Трансфертное ценообразование в системе управленческого учета

Автор: K*********@gmail.com, 26 Ноября 2011 в 12:34, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является раскрытие содержания трансфертных цен и методов трансфертного ценообразования в системе управленческого учёта. Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
раскрыть содержание понятия системы управленческого учёта, а также рассмотреть его сущность и цели;
изучить виды систем управленческого учета, а также раскрыть роль в нём ценообразования;
раскрыть сущность и место трансфертного ценообразования в системе управленческого учета;
изучить методы трансфертного ценообразования, а также раскрыть понятие трансфертных цен,
показать роль трансфертного ценообразования в системе управленческого учёта, а также разработать конкретные рекомендации по применению трансфертных цен в ОАО "Сода".

Содержание

Введение 3
1. Системы управленческого учета 5
1.1 Сущность и цель управленческого учета 5
1.2 Сравнение управленческого и финансового (бухгалтерского) учетов 7
1.4 Виды систем управленческого учета и роль в нём ценообразования 12
2. Трансфертное ценообразование в системе управленческого учета 17
2.1. Сущность и место трансфертного ценообразования в системе управленческого учета 17
2.2. Методы трансфертного ценообразования 23
2.3 Особенности применения методов трансфертного ценообразования 27
2.4. Налогообложение трансфертных цен 37
2.5 Рекомендации по применению трансфертных цен в ОАО "Сода" 39
В 2008 году была проведена реорганизация ОАО "Сода" в форме выделения ОАО "Сырьевая компания" и ОАО "Строительные материалы" 39
3. Практическая часть 42
Заключение 44
Список использованной литературы 46

Работа содержит 1 файл

Трансфертное ценообразование - курс.р._на сайт.doc

— 353.50 Кб (Скачать)

 

2.3 Особенности применения   методов трансфертного  ценообразования

 

   Рассмотрим особенности применения некоторых методов трансфертного ценообразования

   Метод трансфертного ценообразования, ориентированный  на рыночную текущую цену товара используется в том случае, когда рыночную текущую цену товара, являющегося аналогом полуфабриката, можно рассматривать как верхний предел цены спроса на полуфабрикат. При передаче полуфабриката от одного центра ответственности другому в рыночной цене учитывается реальный вклад поставщика в общий доход предприятия. При этом поставляющее подразделение должно произвести полуфабрикат по текущим рыночным ценам в объеме, при котором предельные издержки его производства станут равными рыночной цене, а прибыль — максимальной. В случае недостаточности объемов поставки полуфабриката получающее подразделение приобретает недостающее количество полуфабриката на рынке, при этом, не ставя подразделение-поставщика в невыгодные условия, не заставляя его выпускать продукцию себе в убыток.

   В практике определения внутрифирменной  трансфертной цены рыночные цены полуфабриката снижают с учетом расходов, связанных с его продажей на рынке. Решение о производстве полуфабриката внутри предприятия или об отказе его приобретения на рынке принимается в том случае, если внутрифирменная трансфертная цена подразделения, поставляющего полуфабрикат, ниже его рыночной цены.

   Преимущество  метода состоит в объективном  характере рыночных цен, в связи  с чем установленные трансфертные цены не будут зависеть от взаимоотношений  и квалификации менеджеров покупающих и продающих центров ответственности. Также преимуществом является регулирующая функция трансфертной цены. В случае неэффективной деятельности передающего центра, следствием чего будет повышение цены, головная организация незамедлительно получит сигнал об этом.2

   Отрицательными сторонами метода являются :

    - отсутствие  защиты центров ответственности  от колебаний рыночных цен;

    - сложность расчета трансфертной  цены (необходимо учесть большое  количество факторов).

