Учет и анализ финансово-хозяйственной детельности торговых предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 11:43, курсовая работа

Описание работы

Целями данной работы является ознакомление с деятельностью торговой организации, изучение ее сторон, формирование объективного мнения об отрицательных и положительных моментах в работе, отражение специфики учета и результатов хозяйственной деятельности, которая непосредственно влияет на финансовое состояние предприятия в целом.

Для реализации данных целей предполагается решение следующих задач:
отбор и систематизация перечня частных показателей, отражающих наиболее существенные характеристики хозяйственно-финансовой деятельности организаций, осуществляющих различные виды деятельности;
характеристика информационной базы анализа;
обоснование процедуры сведения частных параметров хозяйственной

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4

1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА И АНАЛИЗА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 7

1.1 Основные понятия и принципы организации бухгалтерского учета на торговых предприятиях. 7

1.2 Основные понятия, принципы и виды организации анализа финансово-хозяйственной деятельности на предприятиях торговли. 10

2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ И УЧЕТ ТОВАРОВ. 13

2.1 Краткая характеристика предприятия. 13

2.2 Учет движения и продажи товаров. 13

2.3 Учет товаров, полученных на комиссию. 20

2.4 Анализ розничного товарооборота. 25

2.5 Анализ расходов на продажу. 33

2.6 Анализ финансового состояния торгового предприятия. 35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 42

Работа содержит 1 файл

Курсовая по торговле.doc

— 326.50 Кб (Скачать)

     Далее анализируются результаты хозяйственной  деятельности организации за отчетный период в сравнении с данными за аналогичный период прошлого года. Если в организации занимаются планированием, то фактические данные отчетного периода сопоставляются с показателями плана.

     Основным  результативным показателем хозяйственной  деятельности организаций торговли и общественного питания является выручка от продажи товаров. На предприятиях торгового профиля результат хозяйственной деятельности оценивается с помощью объема товарной продукции.

     В ходе общего анализа результатов  хозяйственной деятельности любой  организации изучается прежде всего степень выполнения плана по выручке от продажи или темп её роста, а также абсолютное отклонение от принятой базы сравнения [8, с. 12].

     Основными принципами экономического анализа, являются:

- Принцип  государственности. Оценивая проявления  экономической жизни нужно оценивать их соответствие государственной, экономической, социальной, экологической политике и законодательству.

- Принцип  научности. Анализ должен опираться  на современные достижения экономической  науки.

- Принцип  объективности. Анализ должен основываться на достоверной информации.

- Принцип комплексности. Охватывает все стороны деятельности предприятия.

- Принцип  системности. Каждый изучаемый  объект должен рассматриваться,  как сложнодинамическая система. 

- Принцип  оперативности. Касается быстрого и четкого выполнения предприятий заданий и принимаемых решений.

- Принцип  эффективности. Затраты на проведение анализа должны давать многократный эффект.

      Методика  анализа  финансово-хозяйственной деятельности- это совокупность аналитических процедур используемых для определения финансово-хозяйственного состояния предприятия.

      Специалисты в области анализа приводят разные методики определения финансово-хозяйственного состояния предприятия. Однако основные принципы и последовательность процедурной стороны анализа являются практически одинаковыми  с небольшими расхождениями.

      Детализация процедурной стороны методики анализа  финансово-хозяйственной деятельности  зависит от поставленных целей и  различных факторов информационного, методического, кадрового и технического обеспечения. Таким образом, не существует общепринятой методики анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия, однако во всех существенных аспектах процедурные стороны похожи [ 6, с. 15].

