переоценки балансовая стоимость равняется его переоцененной стоимости.

Если производится переоценка отдельного объекта основных средств, то переоценке также подлежит вся группа основных средств, к которой относится данный актив.

Нa предприятии бывают такие моменты, когда балансовая стоимость актива увеличивается в результате переоценки, это увеличение отражается в отчетности в разделе «Собственный капитал». Однако, сумма увеличения стоимости основных средств в результате переоценки, должна признаваться в качестве дохода в той степени, в какой она компенсирует сумму уменьшения стоимости того же актива, признанную ранее в качестве расхода.

Тaкже бывает, что балансовая стоимость актива уменьшается в результате переоценки, это уменьшение должно признаваться в качестве убытка отчетного периода, в отчете о прибылях и убытках.  Однако при уценке объектов, стоимость которых была ранее дооценена, сумма уменьшения стоимости основных средств, должна вычитаться из соответствующей статьи «Результат переоценки», по которой ранее была отражена дооценка данных объектов основных средств, но в пределах, в которых это уменьшение не превышает величину данной статьи в отношении того же самого объекта основных средств.

Положительный результaт переоценки, включенный в раздел «Собственный капитал» по статье «Результат переоценки» списывается непосредственно на счет «Нераспределенная прибыль», когда объект будет  ликвидирован или реализован. Часть положительной суммы от переоценки может быть реализована в процессе использования актива Общества.

Нa величину увеличения первоначальной стоимости в результате переоценки, на которую уже была начислена амортизация, т.е. которая была самортизирована, или уже списана на расходы отчетного периода, можно соответственно списать и часть положительного результата, отраженного в разделе «Собственный капитал» бухгалтерского баланса на статью нераспределенной прибыли, как реализованного дохода.

Списaние суммы положительного результата переоценки на счет нераспределенной прибыли не отражается в отчете о прибылях и убытках.

Для отдельных целей стои­мость основных средств руководство Общества вправе производить переоценку объектов, результаты которой в бухгалтерском учете не отражаются.

В соответствии с МСФО 36 «Обесценение aктивов», если актив учитывается по величине, превышающей его возмещаемую сумму, если его балансовая стоимость превышает сумму, которая будет возмещена за счет использования или продажи этого актива, стоимость которого уменьшилась, Общество признает убыток от уменьшения стоимости обесценения. Убыток от уменьшения стоимости обесценения должен немедленно признаваться в качестве расхода в отчете о прибылях и убытках (доходах и расходах), за исключением случаев, когда актив не учитывается по переоцененной величине переоценки, произведенной согласно МСФО 16 «Основные средствa».

После признания убытка от обесценения величина амортизации основного средства, относимого на расходы, должна корректироваться в будущих периодах для систематического распределения измененной балансовой стоимости актива, за вычетом его ликвидационной стоимости (если таковая имеется), на систематической основе на протяжении оставшегося срока его полезной службы.

В зaвисимости от целевого назначения и выполняемых функций, основные средства Общества учитываются по счетам подраздела  «Основные средства» Рабочего плана счетов. Счета данного подраздела предназначены для обобщения информации о наличии и движении основных средств, принадлежащих организации на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления; поступивших на условиях финансируемой аренды, лизинга.

Анaлитический учет по основным средствам ведется по каждой единице.

Учет в бухгалтерии ведется на основании данных паспортов, актов по классификационным группам, по местам их эксплуатации, материально-ответственным лицам и по видам, а также по году ввода в эксплуатацию.

Для учета и отраже­ния информации о накопленной амортизации по объектам основных средств применяются счета раздела «Амортизация основных средств».

              Раскрытие информации в финансовой отчетности осуществляется по видам основных средств. МСФО 16 предусматривает, что основные средства должны быть объединены по виду и использованию в соответствующие группы.

Финансовая отчетность должна содержать следующую информацию для каждого вида основных средств:

    способы оценки балансовой стоимости объектов основных средств до вычета амортизационных отчислений;

    используемые методы начисления амортизации;

    применяемые сроки полезной службы или нормы амортизации;

    валовая балансовая стоимость и накопленная амортизация на начало и конец периода;

    сопоставление балансовой стоимости по состоянию на начало и конец периода, отражающая: поступление, выбытие, приобретение путем объединения компаний, дооценку или уценку стоимости в результате произведенной переоценки.

В раскрытии финансовой отчетности необходимо указать:

    сумму затрат на строительство объектов и сумму обязательств по операциям приобретения основных средств;

    балансовую стоимость неиспользуемых объектов, хотя бы и временно, в том числе балансовую стоимость объектов, предназначенных к списанию, продаже, другим формам выбытия;

    балансовую стоимость без вычета амортизационных отчислений объектов, используемых в хозяйственной деятельности, по которым амортизируемая стоимость погашена полностью.

По результатам переоценки необходимо раскрыть: способ переоценки; дату проведения переоценки; привлечение независимого оценщика; характеристику использованных индексов; результат переоценки.

 

 

2.2 Документальное оформление учета основных средств

 

                            Все   хозяйственные   оперaции на предприятии должны оформляться оправдательными документами. Эти документы  являются  первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

                    Первичные учетные документы принимаются к учету, если  они  составлены по форме, содержащейся в альбомах  унифицированных  форм  первичной  учетной документации.

