Сущность и функции бухгалтерского учета. Объекты, предмет и метод бухгалтерского учета

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 20:27, реферат

Описание работы

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Работа содержит 1 файл

оэо контрольная.doc

— 139.00 Кб (Скачать)

 Порядок ведения  аналитического учета устанавливается  организацией исходя из Инструкции  по применению Плана счетов, норм  ПБУ и других нормативных актов, а также Методических указаний по вопросам бухгалтерского учета (основных средств, материально-производственных запасов и т.д.).

 Также в  Инструкции после характеристики  каждого синтетического счета  дана типовая схема корреспонденции  его с другими синтетическими счетами. Однако они не претендуют на полноту и неприкосновенность. И значит, в случае возникновения фактов хозяйственной деятельности, корреспонденция по которым не предусмотрена в типовой схеме, организация может дополнить ее, соблюдая единые подходы, установленные Инструкцией. 

Первичные документы по учёту  труда и заработной платы

     Разряды,  присвоенные рабочим, и должностные  оклады, установленные работникам, указываются в контрактах, договорах  или в приказах по организации.  Эти документы наряду с документами о фактическом использовании рабочего времени (табель учета использования рабочего времени, сдельные наряды и т.д.), которые будут рассмотрены далее, служат основанием бухгалтеру для расчета оплаты труда работника.

      Для учета личного состава, начисления и выплат заработной платы организация должна использовать унифицированные формы первичных учетных документов, утвержденные постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты" <*>.

      Те формы первичных и учетных  документов, которые необходимы  организации для ведения учета,  но не утверждены Госкомстатом  России, каждая организация может  разрабатывать и утверждать самостоятельно. В дальнейшем изложении приводятся номера форм, утвержденных Постановлением Госкомстата России.  

     Формы первичных документов опубликованы в журнале "Официальные документы и разъяснения" N 11 - 12, 2004.  

     При  приеме работника на работу  по трудовому договору (контракту) оформляется приказ о приеме на работу: форма N Т-1 - для одного работника или T-1а - для нескольких работников. В этом приказе указываются: наименование структурного подразделения, должность (специальность, профессия), срок испытания (если работнику устанавливается испытание при приеме на работу), а также условия приема на работу и характер предстоящей работы (по совместительству, в порядке перевода из другой организации, для замещения временно отсутствующего работника, для выполнения определенной работы и др.).

      Разряды рабочих и должностные  оклады могут указываться в  контрактах, договорах или штатном  расписании, тогда в приказе можно  сделать ссылку на вышеперечисленные  документы, например "оклад согласно  штатному расписанию". Подписанный руководителем приказ объявляется работнику под расписку, а его копия передается в бухгалтерию.

      На основании приказа вносится  соответствующая запись в трудовую  книжку, заполняется личная карточка (форма N Т-2) и открывается лицевой  счет работника (форма N Т-54). Из этого приказа бухгалтер определяет, с какого числа будет начисляться зарплата работнику и каким образом будет оплачиваться его труд.

      Работник может быть переведен  на другую работу в организации  или в другую местность вместе с организацией. В этом случае оформляется приказ (распоряжение) о переводе работника на другую работу (форма N Т-5) и приказ (распоряжение) о переводе работников на другую работу (форма N Т-5а), копии которых также передаются в бухгалтерию.

      При этом могут изменяться тарифные ставки, оклады и другие показатели, необходимые для расчета заработной платы. На основании такого приказа делаются соответствующие записи в лицевом счете (форма N T-54 или Т-54а).

      О расчете отпусков мы уже  рассказывали в N 6 нашего журнала за 2004 г., поэтому напомним только о необходимости оформления приказа о предоставлении отпуска по формам N T-6 или Т-6а) и составлении графика отпусков (форма N Т-7). На основании приказа делаются отметки в личной карточке, лицевом счете и производится расчет заработной платы, причитающейся за отпуск, по форме N Т-60 "Записка-расчет о предоставлении отпуска работнику".

