Учет, анализ и контроль накладных расходов в процессе принятия управленческих решений

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 14:35, курсовая работа

Описание работы

Сложность управления экономикой предприятия в условиях рынка, проводимые преобразования по реформированию субъектов хозяйствования требуют создания адекватной системы информационного обеспечения управления затратами производственно-хозяйственной деятельности организаций и поиска новых подходов к решению проблем совершенствования управленческого учета.

Содержание

Введение
1.Учет расходов на обслуживание производства и управления
1.1 Понятие расходов на обслуживание производства и управления, основные нормативные документы в части учета расходов
1.2 Экономическое содержание и классификация расходов на обслуживание производства и управления
1.3 Способы включения расходов на обслуживание производства и управления в себестоимости продукции
2. Анализ расходов на обслуживание производства и управления
2.1 Цели, задачи, методика анализа расходов на обслуживание производства и управления
2.2 Пример с применением условных данных
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Бух.упр.учет Курсач.doc

— 272.00 Кб (Скачать)

- до завершения работы по разработке и утверждению министерствами и ведомствами соответствующих отраслевых нормативных документов по вопросам организации учета затрат на производство, калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) в соответствии с Программой реформирования бухгалтерского учета, как и ранее, организациям надлежит руководствоваться действующими в настоящее время отраслевыми инструкциями (указаниями) с учетом требований, принципов и правил признания в бухгалтерском учете показателей, раскрытия информации в бухгалтерской отчетности в соответствии с уже принятыми во исполнение указанной Программы нормативными документами по бухгалтерскому учету.

В результате, методические рекомендации по планированию, учету  затрат и калькулированию себестоимости  продукции (работ, услуг) по соответствующим  отраслям действуют в части, не противоречащей нормам действующего законодательства по бухгалтерскому учету. Но данные методические рекомендации определения себестоимости продукции (работ, услуг) не содержат. В соответствии с Программой реформирования бухгалтерского учета Министерством финансов РФ подготовлен Проект Методических рекомендаций по учету затрат на производство продукции (работ, услуг), который на сегодняшний момент не утвержден, однако текст данного проекта также не приводит определения себестоимости продукции (работ, услуг).

В системе нормативно-правового  регулирования бухгалтерского учета  имеет место категория «фактическая себестоимость материально-производственных запасов», под которой, в соответствии с пунктом 6 ПБУ 5/01 , понимается сумма фактических затрат организации на приобретение и (или) изготовление материально-производственных запасов. Пункт 7 ПБУ 5/01 гласит: «Учет и формирование затрат на производство материально-производственных запасов осуществляется организацией в порядке, установленном для определения себестоимости соответствующих видов продукции».

 

1.2. Экономическое  содержание и классификация расходов  на обслуживание производства и управления

 

Несмотря на довольно значительный срок функционирования методов учета и анализа накладных  расходов, на практике и в теории отечественного бухгалтерского учета  не существует их официальной общепринятой классификации. Это не позволяет в полной мере использовать данные прогнозирования, планирования и учета накладных расходов для выбора  обоснования управленческих решений. Классификация расходов должна в полной мере отражать все характерные признаки, по которым отличаются одни статьи затрат от других, разграничить их функциональную роль, в соответствии с которой каждый компонент затрат выполняет конкретную функцию. Такой подход позволяет с большей основательностью определить целесообразность и эффективность формирования статей затрат и их адресность. В табл. 1.1 представлены основные классификационные признаки накладных расходов.

 

 

Таблица 1.1

 

Классификация накладных расходов, используемая в отечественной практике управленческого учета

 

Классификационный признак

Вид накладных  расходов

По принадлежности к производственному циклу

Производственные,непроизводственные

По уровню осуществления  контроля

Контролируемые, некотролируемые

По способу  включения в себестоимость центра затрат

Первичные, вторичные 

По способу  отражения затрат в управленческом учете

Фактические, бюджетные

В системе учета  затрат «стандарт-костинг»

Распределенные,недораспределенные, перераспределенные

В зависимости  от влияния объема деятельности (система  учета затрат «директ-костинг»)

Переменные, постоянные

В зависимости от метода списания затрат в учете

Периода, на продукт

В рамках применения метода функционального учета затрат

Красткосрочные, долгосрочные, постоянные

По выбранному варианту управленческого решения

Релевантные, нерелевантные

В зависимости  от этапов включения в себестоимость продукции

В производстве, в товарном выпуске


 

Накладные расходы  необходимо рассматривать с позиции  их отражения в различных системах бухгалтерского учета. В частности,  выделяют накладные расходы в  системах финансового, налогового и управленческого учета.

Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) обеспечивают сопоставимость бухгалтерской  информации для внешних пользователей. Цель составления финансовой отчетности – предоставление информации о финансовом положении, результатах деятельности и изменениях в финансовом положении организации.

Финансовая  отчетность составляется с учетом следующего фактора: эффект или выгода, которые  вытекают из полученной информации, отраженной в финансовом отчете, должны превышать  затраты на ее получение. В этом контексте отметим тот факт, что затраты, возникающие в данной области, в большей своей части можно обозначить как накладные. Это затраты на документационное обеспечение ведения учета (производство отчетов) в бухгалтерии, расходы на оплату труда работников бухгалтерии и т.п.

Аналитический учет накладных расходов в рамках ведения финансовой бухгалтерии  детализирован с целью решения  следующих задач:

- оценка запасов;

- исчисление  затрат на производство

Решение данных задач определяет методику учета накладных расходов в рамках финансовой бухгалтерии. Рассмотрим их поподробнее.

Запасы –  это активы в виде сырья и материалов, предназначенных для использования  в процессе производства, или в  виде ресурсов, определяемых в процессе производства для целей продажи или перепродажи (товары, сырье и материалы, незавершенное производство и готовая продукция)

  Себестоимость запасов, согласно МСФО 2, включает затраты на приобретение. Затраты на переработку и прочие затраты.

К затратам на переработку  запасов относится систематическое распределение переменных и постоянных производственных накладных расходов (п.10 МСФО 2). Причем распределение постоянных производственных накладных расходов основывается на применении показателя производственной мощности при работе в нормальных условиях (п.11 МСФО 2). Под нормальными условиями понимается ожидаемый объем деятельности, рассчитываемый на основе средних показателей за несколько периодов при нормальном ходе дел с учетом потери мощности в результате планового технического обслуживании, или фактический объем деятельности, если он приблизительно соответствует мощности в нормальных условиях. Запасы можно оценивать по нормативной себестоимости. Возникающие при этом недораспределенные накладные расходы признаются как расходы периода.

Включение в себестоимость  переменных производственных накладных  расходов осуществляется на основе фактического использования производственных мощностей. Международные стандарты выдвигают  довольно жесткий критерий к определению  понятия переменные производственные накладные расходы. Под ними понимаются накладные расходы, которые находятся в прямой или почти прямой зависимости от изменения объема производства. Несмотря на использование в международных стандартах по составлению финансовой отчетности понятий переменных и постоянных накладных расходов, данная группировка применяется в рамках финансового учета только для оценки производственных запасов.

Прочие расходы включаются в себестоимость запасов только в той степени, в которой они  связаны с доведением их до современного местоположения и состояния. Исключению из себестоимости запасов и признанию в качестве расходов периода подлежат расходы на продажу, с одной стороны, и административные расходы, которые не связаны с доведением запасов до их настоящего местоположения и состояния, с другой. Это говорит о том, что если административные расходы связаны с доведением запасов до своевременного местоположения и состояния, то они могут быть включены в себестоимость запасов. Данное предположение подтверждает п. 13 МСФО 2, где отмечена возможность включения в стоимость запасов непроизводственных накладных расходов.

На выбор метода учета  накладных расходов оказывает влияние  правило оценки запасов, принятое в  международной практике. В частности  разрешено оценивать запасы по чистой реализационной цене. Чистая реализационная стоимость (ЧРС) представляет собой расчетную сумму, которая могла бы быть получена от продажи актива за вычетом расчетных расходов на его реализацию. Таким образом, запасы оцениваются по наименьшей из двух величин: себестоимости и ЧРС.

