Становление и развитие аудита в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 10:20, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является: на основе анализа аудита в России выявить актуальные проблемы аудита и пути их решения.
Названной цели можно достичь посредством разрешения следующих задач:
1. вскрытие объективных факторов, обусловивших становление аудита в России и мире;
2. рассмотрение этапов становления аудита в России и мире;

Содержание

Введение 3
1. Экономические предпосылки введения аудита в России 6
1.1. Первые попытки внедрения независимого аудиторского контроля 6
1.2. Вклад российских предпринимателей – аудиторов в развитие
аудита 7
1.3. Аудиторские фирмы России. Их рейтинг 9
1.4. Правовые основы аудиторской деятельности 14
2.Формирование рынка аудиторских услуг 19
2.1. Проблемы качества аудиторских услуг 19
2.2. Место аудита в системе финансового контроля 24
2.3. Федеральные стандарты аудиторской деятельности 28
Заключение 31
Список используемой литературы 34
Приложение

Работа содержит 1 файл

Аудит курсовая 2012.docx

— 89.52 Кб (Скачать)

Далее в январе 1990 г. на рынке СССР появилось СП “Эрнест энд Янг  Внешаудит”, оно проводило аудиторские  проверки на совместных предприятиях по их просьбе, причём вне зависимости  от их расположения или принадлежности. Это была крупнейшая межконтинентальная аудиторская фирма, входящая в так  называемую “большую шестёрку”.

Одновременно с появлением крупных  фирм начинают формироваться общественные ассоциации бухгалтеров и аудиторов. Они проводят широкомасштабные конференции  по всей стране, “круглые столы” по проблемам  учёта, налогообложения и аудита. Впервые начинают подниматься вопросы о нормативной и законодательной базе, о регулировании бухгалтерского учёта и аудита, о реорганизации всей системы финансового контроля в целом. Вскоре правительство тоже начинает осознавать необходимость решения этих вопросов, и обсуждение дальнейшего развития системы бухгалтерского учёта и аудита выходит на более высокий (правительственный) уровень. Начинают разрабатываться проекты, но конечного утверждения они не получают. Проекты дорабатываются, согласовываются с целым рядом различных министерств и ведомств - начинается третий этап становления аудита в России.

5 декабря 1991 года появляется  проект Закона “Об аудиторской  деятельности”. В течение двух  лет проект этого Закона совместно  обсуждается, дорабатывается и  согласовывается. Над ним работают 11 ведомств, в их числе Госналогслужба, Генеральная прокуратура, Центральный  банк, МВД, Госкомитет по антимонопольной  политике, Минфин и др. 22 декабря  1993 года Президент Российской  Федерации подписывает Указ, которым  утвердил “Временные правила  аудиторской деятельности в Российской  Федерации”, вступившие в силу  с момента опубликования Указа  с 29 декабря 1993 года. В этих  правилах даётся определение  понятия аудиторской деятельности, указывается сфера аудита, его  цели, помимо инициативной проверки  вводится понятие проверки обязательной, Временные правила регламентируют  процедуры лицензирования и аттестации  на получение права заниматься  аудиторской деятельностью, порядок  аннулирования лицензий, устанавливаются  серьёзные санкции для аудиторов  и аудиторских фирм, допускающих  ошибки, просчёты и небрежности  в работе. Важным во Временных  правилах является раздел о  подготовке аудиторского заключения, которое по правилам должно  состоять из трёх частей: вводной  аналитической и итоговой.

