Учет дебиторской задолженности

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 18:51, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – изучить теоретические основы, и текущую практику учета дебиторской задолженности, на примере предприятия ОАО «Северсталь-метиз».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3

1. ДЕБИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ КАК ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………………………………5

2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЁТА ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ……………………………………………………………...8

3.ХАРАКТЕРИСТИКА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «СЕВЕРСТАЛЬ-МЕТИЗ»…………………………...12

4.АНАЛИЗ УЧЁТНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ………………..17

5. АНАЛИТИЧЕСКИЙ И СИНТЕТИЧЕСКИЙ УЧЁТ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ И ОТРАЖЕНИЕ ЕЁ В ОТЧЕТНОСТИ………………..20

5.1 Поставщики и подрядчики…………………………………………...21

5.2 Покупатели и заказчики……………………………………………...23

5.3 Подотчётные лица…………………………………………………….26

5.4 прочие дебиторы и кредиторы……………………………………….28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..33

Работа содержит 1 файл

Курсовик по бух.учёту.doc

— 411.50 Кб (Скачать)

-       Незавершенное производство в учете отражается по фактической производственной  себестоимости.

-       Выручка для целей бухучета определяется по отгрузке.

-       Доходы и расходы при исчислении налога на прибыль определяются по методу начислений.

-       Не создавать следующие резервы для целей бухгалтерского и налогового учета:

   резерв сомнительных долгов по расчетам с другими предприятиями и учреждениями;

   резерв на предстоящую оплату отпусков работникам;

   резерв на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет;

   резерв расходов на ремонт основных средств;

   резерв на выплату вознаграждений по итогам работы за год;

-       Прямые расходы формируются на основании первичных бухгалтерских документов. К прямым расходам относятся:

   материальные затраты, определенные в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 254 НК РФ;

   расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также сумм единого социального налога и расходы на обязательное пенсионное страхование, идущие на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии, начисленные на указанные суммы расходов на оплату труда;

   суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ и услуг.

-       Общество уплачивает ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль согласно п.2 ст.286 НК.

Для оценки платежеспособности (кредитоспособности) Общества используется показатель «чистые активы».

 

 

Таблица 4.1 - Сведения о размере чистых активов общества.

 

Показатель

За отчётный период

За аналогичный период предыдущего года

1

Чистые активы

54,03

41,82

2

Уставный капитал

34

34

3

Соотношение чистых активов  к уставному капиталу

1,59

1,23

4

Начислено дивидендов

-

-

 

Как можно заметить из таблицы по сравнению с предыдущим отчетным периодом величина чистых активов общества увеличилась на 3,25%. Прослеживается положительная динамика увеличения чистых активов общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 АНАЛИТИЧЕСКИЙ И СИНТЕТИЧЕСКИЙ УЧЁТ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ И ОТРАЖЕНИЕ ЕЁ В ОТЧЕТНОСТИ

 

Для выявления просроченной, безнадежной задолженности, а также задолженности с истекшим сроком исковой давности организация не реже одного раза в год должна проводить инвентаризацию расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами.

Результат инвентаризации оформляется соответствующим актом (форма № ИНВ-17, утверждена Постановление Госкомстата №88).

Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (форма № ИНВ-17) применяется для оформления результатов инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами. Акт составляется в двух экземплярах и подписывается ответственными лицами инвентаризационной комиссии на основании выявления по документам остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах. Один экземпляр акта передается в бухгалтерию, второй - остается в комиссии.

По указанным видам задолженности к акту инвентаризации расчетов должна быть приложена справка (приложение к форме № ИНВ-17), которая является основанием для составления Акта по форме № ИНВ-17. Справка составляется в разрезе синтетических счетов бухгалтерского учета.

На основании акта инвентаризации и подтверждающих документов составляется письменное обоснование для списания дебиторской и кредиторской задолженности.

Оправдательными документами, подтверждающими истечение срока исковой давности, являются:

- договоры, на основании которых осуществляется отгрузка продукции (товаров, работ, услуг) покупателю;

- документы на отгрузку продукции (товаров, работ, услуг) покупателю;

- платежные документы, подтверждающие дату выплаты аванса поставщику (при невыполнении поставщиком обязательств по поставке);

- акты сверки задолженности и т.д.

