Сущность и функции бухгалтерского учета. Объекты, предмет и метод бухгалтерского учета

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 20:27, реферат

Описание работы

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Работа содержит 1 файл

оэо контрольная.doc

— 139.00 Кб (Скачать)

Сущность  и функции бухгалтерского учета. Объекты, предмет  и метод бухгалтерского учета 

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную  систему сбора, регистрации и  обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

 Бухучет изучает  количественную сторону хозяйственных  явлений во взаимосвязи с их  качественной характеристикой.

 Виды бухучета:

Финансовый, собирает информацию о средствах и источниках организации, что необходимо для внешних пользователей, а также для составления отчетности. Ведение данного учета является обязательным для каждого предприятия.

Управленческий, представляет информацию о деятельности внутренних подразделений предприятия, что необходимо руководителям для принятия оптимальных управленческих решений. Данные этого учета являются коммерческой тайной организации.

Налоговый учет, представляет собой систему обобщения  информации для определения налогооблагаемой базы по налогам, на основании данных первичных документов. 

Важнейшими функциями  бухучета на предприятии являются следующие:

функция контроля за процессом производства и за реализацией  продукции;

функция обеспечения  сохранности ценностей;

информационная  функция;

функция обратной связи;

аналитическая функция. 

Основными задачами бухучета являются:

формирование  полной достоверной информации о  деятельности организации и ее имущественном  положении, необходимой внутренним пользователям бухотчетности, - руководителям, учредителям, участникам имущества организации, а также внешним – инвесторам, кредиторам и т.д.;

предотвращение  отрицательных результатов хозяйственной  деятельности организации и выявление  внутрихозяйственных резервов для  обеспечения ее финансовой устойчивости. 

Объектом бухучета является предприятие. Организационно-правовая форма организации определяется Гражданским кодексом РФ.

 Предметом  бухучета – финансово-хозяйственная  деятельность предприятия, направленная  на выполнение установленных  обязательств.

 Объектами  учета являются:

Имущество предприятия;

Обязательства предприятия;

Хозяйственные предприятия, осуществляемые предприятиями  в процессе их деятельности 

Согласно ч 1 НК РФ, под имуществом понимаются виды объектов гражданских прав, относящихся  к имуществу в соответствии с ГК РФ.

 Для осуществления  хозяйственной деятельности предприятие  располагает необходимыми хозяйственными  средствами. В зависимости от  того, какую роль они играют  в процессе производства и  обращения, хозяйственные средства  подразделяются на группы: внеоборотные и оборотные активы.

 Внеоборотные  активы:

капитальные вложения;

основные средства;

нематериальные  активы;

доходные вложения в материальные ценности. 

Оборотные активы:

производственные  запасы и затраты;

денежные средства;

средства в расчетах (дебиторская задолженность);

финансовые вложения. 

Хозяйственные средства, необходимые для деятельности предприятий, формируются за счет различных  источников, которые делятся на собственные  и заемные.

 Собственные  источники:

уставный капитал;

добавочный капитал;

резервный капитал;

прибыль. 

Заемные источники:

кредиты банка;

коммерческие  кредиты;

задолженность перед поставщиками и подрядчиками;

задолженность персоналу по оплате труда;

задолженность по платежам в бюджет;

задолженность перед прочими организациями и лицами. 

Совокупность  приемов и методов, с помощью  который осуществляется учет на предприятии  называется методом бухучета. Среди  элементов метода выделяют следующие:

документация.

Первичный документ – письменное свидетельство, подтверждающее совершение хозяйственной операции.

Хозяйственная операция – каждый совершившийся  факт в деятельности организации.

инвентаризация  – проверка фактического наличия  средств и обязательств организации  и сверка полученных данных с информацией, находящейся в документах. В результате инвентаризации можно выделить:

недостачу;

излишки;

соответствие.

счет – служит для экономической группировки  однородных объектов учета. Имеет две  стороны: левая сторона называется дебет, правая сторона – кредит.

оценка –  каждая хозяйственная операция и любой объект учета в обязательном порядке должен быть оценен в денежном выражении;

двойная запись – это когда сумма хозяйственной  операции отражается на двух взаимодействующих  между собой счетах, по дебету одного счета и по кредиту другого.

калькуляция –  представляет собой расчет себестоимости  единицы продукции;

баланс –  отражает сумму средств и источников организации на определенную дату;

отчетность –  представляет собой совокупность показателей, характеризующих деятельность организации за определенный период времени. 
 
 
 

План  счетов и его содержание. 
 

    Рабочий  план счетов является неотъемлемой  частью учетной политики любой  организации. Обычно он приводится  в одном из приложений к  приказу об утверждении учетной  политики.