   Трансфертная  цена устанавливается ниже рыночной, когда руководство хочет стимулировать потребление той или иной услуги внутри компании. В этом случае разница в цене может рассматриваться как инвестиции в развитие и финансироваться из прибыли компании, чтобы премия менеджеров подразделения, услуги которого продаются с дисконтом, не уменьшалась. Кроме того, снижать внутреннюю цену на услуги можно в случае, если руководитель считает, что подразделение является «выгодным клиентом» для внешних предприятий. В качестве такого выгодного клиента может выступать, например, отдел закупок. Если объемы закупок значительны, компания может получить скидки, предоставляемые поставщиком. Стимулируя увеличение спроса на услуги отдела закупок за счет снижения внутренних цен, компания способствует удешевлению ресурсов и увеличению оборота.

   Трансфертная  цена устанавливается выше рыночной, если подразделение обеспечивает лучший сервис, например, гарантирует оперативное предоставление услуг, которое невозможно получить на рынке в связи с административными барьерами. Такая схема иногда применяется для оценки работы службы персонала или же транспортных подразделений.

   Необходимо  учесть, что рыночный подход подразумевает  постоянное отслеживание текущей ситуации на рынке товаров и услуг для  точного отражения экономического вклада подразделения в прибыль компании. При этом рентабельность подразделений можно сопоставлять с рентабельностью аналогичных компаний, работающих на рынке.

     Если невозможно использовать рыночную цену в качестве базы для внутренних расчетов, то за основу трансфертных цен берут затраты.3

    Метод трансфертного ценообразования, ориентированный  на предельные издержки применяется, если невозможно установить трансфертную цену на базе рыночных цен, и имеет теоретически обоснованные преимущества рыночного ценообразования. Но при этом возникает ряд методологических и практических сложностей, особенно для предприятий, работающих на рынке олигополистической конкуренции, ценовая политика которых выстраивается с учетом реакции конкурентов.

    Трудности применения этого метода для определения внутрифирменной трансфертной цены состоят в следующем:

- в  отсутствии надежных оценок функции  рыночного спроса на продукцию  предприятия на регионально-отраслевом  и отраслевом рынке, в том  числе с учетом экспортного  спроса;

- в  трудности оценки самих предельных издержек производства и продукции методами, которые используются в микроэкономической теории.

    Для фирм, работающих на рынке совершенной  конкуренции, линия предельной выручки совпадает с линией спроса. Трансфертные цены полуфабрикатов подразделений соответствуют оптимальному объему выпуска продукции предприятия в целом, который определяется из равенства предельной выручки от реализации конечной продукции предельным затратам ее производства, представляющим собой сумму предельных затрат i-х подразделений.

    Данный  метод характерен также для оценки внутрифирменных трансфертных цен  в коротком периоде, когда цена на продукцию и ресурсы не изменяются, а объемы выручки стабильны, так как связаны договорами на поставку и ограничены мощностью предприятия. Известно, что для предприятий, работающих на рынке несовершенной конкуренции, линия предельной выручки в два раза круче линии спроса. При этом внутрифирменная трансфертная цена полуфабриката i-го выпускающего подразделения определяется из условия равенства предельной выручки принимающего подразделения (MRi+1) предельным затратам производства полуфабриката выпускающего подразделения (МСi):

    MR i+1= MR i,

    Сумма предельных выручек i-x подразделений составляет величину предельной выручки при оптимальном производстве и сбыте конечной продукции:

    MR = ∑MR i,

    Применение  функции спроса для оценки внутрифирменных  трансфертных цен методом предельных затрат характерно для тактического планирования со среднесрочным анализом (более 1 года). Достоинство применения метода предельных затрат состоит в том, что он ориентирует внутрифирменное трансфертное ценообразование на оптимизацию экономических показателей с учетом сложившихся условий рынка.

    Сложность использования этого метода связана  с тем, что информацию о предельных издержках при наличии большого числа подразделений довольно сложно получить, а также с тем, что  функция, выражающая зависимость предельных издержек от объема выпуска продукции, носит непрерывный характер, но на практике с учетом реального производственного процесса (срывы в снабжении) может иметь разрывной характер. Следовательно, возможны трудности в учете.

    Метод трансфертного ценообразования, ориентированный на издержки производства используется при отсутствии рыночных цен. Метод основан на добавлении к затратам соответствующей надбавки, отражающей норму прибыли. Определение трансфертных цен на базе издержек производства может производиться на основе:

    полных  фактических затрат;

    нормативных затрат;

    переменных  затрат.

