Учет и анализ финансово-хозяйственной детельности торговых предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 11:43, курсовая работа

Описание работы

Целями данной работы является ознакомление с деятельностью торговой организации, изучение ее сторон, формирование объективного мнения об отрицательных и положительных моментах в работе, отражение специфики учета и результатов хозяйственной деятельности, которая непосредственно влияет на финансовое состояние предприятия в целом.

Для реализации данных целей предполагается решение следующих задач:
отбор и систематизация перечня частных показателей, отражающих наиболее существенные характеристики хозяйственно-финансовой деятельности организаций, осуществляющих различные виды деятельности;
характеристика информационной базы анализа;
обоснование процедуры сведения частных параметров хозяйственной

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4

1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА И АНАЛИЗА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 7

1.1 Основные понятия и принципы организации бухгалтерского учета на торговых предприятиях. 7

1.2 Основные понятия, принципы и виды организации анализа финансово-хозяйственной деятельности на предприятиях торговли. 10

2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ И УЧЕТ ТОВАРОВ. 13

2.1 Краткая характеристика предприятия. 13

2.2 Учет движения и продажи товаров. 13

2.3 Учет товаров, полученных на комиссию. 20

2.4 Анализ розничного товарооборота. 25

2.5 Анализ расходов на продажу. 33

2.6 Анализ финансового состояния торгового предприятия. 35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 42

Работа содержит 1 файл

Курсовая по торговле.doc

— 326.50 Кб (Скачать)

2.4 Анализ  розничного товарооборота.

     Розничный  товарооборот  относится к числу  важнейших  показателей  плана экономического  и  социального  развития. Он  оказывает  влияние  как  на  производство, так  и  на  потребление. От  степени  выполнения  плана  товарооборота  зависит  выполнение  кассового  плана  Государственного  Банка  РФ.

     Розничный  товарооборот  по  своему  составу  не  является  однородным. В  его  состав  входит  сумма  продажи  товара  населению  через  розничную  торговую  сеть  и  предприятия  общественного  питания, а  так  же  продажи  товаров  предприятиям, учреждениям  и  организациям. Большая  часть  розничного  товарооборота  непосредственно  связана  с  личным  потреблением  и  покупательными  фондами  населения [ 7, с. 141]

      В  динамике  розничного  товарооборота  находят  отражение  систематический  рост  производства, с  одной  стороны, непрерывный  подъём, благосостояние  культуры  населения – с  другой. Он  оказывает  также  большое  влияние  на  все  количественные  и  качественные  показатели  работы  торговых  предприятий  и  организаций. От  объёма  и  структуры  товарооборота  зависят  также  такие  показатели, как  доходы, прибыль, рентабельность, сумма  и  уровень  издержек  обращения, фонд  оплаты  труда, численность  торговых  работников, финансовое  состояние  предприятий  и  др. Большое  значение  в  выполнении  и  перевыполнении  планов  товарооборота, изыскании  резервов  по  его  увеличению, улучшению  обслуживания  населения  имеет  систематический  контроль  и  тщательный  анализ  этих  планов.

       Основным  видом деятельности магазина «Трио» является розничная торговля. Развитие розничной реализации товаров предприятия  за последние три года характеризуется следующими данными:

Таблица 2.5.

Динамика  розничного товарооборота магазина «Трио» за 2004-2005 г.г.

 
Годы
Фактический розничный товарооборот (тыс. руб.) Цепные  темпы роста товарооборота, % Базисные  темпы роста товарооборота, %
В действующих ценах В сопоставимых ценах В действующих  ценах В сопоставимых ценах В действующих  ценах В сопоставимых ценах
1 2 3 4 5 6 7
2004 2141,5 2141,5 100,0 100,0 100,0 100,0
2005 2620,7 2176,6 122,4 101,7 122,4 101,7
2006 
3105.2 
2227,5 118,5 
102,3 
145,0 104,0 

       Данные  таблицы показывают, что за последние три года темпы роста розничного товарооборота снижаются: в 2005году рост товарооборота составил 122,4%, а в 2006 году - 118,5%.Эго объясняется тем, что цены на товары, реализуемые в предприятии, выросли в 2006 году по сравнению с 2005 годом, но меньше, чем в 2004.

