Трансфертное ценообразование в системе управленческого учета

Автор: K*********@gmail.com, 26 Ноября 2011 в 12:34, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является раскрытие содержания трансфертных цен и методов трансфертного ценообразования в системе управленческого учёта. Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
раскрыть содержание понятия системы управленческого учёта, а также рассмотреть его сущность и цели;
изучить виды систем управленческого учета, а также раскрыть роль в нём ценообразования;
раскрыть сущность и место трансфертного ценообразования в системе управленческого учета;
изучить методы трансфертного ценообразования, а также раскрыть понятие трансфертных цен,
показать роль трансфертного ценообразования в системе управленческого учёта, а также разработать конкретные рекомендации по применению трансфертных цен в ОАО "Сода".

Содержание

Введение 3
1. Системы управленческого учета 5
1.1 Сущность и цель управленческого учета 5
1.2 Сравнение управленческого и финансового (бухгалтерского) учетов 7
1.4 Виды систем управленческого учета и роль в нём ценообразования 12
2. Трансфертное ценообразование в системе управленческого учета 17
2.1. Сущность и место трансфертного ценообразования в системе управленческого учета 17
2.2. Методы трансфертного ценообразования 23
2.3 Особенности применения методов трансфертного ценообразования 27
2.4. Налогообложение трансфертных цен 37
2.5 Рекомендации по применению трансфертных цен в ОАО "Сода" 39
В 2008 году была проведена реорганизация ОАО "Сода" в форме выделения ОАО "Сырьевая компания" и ОАО "Строительные материалы" 39
3. Практическая часть 42
Заключение 44
Список использованной литературы 46

Работа содержит 1 файл

Трансфертное ценообразование - курс.р._на сайт.doc

— 353.50 Кб (Скачать)

       Итак, информация управленческого учета  может быть:

  • "количественной" (то есть связанной с цифрами, как, например, документация по товарным запасам, управленческие отчеты и т.д.);
  • "качественной" (то есть информация нефинансового характера, которая дополняет картину, привлекая внимание руководства к соответствующим проблемам, не имеющим денежного выражения).

       Нередко руководителями качественные факторы игнорируются. Это происходит, когда данные, подготовленные в качестве вспомогательного материала для принятия решения, указывают непосредственно на одно решение. Подобная практика не эффективна, так как качественные аспекты решений являются такими же важными, как и количественные, и самые квалифицированные решения могут быть приняты только при учете всей имеющейся в распоряжении информации.

         Спрос на информацию управленческого учета различен на каждом иерархическом уровне организации. На операционном уровне, где сырье или купленные детали и узлы преобразовываются в готовую продукцию и где обслуживаются клиенты, информация нужна преимущественно контроля над операциями и их совершенствования. Эта информация подробная и часто повторяющаяся; измеряется чаще всего натуральными, а не финансовыми показателями, и по природе своей скорее производственно-техническая, чем экономическая. 

       По  мере движения к более высоким  уровням организации видно, что  менеджеры среднего звена осуществляют мониторинг работ и принимают  решения, касающиеся финансовых и материальных ресурсов, продукции, услуг и клиентов. Они  могут получать информацию управленческого учета значительно реже, а сама информация будет более агрегирована и представлена в финансовых показателях. Менеджеры используют эту информацию как инструмент оперативной диагностики; она может предупредить их о существовании таких аспектов повседневной деятельности, которые отличаются от ожидаемых. Информация может использоваться также для совершенствования планирования и принятия более удачных решений.

       Руководители, принадлежащие к высшим эшелонам организационного управления, получают итоговую информацию управленческого учета о хозяйственных операциях и событиях, происходивших на уровне отдельного сотрудника, клиента и подразделения. Они используют эту информацию для обоснования решений, имеющих долгосрочные последствия для организации (принятие стратегических решений).

 

1.4 Виды систем управленческого учета и роль в нём ценообразования

 

          Системы управленческого учета классифицируются по ряду признаков. В качестве первого признака классификации служит принцип взаимосвязи обеих учетных подсистем предприятия - финансовой и управленческой. Эта связь может осуществляться при помощи контрольных счетов, какими являются счета расходов и доходов финансовой бухгалтерии. При наличии прямой корреспонденции счетов управленческой бухгалтерии с контрольными счетами говорят об интегрированной (монистической, однокруговой) системе учета на предприятии. В этом случае речь идет о первом варианте связи. Если система управленческого учета автономная, замкнутая, то используются парные контрольные счета одного и того же наименования, известные как отраженные, зеркальные счета, или счета - экраны.

