Автор: K*********@gmail.com, 26 Ноября 2011 в 12:34, курсовая работа
Целью курсовой работы является раскрытие содержания трансфертных цен и методов трансфертного ценообразования в системе управленческого учёта. Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
раскрыть содержание понятия системы управленческого учёта, а также рассмотреть его сущность и цели;
изучить виды систем управленческого учета, а также раскрыть роль в нём ценообразования;
раскрыть сущность и место трансфертного ценообразования в системе управленческого учета;
изучить методы трансфертного ценообразования, а также раскрыть понятие трансфертных цен,
показать роль трансфертного ценообразования в системе управленческого учёта, а также разработать конкретные рекомендации по применению трансфертных цен в ОАО "Сода".
Введение 3
1. Системы управленческого учета 5
1.1 Сущность и цель управленческого учета 5
1.2 Сравнение управленческого и финансового (бухгалтерского) учетов 7
1.4 Виды систем управленческого учета и роль в нём ценообразования 12
2. Трансфертное ценообразование в системе управленческого учета 17
2.1. Сущность и место трансфертного ценообразования в системе управленческого учета 17
2.2. Методы трансфертного ценообразования 23
2.3 Особенности применения методов трансфертного ценообразования 27
2.4. Налогообложение трансфертных цен 37
2.5 Рекомендации по применению трансфертных цен в ОАО "Сода" 39
В 2008 году была проведена реорганизация ОАО "Сода" в форме выделения ОАО "Сырьевая компания" и ОАО "Строительные материалы" 39
3. Практическая часть 42
Заключение 44
Список использованной литературы 46
В процессе трансфертного ценообразования находятся ответы на набор вопросов, которые пытаются решить менеджеры:
В традиционной схеме управления прибылью менеджеры для расчетов эффективности работы подразделений оперируют только затратами. Предприятия представляются в виде совокупности центров затрат и одного центра доходов, которые вместе представляют собой единый центр прибыли (рис. 1).
Рис. 1. Традиционная схема управления прибылью
Перемещаясь по ходу основного бизнес-процесса, товар или полуфабрикат накапливает издержки, и расчеты между подразделениями производятся только по сумме накопленных к моменту передачи издержек. Прибыль возникает в конце — при продаже стороннему потребителю. Управление в этих условиях производится с помощью разработки системы управления издержками, которая централизована в рамках всего предприятия. Результат работы бизнеса просчитывается заранее при разработке общего бюджета, далее постатейно рассчитываются бюджеты затрат каждого подразделения. Достижение показателей этих бюджетов затрат и будут служить основой для экономической оценки результативности того или иного участка бизнеса (остальные показатели носят не стоимостной характер, — например, объемы производства в количественном выражении, объемы выполненных заявок, показатели производительности и т. д.). Таким образом, получаем достаточно подробный и детализированный план работы менеджера по его участку работы.
Такой подход имеет ряд безусловных преимуществ, особенно если речь идет о компании, работающей в прогнозируемых стабильных или медленно меняющихся условиях. Такая система заставляет менеджеров сосредоточиться на скрупулезной работе по сокращению затрат в своих подразделениях, поиску более эффективных или производительных приемов работы. Менеджеров не очень сильно интересует, какие издержки уже накопил продукт к моменту попадания на его участок работы, поскольку локальные бюджеты сформированы с учетом плановых накопленных ранее затрат, которые воспринимаются на последующем этапе переработки как некие исходные данные. Не очень интересуют менеджеров и вклады их подразделений в прибыль компании — они ее попросту не видят.
Для компаний, работающих на динамичном рынке, осваивающих новое оборудование или новые технологии, расширяющие филиальную сеть, такое жесткое постатейное регламентирование затрат может оказаться сдерживающим фактором, приводящим к появлению «упущенных возможностей». Для руководителей молодых, динамично растущих компаний, картина бизнеса может быть еще недостаточно понятной, и при разработке детальных бюджетов подразделений может поставить нежелательные границы их развития. Например, во вновь открытом филиале торговой компании жесткое лимитирование статей, связанных с использованием транспорта (притом, что благодаря успехам торговых представителей, количество обслуживаемых торговых точек растет быстрее, чем рассчитывали), может привести к ухудшению качества и темпов обслуживания. Это, в итоге, сведет на нет все достижения продавцов.