1.3. Аудиторские фирмы России. Их рейтинг

В ментальности российских бизнесменов  аудит, по большей части, ассоциируется  с тотальными контрольно-счетными функциями  всепроникающего ревизорского ока. Как и во времена гоголевских  героев, ревизора с аудиторской проверкой  панически боятся не меньше налогового инспектора. Однако, титанический труд скромных «ревизоров» финансовых скрижалей  за последнее десятилетие в положительную  сторону изменил отношение к  аудиторам. Теперь их все чаще рассматривают  как незаменимых помощников, добрых советчиков, профессиональных консультантов. Директорский корпус и их главбухи, преодолев генетический страх, но, еще  робея, уже сами инициируют приглашение  аудиторов. Рынок российского аудита стал разрастаться не только вширь и вглубь, но и ввысь. Сегодня он охватывает кроме всех отраслей народного хозяйства, еще и государственный сектор экономики. А с финансовой точки зрения это самостоятельный сегмент бизнеса с годовым оборотом в десятки миллиардов рублей.

Сами аудиторы довольно самокритично относятся к своей деятельности. Высокое качество услуг достигается, по их мнению, значительными конкурентными  преимуществами, накопленным опытом работы, стабильным штатом с высокой  квалификацией, многопрофильностью, успешным применением апробированных методик, предоставлением услуг по МФСО, масштабом  клиентской базы, глубоким знанием  и владением вопросами отраслевых предприятий, высокой корпоративной  и особенно информационной культуры.

Критерии, аудиторских организаций, оказывающих качественные услуги (экспертная оценка по 10-балльной шкале):

Высокое конкурентное преимущество - 9,9

Многолетний опыт работы- 9,1

Высококвалифицированный постоянный штат специалистов- 8,8

Многопрофильность команды - 8,5

Наличие апробированных аудиторских  методик - 8,2

Предоставление услуг по Международным Стандартам Финансовой Отчетности (МФСО)- 7,3

Длина/качество клиентской цепочки - 6,8

Владение проблемами отраслевой специфики- 5,7

Высокая корпоративная и информационная культура- 4,9

Другие критерии - 1,1

Российский аудит развивается  по особым законам. Федеральным. Поэтому  главной положительной тенденцией явилось долгожданное появление  и развитие законодательной базы аудиторской деятельности, принятие новых аудиторских стандартов. Вторая положительная тенденция - это устойчивый рост рынка аудиторских услуг. Значительно  выросло доверие к советам  аудиторов со стороны крупного, среднего и малого бизнеса. Рынок потребовал укрупнения и универсальности аудиторских  организаций. Сейчас значительная часть  юридических лиц проходит ежегодную  аудиторскую проверку, а потому формируется  устойчивая тенденция к расширению клиентской базы.

Положительные тенденции российского  рынка аудиторских услуг

 

Появление и развитие законодательной  базы аудиторской деятельности, принятие новых аудиторских стандартов - 39 %

Развитие и устойчивый рост рынка  аудиторских услуг- 24%

Рост доверия к советам аудиторов - 18 %

Укрупнение и универсальность  аудиторских организаций - 11 %

Значительная часть юридических  лиц проходит ежегодную аудиторскую  проверку, формируется устойчивая клиентская база-8 %

Вместе с тем в законодательстве остались и белые пятна. Перечень отрицательных тенденций возглавляет  замечание по недостаточно четко  «прописанным» в законодательстве процедурам проведения конкурсов. Второй отрицательной тенденцией аудиторы назвали желание заказчика во чтобы то ни стало получить подпись  аудитора с минимальными для себя финансовыми потерями. По прежнему аудиторов волнует недобросовестная конкуренция, бурная деятельность «своих», т.н. «карманных» аудиторов, демпинг, но главное - «черный аудит». Недавно  появилась тенденция к переделу рынка профессиональными аудиторскими объединениями, что не было не замечено профессиональным сообществом. Весьма настораживающей тенденцией стал выбор  аудиторов не на основе конкуренции, а на основе лоббирования интересов  ведущих аудиторских организаций  т.н. «околоправительственными» структурами  и органами государственного управления.

Отрицательные тенденции российского  рынка аудиторских услуг:

Недостаточно четко «прописанные»  в законодательстве процедуры проведения конкурсов - 48 %

Желание заказчика получить подпись  аудитора за наименьшие деньги - 32 %

Недобросовестная конкуренция, понятие  «своих», «карманных» аудиторов, «демпингующие» конкуренты, «черный аудит»- 17 %.

