Учет дебиторской и кредиторской задолженности организаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 16:15, курсовая работа

Описание работы

При продаже организацией продукции, товаров, услуг или работ другим юридическим и физическим лицам (включая своих работников) и при осуществлении расчетов с ними возникают краткосрочные и долгосрочные обязательства, представляющие собой дебиторскую задолженность. Организации и лица, которые должны данной организации, называются дебиторами.

Содержание

Введение……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические аспекты учета расчетов с дебиторами и кредиторами…………………………………………………………..……… 7
1.1. Понятие, состав дебиторской и кредиторской задолженности…….... 7
1.2. Формы безналичных расчетов ………………………………………… 9
1.3. Состав и оценка дебиторской и кредиторской задолженности……………………………………………………………….. 11
Глава 2. Нормативное регулирование организации учета расчетов с дебиторами и кредиторами……………………..…………………………… 20
2.1. Нормативно-правовое обеспечение организации учета расчетов с дебиторами и кредиторами………………………………………………….. 20
2.2. Инвентаризация расчетов с дебиторами и кредиторами…………….. 21
Глава 3. Бухгалтерский учет расчетов с дебиторами и кредиторами……. 25
3.1. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками …………………….. 25
3.2 Порядок списания дебиторской и кредиторской задолженности……. 29
Заключение…………………………..………………………………………. 34
Список использованной литературы……….………………………………. 37

Работа содержит 1 файл

учет дебиторской и кредиторской задолженности организаций 2.doc

— 196.50 Кб (Скачать)

    Предварительно  должна быть произведена сверка этих счетов с другими корреспондирующими счетами. Например, по счету "Товары отгруженные" следует установить, не числятся ли на этом счете суммы, оплата которых почему-либо отражена на других счетах ("Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и т.д.), или суммы за материалы и товары, фактически оплаченные и полученные, но числящиеся в пути.

    Инвентаризация  расчетов с банками и другими  кредитными учреждениями по ссудам, с бюджетом, покупателями, поставщиками, подотчетными лицами, работниками, депонентами, другими дебиторами и кредиторами заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета.

    Проверке  должен быть подвергнут счет "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" по товарам, оплаченным, но находящимся в пути, и расчетам с поставщиками по неотфактурованным поставкам. Он проверяется по документам в согласовании с корреспондирующими счетами.

    По  задолженности работникам организации выявляются невыплаченные суммы по оплате труда, подлежащие перечислению на счет депонентов, а также суммы и причины возникновения переплат работникам.

    При инвентаризации подотчетных сумм проверяются  отчеты подотчетных лиц по выданным авансам с учетом их целевого использования, а также суммы выданных авансов по каждому подотчетному лицу (даты выдачи, целевое назначение).

    Инвентаризационная  комиссия должна также установить:

     а) правильность расчетов с банками, финансовыми, налоговыми органами, внебюджетными фондами, другими организациями, а также со структурными подразделениями организации, выделенными на отдельные балансы;

     б) правильность и обоснованность числящейся в бухгалтерском учете суммы  задолженности по недостачам и хищениям;

     в) правильность и обоснованность сумм дебиторской, кредиторской и депонентской задолженности, включая суммы дебиторской и кредиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности.

    Учетная документация результатов инвентаризации на предприятии согласно унифицированным формам первичной учетной документации:

     - ИНВ-17 "Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами", Приложение к форме N ИНВ-17 «Справка к акту инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами»

     - Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (форма N ИНВ-17) применяется для оформления результатов инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами. Акт составляется в двух экземплярах и подписывается ответственными лицами инвентаризационной комиссии на основании выявления по документам остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах. Один экземпляр акта передается в бухгалтерию, второй - остается в комиссии.

    По  указанным видам задолженности  к акту инвентаризации расчетов должна быть приложена справка (приложение к форме N ИНВ-17), которая является основанием для составления Акта по форме N ИНВ-17. Справка составляется в разрезе синтетических счетов бухгалтерского учета5.

