Становление и развитие аудита в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 10:20, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является: на основе анализа аудита в России выявить актуальные проблемы аудита и пути их решения.
Названной цели можно достичь посредством разрешения следующих задач:
1. вскрытие объективных факторов, обусловивших становление аудита в России и мире;
2. рассмотрение этапов становления аудита в России и мире;

Содержание

Введение 3
1. Экономические предпосылки введения аудита в России 6
1.1. Первые попытки внедрения независимого аудиторского контроля 6
1.2. Вклад российских предпринимателей – аудиторов в развитие
аудита 7
1.3. Аудиторские фирмы России. Их рейтинг 9
1.4. Правовые основы аудиторской деятельности 14
2.Формирование рынка аудиторских услуг 19
2.1. Проблемы качества аудиторских услуг 19
2.2. Место аудита в системе финансового контроля 24
2.3. Федеральные стандарты аудиторской деятельности 28
Заключение 31
Список используемой литературы 34
Приложение

Работа содержит 1 файл

Аудит курсовая 2012.docx

— 89.52 Кб (Скачать)

6. Порядок проведения аттестации  на право осуществления аудиторской  деятельности. Утвержден Постановлением  Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 г. № 482.

7. Порядок выдачи лицензий на  осуществление аудиторской деятельности. Утвержден Постановлением Правительства  Российской Федерации от 6 мая  1994 г. № 482.

8. Порядок проведения квалификационных  экзаменов на право осуществления  аудиторской деятельности. Утвержден  Центральной аттестационно-лицензионной  аудиторской комиссией Минфина  России 5 июня 1994 г.

9. О создании Центральной аттестационно-лицензионной  аудиторской комиссии Центрального  банка Российской Федерации. Приказ  Центрального банка Российской  Федерации от 15 июня 1994 г. №02—102.

10. Об основных критериях (системе  показателей) деятельности экономических  субъектов, по которым их бухгалтерская  (финансовая) отчетность подлежит  обязательной ежегодной аудиторской  проверке. Утверждены Постановлением  Правительства Российской Федерации  от 7 декабря 1994 г. No 1355 (в ред. Постановления  Правительства РФ от 25.04,95 г. №  408).

11. Порядок составления аудиторского  заключения о бухгалтерской отчетности (Комиссия по аудиторской деятельности  при Президенте РФ, Протокол 1 от 9 февраля 1996 г.)

12. О сроках проведения мероприятий  по регулированию аудиторской  деятельности в Российской Федерации  (Постановление Правительства РФ  от 5 января 1995 г. № 15)

Из приведенных нормативных  документов видно, что в них сосредоточены  нормативные положения как по организации аудиторской деятельности и России (см. п. 1, 2, 10, 11, 12), так и  по проверке квалификации аудиторов (п. 4. 6, 8, 9) и лицензировании фирм, занимающихся аудитом (п. 7).

Предпринимались в нашей стране и попытки принять Закон об аудите. Первая из таких попыток  сопровождалась противостоянием двух проектов — от Государственной Думы РФ и от Администрации Президента РФ. В результате такого противостояния закон принят не был, но были изданы "Временные правила аудиторской  деятельности в РФ", утвержденные Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г, № 2263, которые являются базовым нормативным документом.

В развитие этого документа в  последующие два года было издано несколько постановлений, регламентирующих различные аспекты аудиторской  деятельности в России.

Временные правила аудиторской  деятельности в РФ определяют правовые основы осуществления в РФ аудиторской  деятельности как независимого вневедомственного  финансового контроля. Определена сфера  аудита — проверка деятельности экономических  субъектов, а также его цели.

Временные правила вводят, помимо добровольной (инициативной) аудиторской  проверки, понятие проверки обязательной.

В соответствии с этими правилами  аудиторской деятельностью имеют  право заниматься физические лица —  аудиторы и юридические лица —  аудиторские фирмы.

Временными правилами определены виды работ, входящие в состав аудиторской  деятельности, права и обязанности  аудиторские фирм и их взаимодействие с заказчиками. Приведены правила  оформления результатов аудиторской  проверки, отчета и аудиторского заключения,

Временные правила определяют процедуру  аттестации на право быть специалистом-аудитором  и процедуру лицензирования —  на право аудиторской деятельности. Порядок проведения аттестации на право  осуществления аудиторской деятельности в РФ определены.

Квалификационные аттестаты и  лицензии предусмотрены по следующим  направлениям аудиторской деятельности:

• банковский аудит;

• аудит страховых организаций;

• аудит бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных Институтов;

• общий аудит (аудит других экономических  объектов).