      Для оформления и учета увольнения  работника (работников) применяются  приказ (распоряжение) о прекращении  действия трудового договора (контракта) с работником (форма N Т-8) и приказ (распоряжение) о прекращении действия трудового договора (контракта) с работниками (форма N Т-8а), на основании которых производится расчет с работником и его результаты также вносятся в лицевой счет.

      Как известно, при повременных  формах оплаты труда заработная  плата напрямую связана с количеством  отработанного времени, поэтому  учет рабочих дней (часов), дней  отпуска, простоя, сверхурочной  работы, дней, проведенных в командировке, и т.д. не только имеет чисто дисциплинарное значение, но и играет важную роль при начислении заработной платы.

      Для учета фактически отработанного  времени используется табель  учета использования рабочего  времени и расчета заработной  платы (форма N Т-12) и табель учета использования рабочего времени (форма N Т-13) <*>. Эти формы являются основными первичными документами при расчете заработной платы.

    
 

Первичные документы по учету  материалов 

Учет производственных запасов осуществляется на основании следующих первичных документов: приходного ордера, доверенности, акта о приемке материалов, лимитно-заборной карты, требований, накладной на внутреннее перемещение, накладной на отпуск материалов, карточки складского учета материалов, ведомости учета остатков материалов на складе.  

Унифицированные первичные учетные документы  утверждены Постановлением Госкомстата  РФ от 30.10.97 № 71а «Об утверждении  унифицированных форм первичной  учетной документации по учету труда  и его оплаты, основных средств  и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве».  

Доверенность (формы  № М-2 и № М-2а) применяются для  оформления права лица выступать  в качестве доверенного лица организации  при получении материальных ценностей, отпускаемых поставщиком по наряду, счету, договору, заказу, соглашению.  

Форму № М-2а  применяют организации, у которых  получение материальных ценностей  по доверенности носит массовый характер. Выдачу этих доверенностей регистрируют в заранее пронумерованном и прошнурованном журнале учета выданных доверенностей.  

Приходный ордер (форма № М-4) применяется для  учета материалов, поступающих от поставщиков или из переработки. Приходный ордер в одном экземпляре составляет материально ответственное лицо в день поступления ценностей на склад. Приходный ордер должен выписываться на фактически принятое количество ценностей. 

Письмом Минфина  России от 29.10.2002 № 16-00-14/414 разъясняется порядок оформления поступающих  материалов. 

В соответствии с Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденными приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н, вместо приходного ордера (типовая межотраслевая форма № М-4 утверждена постановлением Госкомстата России от 30.10.97 № 71а) приемка и оприходование материалов может оформляться проставлением на документе поставщика (счете, накладной и т.д.) штампа, в оттиске которого содержатся те же реквизиты, что и в приходном ордере. Такой штамп приравнивается к приходному ордеру. Порядок оформления документов по приемке и оприходованию материалов должен быть закреплен в учетной политике организации. 

Акт о приемке  материалов (форма № М-7) применяется  для оформления приемки материальных ценностей, имеющих количественное и качественное расхождение, а также расхождение по ассортименту с данными сопроводительных документов поставщика; составляется также при приемке материалов, поступивших без документов; является юридическим основанием для предъявления претензии поставщику, отправителю (см. Приложение №2). 

Лимитно-заборная карта (форма № М-8) применяется  при наличии лимитов отпуска  материалов для оформления отпуска  материалов, систематически потребляемых при изготовлении продукции, а также  для текущего контроля за соблюдением  установленных лимитов отпуска материалов на производственные нужды и является оправдательным документом для списания материальных ценностей со склада (см. Приложение №3).  