 Необходимость его разработки обусловлена, прежде всего, требованиями законодательства. Ведь в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" каждая организация при утверждении учетной политики должна утвердить в том числе и рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности.

 Аналогичное  требование закреплено и в  п. 4 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации" (утв. Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н).

 Формировать  рабочий план счетов должны  также казенные, бюджетные и автономные  учреждения. Ведь, согласно п. 6 Инструкции  по применению Единого плана  счетов (утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н) субъекты учета формируют свою учетную политику исходя из особенностей своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности учреждения и выполняемых им полномочий.

 При этом  актами субъекта учета, устанавливающими его учетную политику, должен быть утвержден в том числе и рабочий план счетов государственных (муниципальных) учреждений, содержащий применяемые счета бухгалтерского учета для ведения синтетического и аналитического учета.

 А в п. 3 той же Инструкции уточняется, что рабочий план счетов субъекта учета, а также требования к структуре аналитического учета, утвержденные в рамках формирования учетной политики субъектом учета, применяются непрерывно и изменяются при условии обеспечения сопоставимости показателей бухгалтерского учета и отчетности за отчетный, текущий и очередной финансовый годы (очередной финансовый год и плановый период).

 В данной  статье мы будем рассматривать  только порядок формирования  рабочего плана счетов коммерческих  организаций с учетом требований ПБУ 1/2008 и иных Положений по бухгалтерскому учету, а также Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению (утв. Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).

 Разработка рабочего плана счетов - это весьма ответственный и непростой момент.

 Пожалуй,  именно он является наиболее  важной составляющей системы  бухгалтерского учета организации.  Ведь в основу рабочего плана  счетов ложится классификация  объектов бухгалтерского учета, а она, в свою очередь, определяет возможности дальнейшей детализации информации бухгалтерского учета и, соответственно, возможности или невозможности быстрого получения различными пользователями этой информации тех или иных данных, необходимых им для принятия соответствующих управленческих решений.

Содержание рабочего плана счетов в конечном счете  определяется целым рядом факторов, в том числе:

- отраслевыми  особенностями;

- масштабами  и видами деятельности;

- организационно-правовой  формой и структурой организации;

- необходимостью  ведения раздельного учета;

- требованиями  к формированию бухгалтерской  отчетности (особенно в части  детализации и раскрытия информации);

- необходимостью "интегрировать" в бухгалтерский  (финансовый) учет решение отдельных задач налогового и управленческого учета (в том числе взаимоувязки показателей бухгалтерского и налогового учета) и т.д. 

 

Исходный документ - "официальный" План счетов 

  

Упомянутым выше Приказом Минфина России N 94н утвержден  План счетов бухгалтерского учета, который служит основой для разработки рабочих планов счетов во всех организациях, кроме кредитных и государственных (муниципальных) учреждений. Он представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности (активов, обязательств, финансовых, хозяйственных операций и др.) в бухгалтерском учете.

 А Инструкция  по применению Плана счетов  устанавливает единые подходы  к его применению организациями  и отражению фактов хозяйственной  деятельности на счетах бухгалтерского  учета. В ней приведена краткая характеристика синтетических счетов и открываемых к ним субсчетов: раскрыты их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых на них фактов хозяйственной деятельности, порядок отражения наиболее распространенных фактов.

 При этом  нужно иметь в виду, что принципы, правила и способы ведения  организациями бухгалтерского учета  отдельных активов, обязательств, финансовых, хозяйственных операций  и др., в том числе признания,  оценки, группировки, устанавливаются  положениями и другими нормативными актами, а также методическими указаниями по вопросам бухгалтерского учета. То есть сами по себе План счетов и Инструкция по его применению не устанавливают каких-то самостоятельных требований к организации учета различных объектов. Однако на их основе каждая организация должна разработать и утвердить свой рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий полный перечень синтетических и аналитических (включая субсчета) счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета.

 В Плане счетов приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка).

Изменять синтетические  счета при формировании рабочего плана счетов нельзя. А использовать свободные номера счетов для того, чтобы ввести в рабочий план счетов дополнительные синтетические счета для учета специфических операций, то есть в случаях, когда имеющихся счетов недостаточно для достоверного и адекватного отражения тех или иных операций в учете, можно только по согласованию с Минфином России.

 А вот субсчета, предусмотренные "официальным"  Планом счетов, используются каждой  организацией исходя из требований  управления организацией, включая  нужды анализа, контроля и отчетности. Иными словами, можно уточнять  содержание субсчетов, исключать и объединять их, а также вводить дополнительные субсчета (Письмо Минфина России от 18.01.2006 N 07-05-06/07).

Информация о работе Сущность и функции бухгалтерского учета. Объекты, предмет и метод бухгалтерского учета