Передел рынка на уровне профессиональных аудиторских объединений - 2 %

Выбор аудиторов не на основе конкуренции, а на основе лоббирования интересов  ведущих аудиторских организаций  «околоправительственными» структурами  и органами государственного управления - 1 %.

Пирамида  конкурентных преимуществ аудиторских  организаций

Важным качеством аудитора является умение «держать площадку». То есть цепко  удерживать клиентскую цепочку и  ограждать завоеванные высоты рыночной экономики от посягательств конкурентов. В этой связи, многие аудиторы научились  грамотно применять приемы конкурентной борьбы, опережая конкурентов не только скоростью мысли, но и качеством предлагаемого продукта/услуги. Исследование конкурентных преимуществ показало, что в основании этой своеобразной пирамиды уникальных возможностей лежит, прежде всего, безупречная репутация и долголетняя работа на рынке. Большой опыт российских аудиторов, профессионализм, компетентность, независимость, высокая квалификация и значительный интеллектуальный капитал - краеугольные камни профессии. Подмечено, что вторым, самым распространенным комплексом конкурентных преимуществ являются - высокое качество аудиторских услуг, взвешенная ценовая политика, оптимальное соотношение цена/качество, оперативность, минимальные сроки, постоянное совершенствование методов работы. Для клиента не менее ценно и индивидуальное отношение. Поэтому к базовым конкурентным преимуществам можно также отнести: максимальный учет интересов клиентов, индивидуальный подход к решению задач (причем в прямой зависимости от целей и отраслевой специфики предприятий), эффективную поддержку заказчиков в течение всего срока действия договора. И главное - конфиденциальность.

Важнейшим конкурентным преимуществом  является и глубокое знание действующего законодательства в области бухгалтерского, налогового, оперативного, управленческого  учета и отраслевых методик, налоговой  практики и коммерческих аспектов бизнеса, гибкость в реагировании на все изменения, происходящие на рынке услуг. Каждая десятая аудиторская организация  в качестве своих сильных сторон отметила системный и комплексный  подход при осуществлении крупных  бизнес-проектов, широкий спектр не только аудиторских, но и сопутствующих  аудиту услуг (аудит бухгалтерской  и налоговой отчетности, бухгалтерское  и налоговое консультирование, оценка предприятий как имущественных  комплексов, анализ финансово-хозяйственной  деятельности, экономическое, финансовое и управленческое консультирование, постановка и автоматизация бухгалтерского учета, разработка и анализ инвестиционных проектов, бизнес-планирование, юридические  услуги, экологический аудит, семинары по вопросам бухгалтерского учета, налогообложения, правовым вопросам).

Весьма важным конкурентным преимуществом  стало наличие собственного учебно-методического  центра, занимающегося подготовкой  профессиональных бухгалтеров, а также  регулярные публикации в ведущих  бухгалтерских журналах, периодических  изданиях экономического профиля.

В верхней части пирамиды расположились  возможности крупных компаний. Это  широкие партнерские сети, дающие мобильность и значительный географический охват клиентов. У вершины также находятся особо сложные проекты, исполнение эксклюзивных заказов, преимущественно инвестиционных.

Острие пирамиды венчает опыт работы с компаниями и финансовыми организациями  мирового уровня, предоставление услуг  по выводу ценных бумаг клиентов на международные финансовые рынки, право  международной подписи аудиторских  заключений от имени ведущих международных  аудиторских ассоциаций, предоставление услуг по Международным Стандартам Финансовой Отчетности (МФСО.

