Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 18:51, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучить теоретические основы, и текущую практику учета дебиторской задолженности, на примере предприятия ОАО «Северсталь-метиз».
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
1. ДЕБИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ КАК ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………………………………5
2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЁТА ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ……………………………………………………………...8
3.ХАРАКТЕРИСТИКА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «СЕВЕРСТАЛЬ-МЕТИЗ»…………………………...12
4.АНАЛИЗ УЧЁТНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ………………..17
5. АНАЛИТИЧЕСКИЙ И СИНТЕТИЧЕСКИЙ УЧЁТ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ И ОТРАЖЕНИЕ ЕЁ В ОТЧЕТНОСТИ………………..20
5.1 Поставщики и подрядчики…………………………………………...21
5.2 Покупатели и заказчики……………………………………………...23
5.3 Подотчётные лица…………………………………………………….26
5.4 прочие дебиторы и кредиторы……………………………………….28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..33
- Незавершенное производство в учете отражается по фактической производственной себестоимости.
- Выручка для целей бухучета определяется по отгрузке.
- Доходы и расходы при исчислении налога на прибыль определяются по методу начислений.
- Не создавать следующие резервы для целей бухгалтерского и налогового учета:
резерв сомнительных долгов по расчетам с другими предприятиями и учреждениями;
резерв на предстоящую оплату отпусков работникам;
резерв на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет;
резерв расходов на ремонт основных средств;
резерв на выплату вознаграждений по итогам работы за год;
- Прямые расходы формируются на основании первичных бухгалтерских документов. К прямым расходам относятся:
материальные затраты, определенные в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 254 НК РФ;
расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также сумм единого социального налога и расходы на обязательное пенсионное страхование, идущие на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии, начисленные на указанные суммы расходов на оплату труда;
суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ и услуг.
- Общество уплачивает ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль согласно п.2 ст.286 НК.
Для оценки платежеспособности (кредитоспособности) Общества используется показатель «чистые активы».
№ | Показатель | За отчётный период | За аналогичный период предыдущего года |
1 | Чистые активы | 54,03 | 41,82 |
2 | Уставный капитал | 34 | 34 |
3 | Соотношение чистых активов к уставному капиталу | 1,59 | 1,23 |
4 | Начислено дивидендов | - | - |
Как можно заметить из таблицы по сравнению с предыдущим отчетным периодом величина чистых активов общества увеличилась на 3,25%. Прослеживается положительная динамика увеличения чистых активов общества.
5 АНАЛИТИЧЕСКИЙ И СИНТЕТИЧЕСКИЙ УЧЁТ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ И ОТРАЖЕНИЕ ЕЁ В ОТЧЕТНОСТИ
Для выявления просроченной, безнадежной задолженности, а также задолженности с истекшим сроком исковой давности организация не реже одного раза в год должна проводить инвентаризацию расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами.
Результат инвентаризации оформляется соответствующим актом (форма № ИНВ-17, утверждена Постановление Госкомстата №88).
Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (форма № ИНВ-17) применяется для оформления результатов инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами. Акт составляется в двух экземплярах и подписывается ответственными лицами инвентаризационной комиссии на основании выявления по документам остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах. Один экземпляр акта передается в бухгалтерию, второй - остается в комиссии.
По указанным видам задолженности к акту инвентаризации расчетов должна быть приложена справка (приложение к форме № ИНВ-17), которая является основанием для составления Акта по форме № ИНВ-17. Справка составляется в разрезе синтетических счетов бухгалтерского учета.
На основании акта инвентаризации и подтверждающих документов составляется письменное обоснование для списания дебиторской и кредиторской задолженности.
Оправдательными документами, подтверждающими истечение срока исковой давности, являются:
- договоры, на основании которых осуществляется отгрузка продукции (товаров, работ, услуг) покупателю;
- документы на отгрузку продукции (товаров, работ, услуг) покупателю;
- платежные документы, подтверждающие дату выплаты аванса поставщику (при невыполнении поставщиком обязательств по поставке);
- акты сверки задолженности и т.д.
