Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 07:49, шпаргалка
3. В повседневной хозяйственной деятельности предприятие использует множество оперативной информации, которая представляет собой "исходный материал" для принятия соответствующих управленческих решений.
Информационная система предприятия состоит из взаимосвязанных подсистем (конструкторской, технологической, экономической и др.). Наибольшее значение для управления имеет экономическая информация. Она подразделяется на следующие виды: плановая, нормативная, учетная и прочая (материалы ревизий или аудиторских проверок, объяснительных и докладных записок, деловая переписка с другими организациями и т. п.).
12. Измерение — один
из основных элементов метода
учета, позволяющий получить
Особенностью бухгалтерского учета является измерение учитываемых объектов, в обязательном порядке, в стоимостном, денежном измерителе. Этим измерителем в нашей стране является денежная единица — рубль. Применение этого универсального измерителя позволяет обобщать, “синтезировать” результаты измерений любых объектов, за любые временные периоды, по любой организации, их группе, отрасли и по республике в целом. Однако в стоимостном измерителе могут быть измерены и отражены в бухгалтерском учете только такие объекты, которые обладают стоимостью.
Стоимость товара (или любого
другого объекта бухгалтерского
учета) — это овеществленный в
товаре труд, общественно необходимый
для его производства. В реальной
действительности эта стоимость
проявляется только в процессе купли-продажи
товара на рынке в виде его цены,
как денежного выражения
Стоимостное измерение охватывает все объекты бухгалтерского учета: хозяйственные средства и процессы.
Стоимостное измерение характеризуется двумя основными элементами метода бухгалтерского учета: оценкой и калькулированием.
Способ стоимостного измерения объекта в денежном измерителе называется оценкой. При оценке товар сравнивают, соизмеряют с общепринятой единицей измерения — рублем, с его эталонной стоимостью (покупательной способностью). Результаты оценки (т.е. измерения) объекта выражаются определенной суммой в рублях, что и составляет его цену.
В условиях рынка цены на товары складываются под влиянием многих факторов. Кроме совокупных затрат труда или стоимости, на их величину существенно влияет спрос и предложение. Их столкновение, противодействие при реализации товара приводит к уравновешиванию интересов продавца (или производителя) и покупателя. В результате цена товара на рынке устанавливается на определенном уровне, который относительно и продавца, и покупателя носит объективный, относительно независимый характер.
Однако этот уровень цен
на рынке не остается неизменным, поскольку
изменяются и условия производства,
и спрос, и предложение. Поэтому
цены на товары и во времени, и в
пространстве подвержены значительным
колебаниям, а организации, вступающие
в экономические отношения
Устойчивое и значительное изменение рыночных цен на отдельные виды ранее приобретенных средств организаций приводит к необходимости их переоценки. Благодаря переоценке стоимость объектов учета доводится до их реальной, объективно установившейся на рынке величины, а разница от переоценки (дооценки или уценки) должна получить отражение в бухгалтерском учете как отдельная хозяйственная операция или даже самостоятельный объект учета. Стоимость объекта после переоценки иногда называют восстановительной.
Калькулирование (от calculo — вычислять)– это способ стоимостного соизмерения процессов заготовления материальных ценностей, производства продукции, ее реализации, а также отдельных этапов, элементов процесса расширенного воспроизводства (исчисление валового дохода, хозрасчетной себестоимости и др.).
Калькулирование, как способ определения фактической себестоимости объекта, неразрывно связано с системой бухгалтерского учета. Именно в системе синтетических и аналитических счетов отражается движение затраченных средств, собираются суммы затрат по объекту и подготавливаются данные для расчетов. Для этого и используются собирательно-распределительные и калькуляционные счета.