При списании в бухгалтерском учете дебиторской задолженности, срок исковой давности по которой не истек, можно доказать право списания задолженности, предоставив следующие документы:

- определение суда о завершении конкурсного производства или о ликвидации должника;

- выписку из Единого государственного реестра юридических лиц о ликвидации должника;

- решение суда или уведомление ликвидационной комиссии о невозможности удовлетворения требований кредитора из-за недостаточности имущества ликвидируемой организации;

- акт судебного исполнителя о невозможности взыскания долга с организации-должника и т.д.

При наличии указанных документов руководителем организации издается приказ (распоряжение) о списании дебиторской или кредиторской задолженности в бухгалтерском учете.[17]

 

5.1 Поставщики и подрядчики.

 

На ОАО «Северсталь-метиз» учёт расчётов с поставщиками материальных ценностей и услуг организуется на счёте 60 «Расчёт с поставщиками и подрядчиками». Счёт по отношению к балансу – пассивный. По кредиту счёта 60 «Расчёт с поставщиками и подрядчиками» отражается задолженность с поставщиками, по дебету – уменьшение этой задолженности.

Расчеты с поставщиками и подрядчиками осуществляются после отгрузки ими товарно-материальных ценностей, выполнения работ или оказания услуг либо одновременно с ними с согласия организации или по ее поручению.

В настоящее время организация сама выбирает форму расчетов за поставленную продукцию или оказанные услуги.

Далее проанализируем, как отражается в учёте ОАО «Северсталь-метиз» расчёты с поставщиками и подрядчиками (Приложение Г).

Таким образом, были отмечены следующие проводки:

Дебет 10

Кредит 60 – 15400 руб. - Акцептованы счета-фактуры поставщиков за поступившие и оприходованные материалы.

Дебет 19

Кредит 60 – 2349,15 руб. - Отражен НДС по поступившим материалам

Дебет 08

Кредит 60 – 14200 руб. - Приняты к оплате счета поставщиков и подрядчиков за выполненные ими работы и оказанные услуги для капитального строительства.

Дебет 19

Кредит 60 - 2166,10 руб. - Отражена сумма НДС

Дебет 97

Кредит 60 – 1250 руб. - Счета поставщиков и подрядчиков приняты к оплате за выполненные услуги при производстве работ, относящихся к расходам будущих периодов.

Дебет 41

Кредит 60 – 15000 руб. - Приняты к оплате счета поставщиков за приобретенные товары, в т.ч. НДС.

Дебет 60

Кредит 50 – 14700 руб. - Погашена задолженность перед поставщиками или подрядчиками.

Дебет 60

Кредит 60 – 1800 руб. - При оплате счетов-фактур произведены зачеты по предварительно выданным авансам и оплаченным счетам поставщиков и подрядчиков

Дебет 60

Кредит 62 – 1400 руб. - Суммы задолженности покупателей зачтены в погашение долгов перед поставщиками.

Дебет 60

Кредит 76 – 1800 руб. - Отражены суммы, зачтенные при взаимных расчетах.

Дебет 60

Кредит 66 – 16800 руб. - Задолженность перед поставщиками и подрядчиками погашена полученными краткосрочными или долгосрочными кредитами банков (оплата акцептованных платежных документов).

Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками осуществляется на основании счетов, кассовых ордеров и регламентируется договорами с ними.

 

5.2 Покупатели и заказчики.

 

В настоящее время в бухгалтерском учете на ОАО «Северсталь-метиз» при отгрузке продукции покупателям возникающая дебиторская задолженность отражается по цене продажи продукции на счете 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками".

На суммы оплаты за отгруженную продукцию, выполненные работы и оказанные услуги организация предъявляет расчетные документы покупателю или заказчику и производит следующие бухгалтерские  корреспонденции:

ОАО «Северсталь-метиз» получило от ЗАО «ММЗ» аванс в сумме 259 600 руб. Аванс был получен в счет предстоящей поставки товаров, облагаемых НДС по ставке 18%.