При списании в бухгалтерском учете дебиторской задолженности, срок исковой давности по которой не истек, можно доказать право списания задолженности, предоставив следующие документы:
- определение суда о завершении конкурсного производства или о ликвидации должника;
- выписку из Единого государственного реестра юридических лиц о ликвидации должника;
- решение суда или уведомление ликвидационной комиссии о невозможности удовлетворения требований кредитора из-за недостаточности имущества ликвидируемой организации;
- акт судебного исполнителя о невозможности взыскания долга с организации-должника и т.д.
При наличии указанных документов руководителем организации издается приказ (распоряжение) о списании дебиторской или кредиторской задолженности в бухгалтерском учете.[17]
5.1 Поставщики и подрядчики.
На ОАО «Северсталь-метиз» учёт расчётов с поставщиками материальных ценностей и услуг организуется на счёте 60 «Расчёт с поставщиками и подрядчиками». Счёт по отношению к балансу – пассивный. По кредиту счёта 60 «Расчёт с поставщиками и подрядчиками» отражается задолженность с поставщиками, по дебету – уменьшение этой задолженности.
Расчеты с поставщиками и подрядчиками осуществляются после отгрузки ими товарно-материальных ценностей, выполнения работ или оказания услуг либо одновременно с ними с согласия организации или по ее поручению.
В настоящее время организация сама выбирает форму расчетов за поставленную продукцию или оказанные услуги.
Далее проанализируем, как отражается в учёте ОАО «Северсталь-метиз» расчёты с поставщиками и подрядчиками (Приложение Г).
Таким образом, были отмечены следующие проводки:
Дебет 10
Кредит 60 – 15400 руб. - Акцептованы счета-фактуры поставщиков за поступившие и оприходованные материалы.
Дебет 19
Кредит 60 – 2349,15 руб. - Отражен НДС по поступившим материалам
Дебет 08
Кредит 60 – 14200 руб. - Приняты к оплате счета поставщиков и подрядчиков за выполненные ими работы и оказанные услуги для капитального строительства.
Дебет 19
Кредит 60 - 2166,10 руб. - Отражена сумма НДС
Дебет 97
Кредит 60 – 1250 руб. - Счета поставщиков и подрядчиков приняты к оплате за выполненные услуги при производстве работ, относящихся к расходам будущих периодов.
Дебет 41
Кредит 60 – 15000 руб. - Приняты к оплате счета поставщиков за приобретенные товары, в т.ч. НДС.
Дебет 60
Кредит 50 – 14700 руб. - Погашена задолженность перед поставщиками или подрядчиками.
Дебет 60
Кредит 60 – 1800 руб. - При оплате счетов-фактур произведены зачеты по предварительно выданным авансам и оплаченным счетам поставщиков и подрядчиков
Дебет 60
Кредит 62 – 1400 руб. - Суммы задолженности покупателей зачтены в погашение долгов перед поставщиками.
Дебет 60
Кредит 76 – 1800 руб. - Отражены суммы, зачтенные при взаимных расчетах.
Дебет 60
Кредит 66 – 16800 руб. - Задолженность перед поставщиками и подрядчиками погашена полученными краткосрочными или долгосрочными кредитами банков (оплата акцептованных платежных документов).
Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками осуществляется на основании счетов, кассовых ордеров и регламентируется договорами с ними.
5.2 Покупатели и заказчики.
В настоящее время в бухгалтерском учете на ОАО «Северсталь-метиз» при отгрузке продукции покупателям возникающая дебиторская задолженность отражается по цене продажи продукции на счете 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками".
На суммы оплаты за отгруженную продукцию, выполненные работы и оказанные услуги организация предъявляет расчетные документы покупателю или заказчику и производит следующие бухгалтерские корреспонденции:
ОАО «Северсталь-метиз» получило от ЗАО «ММЗ» аванс в сумме 259 600 руб. Аванс был получен в счет предстоящей поставки товаров, облагаемых НДС по ставке 18%.
