Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2011 в 23:45, курсовая работа
Целью работы является изучение организации учёта денежных средств согласно требованиям и нормам, установленным Законодательством Российской Федерации. Основанием будут служить рассмотренные соответствующие законы и кодексы Российской Федерации, Постановления, Положения, методические рекомендации, инструкции и указания Центрального банка Российской Федерации и т.д.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- изучить нормативно-правовое регулирование денежных средств в Российской федерации;
- рассмотреть основные задачи учёта денежных средств;
- изучить учёт денежных средств в кассе организации, на расчетном и валютном счетах организации, учёт переводов в пути и денежных документов.
Введение………………………………………………………………….………2
I Глава. Нормативно-правовое регулирование денежных средств в Российской Федерации………………………………………………….………4
II Глава. Учет денежных средств
2.1 Основные задачи учета денежных средств…............................................7
2.2 Учет денежных средств в кассе………………………………….……....7
2.2.1 Документальное оформление кассовых операции. Отчетность материально-ответственного лица……………………………………..7
2.2.2 Синтетический и аналитический учет кассовых операций……14
2.2.3 Инвентаризация денежных средств…………………………….17
2.3 Учет денежных средств на расчетном счете………………………….22
2.3.1 Порядок открытия расчетных счетов в банке и ведения операций по ним………………………………………………………..…….……..22
2.3.2 Расчеты платежными поручениями……………………..……...24
2.4 Учет денежных средств на валютном счете………………….………25
2.5 Учет денежных средств находящихся в аккредитивах……..….………27
2.6 Учет переводов в пути…………………………………………….……28
2.7 Учет денежных документов……………………………………………29
Заключение………………………………………………………….………….31
Список использованной литературы………………………………………….33
Во время инвентаризации операции по приему и выдаче денежных средств, разных ценностей и документов не производятся.
В
организации могут также
- по инициативе руководителя организации;
- по требованию налоговой инспекции.
Ревизию также проводит специальная комиссия, назначенная приказом руководителя. Если ревизию проводят по требованию налоговой инспекции, в состав комиссии включают ее сотрудника (проверяющего).
Ревизия проводятся в сроки, установленные руководителем предприятия, а также при смене кассиров на каждом предприятии, с полным полистным пересчетом денежной наличности и проверкой других ценностей, находящихся в кассе. Остаток денежной наличности в кассе сверяется с данными учета по кассовой книге (Приложение 6).
При обнаружении ревизией недостачи или излишка ценностей в кассе в акте указывается их сумма и обстоятельства возникновения.
Результаты ревизии отражаются в акте о проверке наличных денежных средств кассы (форма № КМ – 9).
Разновидностью
инвентаризации кассы можно назвать
ежедневную сверку данных фактического
наличия денежных средств и данных
учета, проводимую самим бухгалтером –
кассиром. Сверку целесообразно осуществлять
до выведения итогов по кассовой книге.
2.3 Учет денежных средств на расчетном счете
2.3.1 Порядок открытия расчетных счетов в банке и ведения операций по ним
Нормативным документом, определяющим порядок осуществления безналичных расчетов, является положение ЦБ России от 03.10.2002 № 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации» (в ред. Указаний Центрального Банка РФ от 03.03.2003 №1256-У, от 11.06.2004 №1442-У, от 02.05.2007 №1823-У, от 22.01.2008 №1964-У).
Организация
может иметь несколько
Порядок открытия расчетных и иных счетов, совершение и оформление операций устанавливаются ЦБ РФ.
Для открытия расчетного счета в банке необходимо предоставить следующие документы:
- нотариально заверенную копию устава (и нотариально заверенную копию учредительного договора, если он есть);
- нотариально заверенную копию свидетельства о регистрации в регистрационной палате;
- нотариально заверенную копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
- ксерокопию кодов статистики, заверенную руководителем организации и печатью организации;
- ксерокопия решения учредителя (протокола общего собрания учредителей) о назначении руководителя организации, заверенную ее руководителем и печатью;
- ксерокопию приказа о назначении главного бухгалтера организации, заверенную ее руководителем и печатью;
- справки из Фонда социального страхования, Фонда обязательного медицинского страхования и Пенсионного фонда;
- банковскую карточку с нотариально заверенными образцами подписей руководителя и главного бухгалтера организации.
При изменении названия организации, характера ее деятельности, состава распорядителей счета в документацию вносятся соответствующие исправления, а при реорганизации организации в банк представляются новые документы.
Все операции по счету осуществляются на основании письменных распоряжений владельца счета:
- внесение наличных сумм – на основании объявления на взнос наличными (Приложение 7);
- получение наличными со счета – денежного чека;
- перечисления – платежного поручения (Приложение 8), расчетного чека, платежного требования-поручения (Приложение 9).
В безакцептном порядке банком могут списываться средства в оплату электроэнергии, теплоснабжения, водоснабжения и т. п. (расчеты в порядке плановых платежей).
Также в безакцептном порядке производится списание по решению судебных и налоговых органов.
Аналитический учет операций на расчетном счете. ведется бухгалтерией предприятия на основе выписки с расчетного счета, предоставляемой банком. Периодичность предоставления выписок зависит от движения денежных средств на предприятии: она осуществляется ежедневно или еженедельно.