Согласно ПБУ 10/99, расходами  организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения  обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества). В данном стандарте дана классификация расходов, принимаемая для целей финансового учета. Так, расходы в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на расходы по обычным видам деятельности, операционные расходы, внереализационные расходы и чрезвычайные расходы (п.4 ПБУ 10/99). Накладные расходы находят свое отражение в первой группе. Согласно п.7 ПБУ 10/99 расходам по обычным видам деятельности формируют расходы, связанные с приобретением сырья, материалов, товаров и иных материально-производственных запасов (МПЗ); расходы, возникающие непосредственно в процессе переработки (доработки) МПЗ для целей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг и их продажи, а также продажи (перепродажи) товаров.

Таким образом, расходы по обычным видам деятельности включают материальные расходы и расходы  в виде стоимости обработки. Накладные  расходы не включаются в фактические затраты на приобретение МПЗ. Кроме случаев, когда они непосредственно участвуют в формировании себестоимости реализованной продукции и учитываются как часть стоимости обработки (например, расходы по содержанию и эксплуатации основных средств и иных внеоборотных активов, а также по поддержанию их в исправном состоянии, коммерческие расходы, управленческие расходы и др.)

Управленческий учет представляет собой систему, обеспечивающую формирование информации для оценки и измерения  затрат и результатов, а также для принятия решений руководителями на всех уровнях внутрифирменного управления.

Современная система управленческого  учета включает следующие элементы: производственный учет, оперативный  учет, бюджетирование затрат и анализ затрат.

  Следует отличать «производственный учет» от понятия «управленческий учет». Производственный учет – это составная часть управленческого учета. По сути, производственный учет представляет собой систему сводного учета затрат и калькулирования себестоимости продукции. На предприятиях функции производственного учета возлагаются на отдел учета учета затрат в бухгалтерии.

К основным задачам  учета накладных расходов в рамках ведения управленческой бухгалтерии  относятся:

- формирование своевременной, полной и достоверной информации о фактических накладных расходах, имеющих место на предприятии;

- бюджетирование  и контроль за исполнением  смет накладных расходов;

- выявление  резервов снижения накладных  расходов;

- выявление  факторов, влияющих на изменение  отдельных элементов накладных расходов;

- управление  затратами  и принятие управленческих  решений (распределение накладных  расходов в целях определения  себестоимости продукции, анализ  накладных расходов, ценообразование  и т.п.).

Управленческий  учет отличает прежде всего возможность оперативно принимать решения. Используя данные учета, бюджетирования и анализа, бухгалтера-аналитики определяют альтернативные варианты действий, собирают и обобщают по ним информацию, подготавливают рекомендации руководству. Неэффективные решения могут привести к нестабильному финансовому положению организации, т.е. послужить причинами потери рынка продуктов, роста затрат. Неоправданного увеличения запасов и т.д. важным критерием при принятии управленческого решения служат удельные затраты. особую роль здесь играют накладные расходы.

В управленческом учете особое значение имеет постоянная часть накладных расходов, поскольку  именно она представляет собой наиболее эффективный путь снижения себестоимости  изделий. Основными направлениями  действий в этой области можно назвать сокращение численности административного аппарата, уменьшение расходов на его содержание: увеличение объема основной деятельности в пределах, обозначенных существующей на данный момент или рассчитанной на перспективу рыночной ситуацией; повышение квалификации персонала, занятого обслуживанием производственных процессов, и усиление контроля за использованием средств в этой сфере; повышение ответственности линейных руководителей, что стимулирует экономию на регулируемых ими участках; внедрение системы норм и нормативов накладных расходов и системы управления по отклонениям, основной целью которой является предотвращение нерационального потребления ресурсов.

 

1.3. Способы включения расходов на обслуживание производства и управления в себестоимости продукции

 

Распределение накладных расходов между продуктами и незавершенным производством  осуществляется следующим образом. Впроизводственных подразделениях собираются первичные и вторичные  накладные расходы. Первичные формируются  непосредственно в производственных подразделениях и представляют собой прямые накладные расходы, собранные в производственных центрах (ПЦЗ). Вторичные накладные расходы представляют собой расходы обслуживающих подразделений, списанные на ПЦЗ. Обе группы формируют производственные накладные расходы. Затем определяется база распределения накладных расходов в разрезе ПЦЗ. По указанной базе накладные расходы включаются в себестоимость продукции и НЗП.

Информация о работе Учет, анализ и контроль накладных расходов в процессе принятия управленческих решений