Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 10:20, курсовая работа
Целью курсовой работы является: на основе анализа аудита в России выявить актуальные проблемы аудита и пути их решения.
Названной цели можно достичь посредством разрешения следующих задач:
1. вскрытие объективных факторов, обусловивших становление аудита в России и мире;
2. рассмотрение этапов становления аудита в России и мире;
Введение 3
1. Экономические предпосылки введения аудита в России 6
1.1. Первые попытки внедрения независимого аудиторского контроля 6
1.2. Вклад российских предпринимателей – аудиторов в развитие
аудита 7
1.3. Аудиторские фирмы России. Их рейтинг 9
1.4. Правовые основы аудиторской деятельности 14
2.Формирование рынка аудиторских услуг 19
2.1. Проблемы качества аудиторских услуг 19
2.2. Место аудита в системе финансового контроля 24
2.3. Федеральные стандарты аудиторской деятельности 28
Заключение 31
Список используемой литературы 34
Приложение
Далее в январе 1990 г. на рынке СССР появилось СП “Эрнест энд Янг Внешаудит”, оно проводило аудиторские проверки на совместных предприятиях по их просьбе, причём вне зависимости от их расположения или принадлежности. Это была крупнейшая межконтинентальная аудиторская фирма, входящая в так называемую “большую шестёрку”.
Одновременно с появлением крупных фирм начинают формироваться общественные ассоциации бухгалтеров и аудиторов. Они проводят широкомасштабные конференции по всей стране, “круглые столы” по проблемам учёта, налогообложения и аудита. Впервые начинают подниматься вопросы о нормативной и законодательной базе, о регулировании бухгалтерского учёта и аудита, о реорганизации всей системы финансового контроля в целом. Вскоре правительство тоже начинает осознавать необходимость решения этих вопросов, и обсуждение дальнейшего развития системы бухгалтерского учёта и аудита выходит на более высокий (правительственный) уровень. Начинают разрабатываться проекты, но конечного утверждения они не получают. Проекты дорабатываются, согласовываются с целым рядом различных министерств и ведомств - начинается третий этап становления аудита в России.
5 декабря 1991 года появляется
проект Закона “Об аудиторской
деятельности”. В течение двух
лет проект этого Закона
1.3. Аудиторские фирмы России. Их рейтинг
В ментальности российских бизнесменов
аудит, по большей части, ассоциируется
с тотальными контрольно-счетными функциями
всепроникающего ревизорского ока.
Как и во времена гоголевских
героев, ревизора с аудиторской проверкой
панически боятся не меньше налогового
инспектора. Однако, титанический труд
скромных «ревизоров» финансовых скрижалей
за последнее десятилетие в
Сами аудиторы довольно самокритично
относятся к своей
Критерии, аудиторских организаций, оказывающих качественные услуги (экспертная оценка по 10-балльной шкале):
Высокое конкурентное преимущество - 9,9
Многолетний опыт работы- 9,1
Высококвалифицированный постоянный штат специалистов- 8,8
Многопрофильность команды - 8,5
Наличие апробированных аудиторских методик - 8,2
Предоставление услуг по Международным Стандартам Финансовой Отчетности (МФСО)- 7,3
Длина/качество клиентской цепочки - 6,8
Владение проблемами отраслевой специфики- 5,7
Высокая корпоративная и информационная культура- 4,9
Другие критерии - 1,1
Российский аудит развивается
по особым законам. Федеральным. Поэтому
главной положительной
Положительные тенденции российского рынка аудиторских услуг
Появление и развитие законодательной базы аудиторской деятельности, принятие новых аудиторских стандартов - 39 %
Развитие и устойчивый рост рынка аудиторских услуг- 24%
Рост доверия к советам
Укрупнение и универсальность аудиторских организаций - 11 %
Значительная часть
Вместе с тем в
Отрицательные тенденции российского рынка аудиторских услуг:
Недостаточно четко «
Желание заказчика получить подпись аудитора за наименьшие деньги - 32 %
Недобросовестная конкуренция, понятие «своих», «карманных» аудиторов, «демпингующие» конкуренты, «черный аудит»- 17 %.