Синтетический учет операций на расчетном счете ведется на счете 51 «Расчетный счет» - на предприятии он активный, а в банке - пассивный. Поступление денег отражается по Дебету, в выписке банка - по Кредиту. Списание или убытие денежных средств отражается на предприятии по Кредиту 51 счета; в выписке - по Дебету 51 счета. Сальдо дебетовое показывает наличие денежных средств на расчетном счете.
Дебет 51 корреспондирует с Кредитом 46,62,90,92,94,95,50,76,68,75.
Кредит 51
корреспондирует с Дебетом 60,67,90,92,94,95,50,76,68,75,
Регистром для ведения синтетического учета по Дебету 51 счета является ведомость №2, где на основании первичных документов в шахматном порядке отражается поступление денег на расчетный счет в течение месяца и подсчитывается оборот за месяц. Синтетический учет по Кредиту 51 счета ведется в Журнале-ордере №2, где в течение месяца в шахматном порядке производятся записи по Дебету корреспондирующих счетов. В конце месяца подсчитывается конечный остаток.
Конечный остаток = Остаток на начало месяца в ведомости №2 + Оборот по ведомости №2 - Оборот по журналу-ордеру №2.
Полученный остаток записывается в ведомости и сверяется с выпиской с расчетного счета.
2.3.2 Расчеты платежными поручениями
Платежное поручение (Приложение 8) – это распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчетным документом, о переводе определенной денежной суммы на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке. Банк исполняет платежное поручение в срок, предусмотренный законодательством, или в более короткий срок, установленный договором банковского счета либо определяемый применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.
Платежное
поручение действительно в
Платежными
поручениями могут
- за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги;
- в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды;
- в целях возврата/размещения кредитов (займов)/депозитов и уплаты процентов по ним;
- в других целях, предусмотренных законодательством или договором.
В
соответствии с условиями основного
договора платежные поручения могут
использоваться для предварительной
оплаты товаров, работ, услуг или
для осуществления
Платежные поручения принимаются банком независимо от наличия денежных средств на счете плательщика.
Банк по требованию плательщика обязан информировать его об исполнении платежного поручения не позже следующего рабочего дня после обращения плательщика в банк, если иной срок не предусмотрен договором банковского счета. Порядок информирования плательщика определяется договором банковского счета.
2.4 Учет денежных средств на валютном счете
В связи с переходом к рыночной экономике предприятие получило право осуществлять операции с иностранной валютой. С этой целью в учреждении банка предприятием открывается валютный счет. Для проведения операций с иностранной валютой учреждение банка должно иметь разрешение ЦБ РФ (лицензию). В основном операции осуществляются по следующим валютам: доллары США, евро, немецкие марки, французские франки, английские. фунты стерлингов.
Для открытия валютного счета предприятие предоставляет в учреждение банка те же документы, что и при открытии расчетного счета. Между банком и предприятием, как и при открытии расчетного счета заключается договор «О расчетно-кассовом обслуживании».
При ведении операций, приносящих иностранную валюту, предприятия имеют право зачислять на валютный счет выручку, получаемую в соответствии с внешнеэкономической деятельностью, покупать и продавать валюту. При поступлении выручки в иностранной валюте в соответствии с законом предприятие обязано 50% выручки продавать на валютном рынке через уполномоченные банки. Остальные 50% поступают на валютный счет.
Основными первичными документами для ведения валютных операций являются:
1.
поручение на обязательную
2.
платежное поручение на
Для получения валюты наличными также применяется чековая книжка. В основном выплата в наличной валюте - на командировки, т.к. в РФ расчеты в иностранной валюте запрещены.
Учет валютных операций ведется на счете 52 «Валютный счет». Учет средств на этом счете ведется одновременно и в валюте, и в рублях. Пересчет на рубли осуществляется по курсу ЦБ на момент зачисления валюты. Все остальные операции в валюте (перечисление денежных средств, выплата командировочных и т.д.) также отражаются одновременно и в валюте и в рублях, но по курсу ЦБ на момент совершение операции.
Помимо учета валютных средств ведется учет курсовой разницы, как прибыли или убытка предприятия.
Счет 52 имеет два субсчета:
1. валютные счета внутри страны;
2. валютные счета за рубежом.
Для учета денежных средств в иностранной валюте, подлежащих продаже на рынке применяется счет 57 «Переводы в пути».
По Дебету счета 57 отражаются операции, связанные со списанием иностранной валюты с транзитного счета.
- Продажа иностранной валюты (обязательных 50%) отражается по Дебету счета 48 «Реализация прочих активов» и Кредиту счета 57 «Переводы в пути».
- Зачисление выручки от продажи валюты – Дебет 51 и Кредит 48.
- Курсовая разница отражается так:
- в случае прибыли Дебет 48 Кредит80;
- в случае убытка Дебет 80 Кредит48.
Оставшаяся часть валютных средств отражается в учете аналогично учету денежным средствам на расчетном счете.
Зачисление выручки в валюте на валютный счет Дебет 52 Кредит 46,62 в зависимости от формы расчёта. Учет также ведется как в рублях, так и в валюте.
Аналитический учет на валютном счете - аналогичен его ведению на расчетном счете: продажа Дебет 51 Кредит 52, покупка - наоборот.
2.5 Учет денежных средств, находящихся в аккредитивах
Аккредитив представляет собой условное денежное обязательство, принимаемое банком (банк-эмитент) по поручению плательщика произвести платежи в пользу получателя средств по предъявлении последним документов, соответствующих условиям аккредитива, или предоставить полномочия другому банку (исполняющий банк) произвести такие платежи.