Бухгалтерией ОАО «Северсталь-метиз» сделаны проводки:
в день получения аванса:
Дебет 51
Кредит 62 субсчет «Расчеты по авансам полученным» –259600руб. – получен аванс на расчетный счет;
Дебет 62 субсчет «Расчеты по авансам полученным»
Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС» –39600руб. (259600 руб. * 18% / 118%) – начислен НДС с полученного аванса;
в день отражения выручки от продажи:
Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС»
Кредит 62 субсчет «Расчеты по авансам полученным» –39600руб. – восстановлен НДС, начисленный с аванса;
Дебет 62
Кредит 90–1 – 259600 руб. – отражена выручка от продажи товаров;
Дебет 62 субсчет «Расчеты по авансам полученным»
Кредит 62 – 259600 руб. – зачтен аванс, ранее полученный от покупателя;
Дебет 90–3
Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС» –39600 руб. – начислен НДС к уплате в бюджет.
Проанализируем далее, как отражается в учете ОАО «Северсатль-метиз» выручка за реализованные товары, если покупателю договором предоставлена отсрочка платежа (иными словами, покупателю предоставляется коммерческий кредит).
Обычно при таких условиях договора покупатель должен оплатить как стоимость самого товара, так и проценты за отсрочку его оплаты. Сумма процентов, которую получит ОАО «Северсталь-метиз», увеличивает выручку от продажи.
В этой связи рассмотрим следующий пример из учетной практики ОАО «Северсталь-метиз».
В ноябре 2008 года ОАО «Северсталь-метиз» продало ЗАО «ММЗ» партию товаров на сумму 77880 руб. (в том числе НДС – 11880руб.) по счёт-фактуре (Приложение Е). Себестоимость партии товаров – 30000 руб.
Бухгалтерией ОАО «Северсталь-метиз» были сделаны проводки:
Дебет 62
Кредит 90–1 –77880 руб. – отражена выручка от продажи товаров и задолженность ЗАО «ММЗ» за проданные товары;
Дебет 90–2
Кредит 41 – 30000 руб. – списана себестоимость проданных товаров;
Дебет 90–3 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС» – 11880 руб. – начислен НДС к уплате в бюджет.
ОАО «Северсталь-метиз» продало покупателю партию товара. Цена товара согласно договору –259 600 руб. (в том числе НДС –39600 руб.). Себестоимость товара – 60000 руб. ОАО «Северсталь-метиз» определяет выручку для целей налогообложения по отгрузке.
Бухгалтерия ОАО «Северсталь-метиз» сделала проводки:
Дебет 62
Кредит 90–1 –259600 руб. – отражены выручка от продажи товара и сумма задолженности покупателя;
Дебет 90–3
Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС» –39600 руб. – начислен НДС к уплате в бюджет;
Дебет 90–2
Кредит 41 – 60000 руб. – списана себестоимость проданного товара;
Дебет 90–9
Кредит 99 – 40000 руб. (259600–39600 – 60000) – отражена прибыль от продажи.
В срок, установленный договором, покупатель товар не оплатил. ОАО «Северсталь-метиз» приняло решение переуступить (продать) задолженность другой организации. Задолженность была продана за 90000 руб.
Бухгалтерия ОАО «Северсталь-метиз» сделала проводки:
Дебет 91–2
Кредит 62 – 259600 руб. – списана проданная задолженность;
Дебет 51
Кредит 91–1 – 90000 руб. – поступили денежные средства в оплату задолженности.
Убыток от продажи дебиторской задолженности при исчислении налогооблагаемой прибыли организации не учитывается.
5.3 Подотчётные лица.
Учет расчетов с подотчетными лицами ведется на балансовом счете 71 «Расчеты с подотчетными лицами» в разрезе субсчетов:
71.1 «Расчеты с подотчетными лицами в рублях»;
71.11 «Расчеты с подотчетными лицами в валюте». В 2006 и 2007 гг. данный субсчет не использовался, так сотрудники не были направлены в командировки за рубеж.
Аналитический учет по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами» ведется по каждой сумме, выданной под отчет.