Учет и анализ финансово-хозяйственной детельности торговых предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 11:43, курсовая работа

Описание работы

Целями данной работы является ознакомление с деятельностью торговой организации, изучение ее сторон, формирование объективного мнения об отрицательных и положительных моментах в работе, отражение специфики учета и результатов хозяйственной деятельности, которая непосредственно влияет на финансовое состояние предприятия в целом.

Для реализации данных целей предполагается решение следующих задач:
отбор и систематизация перечня частных показателей, отражающих наиболее существенные характеристики хозяйственно-финансовой деятельности организаций, осуществляющих различные виды деятельности;
характеристика информационной базы анализа;
обоснование процедуры сведения частных параметров хозяйственной

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4

1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА И АНАЛИЗА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 7

1.1 Основные понятия и принципы организации бухгалтерского учета на торговых предприятиях. 7

1.2 Основные понятия, принципы и виды организации анализа финансово-хозяйственной деятельности на предприятиях торговли. 10

2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ И УЧЕТ ТОВАРОВ. 13

2.1 Краткая характеристика предприятия. 13

2.2 Учет движения и продажи товаров. 13

2.3 Учет товаров, полученных на комиссию. 20

2.4 Анализ розничного товарооборота. 25

2.5 Анализ расходов на продажу. 33

2.6 Анализ финансового состояния торгового предприятия. 35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 42

Работа содержит 1 файл

Курсовая по торговле.doc

— 326.50 Кб (Скачать)

     Так, сначала нужно рассчитать средний  процент наценки в стоимости  товара. Это делается по формуле: Наценка, приходящаяся на остаток товаров  на начало месяца + Наценка на товары, поступившие в течение месяца – Наценка на выбывшие товары (возврат, списание и т. п.) : Выручка от реализации товаров + Стоимость товаров на конец месяца х 100 = Средний процент наценки.

     После этого определяется сумма реализованной торговой наценки: Выручка от реализации товаров х Средний процент наценки = Сумма реализованной наценки

     При реализации товаров в розницу  их продажная стоимость списывается  в дебет субсчета 2 счета 90 «Продажи».

     Дебет 90-2 Кредит 41 – списана учетная стоимость реализованных товаров. Ее нужно уменьшить на сумму реализованной наценки. Для этого в учете делается проводка: Дебет 90-2 Кредит 42 – сторнирована реализованная торговая наценка.

     Первичным документом в этом случае служит бухгалтерская  справка-расчет. Ее можно составить в произвольной форме. Например, она может выглядеть так:

Бухгалтерская справка-расчет реализованной торговой наценки за июль 2004 года

Торговая наценка  в стоимости остатков товаров  на 1 июля – 10 000 руб. Наценка на товары, полученные в течение июля – 15 000 руб.       Реализовано товаров за июль – 30 000 руб.

Остаток товаров на 1 августа – 45 000 руб.

Средний процент  наценки в стоимости товара:

(10 000 руб. + 15 000 руб.) : (30 000 руб. + 45 000 руб.) х 100 = 33,33%. Реализованная торговая наценка за июль: 30 000 руб. х 33,33% = 9999 руб.  

Отражение операций на счете 44 «Расходы на продажу»

      Для учета расходов на продажу  используют активный счет 44 «Расходы на продажу». По Дебету этого счета учитывают расходы на продажу с кредита соответствующих материальных, расчетных и денежных счетов:

- 10 «Материалы»  - на стоимость израсходованной тары;

- 23 «Вспомогательное производство» - на стоимость услуг по отправке продукции со склада на станцию отправления или на склад покупателя автотранспортом предприятия;

- 60 «Расчеты  с поставщиками и подрядчиками»  - на стоимость услуг по отправке  продукции покупателю, оказанных  сторонним организациям;

- 70 «расчеты  с персоналом по оплате труда» - на оплату труда работников, сопровождающих продукцию, и других счетов.

      Аналитический учет по счету 44 ведут в ведомости  учета общехозяйственных расходов, расходов будущих периодов и расходов на продажу по указанным ранее статьям расходов по видам и статьям расходов [4, c.3].

      По  истечении каждого месяца расходы на продажу списывают на себестоимость проданной продукции. На отдельные виды продукции они относятся прямым путем, а при невозможности распределяются  пропорционально их производственной себестоимости, объему проданной продукции по оптовым ценам организации или другим способом.

Таблица 2.3.