      Важное  значение для анализа имеет его информационное обеспечение. Это связано с тем, что в соответствии с Законом РФ «О информатизации и защите информации» предприятие может не предоставлять информацию, содержащую коммерческую тайну. Но обычно для принятия многих решений потенциальным партнерам фирмы, достаточным является проведение экспресс-анализа финансово-хозяйственной деятельности. Даже для проведения детализированного анализа финансово-хозяйственной деятельности  зачастую не требуется информации составляющей коммерческую тайну.  Для проведения общего детализированного анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия требуются сведения по установленным формам бухгалтерской отчетности [8, с.23], а именно:

- Форма  №1  «Бухгалтерский баланс» (Приложение А)

- Форма  №2 «Отчет о прибылях и убытках»

- Форма  №3  «Отчет о движении капитала»

- Форма  №4  «Отчет о движении денежных средств»

- Форма  №5  «Приложение к бухгалтерскому  балансу»   

    Прибыль и убыток характеризуют финансовый результат деятельности предприятия  и могут быть определены только в системе бухгалтерского учета. С точки зрения бухгалтерского учета прибыль отражает финансовый результат  от хозяйственной деятельности, полученный предприятием за отчетный период (в случае превышения доходов на расходами). Прибыль относиться к числу важнейших показателей оценки работы предприятий и определения эффективности деятельности.

    Показатели  финансовых результатов характеризуют  абсолютную эффективность хозяйствования предприятия. Рост прибыли создает  базу для самостоятельного финансирования, расширения производства, решения проблем социальных и трудовых конфликтов. За счет прибыли выполняется также часть обязательств предприятия перед бюджетом, банками и другими предприятиями и организациями. 
 
 
 
 
 

2. АНАЛИЗ  ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ И УЧЕТ ТОВАРОВ. 

2.1. Краткая  характеристика предприятия.  

       Магазин «Трио» занимается продажей мебельных изделий. Располагается на верхней терассе города Ульяновска, занимает площадь150 квадратных метров.

      Магазин был открыт в 2001 году и на данный момент имеет устоявшееся положение на рынке мебельных товаров. 

2.2. Учет  движения и продажи товаров. 

Синтетический учет товаров.

      Для обобщения информации о наличии  и движении товаров используется активный счет  41 «Товары» [17, с. 145].

      Организации, осуществляющие торговую деятельность, на счете 41 «Товары» помимо ТМЦ, приобретенных в качестве товаров для продажи, учитывают также покупную тару и тару собственного производства.

            Поступившие товары приходуются организацией по фактическому количеству в день их поступления или не позднее сроков, установленных для приемки по качеству.

      Материально-ответственные  лица ведут учет поступивших на склад  товаров в карточках или книгах количественного учета ценностей  по наименованиям товаров, сортам и  с учетом других их особенностей.

      Бухгалтерский учет поступивших товаров ведется  по их покупной (фактической) себестоимости  или продажной стоимости. При  постановке на учет товаров их оценка производится исходя из следующих расходов, связанных с их приобретением:

      - стоимости товаров, указанной в расчетных документах продавца. В случае учета товаров по продажным (розничным) ценам, стоимость товаров будет представлять собой их продажную стоимость;

      - расходов на тару однократного  использования и упаковку, оплачиваемых  в составе получаемых товаров и не подлежащих к дальнейшему использованию;

      - транспортных расходов до центрального  склада организации, если они  не относятся на издержки.

Таблица 2.1.

Типовые бухгалтерские  проводки по счету 41 «Товары»

Проводка Содержание Сумма, руб
Дебет 41 субсчет "Товары на складе"

Кредит 60                                                    

на стоимость  получаемого товара по цене покупки (в розничной торговле – с учетом НДС); 2180
Дебет 19 Кредит 60                                    на сумму  НДС в организациях оптовой торговли; 333
Дебет 41 субсчет "Тара под товаром и  порожняя"

Кредит 60                                                   

на стоимость  получаемой тары; 80
Дебет 44 Кредит 60                                    на стоимость  транспортных расходов, а также таможенных расходом при поставках товаров по импорту; 150
Дебет 41 субсчет "Товары на складе"

Кредит 42                                                   

на суммы  торговых и дополнительных скидок (накидок), при оприходовании 45
Дебет 60 Кредит 51 (50,52)                       оплата товаров  согласно счетам поставщиков. 2455
 

      Для реализации товаров предназначен счет 90 «Продажи». Рассмотрим, как отражаются в бухгалтерском учете оптовой организации операции по продаже (реализации) товаров.