Для сокращения количества первичных документов там, где это целесообразно, рекомендуется оформлять отпуск материалов непосредственно в карточках учета материалов (форма № М-17) (см. Приложение №4). В этом случае расходные документы на отпуск материалов не оформляются, а сама операция производится на основании лимитных карт, выписываемых в одном экземпляре, и не имеющих значения бухгалтерских документов. Лимит отпуска можно указать и в самой карточке. Представитель структурного подразделения при получении материалов расписывается непосредственно в карточках учета материалов, а в лимитно-заборной карте расписывается кладовщик.  

По лимитно-заборной карте ведется также учет материалов, не использованных в производстве (возврат). При этом никаких дополнительных документов не составляется.  

Сверхлимитный отпуск материалов и замена одних  видов материалов другими допускается только по разрешению руководителя организации, главного инженера или лиц, на это уполномоченных.  

Изменение лимита производится теми же лицами, которым  предоставлено право его установления.  

Требование —  накладная (форма № М-11) применяется для учета движения материальных ценностей внутри организации между структурными подразделениями или материально ответственными лицами (см. Приложение №5). 

Накладная на отпуск материалов на сторону (форма № М-15) применяется для учета отпуска материальных ценностей хозяйствам своей организации, расположенным за пределами ее территории, или сторонним организациям, на основании договоров и других документов (см. Приложение №6). 

Карточка учета  материалов (форма № М-17) применяется  для учета движения материалов на складе по каждому сорту, виду и размеру; заполняется на каждый номенклатурный номер материала и ведется материально ответственным лицом (кладовщиком, заведующим складом). Записи в карточке ведут на основании первичных приходно-расходных документов в день совершения операции.  

Акт об оприходовании  материальных ценностей, полученных при  разборке и демонтаже зданий и  сооружений (форма № М-35), применяется  для оформления оприходования материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений, пригодных для использования при производстве работ.  

Карточка учета  малоценных и быстроизнашивающихся предметов (форма № МБ-2) применяется  для учета малоценных и быстроизнашивающихся предметов, выданных под расписку работнику  для длительного пользования.  

Акт выбытия  малоценных и быстроизнашивающихся предметов (форма № МБ-4) применяется  для оформления поломки и утери  малоценных и быстроизнашивающихся предметов.  

Акты выбытия  впоследствии прикладываются к актам  на списание (форма № МБ-8).  

Ведомость учета  выдачи спецодежды, спецобуви и предохранительных  приспособлений (форма № МБ-7) применяется  для учета выдачи спецодежды, спецобуви  и предохранительных приспособлений работникам в индивидуальное пользование. (Применяется при автоматизированной обработке учетных данных.)  

Акт на списание малоценных и быстроизнашивающихся предметов (форма № МБ-8) применяется  для оформления списания изношенных и непригодных для дальнейшего  использования малоценных и быстроизнашивающихся предметов.  

Жизненный цикл производственных запасов на предприятии  состоит из трех этапов: поступление  — выдача в производство — возврат  из него.  

В этой связи  в учете производственных запасов  выделяются следующие группы учетных  операций:  

·     учет поступления  

·     учет отпуска в производство и возврата из него  

Учет материальных ресурсов на любом производственном предприятии возложен на материально  ответственное лицо или бригаду  материально ответственных лиц. Материально ответственным лицом  может быть как заведующий складом, так и любой другой работник, достигший 18-летнего возраста, с которым заключен договор о полной материальной ответственности. Перечень лиц, с которыми можно заключать договор о полной материальной ответственности и типовой договор о полной индивидуальной материальной ответственности, утвержден постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 28.12.77г. № 447/24 «Об утверждении Перечня должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми предприятием, учреждением, организацией могут заключаться письменные договоры о полной материальной ответственности за необеспечение сохранности ценностей, переданных им для хранения, обработки, продажи (отпуска), перевозки или применения в процессе производства, а также типового договора о полной индивидуальной материальной ответственности».  

Информация о работе Сущность и функции бухгалтерского учета. Объекты, предмет и метод бухгалтерского учета