Субъекты внешнеэкономической деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 16:24, реферат

Описание работы

1. Резиденты;
2. Легализация и индивидуализация резидентов;
3. Постоянные представительства;
4. Нерезиденты;
5. Источники информации о нерезидентах;
6. Антимонопольное законодательство.

Работа содержит 1 файл

СУБЪЕКТЫ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.docx

— 105.20 Кб (Скачать)

 

 

СУБЪЕКТЫ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.       Резиденты;

2.         Легализация и индивидуализация резидентов;

3.        Постоянные представительства;

4.        Нерезиденты;

5.        Источники информации о нерезидентах;

6.        Антимонопольное законодательство.  

 

В связи с тем, что внешнеэкономическая деятельность осуществляется между резидентами  и нерезидентами Украины, правовое положение субъектов предпринимательства  в различных государствах представляет практический интерес. Понятие резидента определяется в двусторонних договорах между государствами, направленных на избежание двойного налогообложения.

РЕЗИДЕНТ государства это лицо, которое по законодательству этого государства подлежит налогообложению в нём на основании постоянного местожительства, постоянного местонахождения, места управления, места регистрации или иного аналогичного критерия.

Этот термин, однако, не относится к лицам, которые должны уплачивать налоги в этом государстве только на основании доходов из источников, находящихся в этом государстве или по причине находящегося в ней капитала.

Закон Украины "О внешнеэкономической  деятельности" не оперирует термином "резидент", но указывает, что субъектами внешнеэкономической деятельности в Украине являются физические лица, граждане и не граждане Украины, постоянно проживающие на её территории, юридические лица и другие организации, зарегистрированные в Украине и имеющие в ней постоянное местонахождение.

Закон Украины "О налогообложении  прибыли предприятий" устанавливает, что резиденты это юридические лица и субъекты хозяйственной деятельности Украины, не имеющие статуса юридического лица (филиалы, представительства и пр.), которые созданы и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Украины с местонахождением на её территории.  
 
 

В том случае, если в соответствии с вышеизложенными  критериями физическое лицо является резидентом двух или более государств, его статус определяется следующим образом:

оно считается резидентом того государства, где оно имеет постоянное местожительство;

если оно имеет  постоянное местожительство в двух или более государствах, оно считается  резидентом того государства, с которым  оно имеет более тесные личные и экономические связи(центр жизненных интересов);

если государство, в котором лицо имеет центр  жизненных интересов, не может быть установлено, или если лицо не имеет  постоянного местожительства, оно  считается резидентом того государства, где оно преимущественно проживает;

если место обычного проживания лица не может быть установлено, оно считается резидентом того государства, гражданином которого оно является;

если лицо является гражданином двух или более государств или не имеет гражданства, его  статус определяется по согласованию компетентных органов заинтересованных государств, обычно представляющих Министерства финансов.

Следовательно, для  установления резиденции физического  лица (юридического факта, имеющего значение для разнообразных гражданско-правовых последствий) применяется иерархия критериев, убывающих по своей значимости в следующем порядке:

Постоянное местожительство; 
Центр жизненных интересов (тесные личные и экономические связи); 
Преимущественное место проживания; 
Гражданство.

Поскольку гражданство  физических лиц имеет далеко не решающее значение для определения резиденции, резидентами Украины могут являться иностранцы, к числу которых относятся иностранные граждане, лица без гражданства (апатриды) и беженцы.

С точки зрения внешнеторгового  права интерес представляет возможность приобретения иностранцами статуса резидентов при осуществлении внешнеэкономических операций. Такой статус иностранцы приобретают в результате их регистрации в качестве предпринимателей. Регистрация иностранцев в качестве предпринимателей осуществляется на условиях, общих с гражданами Украины,при наличии вида на жительство, который иностранцы получают в соответствии с законодательством.

В том случае, когда  в соответствии с критериями, определяющими  резидента, лицо, не являющееся физическим лицом (при этом, однако, не обязательно являющееся и юридическим лицом и в международных договорах обычно именуемое компанией), может считаться резидентом двух или более государств, его юридическая связь с государством определяется, обычно, поместонахождению его руководящего органа (или зарегистрированного офиса – двусторонний договор Украины с Ираном). В иных случаях этот вопрос разрешается в соответствии с межгосударственной договорённостью (договоры с КНР, США). 
 

ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА в Украине это, в соответствии с Гражданским кодексом (ст.23), организации, которые обладают обособленным имуществом, гражданской правоспособностью и дееспособностью, включая способность быть истцом и ответчиком в суде, арбитраже и третейском суде.

Иначе говоря, это определённым образом зарегистрированные и индивидуально обозначенные носители комплекса прав и обязанностей, среди признаков которых выделяется обособленное имущество, которое служит имущественным обеспечением обязательств, возникающих при ведении хозяйственной деятельности.

Закон Украины "О внешнеэкономической  деятельности" дополняет это определение требованием о регистрации в соответствии с Законом Украины "О предприятиях", наличием постоянного местонахождения на территории Украины, определяемым местонахождением официально зарегистрированного органа управления (конторы), а также возможностью принадлежности всех прав собственности на имущество иностранному субъекту хозяйственной деятельности.

Субъектами внешнеэкономической  деятельности в Украине могут  быть также:

Совместные предприятия это предприятия с участием национальных и иностранных субъектов хозяйственной деятельности, зарегистрированные в Украине и имеющие в ней постоянное местонахождение (определяемое по тому же критерию).

Объединения физических и юридических  лиц в любом сочетании, не являющиеся юридическими лицами по законам Украины, но имеющие постоянное местонахождение на её территории и право заниматься хозяйственной деятельностью.

Структурные единицы субъектов  хозяйственной деятельности, не являющиеся юридическими лицами по законам Украины, имеющие в ней постоянное местонахождение, в том числе представительства иностранных субъектов хозяйственной деятельности в Украине.

Различные страны по разному относятся к  определению понятия «резидент».

Германия и Франция  приоритетным критерием для определения  резидента считают местонахождение  правления фирмы, Великобритания и  США - место учреждения, а Италия - место основной деятельности, однако в двусторонних межгосударственных договорах может быть принят и  иной подход. Установление вышеуказанного обстоятельства может иметь достаточно большое значение, поскольку с  ним могут быть связаны самые  разнообразные юридические последствия, касающиеся, в частности, отдельных  спорных моментов, имеющих обыкновение  возникать при заключении и выполнении (или невыполнении) внешнеэкономического контракта. 

 

2

 
Для осуществления предпринимательской  и внешнеэкономической деятельности в качестве резидента Украины  субъекты должны легализоваться, т.е. пройти государственную регистрацию.

Для государственной  регистрации в качестве юридического лица - субъекта предпринимательской  деятельности заявитель, или собственник  имущества или лицо, имеющее документально  подтверждённые полномочия, лично или  заказным письмом предоставляют  в орган государственной регистрации:

Учредительные документы в полном объёме в соответствии с требованиями законодательства для различных организационно-правовых форм: а) решение собственника (собственников) имущества или уполномоченного органа о создании юридического лица (кроме частного предприятия). Если это корпоративная организация, то решение должно иметь форму учредительного договора и сопровождаться протоколом учредительного собрания; б) устав, если этого требует законодательство. Уставные документы предоставляются в орган регистрации в 3-х экземплярах, из которых 2 являются оригиналами;

Регистрационную карточку установленного образца, одновременно являющуюся заявлением о государственной регистрации;

Документ о внесении платы за государственную регистрацию (платёжную квитанцию); 
в случаях, установленных законом, документ, подтверждающий взносы в уставный фонд.

Местонахождением юридического лица в момент государственной регистрации может быть местожительство одного из учредителей или местонахождение, документально подтверждённое гражданским договором, предусматривающим передачу учредителю помещения или его части в собственность или пользование.

Физическое лицо, регистрирующееся в качестве предпринимателя без создания юридического лица, предоставляет в орган государственной регистрации (предъявляя при этом документ, удостоверяющий личность):

регистрационную карточку установленного образца, одновременно являющуюся заявлением о государственной регистрации;

справку (или её копию) о включении  в Государственный реестр физических лиц - плательщиков налогов и других обязательных платежей (идентификационный код); 
2 фотокарточки;

документ, подтверждающий внесение платы  за государственную регистрацию (платёжную квитанцию).