Организация проведения аттестации возлагается  на Министерство финансов России (аудит  бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов; общин аудит, аудит страховых  организаций), Центральный банк России (банковский аудит) и для чего этими  органами созданы соответствующие  центральные ат­тестационно-лицензионные аудиторские комиссии.

Во Временных правилах определен  порядок выдачи лицензий, а также  порядок их аннулирования. Предусмотрены  серьезные санкции для аудиторов  и аудиторских фирм, допускающих  ошибки, просчеты, небрежность в  работе.

Временные правила сыграли свою положительную роль в становлении  аудита и позволили определить все  основные положения, которые  будут  отражены в законе об аудите.

Организация аудиторской деятельности в России формируется с учетом опыта, сложившегося в мировой практике.

На основе вышерассмотренных нормативных  документов можно сделать вывод, что в России система аудиторской  деятельности включает три основных уровня.

Первый (верхний) уровень — Закон  об аудите (аудиторской деятельности). До принятия закона аудиторская деятельность регулируется Временными правилами. Закон  об аудиторской деятельности в России относится к основным законодательным  актам. Этот закон будет определять место аудита в финансово-хозяйственной  деятельности в качестве ее необходимого и равноправного элемента. Для  России это особенно важно, поскольку  исторически государственный контроль превалировал над другими видами контроля. Именно принятие закона позволит считать, что становление аудита в России состоялось.

Второй уровень системы нормативного регулирования аудиторской деятельности представлен стандартами (правилами). Основное назначение стандартов: установление норм аудита, однозначно интерпретируемых всеми субъектами финансово-хозяйственной  деятельности и прежде всего арбитражным  судом.

Стандарты аудита, разрабатываемые  в России, подразделяются на четыре вида: общесистемные; организационно-технологические; стандарты отчетности; специфические  стандарты для отдельных видов  аудита (банковского, страхового).

Часть стандартов разработана, другие находятся в стадии разработки.

Третий уровень — документы, необходимые для реализации стандартов. Эти документы должны содержать  сведения по применению стандартов, организации  на основе стандартов аудиторской деятельности. Отношения аудиторских служб (фирм или индивидуальных аудиторов), с  одной стороны, и клиентов (аудируемых органи­заций) с другой стороны, строятся на договорной основе в соответствии с гражданским законодательством  Российской Федерации.

Договор на оказание аудиторских услуг  включает предмет, место оказания услуг, размер и порядок оплаты, ответственность  сторон. Условия договора и содержание поручения не должны противоречить требованиям Указа Президента Российской Федерации "Об аудиторской деятельности в Российской Федерации".

Аудиторской деятельностью имеют  право заниматься физические лица —  аудиторы и юридические лица —  аудиторские фирмы независимо от вида собственности, в том числе  иностранные и созданные совместно  с иностранными юридическими и физическими  лицами. 

2.Формирование рынка аудиторских  услуг 

2.1.  Проблемы качества аудиторских услуг

В настоящее время большое внимание органов как государственного так и общественного регулирования аудиторской деятельности приковано к проблеме ее контроля. Формально контроль аудиторской деятельности включает в себя контроль ее качества, контроль за выполнением близкородственных и имущественных ограничений при ее осуществлении, сформулированных в [8, ст. 12, п. 1], контроль за соблюдением конфиденциальности полученной информации, за корректностью конкурентной борьбы и т.д. Но, конечно, по большому счету контроль аудиторской деятельности закручивается вокруг контроля ее качества и только этому аспекту проблемы будет посвящен данный раздел. Причем практически общепризнанно, что контроль качества сопутствующих аудиту услуг представляет собой значительно менее актуальную задачу, нежели контроль качества собственно аудита, поскольку они в гораздо меньшей мере носят публичный характер, так как ориентированы на более узкий и более подготовленный круг пользователей. Поэтому в данном разделе речь пойдет в основном о контроле качества проведения аудиторских проверок.

С позиций терминологии можно говорить о внутреннем и внешнем контроле аудиторской деятельности. Внутренний контроль ограничивается уровнем аудиторской  фирмы и не относится к аудитору - индивидуальному предпринимателю: если в психологии, художественной литературе и т.п. можно говорить о самоконтроле (как в момент совершения каких-либо действий, так и спустя некоторое время - в порядке их самоанализа с последующими выводами), то в экономике действия и контроль за ними должны, как правило, осуществляться различными физическими лицами или  организационными структурами. Контроль на уровне общественных аудиторских  объединений и государственных  органов регулирования аудиторской  деятельности является по отношению  к аудиторским организациям и  аудиторам - индивидуальным предпринимателям внешним контролем; сюда же можно  отнести контроль со стороны головной структуры некоторой аудиторской  сети за деятельностью входящих в  нее пусть даже формально самостоятельных  аудиторских фирм.

