Ревизия и аудит по налогам и сборам

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 14:13, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - изучить теоретические аспекты аудита и ревизии расчетов по налогам и сборам, и на основе практического материала рассмотреть ведение финансово-хозяйственного контроля деятельности субъекта хозяйствования, дать рекомендации по совершенствованию внутреннего контроля по учету налогов и сборов.
Задачами курсовой являются:
- изучить положения и правила, регулирующие порядок, организацию и методику проведения финансово-хозяйственного контроля в Республике Беларусь;
- изучить нормативно-правовую, методическую и другую специальную литературу, относящуюся непосредственно к выбранной теме;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...…5
1 Налоги и обязательные платежи как объект финансово-хозяйственного контроля………………………………………………………………………..…….7
1.1 Налоги и обязательные платежи: экономическое содержание и роль в функционировании национальной экономики…………………………………. …7
1.2 Нормативно-правовое регулирование и информационное обеспечение проверки расчетов по налогам и сборам……………………………………….…..9
1.3 Общая характеристика системы внутреннего контроля организации……...13
2 Организация и методика проведения ревизии расчетов по налогам и сборам15
2.1 Оценка состояния организации и методики ведения бухгалтерского учета и составления отчетности…………………………………………………………....15
2.2 Планирование и организация проведения ревизии расчетов по налогам и сборам…………………………………………………………………………….…18
2.3 Проверка правильности и своевременности расчетов с бюджетом по налогам и отчислениям, базой для расчета которых является выручка от реализации товаров продукции (работ, услуг)………………………………...…19
2.4 Проверка правильности и своевременности расчетов с бюджетом по налогам, включаемым в себестоимость продукции……………………………...21
2.5 Проверка правильности и своевременности расчетов с бюджетом по налогам, базой для расчета которых являются доходы или прибыль……..……23
2.6 Проверка правильности документального оформления расчетных операций по налогам и сборам…………………………………………………………..……24
2.7 Проверка правильности, полноты и своевременности записей в регистры синтетического и аналитического учета расчетов по налогам и сборам….……26
3 Методика оформления результатов проверки по расчетам с бюджетом и внебюджетными фондами…………………………………………………………29
3.1 Оценка состояния внутреннего контроля за правильностью и своевременностью расчетов по налогам и сборам…………………….…………29
3.2 Документальное оформление материалов ревизии расчетов по налогам и сборам……………………………………………………………………………….30
3.3 Особенности планирования, проведения и документального оформления аудита расчетов по налогам и сборам……………………………………..……..32
Заключение…………………………………………………………………….……37
Список использованных источников………………………………………...……39

Работа содержит 1 файл

Тема 23.doc

— 265.00 Кб (Скачать)

Записи в  налоговом учете производятся на основании:

- первичных  документов бухгалтерского учета,  оформленных в соответствии с  требованиями ст. 9 Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности».

- регистров  бухгалтерского учета;

- первичных  документов налогового учета,  оформленных в соответствии с  требованиями п, 61 Инструкции о  порядке исчисления и уплаты  в бюджет налогов на доходы и прибыль, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь.

Формы регистров  налогового учета утверждаются руководителем ОАО «Заводской райпищеторг».

Ответственность за организацию и достоверность  данных налогового учета несет главный бухгалтер ОАО «Заводской райпищеторг».

Проверкой установлено, что бухгалтерский баланс (форма №1) заполнена в соответствии с остатками на счетах по данным Главной книги.

 Отчет о  прибылях и убытках (форма №2), отчет о движении фондов и других средств (форма №3), соответствуют показателям по данным бухгалтерского учета.

 Бухгалтерская  отчетность составлена в соответствии  с Инструкцией о порядке формирования  показателей бухгалтерской отчетности, утвержденной постановлением Министерства финансов РБ от 17.02.2004 г. № 16 с учетом изменений и дополнений, внесенных постановлением Министерства финансов РБ от 22.12.2004 г. № 178.

 В процессе ревизии были изучены на выборочной основе те доказательства, которые обосновывают суммы и выводы в бухгалтерской отчетности. Ревизия проводилась таким образом, чтобы получить достаточную уверенность в том, что бухгалтерская отчетность не содержит существенных искажений.

На основании  полученной информации составляют акт  проверки финансово-хозяйственной деятельности и приказ «О результатах комплексной ревизии производственной и финансово-хозяйственной деятельности (Приложения Ш).

По результатам ревизии, в ходе которой выявлены нарушения  норм законодательства, составляется акт  в двух экземплярах в случае простой плановой проверки, в трёх – если проверка проводилась по требованию правоохранительных органов.

Различают два вида актов:

  • промежуточный;
  • основной.

Назначение промежуточного акта – это отражение действительного  состояния хозяйственных и финансовых операций на момент проведения проверки.