       2005году  по сравнению с 2004годом ( средний  индекс цен в 2005году - 1,204 или  120,4%, в 1999 году - 1,158 или 115,8%). Количество  реализованных товаров увеличилось  в 2005 году на 1,7%, в 1999 году на 2,3%. Темпы роста физического объема  товарооборота (количества товаров) невысокие, но тенденция намечается положительная.

       За  три года розничный товарооборот предприятия возрос на 45,0% (в действующих  ценах) или на 963,7 тыс. руб. (3105,2 -141,5). Этот прирост произошел за счет увеличения количества реализованных товаров (физического объема розничного товарооборота) на 4,0%, что составило 86,0 тыс. руб. (2227,5 - 2141,5), и в связи с увеличением розничных цен на товары - на 877,7 тыс. руб. (3105,2 - 2227,5).

       По  данным этих расчетов можно сказать, что свыше 90% прироста товарооборота получено за счет роста цен. Потери покупателями денежных средств от повышения розничных цен (в связи с покупкой товаров по более высоким ценам в предприятии) составили 877,7 тыс. руб.

       За 2004-2006г.г. среднегодовой темп роста товарооборота предприятия в действующих ценах составил 120,4%, в сопоставимых ценах 102,0%.

       По  кварталам розничный товарооборот предприятия распределялся неравномерно. Наибольший удельный вес в годовом   товарообороте.

       По  кварталам розничный товарооборот предприятия распределялся неравномерно. Наибольший удельный вес в годовом товарообороте занимает оборот четвертого квартала - свыше 27,0%, а наименьший удельный вес в годовом обороте приходится на первый квартал - свыше 23,0%. И распределение оборота по кварталам года продолжает изменяться.

       Ритмичность развития розничного товарооборота  предприятия по кварталам рассмотрим на основе данных таблицы 2.6.

Таблица 2.6.

Розничный товарооборот магазина «Трио»  по кварталам года

 
 
 
 
 
 
Откло 2006год в
 
 
2005 2006 нение % к

Кварталы

сумма, удельный сумма, удельный в 2005 году
 
 
тыс. руб. вес, % тыс. руб. вес, % сумме  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
(+,-)  
 
1 2 3 4 5 6 7
1 610,8 23,3 714,0 23,0 +103,2 116,9
2 655.2 25,0 770,5 24,8 +115,3 11 7,6
3 647,3 24,7 770.1 24,8 +122,8 119,0
4 707,4 27,0 850,6 27,4 +143,2 120,2
Всего за год 2620,7 100,0 3105,2 100,0 +484,5 118,5
 

       Данные  таблицы свидетельствуют о неритмичном  развитии товарооборота предприятия  по кварталам: наиболее напряженным  был четвертый квартал, а наименее напряженным - первый. Самый  низкий  темп роста товарооборота достигнут в  первом квартале (116,9%), а самый высокий - в третьем и четвертом кварталах (119,0% и 120,0%). Неритмичное развитие розничного товарооборота по кварталам привело к изменению удельного веса оборота каждого квартала в годовом объеме товарооборота. Так, снизился удельный вес оборотов первого квартала на 0,3% и второго квартала - на 0,2% по сравнению с 2005годом, потому что в этих кварталах темпы роста оборота ниже, чем в целом за год (118,5%).

       Доля  оборота третьего квартала возросла с 24,7% в 2005 году до  24,8% в 2006 году (темп роста оборота в этом квартале 119,0%), а доля  оборота четвертого квартала составила в 2006году 27,4% и  возросла по сравнению с 2005 годом на 0,4% (темп роста товарооборота -119,6%). Таким образом, товарооборот предприятия по кварталам года распределялся неравномерно и развивался неритмично. 

Анализ  товарных запасов и товарооборачиваемости.

      Товары, которые вовлекаются в сферу  товарного обращения, проходят в  ней немалый и нередко сложный путь. На каждый момент времени в сфере товарного обращения всегда находится некоторое количество нереализованных товаров. Произведенные  товары через некоторое время, необходимое для накопления и транспортировки, продаются торговым организациям и предприятиям. В зависимости от звенности товародвижения, внутренних и потребительских свойств товаров, от спроса на них, частоты завоза и других условии они проводят в ней некоторое время до момента продажи. Эти товары образуют товарные запасы [6, с. 189].