          Важнейшая характеристика систем управленческого учета - оперативность учета затрат. С этой точки зрения учет затрат подразделяется на учет фактических (прошлых) затрат и учет затрат по системе "стандарт - кост". Система "стандарт - кост" включает разработку стандартов на затраты труда, материалов, накладных расходов, составление стандартной калькуляции и учет фактических затрат с выделением отклонений от стандартов с целью контроля за формированием фактической себестоимости и активного управления процессом ее формирования.

       Третьим признаком классификации систем управленческого учета служит полнота включения затрат в себестоимость продукции (работ, услуг). Здесь можно говорить о двух вариантах. Традиционный вариант учета затрат на производство и калькулирования себестоимости, который предполагает разделение всех текущих издержек производства на прямые (непосредственно относимые на объекты калькулирования) и косвенные (относимые на объекты калькулирования только в конце отчетного периода при распределении между ними пропорционально той или иной базе). Это так называемый метод учета и калькулирования полной себестоимости.

         Под другим вариантом учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции понимается подход, когда в разрезе объектов калькулирования планируется и учитывается неполная, ограниченная себестоимость. Себестоимость в этом случае включает только переменные прямые затраты, то есть затраты зависящие от изменения объемов производства; она может калькулироваться на основе только производственных расходов, связанных с изготовлением данной продукции, выполнением работ или оказанием услуг, даже если они носят косвенный характер. Но, несмотря на различную полноту включения в себестоимость объекта калькулирования различных видов расходов, общим для этого подхода является то, что другие виды затрат, которые также по своей экономической сущности составляют часть текущих издержек, не включаются в калькуляцию, а возмещаются единой суммой из выручки (или валовой прибыли). В этом основная отличительная особенность системы учета неполной себестоимости.

       Рыночные  процессы, определяющие усложнения ориентации отдельного товаропроизводителя, влияющие на колебания объемов производства и реализации продукции, с одной стороны, а также увеличение доли постоянных затрат в их общем объеме, с другой стороны, существенно сказываются на поведении себестоимости изделий, а значит, и на их прибыли. По мере усиления этих тенденций увеличивается потребность товаропроизводителей в информации о затратах на изготовление изделий и их реализацию, не искаженных в результате распределения косвенных расходов и относительно неизменных на единицу выпускаемой продукции при любом объеме производства. Такую информацию в виде данных о неполной производственной себестоимости (в части прямых, переменных или всех производственных затрат) и маржинальном доходе (сумме покрытия) - разнице между ценой продажи (выручкой от реализации) и неполной себестоимостью изделия или реализованной продукции в целом - и дает система "директ - костинг".

         Применяя систему "директ - костинг" (систему учета сумм покрытия или маржинального дохода), можно оперативно изучать взаимосвязи между объемом производства, затратами (себестоимостью, выручкой, прибылью, маржинальным доходом). Эту взаимосвязь можно изучать и графически, и аналитически. Строится так называемый график точки критического объема производства, то есть такого его объема, при котором выручка от реализации продукции равна ее полной себестоимости. Из этого определения точки критического объема производства (К) выводится формула ее расчета К = Зпост / МДизд, где Зпост - величина условно - постоянных затрат в составе текущих издержек производства отчетного периода, МДизд. - величина маржинального дохода на единицу продукции (разница между ценой реализации изделия и величиной его себестоимости, исчисленной по условно - переменным расходам). Для обеспечения этих аналитических расчетов необходимо вести раздельный учет переменных и постоянных расходов с подсчетом маржинального дохода по изделиям.

       Система "директ - костинг" заостряет внимание руководства предприятия на изменении маржинального дохода (суммы покрытия) по предприятию в целом и по различным изделиям. Она позволяет учитывать изделия с большой рентабельностью, чтобы переходить в основном на их выпуск, так как разница между продажной ценой и суммой переменных расходов не затушевывается в результате списания постоянных косвенных расходов на себестоимость конкретных изделий. За счет сокращения статей себестоимости упрощается ее нормирование, учет, контроль и к тому же улучшается учет и контроль условно - постоянных, накладных расходов, поскольку их сумма за данный конкретный период показывается в отчете о доходах отдельной строкой, что наглядно демонстрирует их влияние на величину прибыли предприятия.

       Основное  достоинство системы учета сумм покрытия в том, что на основе информации, получаемой в ней, можно принимать  различные оперативные решения по управления предприятием. В первую очередь это касается возможности проводить эффективную политику цен. Традиционные классические методы ценообразования, основанные на калькуляции полной фактической себестоимости, не всегда обеспечивают эффективность ценовой политики предприятия, работающего на рынке.