 

Глава 3. Бухгалтерский учет расчетов с дебиторами и кредиторами

3.1. Учет расчетов  с поставщиками  и подрядчиками

    Любая организация, осуществляющая деятельность, не может функционировать односторонне. Поставщики и подрядчики составляют одну из сторон взаимодействия. Поставщики и подрядчики - это организации, поставляющие различные товарно-материальные ценности (готовую продукцию, товары, сырье), оказывающие услуги (посреднические, арендные, коммунальные) и выполняющие разные работы (строительные, ремонтные, модернизирующие и др.). Для нормального функционирования предприятия (организации) требуется электричество, связь, отопление. Для организаций, не имеющих своего помещения, также требуется помещение (аренда). Все это нам предоставляют поставщики.

    Все организации как коммерческие, так  и бюджетные имеют поставщиков  или подрядчиков, а также и  тех и других.

    В условиях нестабильной рыночной экономики  риск неоплаты или несвоевременной  оплаты счетов увеличивается, это приводит к появлению дебиторской и кредиторской задолженности. Часть этой задолженности в процессе финансово–хозяйственной деятельности неизбежна и должна находиться в рамках допустимых значений. Сомнительная дебиторская задолженность и просроченная кредиторская задолженность свидетельствуют о нарушениях поставщиками и клиентами финансовой и платежной дисциплины, что требует незамедлительного принятия соответствующих мер для устранения негативных последствий. Своевременное принятие этих мер, возможно, только при осуществлении со стороны предприятия систематического контроля.

    Рыночные  отношения повышают ответственность  и самостоятельность предприятий  в выработке и принятии управленческих решений по обеспечению эффективности  расчетов с дебиторами и кредиторами. Увеличение или снижение дебиторской и кредиторской задолженности приводят к изменению финансового положения предприятия. Так, например, значительное превышение дебиторской задолженности над кредиторской может привести к так называемому техническому банкротству. Это связано со значительным отвлечением средств предприятия из оборота и невозможностью гасить вовремя задолженность перед кредиторами. На основании этого необходимо проводить мониторинг и анализ состояния расчетов. Для проведения анализа используются данные бухгалтерского учета и отчетности, поэтому немаловажную роль играет правильная организация на предприятии бухгалтерского учета расчетных операций, которая требует своевременного и полного отражения хозяйственных операций по расчетам в первичных документах и учетных регистрах.

    Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную  систему сбора, регистрации и  обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем  сплошного, непрерывного и документального  учета всех хозяйственных операций.

    Учет  расчетов с поставщиками и подрядчиками является важным элементом в системе  бухгалтерского учета.

    Основными задачами этого учета являются:

   − формирование полной и достоверной информации о состоянии расчетов с поставщиками и подрядчиками за товарно-материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности – руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним – инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;

  • обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
  • контроль за состоянием дебиторской и кредиторской задолженности;
  • контроль за соблюдением форм расчетов, установленных в договорах с поставщиками и покупателями;
  • своевременная выверка расчетов с дебиторами и кредиторами для исключения просроченной задолженности.

    Пример.

    Строительная  организация в конце года приобрела у поставщика материалы в количестве 300 шт. На момент оприходования материалов первичные документы от поставщика не поступили. Стоимость материалов оплачена по договорной цене, которая составила 1 200 руб., включая НДС 200 руб. за шт. Данные материалы использованы в строительстве в текущем году. Документы поступили в начале следующего года после утверждения бухгалтерской отчетности, причем цена на материалы понизилась и составила 1 140 руб., включая НДС 190 руб.  шт. Организация направила поставщику претензию с требованием возместить излишне уплаченную сумму за материалы. Поставщик признал предъявленное требование и оплатил его.

    В соответствии со ст.485 ГК РФ покупатель обязан оплатить товар по цене, предусмотренной договором купли-продажи. При этом условия договора могут предусматривать, что цена товара подлежит изменению в зависимости от показателей, обусловливающих цену товара.