Требование легализации  подразумевает, что любое лицо, участвующее  в хозяйственном обороте, должно обладать определённым набором индивидуальных признаков, позволяющих идентифицировать его среди множества других в случае возникновения такой необходимости.

Основными элементами индивидуализации лиц, отражёнными  в соответствующих документах, являются:

Имя - для физических лиц это фамилия, имя и отчество, указанные в паспорте, для юридических лиц - фирменное название, указанное в учредительных документах и зарегистрированное в местных органах государственной власти;

Местонахождение - для физических лиц это постоянное место жительства, для юридических лиц - так называемый юридический адрес;

Регистрационный номер - для физических лиц это код ЕДРФОП (Единый государственный реестр физических лиц - налогоплательщиков), присваиваемый Государственной налоговой инспекцией, для юридических лиц - код ЕДРПОУ (Единый государственный реестр предприятий и организаций Украины), присваиваемый органом регистрации

Помимо этих кодов, лица, осуществляющие предпринимательскую  деятельность, как правило, имеют, по меньшей мере, ещё один индивидуальный код плательщика НДС.

Кроме индивидуальных признаков, совокупность которых является абсолютно уникальной, легализованные лица имеют дополнительные признаки, имеющие определённое значение. Для  юридических лиц это код местонахождения (СПАТО), код формы собственности (ЗКВФ), код формы хозяйствования (КОПФГ), номер банковского счёта и т.д. Для физических лиц дополнительными признаками являются дата и место рождения. Все эти данные, или их часть, обязательно указываются в документах, устанавливающих гражданские правоотношения, в том числе в коммерческих контрактах и договорах различного вида.

Для осуществления  ВЭД субъекты, перемещающие через  границу товары, должны, также осуществить аккредитацию на таможне по месту своей регистрации.

Определённые виды ВЭД требуют, также, лицензирования.

 
3

Помимо "резидентов" во внешнеэкономической деятельности могут участвовать

"ПОСТОЯННЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА", что означает, в соответствии с международной практикой, любое постоянное место деятельности, через которое полностью или частично осуществляется коммерческая деятельность лица с постоянным местопребыванием в другом государстве (нерезидента),

в том числе: 
место управления,  
контора,  
фабрика,  
шахта, карьер или иное сооружение для добычи полезных ископаемых  
склад или  
иное сооружение.  
строительная площадка или строительный или монтажный объект представляют собой постоянное представительство, только если продолжительность работ превышает определённый срок, обычно 12 месяцев.

Термин "постоянное представительство" не рассматривается  как включающий:  
1) использование сооружений исключительно для целей хранения, демонстрации или поставки товаров или изделий, принадлежащих нерезиденту;  
2) содержание запаса товаров или изделий, принадлежащих нерезиденту исключительно для целей хранения, демонстрации или поставки; 
3) содержание запаса товаров или изделий, принадлежащих нерезиденту, исключительно для целей переработки другим лицом (операции с давальческим сырьём); 
4) содержание постоянного места деятельности исключительно для целей закупки товаров или изделий или для сбора информации для нерезидента;  
5) содержание постоянного места деятельности исключительно для целей осуществления нерезидентом любой другой деятельности подготовительного или вспомогательного характера; или  
6) содержание постоянного места деятельности исключительно для осуществления любой комбинации видов деятельности, перечисленных в пунктах от 1) до 5), при условии, что совокупная деятельность постоянного места деятельности, возникающая в результате такой комбинации, имеет подготовительный или вспомогательный характер.  
 

Если нерезидент осуществляет коммерческую деятельность через агента в другом государстве, это лицо рассматривается как имеющее постоянное представительство в этом другом государстве в отношении любой деятельности, которую такой агент предпринимает для этого лица, если: а) агент имеет и обычно использует в этом другом государстве полномочия заключать контракты от имени этого лица; и б) агент не является агентом с независимым статусом; и в) деятельность агента не сводится к видам деятельности, упомянутым в пункте 6).

Информация о работе Субъекты внешнеэкономической деятельности