Таблица 2.2.

Продажа товара

Содержание Дебет Кредит Сумма, руб
1 Отражена выручка  от продажи товаров 62 90-1 25000
2 Начислен НДС  с выручки 90-3 68 3814
3 Списана себестоимость  отгруженного товара 90-2 41 15000
4 Списана торговая наценка

(методом  красного сторно)

90-2 42 4500
5 Списаны расходы  на продажу 90-2 44 850
6 Финансовый  результат от реализации 90-9 99 836
 

Учет  торговой наценки

      Как правило, организации розничной  торговли учитывают товары по продажным  ценам. Такие цены включают в себя торговую наценку. Ее размер на разные виды товаров может значительно различаться. Общая сумма наценки по всем проданным товарам определяется в конце месяца. О том, как ее рассчитать, мы расскажем в статье. Формирование торговой наценки [17, с.158].

      Организации, торгующие в розницу, могут учитывать  товары как по покупным, так и  по продажным ценам (п. 13 ПБУ 5/01). Выбранный  способ учета товаров нужно указать  в учетной политике предприятия. При этом магазины, учитывающие товары по продажным ценам, должны вести отдельный учет торговых наценок на них.

      Продажная цена складывается из покупной стоимости  товаров и суммы наценки и  учитывается по дебету счета 41 «Товары». Разница между продажной и  покупной ценой (наценка) отражается по кредиту счета 42 «Торговая наценка».

      Торговая  наценка является доходом организации. Если продаваемые товары облагаются налогами: НДС, акцизы, то они включаются и в состав наценки.

      Для документального подтверждения  размера торговой наценки фирма  составляет реестр розничных цен. Он служит первичным документом, на основании которого начисляется наценка. Установленной формы такого реестра нет. Поэтому его можно составить в произвольной форме [2,с.60].

      Учет  торговой наценки необходим, если нужно  определить розничную цену товара, полученного от поставщика, или рассчитать реализованную наценку. Кроме того, ее сумма может меняться в результате переоценки товаров и их списания.

      Пример  : Магазин ООО «Техника» получил от поставщика 10 электрических чайников по цене 1475 руб. (в том числе НДС – 225 руб.). Общая стоимость партии составила 14 750 рублей (в том числе НДС – 2250 руб.). Товар облагается НДС по ставке 18%. Магазин учитывает товары в продажных ценах. Наценка на электрочайники (без НДС) установлена в размере 30%. Бухгалтер «Техники» составил реестр розничных цен со следующими показателями:

– цена одного чайника  без учета НДС – 1250 руб. (1475 – 225);

– торговая наценка  на один чайник – 375 руб. (1250 руб. x 30%);

– продажная  цена чайника – 1625 руб. (1250 + 375);

– НДС с продажной цены – 293 руб. (1625 руб. x 18%).

В результате продажная  цена одного чайника составила:

1250 + 375 + 293 = 1918 руб. 

Сумма начисленной  торговой наценки равна:

1918 – 1250 = 668 руб. 

В бухгалтерском  учете были сделаны проводки:

 Дебет 41 Кредит 60 - 12 500 руб. (14 750 – 2250) – приняты к учету электрочайники;

Дебет 19 Кредит 60 - 2250 руб. – учтен НДС по товару;

 Дебет 60 Кредит 51 – 14 750 руб. – перечислена  оплата поставщику;

Дебет 68 субсчет  «Расчеты по НДС» Кредит 19 – 2250 руб. –  принят к вычету НДС по оприходованным и оплаченным электрочайникам;

Дебет 41 Кредит 42 – 6680 руб. (668 руб. x 10 штук) – начислена  торговая наценка по принятым к учету электрочайникам. Реализованная наценка.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            оророПоэтому фирма должна определить сумму реализованной наценки расчетным путем. Как правило, она рассчитывается по среднему проценту. Порядок такого расчета приведен в Методических рекомендациях по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утвержденных письмом Комитета по торговле от 10 июля 1996 № 1-794/32-5.

Информация о работе Учет и анализ финансово-хозяйственной детельности торговых предприятий