       В настоящее время  более популярны подходы к ценообразованию, при которых, прежде всего, учитываются факторы, более относящиеся к спросу, чем к предложению, то есть оценка того, сколько покупатель может и хочет заплатить за предлагаемый товар. После того, как установлена цена равновесия, предприятие должно проанализировать все свои затраты и постараться максимально сократить их.

       Помимо  информации о величине затрат, связанных  непосредственно с производством того или иного изделия, менеджерам предприятия нужно иметь сведения о возможных пределах снижения цен в зависимости от влияния различных рыночных факторов. Поэтому в управленческом учете существуют понятия долгосрочного и краткосрочного нижнего предела цены. Долгосрочный нижний предел цены показывает, какую цену можно установить, чтобы минимально покрыть полные затраты на производство и сбыт товара; он равен полной себестоимости изделий. Краткосрочный нижний предел цены ориентирован на цену, покрывающую лишь прямые (переменные) затраты; он равен себестоимости в части только прямых (переменных или производственных) затрат.

       С учетом по системе "директ-костинг" также связана возможность проведения демпинговой политики, расчета и  выбора различных комбинаций цены на товар и объемов его реализации.

         Имея учетные данные об ограниченной себестоимости и суммах покрытия (маржинальном доходе) по изделиям, можно решать такие управленческие задачи, как оптимизация ассортимента выпускаемой продукции при наличии узких мест, целесообразность принятия дополнительного заказа по ценам ниже обычных, производить ли внутри предприятия или закупать комплектующие на стороне, определение оптимального размера партии или серии деталей (продуктов), выбор и замена оборудования и другие.

         На крупных предприятиях – холдингах  с середины 1990-х годов производственным подразделениям стала предоставляться хозяйственная самостоятельность при выборе направлений производственной и коммерческой деятельности. В связи с этим возникла проблема выбора политики трансфертных цен, по которым одно внутреннее предпринимательское подразделение продаёт сырьё, материалы и полуфабрикаты другому такому подразделению, что обеспечивает прибыльность всего холдинга и каждого его подразделения в отдельности.

          Основными целями трансфертного ценообразования стали: оптимальное размещение ресурсов, распределение рынков сбыта и сфер влияния между материнской и дочерними подразделениями, раздельный учёт бизнес-единиц и оценка их вклада в общую прибыль холдинга; стимулирование руководителей бизнес-единиц, обеспечивающих прибыльность того или иного направления; увеличение общей прибыли холдинга. В качестве подцели иногда рассматривается минимизация налогового бремени и таможенных платежей холдинга.  

 

 

2. Трансфертное  ценообразование в системе управленческого учета

2.1. Сущность и место трансфертного ценообразования в системе управленческого учета

 

       Трансфертная  цена, представляющая собой объект управленческого учета - это цена, используемая при расчетах между внутренними структурными подразделениями предприятия за передаваемые друг другу материалов, полуфабрикатов, готовой продукции, работы и услуг.

       В своей сущности трансфертное ценообразование является установлением «промежуточных» цен (стоимости полуфабрикатов и других промежуточных продуктов в процессе производства, стоимости «услуг», оказываемых одними подразделениями другим). Являясь частью системы управленческого учета, трансфертное ценообразование позволяет составить экономически обоснованное суждение о доходности отдельных продуктов и услуг, производимых предприятием, об эффективности отдельных подразделений в том случае, если производственный цикл обеспечивается несколькими подразделениями, а также когда они участвуют в создании нескольких продуктов. Трансфертное ценообразование аналогично расчетам между двумя независимыми фирмами (так как обычно независимые компании не продают друг другу продукты или услуги по цене, равной себестоимости или ниже) — это главное отличие трансфертного ценообразования от простого распределения затрат между подразделениями в рамках управленческого учета. Таким образом, трансфертное  ценообразование — это процесс установления внутренних расчетных цен между подразделениями одного юридического лица.

       Значение  трансфертного  ценообразование возрастает в условиях децентрализованной организации производства, когда центры ответственности являются относительно автономными, цена внутрифирменной передачи должна назначаться с таким расчетом, чтобы с ее помощью можно было определять реальный и достоверный показатель прибыли для каждого подразделения. Выбор цены внутрифирменной передачи имеет значение не только для выявления результатов деятельности подразделения, но и для принятия решений по таким вопросам, как "производить или закупать", "продавать или обрабатывать дальше", а также при рассмотрении альтернативных вариантов производства.1

Информация о работе Трансфертное ценообразование в системе управленческого учета