Передел рынка на уровне профессиональных аудиторских объединений - 2 %
Выбор аудиторов не на основе конкуренции,
а на основе лоббирования интересов
ведущих аудиторских
Пирамида конкурентных преимуществ аудиторских организаций
Важным качеством аудитора является умение «держать площадку». То есть цепко удерживать клиентскую цепочку и ограждать завоеванные высоты рыночной экономики от посягательств конкурентов. В этой связи, многие аудиторы научились грамотно применять приемы конкурентной борьбы, опережая конкурентов не только скоростью мысли, но и качеством предлагаемого продукта/услуги. Исследование конкурентных преимуществ показало, что в основании этой своеобразной пирамиды уникальных возможностей лежит, прежде всего, безупречная репутация и долголетняя работа на рынке. Большой опыт российских аудиторов, профессионализм, компетентность, независимость, высокая квалификация и значительный интеллектуальный капитал - краеугольные камни профессии. Подмечено, что вторым, самым распространенным комплексом конкурентных преимуществ являются - высокое качество аудиторских услуг, взвешенная ценовая политика, оптимальное соотношение цена/качество, оперативность, минимальные сроки, постоянное совершенствование методов работы. Для клиента не менее ценно и индивидуальное отношение. Поэтому к базовым конкурентным преимуществам можно также отнести: максимальный учет интересов клиентов, индивидуальный подход к решению задач (причем в прямой зависимости от целей и отраслевой специфики предприятий), эффективную поддержку заказчиков в течение всего срока действия договора. И главное - конфиденциальность.
Важнейшим конкурентным преимуществом
является и глубокое знание действующего
законодательства в области бухгалтерского,
налогового, оперативного, управленческого
учета и отраслевых методик, налоговой
практики и коммерческих аспектов бизнеса,
гибкость в реагировании на все изменения,
происходящие на рынке услуг. Каждая
десятая аудиторская
Весьма важным конкурентным преимуществом стало наличие собственного учебно-методического центра, занимающегося подготовкой профессиональных бухгалтеров, а также регулярные публикации в ведущих бухгалтерских журналах, периодических изданиях экономического профиля.
В верхней части пирамиды расположились возможности крупных компаний. Это широкие партнерские сети, дающие мобильность и значительный географический охват клиентов. У вершины также находятся особо сложные проекты, исполнение эксклюзивных заказов, преимущественно инвестиционных.
Острие пирамиды венчает опыт работы
с компаниями и финансовыми организациями
мирового уровня, предоставление услуг
по выводу ценных бумаг клиентов на
международные финансовые рынки, право
международной подписи
Клиентская база аудиторов
В прошлом году аудит был проведен
у семи тысяч клиентов. В половине
случаев они имели статус «официального
аудитора». За год составлено свыше
трех тысяч аудиторских заключений.
Наибольшее число аудиторских проверок
состоялось в финансово-банковском
и инвестиционном секторах экономики,
торговле, строительстве, электроэнергетике,
машиностроении и металлообработке,
пищевой, промышленности, сельском хозяйстве,
нефтяной и нефтегазовой промышленности,
черной и цветной металлургии, топливной
и угольной промышленности, химической
и нефтехимической
Среди факторов, влияющих на их выбор достойного аудитора, заказчики отмечали безупречную деловую репутацию в сочетании с полной независимостью, профессионализм, компетентность аудитора и строгое соблюдение им условий конфиденциальности. Очень важным оказалось соотношение цены и одновременно качества предоставляемых услуг, а также возможность получения их в комплексе. Как правило, клиенты выбирали аудитора на конкурсной основе, внимательно присматриваясь и к их конкурентам. Важным фактором для дальнейшего сотрудничества и долгосрочных контрактов было качество аудиторских заключений и ответственность, которую возлагали на себя аудиторы. Не лишними оказались отзывы и рекомендательные письма серьезных заказчиков.
Факторы, влияющие на решение заказчиков при выборе аудиторов (экспертная оценка по 10-балльной шкале):
Деловая репутация/независимость - 9,8
Профессионализм / компетентность- 9,5
Соблюдение условий
Соотношение цена/качество услуг - 8,9
Комплексные услуги- 8,6
Выбор аудитора на основе конкуренции- 8,3
Качество аудиторских
Ответственность, которую берут на себя аудиторы - 6,2
Отзывы/рекомендации заказчиков- 5,4
Другие факторы - 1,2
1.4. Правовые основы аудиторской деятельности
Становление аудита в России началось в конце 80-х начале 90-х годов. За этот период принят ряд нормативных документов по правовому регулированию аудиторской деятельности.
К основным нормативным документам относятся:
1. Указ Президента РФ от 22 декабря
1993 г. № 2263 "Об аудиторской
деятельности в Российской
2. Временные правила аудиторской
деятельности в Российской
3. Положение о Комиссии по
аудиторской деятельности при
Президенте Российской
4. Положение о Консультативном
совете при Комиссии по
5. Постановление Правительства
Российской Федерации от 6 мая
1994 г. № 482 "Об утверждении
нормативных документов по