Клиентская  база аудиторов

В прошлом году аудит был проведен у семи тысяч клиентов. В половине случаев они имели статус «официального  аудитора». За год составлено свыше  трех тысяч аудиторских заключений. Наибольшее число аудиторских проверок состоялось в финансово-банковском и инвестиционном секторах экономики, торговле, строительстве, электроэнергетике, машиностроении и металлообработке, пищевой, промышленности, сельском хозяйстве, нефтяной и нефтегазовой промышленности, черной и цветной металлургии, топливной  и угольной промышленности, химической и нефтехимической промышленности, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, промышленности строительных материалов, стекольной и фарфоро-фаянсовой, легкой, медицинской промышленности. Более трехсот аудиторских проверок выполнено на предприятиях воздушного, морского, речного, железнодорожного и  автомобильного транспорта. Столько  же в организациях связи, телекоммуникаций, компьютерном бизнесе. Свыше ста - в  гостиницах, ресторанах, турфирмах. Продуктивно  взаимодействовали аудиторы с двумя  сотнями предприятий военно-промышленного  и космического комплексов, внешнеэкономическими объединениями. Участники рейтинга оказали качественные аудиторские  услуги полутысяче государственным  и муниципальным учреждениям, предприятиям жилищно-коммунального и социального  сектора, издательствам и СМИ, организациям культуры и спорта, медицинским, научным  и образовательным учреждениям, общественным и некоммерческим организациям. Суммарная выручка от оказания аудиторских  услуг во всех отраслях экономики  составила около миллиарда рублей. Большинство заключенных договоров  носило долгосрочную основу.

Среди факторов, влияющих на их выбор  достойного аудитора, заказчики отмечали безупречную деловую репутацию  в сочетании с полной независимостью, профессионализм, компетентность аудитора и строгое соблюдение им условий  конфиденциальности. Очень важным оказалось  соотношение цены и одновременно качества предоставляемых услуг, а также возможность получения их в комплексе. Как правило, клиенты выбирали аудитора на конкурсной основе, внимательно присматриваясь и к их конкурентам. Важным фактором для дальнейшего сотрудничества и долгосрочных контрактов было качество аудиторских заключений и ответственность, которую возлагали на себя аудиторы. Не лишними оказались отзывы и рекомендательные письма серьезных заказчиков.

Факторы, влияющие на решение заказчиков при выборе аудиторов (экспертная оценка по 10-балльной шкале):

Деловая репутация/независимость - 9,8

Профессионализм / компетентность- 9,5

Соблюдение условий конфиденциальности- 9,2

Соотношение цена/качество услуг - 8,9

Комплексные услуги- 8,6

Выбор аудитора на основе конкуренции- 8,3

Качество аудиторских заключений - 7,5

Ответственность, которую берут  на себя аудиторы - 6,2

Отзывы/рекомендации заказчиков- 5,4

Другие факторы - 1,2

1.4. Правовые основы аудиторской деятельности

Становление аудита в России началось в конце 80-х начале 90-х годов. За этот период принят ряд нормативных  документов по правовому регулированию  аудиторской деятельности.

К основным нормативным документам относятся:

1. Указ Президента РФ от 22 декабря  1993 г. № 2263 "Об аудиторской  деятельности в Российской Федерации".

2. Временные правила аудиторской  деятельности в Российской Федерации.  Утверждены Указом Президента  Российской Федерации от 22 декабря  1993 г. № 2263.

3. Положение о Комиссии по  аудиторской деятельности при  Президенте Российской Федерации.  Утверждено Распоряжением Президента  Российской Федерации от 4 февраля  1994 г. № 54-РП.

4. Положение о Консультативном  совете при Комиссии по аудиторской  деятельности при Президенте  Российской Федерации. Утверждено  решением Комиссии по аудиторской  деятельности при Президенте  Российской Федерации от 1 июня 1994 г.

5. Постановление Правительства  Российской Федерации от 6 мая  1994 г. № 482 "Об утверждении  нормативных документов по регулированию  аудиторской деятельности в Российской  Федерации".

Информация о работе Становление и развитие аудита в России