Типовые операции по счету 44 «Расходы на продажу» 

Дебет Кредит Содержание  хозяйственных операций Первичные документы
44 10 Израсходованы материалы на операции по продаже  продукции. № М-11 "Требование - накладная"
44 23 Произведены вспомогательными производствами расходы  на продажу продукции. Бухгалтерская справка-расчет
44 29 Произведены обслуживающими производствами и хозяйствами  расходы на продажу продукции. Бухгалтерская справка-расчет
44 60, 76 Стоимость работ (услуг) сторонних организаций включена в расходы на продажу продукции: 
- расходы на затаривание и упаковку изделий на складах готовой продукции, 
- расходы по доставке продукции на станцию (пристань) отправления, 
- погрузке в вагоны, суда,
Договора на оказание услуг,  
Акт приемки-сдачи выполненных работ,  
Бухгалтерская справка-расчет
19 60, 76 Выделен НДС в соответствии со счетами-фактурами  поставщиков работ (услуг), использованных при продаже продукции. Счет-фактура
44 69 Начислен  единый социальный налог на выплаты работникам, занятым продажей продукции. Бухгалтерская справка-расчет, 
Индивидуальная карточка учета сумм и иных вознаграждений, 
Расчет по авансовым платежам по ЕСН,  
Налоговая декларация по ЕСН.
44 70 Начислена заработная плата работникам, занятым продажей продукции. № Т-49 "Расчетно-платежная ведомость"
44 97 Списана доля расходов будущих периодов на расходы по продаже продукции Бухгалтерская справка
90-2 44 Расходы на продажу продукции отнесены на себестоимость проданной продукции. Бухгалтерская справка
 

     

2.3 Учет  товаров полученных на комиссию. 

Методика  учета товаров, полученных на комиссию.

      Рассмотрим  первую группу комиссионной деятельности, когда комиссионер реализует  товары, полученные на комиссию. Чтобы  отразить в бухгалтерском учете операции по договору комиссии, комиссионеру  необходимо иметь следующие документы: накладную, в которой указаны стоимость передаваемого ему товара и НДС, накладные, подтверждающие отгрузку товара покупателям, отчет о продаже комиссионных товаров, выписки банка с платежными поручениями, в которых зафиксированы суммы, полученные от покупателей комиссионного товара и суммы, перечисленные комитенту [6, с.352],

      В зависимости от условий договора комиссионер должен будет продавать товар либо по той цене, которая указана в накладной, либо по цене, превышающей указанную в накладной. Данное условие должно быть определено в договоре комиссии.

      Учет  комиссионного товара следует вести  на   004 «Товары, принятые на комиссию». По дебету этого счета отражают стоимость поступивших комиссионных товаров, по кредиту стоимость реализованных товаров.

      В случае реализации товаров по договору комиссии сумма, подлежащая оплате за товары покупателями с учетом НДС  по этим товарам, отражается комиссионером  на дату отгрузки товаров покупателям  по кредиту счета 76 «Расчеты с разными  дебиторами и кредиторами» в корреспонденции со счетом 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»:

Дебет 62   Кредит 76

      По  кредиту счета 90, комиссионер показывает  только сумму своего комиссионного  вознаграждения на дату, когда  согласно договору он выполнил все свои обязательства:

Дебет 76  Кредит 90 «Продажи»

      В бухгалтерском учете комитента  выручка от продажи товаров и  суммы НДС отражаются по времени  получения извещения от комиссионера об отгрузке товаров покупателю:

Дебет 76   Кредит 90

      При этом время получения извещения  не должно превышать  разумный срок прохождения таких документов. 

      Издержки  обращения и другие расходы комиссионера, связанные с выполнением поручения, отражаются на соответствующих счетах. При этом сумма НДС уплаченная комиссионером, отражается по дебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость  по приобретенным ценностям». Списание этих сумм в дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» производится в общеустановленном порядке.

      Как мы   уже  отмечали, комиссионер  может продать товар дороже, чем  указано в накладной, в таком случае он должен сообщить об этом комитенту.

      Комитент  может привести в бухгалтерском учете операции по договору комиссии и начислению НДС в бюджет при наличии таких основных документов, как накладная, в которой указаны стоимость передаваемого товара и НДС, или отчет, фиксирующий цену продажи комиссионного товара комиссионером, и платежные поручения, подтверждающие перечисление оплаты поставщикам товара с выделенным на них НДС, отчет комиссионера. Кроме того, партнеры  могут подписать акт о выполнении  обязательств комиссионером.

      Вторая  группа посреднических операций- покупка  товара по поручению доверителя  или комитента. При заключении  договора комиссии  на покупку товара в обязанности комиссионера входят заключение  договора комиссии  с  поручением купить товар от имени комиссионера,  но за счет комитента, оплата и отгрузка товара в адрес комитента. За эти действия комиссионер  получает вознаграждение.