С момента покупки все
объекты учитываются в
Необходимость применения в
практике бухгалтерского учета стоимостного
измерения обусловлена
Таким образом, стоимостное
измерение объектов бухгалтерского
учета в нашей экономике
14. Двойная запись – это способ отражения хозяйственной операции в дебете одного счета и в кредите другого в одной и той же сумме. Применение двойной записи имеет объективный характер и связано с двойственным характером отражения хозяйственных операций. Необходимость двойной записи выражается в четырех типах балансовых изменений.
Двойная запись придает бухгалтерскому
учету системный характер, обеспечивает
взаимосвязь между счетами, что
позволяет объединить их в единую
систему. Она имеет большое
Значение двойной записи операций на счетах:
– отражает изменения в составе хозяйственных средств или их источниках или одновременно, как в составе средств и их источниках в процессе совершения хозяйственных операций в равных суммах;
– обеспечивает контроль движения
хозяйственных средств и
– дает возможность определить источник поступления и направление использования;
– позволяет проконтролировать экономическое содержание операций и их правомерность, а также отражение в балансе;
– позволяет выявить ошибки в счетных записях.
Например, отпущены материалы со склада в производство для изготовления продукции на сумму 20 000 рублей.
Данная операция означает
уменьшение материалов на складе и
увеличение затрат основного производства
на одну и ту же сумму. Операция приводит
к двойным изменениям в составе
имущества хозяйства и
Эта операция записывается следующим образом:
Дебет счета «Основное производство» – 20 000
Кредит счета «Материалы» – 20 000
Например, удержан налог на доходы физических лиц из заработной платы работников организации на сумму 15 000 рублей.
Данная операция затрагивает
два счета «Расчеты по налогам
и сборам» и «Расчеты по оплате
труда». Оба счета пассивные, на одном
увеличивается задолженность
Дебет счета «Расчеты с персоналом по оплате труда» 15 000
Кредит счета «Расчеты по налогам и сборам» 15 000
Например, начислена заработная плата работникам организации за выработанную продукции 53 000.
Счет «Основное производство» – активный, увеличение активного счета отражается по дебету, а счет «Расчеты с персоналом по оплате труда» – пассивный, увеличение задолженности перед работниками организации отражается по кредиту:
Дебет счета «Основное производство» 53 000
Кредит счета «Расчеты с персоналом по оплате труда» 53 000
Каждая хозяйственная операция отражается на счетах бухгалтерского учета способом двойной записи в дебете одного и кредите другого счета, т.е. между этими счетами возникает взаимосвязь.
Взаимосвязь дебета одного с кредитом другого счета, возникающая в результате двойной записи хозяйственных операций на них, называется корреспонденцией счетов, а счета, между которыми возникает эта взаимосвязь, называются корреспондирующими.
Обозначение корреспонденции счетов, т.е. указание дебетуемого и кредитуемого счетов и суммы хозяйственной операции, называется бухгалтерской проводкой.
Бухгалтерские проводки по количеству затрагиваемых счетов бывают простыми и сложными. Простыми называются проводки, в которых корреспондирует по два счета, т.е. один – по дебету, другой – по кредиту. Сложные – это проводки, когда один счет по дебету корреспондирует с несколькими счетами по кредиту и наоборот.
17. Организация бухгалтерского учета на предприятии
Пожалуй, нет такого предпринимателя, которому в своё время не приходилось задумываться над тем, как рационально организовать ведение бухгалтерии и узнать больше о том, кому доверить налоговый и бухгалтерский учет. В отличие от крупных предприятий, имеющих большие объемы учетной работы и предпочитающих формировать собственные бухгалтерские отделы, представителям среднего бизнеса и ИП российское законодательство предоставляет возможность выбирать наиболее приемлемый для них вариант решения этого вопроса. Помочь в этом сможет эта статья.
Понятие организации бухгалтерского учета
Организация бухгалтерского
учета на предприятии подразумевает
систему условий и элементов
по построению бухучета в согласовании
с учетной политикой
Естественно, что любое предприятие имеет свою учетную политику. Именно там прописываются, в том числе, и принципы бухучета.