    Определение трансфертных цен на базе издержек чаще применяется в вертикально интегрированных фирмах.

    Достоинства метода определения трансфертных цен  на основе полных издержек:

    А) предприятие может быть уверено в необходимой прибыли, которую приносит ей производственный процесс в целом, если трансфертная цена на каждой стадии процесса показывает увеличение прибыли;

    Б) подразделения не отвлекаются на различные проблемы, связанные с ценообразованием;

    В) упрощается ведение различных учетных операций и отчетности и сокращаются расходы, связанные с уменьшением издержек на определение трансфертных цен;

      Г) простота в применении.

      Недостатки метода:

    А) метод не дает надежной основы для оценки работы подразделений, так как включает постоянные расходы, непосредственно не зависящие от работы подразделения, что «затушевывает» получение прибыли и ведет к принятию неэффективных решений;

    Б) при расширении объема производства данный метод является плохим ориентиром для принятия эффективных решений, так как в цену включаются постоянные издержки, которые почти не изменяются с изменением объема выпуска продукции;

    В) трансфертная пена будет побуждать руководителя «получающего» центра ответственности ограничивать выпуск продукции ниже оптимального объема для предприятия в целом;

    Г) «передающий» центр ответственности не заинтересован в снижении своих фактических затрат, так как уверен, что трансфертная цена не только их покроет, но и превысит на сумму заложенного норматива рентабельности.

    Несмотря  на то, что при использовании данного  вида трансфертных цен передающее подразделение  не закладывает прибыль за свои услуги в трансфертные цены в целом для  предприятия, данный метод приносит пользу в плане планирования и оценки долгосрочных перспектив и резервов для ценового маневрирования.

    При определении трансфертной цены на базе нормативной себестоимости рассчитывается нормативная трансфертная цена. Превышение фактической трансфертной цены над нормативной свидетельствует об убыточности работы центра ответственности, обратное соотношение — об эффективности.

    Недостаток  этого метода — нормирование издержек производства приемлемо не для всех производств и не во всяких экономических  условиях. Например, при высоком уровне инфляции нормирование издержек вообще оказывается бессмысленным. Нецелесообразно заниматься нормированием и в условиях индивидуального и мелкосерийного производства.

    В этих случаях может быть использован  третий вариант расчета — на основе переменных затрат, постоянные издержки центров ответственности в этом случае покрываются из выручки.

    Ключевым  моментом установления трансфертных цен  является распределение (определение) прибыли по полуфабрикатам подразделений. Выделяются три основных способа определения величины прибыли в трансфертной цене;

    метод распределения прибыли;

    метод распределения экономии затрат;

    метод распределения суммы покрытия.

    Метод распределения прибыли

    При определении трансфертной цены по методу ценообразования «издержки плюс прибыль» чаще всего используется нормативный уровень себестоимости продукции и к ней прибавляется прибыль, которая распределяется пропорционально: заработной плате, себестоимости или фондоемкости производства продукции подразделений:

    ТЦi= Сi+ ;

    ТЦi= Сi+ ;

    ТЦi= Сi+ ;

    ТЦi= Сi+ ;

    где - прибыль предприятия на единицу конечной продукции; — себестоимость i-го полуфабриката на единицу продукции;

     — соответственно, заработная плата на производство данной продукции, в подразделении и общая величина заработной платы на производство конечной продукции;

     себестоимость производства продукции в подразделении  и себестоимость производства конечной продукции;

     себестоимость производства продукции за вычетом  прямых материальных затрат в подразделении и предприятии в целом;

     — фондоемкость производства /-го полуфабриката и  общая фондоемкость производства готовой  продукции.

    Этот  метод используется на тех предприятиях, которые не имеют рынка полуфабрикатов. Метод определения прибыли пропорционально затратам и фондоемкости имеет ряд недостатков:

Информация о работе Трансфертное ценообразование в системе управленческого учета