В таких условиях считается разумным предоставить менеджерам подразделений большую свободу действий, несколько изменив формулировки целей и систему контроля. Речь идет об определенной степени децентрализации работы компании.
В децентрализованном варианте предприятие представляется с помощью совокупности центров прибыли, как это показано на рис. 2.
Рис. 2. Схема управления прибылью трансфертным ценообразованием
В этой модели каждый центр затрат представлен с помощью центра прибыли. Это достигается благодаря установлению трансфертных цен, по которым продукция передается из одного центра прибыли к другому. Требуется, чтобы каждый центр прибыли был рентабелен. Конечным результатом для руководителей подразделений является прибыль его подразделения, что дает ему значительную степень свободы по определению приоритетов в управлении издержками. Кроме того, менеджер вынужден оказывать определенное давление на предыдущее подразделение и прислушиваться к критике со стороны последующего. Кроме того, появляется с одной стороны угроза, а с другой — необходимость поиска более дешевых и качественных аналогичных ресурсов вне компании. Таким образом, менеджеры мотивируются к поиску новых возможностей и получают большую свободу действий, имея в качестве ограничений только пороговые значения трансфертных цен. В результате, может быть установлена прозрачная и понятная связь между успехами компании (ее прибылью) и достижениями, а значит, и премированием менеджеров.
Основную сложность применения подобной системы управления составляет механизм определения трансфертных цен. Алгоритм установления цен неоднозначен. От того, насколько этот алгоритм будет объективен и понятен, зависит доверие к разрабатываемой системе управления. Все перечисленные проблемы, заставившие предоставить менеджерам большую степень свободы при большей ответственности за результат, могут оказаться нерешенными, если система оценок будет ставить менеджеров в несправедливые с их точки зрения условия.
Считается, что наиболее объективная ситуация с трансфертным ценообразованием получается в том случае, когда входной ресурс для каждого центра продается на рынке. Тогда в качестве трансфертной цены используется среднее значение рыночных цен.
В том случае, когда такая возможность отсутствует, приходится прибегать к искусственному ценообразованию. Для того чтобы это сделать, необходимо задаться некоторым критерием. В качестве такого критерия часто используют показатель рентабельности инвестиций ROI. Технология расчета цены достаточно проста. Оценивается показатель ROI для всего предприятия и в дальнейшем принимается, что каждый субцентр прибыли должен обеспечивать такое же значение ROI:
где NOP
— чистая операционная прибыль; INV —
объем инвестиций.
Существует
множество форм трансфертного ценообразования,
выбор которых определяются целями
холдинга и условиями его
Международный опыт трансфертного ценообразования имеет большое количество методов установления цены с учётом рыночных условий. Они нашли своё отражение в Методических рекомендациях Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по трансфертному ценообразованию. Среди них выделяются следующие методы:
1) метод сопоставимой неконтролируемой цены;
2) метод цены последующей реализации.
Метод сопоставимой неконтролируемой цены. Суть этого метода заключается в том, что цена товаров, предназначенного для реализации между подразделениями холдинга, сравнивается с ценой аналогичных товаров по сопоставимым сделкам (т.е. с реализацией на сторону и приобретением со стороны) с учётом схожести экономических обстоятельств совершения сделки. Методические рекомендации ОЭСР к ним относят характеристику имущества или услуг, договорные условия, уровень рисков, экономические обстоятельства, определяющие сделку и др. Налоговый Кодекс РФ к таким обстоятельствам относит также количество (объём) поставляемых товаров, сроки исполнения обязательств, условия платежей, обычно применяемые в сделках данного вида, а также иные разумные условия, которые могут оказывать влияние на цены. По результатам анализа с учётом выявленных различий определяется трансфертная цена, которая принимается в качестве окончательной цены по данной сделке.