      Стороны могут заключить договор поручения, в котором поверенный от имени доверителя и за его счет заключает договор на покупку товарно-материальных ценностей. При таком  варианте отношений с доверителем посредник-поверенный  обычно не производит оплату и не  получает товар для доверителя. Последний  выполняет  указанные операции самостоятельно. Посредник здесь получает только вознаграждение за заключение сделки.

      Рассмотрим, как отражается в бухгалтерском  учете вариант комиссионного  договора.

      Основанием для проведения операций в бухгалтерском учете комитента и комиссионера будут являться отчеты, акты  выписки банка с платежными поручениями, товаросопроводительные документы.

      Проанализируем  описанную выше ситуацию на примере.

      За  выполненные услуги комиссионер получает вознаграждение в размере 2% от цены заключенного договора.  

Таблица 2.4.

Отражение в бухгалтерском учете  операций по договору комиссии и на покупку  товара.

Содержание  хозяйственных операций Комиссионер 
 

Дебет        Кредит

Сумма,

тыс. руб

Комитент 
 

Дебет      Кредит

Сумма, тыс. руб
1 Поступили средства от комитента 51 76 144 76 51 144
2 Перечислены средства поставщику товара за комитент (110+22) 60 51 132      
3 Отгружено сырье  в адрес комитента, зачтена задолженность  комитенту.

Начислен НДС к уплате поставщику (комис-ру)

76 60 132 10 
 

19

76 
 

76

110 
 

22

4 Начислено комиссионное вознаграждение 76 90-1 12      
5 Списано комиссионное вознаграждение на фактическую стоимость  приобретенного сырья

НДС по комиссионному вознаграждению.

      10 
 
 

19

76 
 
 

76

10 
 
 

2

6 Начислен НДС  у комисионера 90-3 68 2      
7 Взят в зачет  НДС у комитента       68 19 2
 
 

Юридическое оформление посреднических сделок.

      Отношения, возникающие между продавцом  (оптовой  торговой  организацией)  и покупателем, оформляются договором. Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав  и  обязанностей  (ст.  420  ГК  РФ).  В  соответствии  с  нормами гражданского  права  договор  считается  заключенным,   если   сторонами   в требуемой  форме  достигнуто  соглашение  по  всем   существенным   условиям договора [3, с.2].

К существенным условиям относятся:

- предмет  договора;

- условия,  которые определены как существенные  в законах и иных правовых актах;

- условия,  которые определены в законе или правовых актах как необходимые для договоров данного вида;

- условия,  которые по заявлению одной  из сторон должны быть включены в договор.

Договор считается заключенным в момент получения лицом,  направившим  оферту  (предложение  заключить  договор),   ее   акцепта (принятия предложения) другой стороной.

      Договор может быть заключен в любой форме,  предусмотренной  для  совершения сделок,  если  законом  не  установлена  определенная  форма  для  договоров данного вида. Если стороны договорились  заключить  договор  в  определенной  форме,  хотя законом и не предусмотрена данная форма как обязательная, договор считается заключенным после придания

ему условленной  формы.

      Сделки  между юридическими лицами должны совершаться в письменной форме (ст. 161 ГК РФ).

      Договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а так же путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной и иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору. Несоблюдение простой письменной формы сделки лишает стороны права (в случае возникновения спора между ними) ссылаться в подтверждение сделки и ее условий на свидетельские показания, но не лишает их права приводить письменные и другие доказательства (ст. 162 ГК РФ).

      Договорные  отношения считаются установленными, если стороны обменялись любыми документами, которые однозначно определяют предмет договора и его существенные условия. Например, оптовая торговая организация отгрузила товар покупателю по устной договоренности и направила с товаром сопроводительные документы (товарную накладную, счет-фактуру (Приложение Б, В) и счет на оплату). Эти документы содержат существенные условия договора: наименование товара,  его  количество,  цену  товара  и  общую сумму сделки. Направление сопроводительных документов  является  офертой  со стороны торговой организации. Покупатель, получив товар, оприходовал  его  и произвел оплату. Тем самым он акцептовал оферту (принял предложение продавца о поставке товара по ценам и в количестве, указанном в сопроводительных документах). Отсутствие договора не освобождает стороны от финансовых обязательств. Так, если поставленный товар был оприходован покупателем и использован в дальнейшем для перепродажи, в производственных или других целях, то доводы об отсутствии договора не принимаются при рассмотрении споров между сторонами. В данном случае покупатель обязан оплатить поставлен-ный и потребленный им товар. 

Информация о работе Учет и анализ финансово-хозяйственной детельности торговых предприятий