 Промежуточные акты  и объяснения по ним прилагаются  к основному акту, который обобщает  сведения промежуточных в целом  по предприятию. 

Акт ревизии состоит из вступительной (общей) и результативной (исследовательской) частей.

Во вступительной части  указываются: полное наименование документа, дата и место его составления; основание для проведения проверки, ее начало и окончание; состав ревизионной  группы; наименование ревизуемой организации  и период хозяйственно-финансовой деятельности, за который проводилась ревизия; фамилия и инициалы должностных лиц ревизуемого учреждения, ответственных за его финансово-хозяйственную деятельность.

Результативная (исследовательская) часть акта ревизии представляет собой систематизированный перечень выявленных нарушений, недостатков и злоупотреблений в процессе хозяйственно-финансовой деятельности организации.

В акте ревизии должны включаться всесторонне проверенные  и документально обоснованные факты  нарушений, злоупотреблений, безхозяйственности, порчи и недостач, излишнего списания материальных ценностей и др [64, c.187].

Акт ревизии оформляется  таким образом, чтобы по каждому  отраженному в нем факту можно  было четко ответить на следующие  вопросы:

- содержание нарушения  со ссылкой на соответствующие законы, постановления правительства, приказы, ведомственные инструкции и другие нормативно- правовые документы;

- кто допустил нарушение  (должность, фамилия, имя и отчество);

- по чьему указанию  или разрешению совершено правонарушение (должность, имя и отчество) и каким образом было отдано это распоряжение;

- когда и где допущено  нарушение (дата и период времени,  в котором было совершено нарушение);

- каким способом совершено  нарушение и чем оно вызвано;

В рамках данной курсовой работы составлена результативная часть акта ревизии расчетов по налогам и сборам ОАО «Заводской райпищеторг» (Приложение Ш).

 

 

3.3 Особенности планирования, проведения и документального оформления аудита  расчетов по налогам и сборам

 

 

Аудитор и руководство  аудируемого лица должны достичь согласия по поводу условий проведения аудита. Согласованные условия необходимо отразить в договоре. Аудитор может использовать в ходе достижения договоренности с руководством аудируемого лица форму письма о проведении аудита.

 Договор (письмо) о проведении аудита является документальным отражением и подтверждением того, что аудитор принимает назначение, соглашается с целями и объемом аудита, объемом обязательств перед аудируемым лицом и формой аудиторского заключения и иных отчетов (Приложение Щ).

Неотъемлемой частью договора является протокол согласования договорной цены на оказание аудиторских  услуг. Протокол является основанием для проведения взаимных расчетов между исполнителем и заказчиком, то есть между аудитором и аудируемым предприятием (Приложение Э).

Аудиторская организация  должна разработать и документально  оформить общую стратегию аудита, которая будет определять его  объем, сроки проведения и направления  работы, а также содержать указания по разработке детального плана аудита.

Разработка общей стратегии  аудита на основе результатов предварительного планирования включает:

- установление характеристик аудиторского задания, влияющих на его объем (вид аудита; применяемые основы бухгалтерской (финансовой) отчетности, подлежащей аудиту; структура аудируемого лица; требования законодательства к осуществляемым аудируемым лицом видам деятельности, другие);

- определение итоговых и промежуточных документов по результатам аудита и сроков их предоставления;

- установленный уровень (уровни) существенности;

- предварительная оценка эффективности системы внутреннего контроля аудируемого лица;

- специфические особенности финансовой и хозяйственной деятельности аудируемого лица и его бухгалтерской (финансовой) отчетности.

 При разработке  общей стратегии аудита необходимо учитывать:

- накопленный опыт работы с данным аудируемым лицом и наличие специалистов, обладающих таким опытом;

- наличие службы внутреннего аудита и возможности использования ее работы;

- необходимость использования результатов работы других аудиторских организаций в случае проведения аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, включающей показатели обособленных структурных подразделений;

- возможность использования аудиторских доказательств, полученных в ходе предыдущего аудита;

- влияние информационных систем учета на аудиторские процедуры, в том числе на доступность баз данных;

- соотнесение планируемого объема и сроков проведения аудита со сроками подготовки промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности;

- возможность общения с работниками аудируемого лица и доступность информации о деятельности аудируемого лица.

На основании программы  аудита проводится аудит расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами в той последовательности, в которой указано в программе (Приложение Ю).

Аудит расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами включает три основных этапа.

 Этап 1. Предварительная оценка  существующей системы налогообложения экономического субъекта. На данном этапе:

- проводится общий  анализ элементов системы налогообложения;

- определяются основные  факторы, влияющие на налоговые  показатели;

- проверяется правильность  методики исчисления налоговых  платежей;

- проводятся правовая  и налоговая экспертизы существующей  системы хозяйственных отношений;

- анализируется система  документооборота, изучаются функции и полномочия служб, ответственных за исчисление и уплату налогов;

- выполняется предварительный  расчет налоговых показателей  экономического субъекта.