Качество работы фирмы в целом:

Наличие внутренних стандартов и процедур обеспечения качества

 Процедуры обеспечения качества  должны быть изложены во внутренних  документах или внутренних стандартах  аудиторской фирмы. Обычно в  ходе проведения проверок качества в соответствии с МСА именно внутренние регламентирующие документы подлежат проверке, причем по каждому приведенному ниже подразделу данной статьи ("Следование этическим стандартам. Независимость, честность, объективность", "Работа с персоналом" и пр.) должен существовать документ, в котором описаны требования к соответствующим процедурам, либо раздел в обобщающем документе, либо несколько соответствующих документов.

Следование этическим стандартам

Основным ориентиром может служить  Кодекс этики Международной федерации  бухгалтеров*(12). У нас в стране ряд профессиональных объединений  приняли свои этические кодексы, например, Аудиторская палата России (АПР)*(13), Российская коллегия аудиторов (РКА)*(14) и Институт профессиональных бухгалтеров России (ИПБ)*(15). К счастью, все эти этические кодексы  подготовлены на основе международного кодекса (кодекс ИПБ более близок к международному, кодекс АПР представляет собой его более сокращенный  вариант).

Этический кодекс - детализированный документ, в котором освещается широкий  круг вопросов. Разумеется, проверяющих  в первую очередь интересует реальное соблюдение аудиторами таких принципов, как независимость, честность и  объективность. Мы уже говорили, что  цель аудита - подтверждение достоверности  бухгалтерской отчетности независимыми квалифицированными специалистами. Если люди, подписавшие аудиторское заключение, сознательно искажают истину, находятся  под влиянием родственных связей, боятся потерять клиента или испортить  хорошие отношения, то соответствующие  итоговые материалы аудита, скорее всего, потеряют ценность для пользователей  бухгалтерской отчетности. В этом случае можно и не проводить аудит - это будет пустая трата времени  и средств.

Независимость, честность, объективность

Можно порекомендовать разработать  специальный бланк или вопросник, при помощи которого можно выявить  отсутствие у аудитора, участвующего в проверке, родственных связей с  руководителями проверяемой организации, финансового интереса в этой организации, фактов подготовки отчетности, которую  надлежит подтвердить в ходе аудита, и пр. Такой бланк должен быть заполнен и подписан всеми членами  бригады аудиторов, и его надлежит подшить в соответствующем разделе  аудиторского файла. Поэтому в ходе проверки качества аудита проверяющим  надлежит убедиться в наличии  такого бланка, наличии и подлинности  соответствующих подписей.

Работа с персоналом. Найм персонала. Профессиональное развитие. Продвижение  по службе. Работа с клиентами

Российский рынок аудиторских  услуг в настоящее время очень  подвижен: аудиторские фирмы ведут  активную маркетинговую политику в  отношении новых клиентов, клиенты  пробуют работать с разными аудиторскими организациями. Таким образом, в  общем объеме услуг, оказываемых  данным аудитором, доля первичных клиентов обычно весьма велика. Тем не менее, аудиторские стандарты и этические  нормы требуют, чтобы аудиторы были разборчивы, выбирая новых клиентов. Дело в том, что даже если авторитетная аудиторская фирма еще не дала экономическому субъекту аудиторского заключения, а лишь согласилась начать с ним работу, это уже рассматривается  как определенный кредит доверия  такому экономическому субъекту. Означает это и то, что уже связав свое имя с экономическим субъектом, имеющим дурную репутацию в бизнесе, аудитор рискует подмочить и  свою собственную репутацию.

Качество проведения конкретной аудиторской  проверки:

Планирование

Для четкого и эффективного выполнения работы аудиторские проверки требуется  планировать. Аудиторские организации  должны разработать типовые бланки рабочих документов для подготовки планов работы, программ аудита (как  бланков, так и типовых перечней аудиторских процедур по проверке различных  разделов учета и отчетности), распределения  обязанностей сотрудников, изучения особенностей деятельности клиента, определения  уровня существенности и пр., а также  внутрифирменные регламентирующие документы, в которых описываются  порядок действий специалистов на этапе  планирования и содержащие требования по заполнению соответствующих бланков.

Информационное обеспечение работы аудиторов

В аудиторских фирмах должна быть разработана внутренняя система  информационной поддержки и консультирования своих сотрудников

Информация о работе Становление и развитие аудита в России