Предполагается, что при формировании учетной политики будут соблюдены следующие пункты:
обособленность активов и обязательств организации от активов и обязательств собственников и других организаций;
отсутствие у организации потребности в сокращении деятельности или самоликвидации, то есть гарантия погашения обязательств в установленном порядке;
применение принятой учетной политики последовательно, от одного учетного года к другому;
допущение временной определенности факторов хозяйственной деятельности, то есть вне зависимости от фактического времени выплаты или поступления денежных средств, факты хозяйственной деятельности предприятия имеют отношение к тому отчетному периоду, в котором они произошли.
В Российской Федерации бухгалтерский учет соответствует требованиям рыночной экономики и строится на международных стандартах отчетности и учета.
В соответствии с этими
критериями, бухучет имеет
На первом уровне находятся законы Российской Федерации, которые устанавливают единые методологические и правовые основы организации и ведения бухгалтерского учета в России. К этим законам относится Гражданский кодекс РФ, а также Федеральные законы, как закон «О бухгалтерском учете», в котором описаны правила и принципы ведения учета на предприятиях и организациях.
На втором уровне находятся нормативные акты Президента и Правительства Российской Федерации и других правительственных органов, имеющих право разработки и утверждения в пределах их компетенции обязательных для исполнения норм. Документация второго уровня используется в процессе разработки положений на этапе регулирования системы нормативных документов.
Третий уровень включает
положения (стандарты), инструкции, планы
счетов, приказы и прочие нормативные
акты о бухучете различных направлений
и тематики. Третий уровень считается
главным. По нему издается нормативная
документация, имеющая цель приблизить
организацию и ведение
Четвертый уровень составляет документация, предназначенная для внутреннего использования. Это документы, носящие рекомендательный характер по ведению и организации бухучета на примере отдельных видов имущества, хозяйственных операций и обязательств.
Варианты организации бухгалтерского учета
Согласно Федерального закона о бухгалтерском учете, ответственными за организацию бухучета на предприятиях являются руководители. То есть руководителю необходимо:
учредить бухгалтерскую службу,
нанять главного бухгалтера, введя в штат его должность,
передать бухгалтерии на договорных началах право вести бухгалтерский учет.
Вариант найма штатного бухгалтера идеален, но только в том случае, если удастся быстро найти действительно ответственного, опытного и лояльного профессионала. Согласитесь, безошибочно определить, кто из кандидатов на вакантное место соответствует этим критериям довольно сложно. Конечно, можно идти по пути проб и ошибок, но при этом стоит учесть, что ответственность за все допущенные непрофессиональным бухгалтером ошибки ляжет непосредственно на предприятие
Как показывает практика, в ряде случаев может даже возникнуть необходимость провести восстановление бухгалтерского учета для устранения «белых пятен» и недочетов в документации.
Выбор в пользу самостоятельного ведения учета, может быть оправдан только тогда, когда объем документооборота совсем незначителен, а ИП или руководитель небольшого предприятия сам является специалистом в сфере бухучета. Анализируя этот вариант, также стоит принять во внимание тот факт, что кроме основных функциональных обязанностейвам придётся возложить на себя ещё дополнительные, которые будут забирать время, необходимое на укрепление и развитее бизнеса.
Третья из рассматриваемых форм ведения бухгалтерии - аутсорсинг. Как строится сотрудничество в этом случае? Проведя оценку специфики и определившись с объемами работ, стороны (заказчик и аутсорсинговая компания) заключают договор на услуги бухгалтерского сопровожденияили комплексное обслуживание, в соответствии с которым гражданскую ответственность за нанесение связанных с некачественным ведением учета убытков клиенту несёт исполнитель. Немаловажно и то, что в сравнении с содержанием штатного бухгалтерского подразделения и оплатой услуг приходящего высококвалифицированного бухгалтера такой вариант ведения бухгалтерии потребует существенно меньше затрат.
Информация о работе Шпаргалка по "Бухгалтерскому учету и аудиту"