Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 21:01, курсовая работа
Запасы представляют собой один из важнейших факторов обеспечения постоянства и непрерывности воспроизводства. Эту важную роль играют все составные части совокупного материального запаса, в том числе товарно-материальные ценности, находящиеся у предприятия.
Для осуществления точного и полного отражения в системе бухгалтерского учета операций с материально-производственными запасами необходимо руководствоваться законодательными актами РФ, постановлениями Президента и правительства, нормативными документами и т.д.
Непрерывность производства требует, чтобы постоянно находилось на складах достаточное количество сырья и материалов, для полного удовлетворения потребностей производства в любой момент их использования. Поэтому необходимость бесперебойного снабжения производства в условиях непрерывности спроса и дискретности поставок, обуславливает создание на предприятиях материальных запасов, то есть товарно-материальных ценностей.
Срок, на который выдается доверенность, составляет, как правило, 15 дней. Но на получение товарно-материальных ценностей в порядке плановых платежей доверенность может быть выдана на один календарный месяц.
Следует
отметить, что форма N М-2 отличается от
формы N М-2а лишь наличием корешка доверенности.
Инвентаризацией называется проверка имущества посредством подсчета, описания, измерения, оценки, сличения полученных данных в натуральном или стоимостном измерениях с данными текущего учета в целях контроля его сохранности.
Обязанность проведения инвентаризации установлена ст. 12 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ).
Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем организации, за исключением тех случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.
Такие случаи установлены ст. 12 Закона N 129-ФЗ, а именно:
-
при передаче имущества в
-
перед составлением годовой
-
при смене материально
- при выявлении фактов хищений, злоупотреблений или порчи имущества;
-
в случае стихийного бедствия,
пожара или других
-
при реорганизации или
-
в других случаях,
В
соответствии с п. 2.1 Методических указаний
N 49 организации могут
До
начала отчетного года в соответствии
с приказом руководителя организации
создается постоянно
В состав инвентаризационной комиссии включают представителей администрации, работников бухгалтерской службы, других специалистов (инженеров, экономистов, техников и других). В нее можно включать работников службы внутреннего аудита, независимых аудиторских организаций. Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.
До начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационная комиссия должна получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств. Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчетам), с указанием "до инвентаризации на "..." (дату)", что в бухгалтерии должно служить основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным.
Материально ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии, все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие - списаны в расход.
Сведения
о фактическом наличии
Инвентаризация МПЗ должна, как правило, проводиться в порядке расположения ценностей в данном помещении.
При хранении МПЗ в разных изолированных помещениях у одного материально ответственного лица инвентаризация проводится последовательно по местам хранения. После проверки ценностей вход в помещение не допускается (например, опломбировывается), и комиссия переходит для работы в следующее помещение.
Комиссия
в присутствии заведующего
МПЗ, поступающие во время проведения инвентаризации, принимаются материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии и приходуются по реестру или товарному отчету после инвентаризации.
Эти МПЗ заносятся в отдельную опись под наименованием "МПЗ, поступившие во время инвентаризации". В описи указывается дата поступления, наименование поставщика, дата и номер приходного документа, наименование товара, количество, цена и сумма. Одновременно на приходном документе за подписью председателя инвентаризационной комиссии (или по его поручению члена комиссии) делается отметка "после инвентаризации" со ссылкой на дату описи, в которую записаны эти ценности.
При длительном проведении инвентаризации в исключительных случаях и только с письменного разрешения руководителя и главного бухгалтера организации в процессе инвентаризации МПЗ могут отпускаться материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии.
Эти ценности заносятся в отдельную опись под наименованием "МПЗ, отпущенные во время инвентаризации". Оформляется опись по аналогии с документами на поступившие МПЗ во время инвентаризации. В расходных документах делается отметка за подписью председателя инвентаризационной комиссии или по его поручению члена комиссии.
Инвентаризация МПЗ, находящихся в пути, отгруженных, не оплаченных в срок покупателями, находящихся на складах других организаций, заключается в проверке обоснованности числящихся сумм на соответствующих счетах бухгалтерского учета.
Для оформления инвентаризации МПЗ применяются унифицированные формы первичной учетной документации по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. N 88 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации".
Для
учета результатов
- Инвентаризационный ярлык (форма N ИНВ-2).
Ярлык заполняется в том случае, если инвентаризационная комиссия не имеет возможности в течение одного дня произвести подсчет материальных ценностей и записать их в инвентаризационную опись. Ярлык заполняется в одном экземпляре ответственными лицами инвентаризационной комиссии и хранится вместе с пересчитанными МПЗ по месту их нахождения;
- Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей (форма N ИНВ-3).
Она
применяется для отражения
- Сличительная ведомость результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей (форма N ИНВ-19).
Сличительная ведомость применяется для отражения результатов инвентаризации МПЗ, по которым выявлены отклонения от данных учета. В ней отражаются результаты инвентаризации, то есть расхождения между показателями по данным бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей. Сличительная ведомость составляется в двух экземплярах бухгалтером, один из которых хранится в бухгалтерии, второй - передается материально ответственным лицам;
- Приказ (постановление, распоряжение) о проведении инвентаризации (форма N ИНВ-22).
Приказ (постановление, распоряжение) является письменным заданием, конкретизирующим содержание, объем, порядок и сроки проведения инвентаризации проверяемого объекта, а также персональный состав инвентаризационной комиссии. Он подписывается руководителем организации и вручается председателю инвентаризационной комиссии.
При проведении инвентаризации в организациях нередко выявляется так называемая пересортица товаров.
Пересортицей товаров называют одновременный излишек и недостачу товаров одного наименования, но разного сорта.
Если в результате инвентаризации были выявлены излишки МПЗ, то они приходуются по рыночным ценам и одновременно их стоимость относится:
Дт 10 Кт 99 - в коммерческих организациях - на финансовый результат;
Дт 10 Кт 91 - в некоммерческих организациях - на увеличение доходов.
Если в результате инвентаризации были выявлены недостачи МПЗ, то в бухгалтерском учете делается запись:
Дт 94 Кт 10, 41, 43 - отражена фактическая себестоимость недостающих или полностью испорченных материальных ценностей;
Дт 73.2 Кт 94 - отражены недостачи сверх норм убыли, потери от порчи, отнесенные на виновных лиц;
Дт
91.2 Кт 94 - отражена недостача ценностей
сверх норм убыли и потерь от порчи ценностей
при отсутствии конкретных виновников,
а также недостач, во взыскании которых
отказано судом вследствие необоснованности
исков.
В настоящее время достаточно распространенной хозяйственной операцией среди многих организаций является передача сырья в переработку. Бухгалтерский учет таких операций имеет свои особенности как для предприятия, которое передает сырье, так и для переработчика.
На
основании п. 156 Методических указаний
по бухгалтерскому учету материально-
Сторонами давальческих операций являются собственники передаваемого в переработку сырья (материалов) - давалец и переработчик.
Отличительным признаком договора на переработку давальческого сырья (материалов) является то, что переработчик не приобретает сырье (материалы) у давальца и, соответственно, не оплачивает его, а получает для дальнейшей переработки. При этом, передавая в переработку сырье, давалец остается его собственником. Более того, он приобретает право собственности и на готовую продукцию.
Учет у организации-давальца
При передаче материалов в переработку реализации не происходит, так как право собственности на материалы, согласно п. 1 ст. 220 ГК РФ, остается за организацией - заказчиком работы. Поэтому с баланса организации-заказчика стоимость материалов не списывается, а продолжает учитываться на счете учета соответствующих материалов (на отдельном субсчете).