Метод цены последующей реализации определен п. 10 статьи 40 НК РФ. Его применение целесообразно в следующих случаях:
а) отсутствуют на соответствующем рынке сделок по аналогичным товарам, работам, услугам, которые необходимы для применения метода сопоставимой неконтролируемой цены;
б) невозможно определить соответствующие цены по сопоставимым сделкам ввиду отсутствия либо недоступности информационных источников для определения рыночной цены;
в) имеются различия между заключаемой и сопоставимыми сделками, оказывающие на их цены несомненное влияние, которое очень сложно измерить.
Данный метод заключается в том, что в качестве трансфертной используется цена, по которой товар, приобретенный у внутреннего подразделения холдинга, перепродается другим подразделением стороннему покупателю, за вычетом суммы обычных в подобных случаях затрат, понесенных подразделением-покупателем при перепродаже и продвижении на рынок. Для определения суммы затрат используются данные по сопоставимым сделкам. Можно также использовать фактические документально подтвержденные издержки подразделения-покупателя с учетом требований главы 25 Налогового Кодекса РФ.
Отсутствие внешнего рынка для продукта внутреннего подразделения холдинга (как правило, это полуфабрикаты собственного производства, различного рода комплектующие и т.п.), обуславливает использование при калькулировании и планировании трансфертных цен затратных подходов. Подобная политика с успехом была реализована в корпорации Bellcore. Затратный подход подразумевает анализ издержек подразделений при производстве определенного вида продукции и предполагает использование одного из трех возможных вариантов расчета себестоимости:
1) на основе полных затрат;
2) на основе переменных затрат;
3) на основе нормативных затрат.
Метод полных затрат предусматривает формирование окончательной цены путем суммирования прямых и косвенных затрат подразделения–продавца на производство (приобретение) и реализацию товаров, затраты на транспортировку, хранение, страхование и т.д. Нередко к сумме затрат этого подразделения также прибавляют некую норму прибыли, величина которой является обычной для данной сферы деятельности. Необходимо отметить, что такой подход внутрифирменного ценообразования не мотивирует руководителей подразделений к повышению эффективности своей деятельности и снижения накладных расходов.
При использовании ценообразования на основе переменных затрат происходит разграничение постоянных и переменных затрат. На основе последних формируется неполная, т.н. «усеченная» себестоимость, к которой прибавляется норма прибыли. Что касается постоянных затрат, то они погашаются из маржинального (валового) дохода, т.е. относятся на финансовые результаты. При этом указанное обстоятельство должно быть оговорено в учетной политике холдинга.
Нормозатратный метод трансфертного ценообразования подразумевает установление управляющей компанией сметной цены, которая не должна превышаться подразделениями, а возникшие отклонения фактических цен списываются на финансовые результаты. Но при использовании такого варианта внутрифирменного ценообразования значительно усложняется калькулирование реальной себестоимости продукции и соответственно, формирование окончательной цены.
Существуют нестандартные методы трансфертного ценообразования, которые можно выделить в 2 группы исходя из преследуемых целей: повышение прибыльности холдинга и его подразделений и минимизация налогового бремени.
Методы
анализа прибыли позволяют
1) метод распределения прибыли;
2) метод чистой прибыли.
Метод распределения прибыли состоит в следующем. Сначала определяется прибыль, которую подразделения холдинговой компании получают от сделки , а затем эта суммарная прибыль делится между ними на экономической основе в зависимости от степени их участия в образовании прибыли. Вклад каждого подразделения определяется на основе различных соображений: от функционального анализа до эвристических методов (например, исходя из предпочтений руководства).
Метод чистой прибыли основан на определении чистой маржи относительно какой-либо базы (например, по отношению к затратам, активам), которую получает подразделение от сделки.
В российской практике методы, направленные анализа прибыли представлены методом договорного ценообразования. Этот метод является исключительно субъективным, что зачастую отделяет подразделения от внешнего мира и ставит в зависимость от смежных подразделений. К тому же договорные цены внутри компании не могут функционировать на постоянной основе — всегда будет необходима переоценка и корректировка с целью приближения внутренних цен к рыночным.
Информация о работе Трансфертное ценообразование в системе управленческого учета