Бухгалтерией ОАО «Северсталь-метиз» сделаны проводки:

в день получения аванса:

Дебет 51

Кредит 62 субсчет «Расчеты по авансам полученным» –259600руб. – получен аванс на расчетный счет;

Дебет 62 субсчет «Расчеты по авансам полученным»

Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС» –39600руб. (259600 руб. * 18% / 118%) – начислен НДС с полученного аванса;

в день отражения выручки от продажи:

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС»

Кредит 62 субсчет «Расчеты по авансам полученным» –39600руб. – восстановлен НДС, начисленный с аванса;

Дебет 62

Кредит 90–1 – 259600 руб. – отражена выручка от продажи товаров;

Дебет 62 субсчет «Расчеты по авансам полученным»

Кредит 62 – 259600 руб. – зачтен аванс, ранее полученный от покупателя;

Дебет 90–3

Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС» –39600 руб. – начислен НДС к уплате в бюджет.

Проанализируем далее, как отражается в учете ОАО «Северсатль-метиз» выручка за реализованные товары, если покупателю договором предоставлена отсрочка платежа (иными словами, покупателю предоставляется коммерческий кредит).

Обычно при таких условиях договора покупатель должен оплатить как стоимость самого товара, так и проценты за отсрочку его оплаты. Сумма процентов, которую получит ОАО «Северсталь-метиз», увеличивает выручку от продажи.

В этой связи рассмотрим следующий пример из учетной практики ОАО «Северсталь-метиз».

В ноябре 2008 года ОАО «Северсталь-метиз» продало ЗАО «ММЗ» партию товаров на сумму 77880 руб. (в том числе НДС – 11880руб.) по счёт-фактуре (Приложение Е). Себестоимость партии товаров – 30000 руб.

Бухгалтерией ОАО «Северсталь-метиз» были сделаны проводки:

Дебет 62

Кредит 90–1 –77880 руб. – отражена выручка от продажи товаров и задолженность ЗАО «ММЗ» за проданные товары;

Дебет 90–2

Кредит 41 – 30000 руб. – списана себестоимость проданных товаров;

Дебет 90–3 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС» – 11880 руб. – начислен НДС к уплате в бюджет.

ОАО «Северсталь-метиз» продало покупателю партию товара. Цена товара согласно договору –259 600 руб. (в том числе НДС –39600 руб.). Себестоимость товара – 60000 руб. ОАО «Северсталь-метиз» определяет выручку для целей налогообложения по отгрузке.

Бухгалтерия ОАО «Северсталь-метиз» сделала проводки:

Дебет 62

Кредит 90–1 –259600 руб. – отражены выручка от продажи товара и сумма задолженности покупателя;

Дебет 90–3

Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС» –39600 руб. – начислен НДС к уплате в бюджет;

Дебет 90–2

Кредит 41 – 60000 руб. – списана себестоимость проданного товара;

Дебет 90–9

Кредит 99 – 40000 руб. (259600–39600 – 60000) – отражена прибыль от продажи.

В срок, установленный договором, покупатель товар не оплатил. ОАО «Северсталь-метиз» приняло решение переуступить (продать) задолженность другой организации. Задолженность была продана за 90000 руб.

Бухгалтерия ОАО «Северсталь-метиз» сделала проводки:

Дебет 91–2

Кредит 62 – 259600 руб. – списана проданная задолженность;

Дебет 51

Кредит 91–1 – 90000 руб. – поступили денежные средства в оплату задолженности.

Убыток от продажи дебиторской задолженности при исчислении налогооблагаемой прибыли организации не учитывается.

 

5.3 Подотчётные лица.

 

Учет расчетов с подотчетными лицами ведется на балансовом счете 71 «Расчеты с подотчетными лицами» в разрезе субсчетов:

71.1 «Расчеты с подотчетными лицами в рублях»;

71.11 «Расчеты с подотчетными лицами в валюте». В 2006 и 2007 гг. данный субсчет не использовался, так сотрудники не были направлены в командировки за рубеж.

Аналитический учет по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами» ведется по каждой сумме, выданной под отчет.

Информация о работе Учет дебиторской задолженности