    Для обобщения информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками за ТМЦ, на которые расчетные документы  от поставщиков не поступили (неотфактурованные поставки), Планом счетов предусмотрен счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками". За неотфактурованные поставки счет 60 кредитуется на стоимость поступивших ценностей по ценам, предусмотренным в договорах. Построение аналитического учета по счету 60 должно обеспечить возможность получения необходимых данных по поставщикам по неотфактурованным поставкам.

    Согласно  п.1 ст.172 НК РФ вычет НДС производится только при наличии соответствующих первичных документов, в противном случае выделение налога необоснованно. В соответствии с условиями договора оплата должна производиться с учетом НДС.

    Оприходование материалов, поступивших на склад  без первичных учетных документов, отражается в учете по дебету счета 10 "Материалы", субсчет 1 "Сырье и материалы" в корреспонденции со счетом 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" по договорной стоимости материалов с учетом уплаченного НДС.

    Для оформления приемки материалов, поступивших  без документов, используется акт  о приемке материалов по ф. N М-7, утвержденной постановлением Госкомстата России от 30.10.97 N 71а (ред. от 11.11.99). Акт в двух экземплярах составляется членами приемной комиссии с обязательным участием материально ответственного лица и представителя отправителя (поставщика) или представителя незаинтересованной организации. Один экземпляр акта предназначен для учета движения материалов, а другой - для извещения поставщика о неотфактурованной поставке6.

    В рассматриваемом примере первичные  документы поступили после утверждения бухгалтерской отчетности за предыдущий год и цена на материалы понизилась, поэтому разница в цене материалов как прибыль, выявленная в отчетном году, но относящаяся к операциям прошлых лет, включается на основании п.80 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 N 34н (ред. от 24.03.2000), в финансовые результаты организации отчетного года и подлежит зачислению согласно п.11 ПБУ 9/99 "Доходы организации" на счет прибылей и убытков организации.

    После поступления отгрузочных документов на материалы от поставщика в учете  отражается сумма НДС, ранее учтенная на счете 10.

    Претензия, предъявленная поставщику на разницу  между уплаченной суммой за материалы  и стоимостью, указанной в первичных документах, выявленная при проверке поступивших документов, отражается в учете согласно инструкции по применению Плана счетов, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, на счете 76, субсчет "Расчеты по претензиям" в корреспонденции со счетом 91 "Прочие доходы и расходы". Сумма поступивших от поставщика платежей учитывается по кредиту счета 76, субсчет "Расчеты по претензиям" в корреспонденции со счетами учета денежных средств. (см. Таблицу 1.)

    Таблица 1.

Содержание хозяйственной операции Сумма, руб. Корреспонденция счетов
Дт Кт
Оприходованы  материалы, поступившие без документов, по стоимости, предусмотренной в договоре (300 х 1 200)   360 000 10 60
Произведена оплата за поставленные  материалы                                360 000 60 51
Списаны материалы на строительство объекта                                   360 000 20 10
Отражена  сумма НДС, ранее  включенная в стоимость материалов (300 х 190)*(1)         57 000 19-6 91-1, аналити-ческий  счет «Внереализа-ционные доходы»
НДС предъявлен к зачету из бюджета     57 000 68 19-3   
Предъявлена  претензия   поставщику  на сумму разницы между договорной стоимостью материалов и указанной в  первичных документах [36 0000 - (300 х 1140)] 18 000 76, субсч. «Расчеты по претензиям» 91-1, аналити-ческий  счет «Внереализа-ционные доходы»
Претензионная сумма оплачена  поставщиком 18 000 51 76, субсч. «Расчеты  по претензиям»
* (1) Новым   Планом   счетов   такая   корреспонденция   счетов  не предусмотрена                                                         

Информация о работе Учет дебиторской и кредиторской задолженности организаций