Выполнение данных процедур позволит рассмотреть такие существенные факторы, как специфика основных хозяйственных операций в организации и существующие объекты налогообложения, соответствие применяемого экономическим субъектом порядка налогообложения нормам действующего законодательства, оценить уровень налоговых обязательств и потенциальных налоговых нарушений экономического субъекта

Этап 2. Проверка и подтверждение  правильности исчисления и уплаты экономическим  субъектом налогов и сборов в  бюджет. На данном этапе:

- проверяется представленная  экономическим субъектом налоговая  отчетность;

- оценивается правомерность  использования налоговых льгот;

- проводится экспертиза  бухгалтерского и налогового  учета за весь подлежащий проверке  период, в том числе анализируются  первичные документы и разъяснения  руководства о показателях и  методиках при налоговых расчетах;

- исправляются выявленные  ошибки вместе с работниками  организации; 

- при невозможности внесения исправлений в отчет заносятся рекомендации о мерах для избежания аналогичных ошибок в дальнейшем.

Этап проверки и подтверждения  правильности исчисления и уплаты экономическим субъектом налогов и сборов в бюджет и во внебюджетные фонды может проводиться как по всем налогам и сборам, так и по отдельным их видам и вопросам, которые интересуют лицо, заказавшее проведение налогового аудита. При проведении работ осуществляется проверка налоговой отчетности, представленной экономическим субъектом по установленным формам (налоговых деклараций, расчетов по налогам, справок об авансовых платежах и др.), а также правомерность использования налоговых льгот.

Сведения, содержащиеся в налоговой отчетности, проверяются  и анализируются путем их сопоставления  с данными синтетических и  аналитических регистров бухгалтерского учета и отчетности. Аудиторская  организация вправе анализировать  первичные документы экономического субъекта, получать разъяснения от руководства о показателях и методиках, положенных в основу налогового расчета, а также может наблюдать за процессом проведения инвентаризации и участвовать в осмотре объектов, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода или являющихся объектом налогообложения.

На данном этапе аудитору необходимо установить правильность определения  налогооблагаемых баз и точность расчетов сумм налогов, подлежащих к  уплате, правильность составления налоговых  деклараций. А для этого необходимо проверить наличие всех необходимых первичных документов, договоров по различным финансово-хозяйственным операциям, а также соответствие указанных в расчетах данных данным бухгалтерского учета и подтвердить соответствие финансовых и хозяйственных операций действующему налоговому законодательству. В целях избежания арифметических ошибок рекомендуется проводить по каждому расчету сверку данных бухгалтерского учета, на основании которых составлен расчет, и арифметический подсчет в расчете. Также проверяется своевременность составления и представления налоговых деклараций и расчетов, своевременность уплаты налогов. Всю полученную в ходе проверки информацию аудитор регистрирует в своих рабочих документах, выявляет значимость ошибок и их влияние на достоверность отчетности, при необходимости корректирует план проверки.

При проверке полноты  и правильности исчисления налогов  целесообразно выбрать отчетный период, который проверяется сплошным методом. Если это невозможно из-за большого объема документов, то аудитор планирует выборочную проверку внутри одного отчетного периода и по налоговому периоду в целом, используя виды аудиторской выборки, которые он сочтет оптимальными.

Проверяя один отчетный период (например, один месяц по исчислению и уплате НДС), проверяются следующие позиции:

- правильность, своевременность,  полнота формирования налогооблагаемой  базы, соблюдения основных принципов  при ее определении (например, заполнение книги продаж);

- правильность формирования  налоговых вычетов (книга покупок);

- обоснованность внесения  исправлений в налоговую отчетность  и налоговые регистры;

- действительность первичных  документов для заполнения налоговых  регистров;

- включение первичных  документов в соответствующие  налоговые периоды.

Проверку можно осуществлять двумя способами. Первый способ - рассмотреть данные налоговой отчетности в сравнении с данными аналитических регистров налогового учета. При этом сведения в первичных документах должны соответствовать сведениям в регистрах аналитического налогового учета. Второй способ - проверить на основании первичных документов полноту формирования налоговых регистров учета и далее формирование налоговой отчетности.

Этап 3. Оформление и представление  результатов проведения налогового аудита. На данном этапе:

- формулируются результаты  проведенного аудита;

- составляется заключение  о результатах выполнения специального  аудиторского задания по проведению  налогового аудита, которое должно  содержать мнение о степени  полноты и правильности исчисления, отражения и перечисления экономическим субъектом платежей в бюджет и внебюджетные фонды, а также о правомерности применения экономическим субъектом налоговых льгот.

Информация о работе Ревизия и аудит по налогам и сборам