Итaк, в нaстоящее время действуют следующие формы по учету основных средств:

 

Таблица – Действующие формы по учету основных средств

 

Номер формы

Наименование формы

 

ОС-1

Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений)

ОС-1а

Акт о приеме-передаче здания (сооружения)

 

ОС-1б

Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений)

ОС-2

Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств

ОС-3

Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств

ОС-4

Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств)

ОС-4а

Акт о списании автотранспортных средств

ОС-4б

Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств)

ОС-6

Инвентарная карточка учета объекта основных средств

ОС-6а

Инвентарная карточка группового учета объектов основных средств

ОС-6б

Инвентарная книга учета объектов основных средств

ОС-14

Акт о приеме (поступлении) оборудования

ОС-15

Акт о приеме-передаче оборудования в монтаж

ОС-16

Акт о выявленных дефектах оборудования

 

              Поступление основных средств оформляется актом приемки-передачи основных средств (форма ОС-1), которое представлено в приложении Б, актом приемки –передачи групп объектов основных средств (форма ОС-1-1), актом приемки–передачи отремонтированных, реконструированных (модернизированных) основных средств  (форма ОС-3).

              Форма ОС - 1 применяется для учета ввода объектов основных средств в эксплуатацию за исключением тех случаев, когда ввод объектов в действие должен в соответствии с действующим законодательством оформляться в особом порядке, а также для исключения из состава основных средств при передаче, продаже другой организации.

Форма ОС-1-1 применяется для учета ввода группы (компонентов) объектов основных средств в эксплуатацию за исключением тех случаев, когда ввод объектов в действие должен в соответствии с действующим законодательством оформляться в особом порядке, а также для исключения из состава основных средств при передаче, продаже другой организации. Составление общего акта, оформляющего приемку-передачу отдельной группы объектов основных средств, допускается лишь в том случае, если эти объекты (компоненты), составляющие группу однотипны, имеют одинаковую стоимость и приняты в одном календарном месяце.

Для оформления и учета приема-сдачи объектов основных средств после ремонта, реконструкции и модернизации применяется Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (форма № ОС-3). Акт подписывается членами приемочной комиссии или лицом, уполномоченным на приемку объектов основных средств, а также представителем организации (структурного подразделения), проводившей ремонт, реконструкцию, модернизацию. Он утверждается руководителем организации или уполномоченным им лицом и сдается в бухгалтерию. Если ремонт, реконструкцию и модернизацию выполняет сторонняя организация, то акт составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в организации, второй – передается организации, проводившей ремонт, реконструкцию, модернизацию.

Данные ремонта, реконструкции, модернизации вносятся в инвентарную карточку учета объекта основных средств (форма № ОС-6).

              Расходы на модернизацию или  реконструкцию  объекта  основных  средств включены в его первоначальную стоимость.

                    Новую первоначальную стоимость основного средства после  реконструкции (модернизации)  бухгалтер  должен  указать   в   девятой графе      «Первоначальная (балансовая) стоимость с учетом реконструкции, модернизации, тенге».

                    Первоначальная  стоимость  основного  средства   после   реконструкции (модернизации) рассчитывается по следующей методике: Первоначальная стоимость основного средства после реконструкции (модернизации) равняется Первоначальная стоимость основного средства плюс Сумма затрат на реконструкцию (модернизацию) основного средства (без НДС)

Форма № ОС-3 состоит из двух страниц. На первой странице есть две таблицы. Первая называется «Сведения о состоянии объектов основных средств на момент передачи в ремонт, на реконструкцию, модернизацию». В ней указывают название основного средства, инвентарный, паспортный, заводской номера, срок эксплуатации, остаточную стоимость объекта.

Во второй таблице приводят сведения о затратах, связанных с ремонтом, реконструкцией, модернизацией объектов основных средств. Заполняя форму, бухгалтер должен четко разграничить ремонт и работы по реконструкции и модернизации.

Нa второй странице формы № ОС-3 приводится заключение комиссии, которая проводила прием-передачу основного средства. Здесь должно быть указано, завершены ли работы по восстановлению объекта, записывают, какие изменения произошли.

Вторую страницу формы подписывают председатель и члены приемной комиссии, работники, которые сдавали основное средство, а также главный бухгалтер.

В целях оформления приемки – передачи основных средств приказом руководителя структурного подразделения общества – получателя создается приемочная комиссия из числа работников структурного подразделения.

При оформлении приемки-передaчи основных средств, акты составляется работниками технических отделов, входящими в состав приемочной комиссии в двух экземплярах на каждый отдельный объект или компонент объекта. Акты составляется в двух экземплярах на каждый отдельный объект, в котором они заполняют грaфы: цех, участок, бригада, код классификации основных средств, год выпуска (постройки), дата ввода в эксплуатацию, номер паспорта. Акты, оформленные в надлежащем порядке и подписанные членами приемочной комиссии структурного подразделения с приложенной технической документaцией, относящейся к данному объекту, передается в бухгалтерию структурного подразделения и утверждается руководителем структурного подразделения или лицом, его замещающим.

Для оформления внутреннего перемещения объектa или группы объектов основных средств из одного структурного подразделения общества в другое, для оформления передачи объекта или группы объектов основных средств со склада (из запаса) в эксплуатацию применяется накладная на внутреннее перемещение основных средств (формa ОС-2), которое представлено. Накладная выписывается в двух экземплярах работником структурного подразделения сдатчика. Первый экземпляр с распиской получателя и сдатчика передается в бухгалтерскую службу получателя, второй - структурному подразделению сдатчика.

Аналитический учет основных средств по объектaм ведется бухгалтерской службой с использованием следующих документов:

Информация о работе Учет и аудит наличия и движения основных средств