      Товарный  запас—это масса товаров, находящихся в сфере обращения с момента поступления их из производства до момента реализаций.

      Образование и хранение товарных запасов требуют  определенных затрат, которые возрастают по мере их увеличения.

      В этой связи для правильного экономического планирования небезразлично, в каком объеме должны создаваться товарные запасы. Как избыток, так и их недостаток в равной мере приносят убытки. Излишние товарные запасы приводят к увеличению затрат на их образование, хранение, к убыткам от порчи товаров. Если эти товары к тому же подвержены моральному старению, влиянию моды, то возможно и их обесценение. Незначительная величина товарных запасов, как правило, приводит к перебоям в работе розничной торговли, к образованию дефицита и, наконец, прямым убыткам, связанным с сокращением объема товарооборота.

     На  размеры товарных запасов оказывает  влияние целый ряд факторов: равномерность  и частота завоза, транспортные условия, материально-техническая база торговли и ее размещение, свойства товаров и т. д. Чтобы как-то контролировать состояние товарных запасов и учитывать влияние этих факторов, осуществляется нормирование товарных запасов [7, с.142].

     С помощью балансового метода можно  определить расчетным путем общую  сумму запасов товаров на определенную дату. Для этого используется следующая зависимость

 Зн + П  = Р + В + Зк;         

 Зн = Р + В + Зк - П;                                              

 Зк - Зн + Я - Р  - В,             

где  Зн, Зк — стоимость запасов товаров соответственно на начало и конец периода; П — стоимость поступивших за период товаров; Р — сумма выручки за проданные товары; В —прочее выбытие товаров.

      Для полной оценки обеспеченности розничного товарооборота товарными запасами надо фактические показатели обеспеченности сопоставить с плановыми нормативами. Сопоставление ведется по формуле

                                                         

                                                                   O

        (Зн : —— ) — N     

                                                      Д

— товарные запасы в днях или

                                                                 O

          Зн — ( N * —— )   

                      Д

— товарные запасы в сумме, где О—розничный товарооборот за период; Д—число дней в периоде; N—норматив товарных запасов в днях.

      Превышение  фактических товарных запасов над  плановым нормативом говорит о том, что предприятие обеспечено товарными запасами и имеет сверхнормативные запасы. Если фактические запасы ниже нормативных запасов, это говорит о том, что план товарооборота не обеспечен товарными запасами. При этом надо учесть, что плановый норматив товарных запасов устанавливается в расчете на кредитуемый товарооборот, т. е. тот товарооборот, который соответствует товарным запасам текущего хранения.

      Товарные  запасы определяются в натуральном  стоимостном выражении, в процентах  к товарообороту и в днях товарооборота (ЗД). Последние характеризуют обеспеченность планового периода товарными запасами в днях и вычисляются по следующей формуле: 

                    З1

         ЗД    = ——     

                    Тпл

где  ∑З1- сумма запасов текущего хранения на отчетную дату;

     Тпл - однодневный плановый кредитуемый товарооборот.

      Запасы  текущего хранения определяют, вычитая  из всей суммы запасов стоимость товаров сезонного хранения и досрочного завоза и прибавляя стоимость товаров в пути в розничных ценах.

      Однодневный плановый кредитуемый оборот (весь розничный оборот за минусом оборота  в районах досрочного завоза, продажи  хлеба и хлебобулочных изделий, комиссионной торговли) определяется делением кредитуемого оборота на число дней в периоде (в месяц-30, квартале-90, году-360).

      Рассмотрим  методику расчета товарных запасов  в днях на примере. Данные приведены  в таблице № 4. 
 
 

Товарооборот и товарные запасы «Трио» в III квартале.

Таблица 2.5. 

П о к а  з а т е л и Сумма

 тыс.  руб.

1. План розничного товарооборота на III квартал.

В том числе  оборот комиссионных магазинов.

228,0

3,0

2. Товарные запасы в розничной сети на 1 июля.

В том числе: запасы сезонного хранения

                      товары в пути, учтенные по  бухгалтерскому балансу

                      скидка на остаток товаров  по балансу = 6%

298,6

35,3

11,0

3. Норматив запасов  текущего хранения на III квартал: в сумме

                                                                                           в днях

262,5

105

Информация о работе Учет и анализ финансово-хозяйственной детельности торговых предприятий