Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 14:13, курсовая работа
Цель курсовой работы - изучить теоретические аспекты аудита и ревизии расчетов по налогам и сборам, и на основе практического материала рассмотреть ведение финансово-хозяйственного контроля деятельности субъекта хозяйствования, дать рекомендации по совершенствованию внутреннего контроля по учету налогов и сборов.
Задачами курсовой являются:
- изучить положения и правила, регулирующие порядок, организацию и методику проведения финансово-хозяйственного контроля в Республике Беларусь;
- изучить нормативно-правовую, методическую и другую специальную литературу, относящуюся непосредственно к выбранной теме;
Введение…………………………………………………………………………...…5
1 Налоги и обязательные платежи как объект финансово-хозяйственного контроля………………………………………………………………………..…….7
1.1 Налоги и обязательные платежи: экономическое содержание и роль в функционировании национальной экономики…………………………………. …7
1.2 Нормативно-правовое регулирование и информационное обеспечение проверки расчетов по налогам и сборам……………………………………….…..9
1.3 Общая характеристика системы внутреннего контроля организации……...13
2 Организация и методика проведения ревизии расчетов по налогам и сборам15
2.1 Оценка состояния организации и методики ведения бухгалтерского учета и составления отчетности…………………………………………………………....15
2.2 Планирование и организация проведения ревизии расчетов по налогам и сборам…………………………………………………………………………….…18
2.3 Проверка правильности и своевременности расчетов с бюджетом по налогам и отчислениям, базой для расчета которых является выручка от реализации товаров продукции (работ, услуг)………………………………...…19
2.4 Проверка правильности и своевременности расчетов с бюджетом по налогам, включаемым в себестоимость продукции……………………………...21
2.5 Проверка правильности и своевременности расчетов с бюджетом по налогам, базой для расчета которых являются доходы или прибыль……..……23
2.6 Проверка правильности документального оформления расчетных операций по налогам и сборам…………………………………………………………..……24
2.7 Проверка правильности, полноты и своевременности записей в регистры синтетического и аналитического учета расчетов по налогам и сборам….……26
3 Методика оформления результатов проверки по расчетам с бюджетом и внебюджетными фондами…………………………………………………………29
3.1 Оценка состояния внутреннего контроля за правильностью и своевременностью расчетов по налогам и сборам…………………….…………29
3.2 Документальное оформление материалов ревизии расчетов по налогам и сборам……………………………………………………………………………….30
3.3 Особенности планирования, проведения и документального оформления аудита расчетов по налогам и сборам……………………………………..……..32
Заключение…………………………………………………………………….……37
Список использованных источников………………………………………...……39
Записи в налоговом учете производятся на основании:
- первичных
документов бухгалтерского
- регистров бухгалтерского учета;
- первичных документов налогового учета, оформленных в соответствии с требованиями п, 61 Инструкции о порядке исчисления и уплаты в бюджет налогов на доходы и прибыль, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь.
Формы регистров налогового учета утверждаются руководителем ОАО «Заводской райпищеторг».
Ответственность за организацию и достоверность данных налогового учета несет главный бухгалтер ОАО «Заводской райпищеторг».
Проверкой установлено, что бухгалтерский баланс (форма №1) заполнена в соответствии с остатками на счетах по данным Главной книги.
Отчет о прибылях и убытках (форма №2), отчет о движении фондов и других средств (форма №3), соответствуют показателям по данным бухгалтерского учета.
Бухгалтерская
отчетность составлена в
В процессе ревизии были изучены на выборочной основе те доказательства, которые обосновывают суммы и выводы в бухгалтерской отчетности. Ревизия проводилась таким образом, чтобы получить достаточную уверенность в том, что бухгалтерская отчетность не содержит существенных искажений.
На основании полученной информации составляют акт проверки финансово-хозяйственной деятельности и приказ «О результатах комплексной ревизии производственной и финансово-хозяйственной деятельности (Приложения Ш).
По результатам ревизии, в ходе которой выявлены нарушения норм законодательства, составляется акт в двух экземплярах в случае простой плановой проверки, в трёх – если проверка проводилась по требованию правоохранительных органов.
Различают два вида актов:
Назначение промежуточного
акта – это отражение
Промежуточные акты
и объяснения по ним
Акт ревизии состоит из вступительной (общей) и результативной (исследовательской) частей.
Во вступительной части указываются: полное наименование документа, дата и место его составления; основание для проведения проверки, ее начало и окончание; состав ревизионной группы; наименование ревизуемой организации и период хозяйственно-финансовой деятельности, за который проводилась ревизия; фамилия и инициалы должностных лиц ревизуемого учреждения, ответственных за его финансово-хозяйственную деятельность.
Результативная (исследовательская) часть акта ревизии представляет собой систематизированный перечень выявленных нарушений, недостатков и злоупотреблений в процессе хозяйственно-финансовой деятельности организации.
В акте ревизии должны включаться всесторонне проверенные и документально обоснованные факты нарушений, злоупотреблений, безхозяйственности, порчи и недостач, излишнего списания материальных ценностей и др [64, c.187].
Акт ревизии оформляется таким образом, чтобы по каждому отраженному в нем факту можно было четко ответить на следующие вопросы:
- содержание нарушения со ссылкой на соответствующие законы, постановления правительства, приказы, ведомственные инструкции и другие нормативно- правовые документы;
- кто допустил нарушение
(должность, фамилия, имя и
- по чьему указанию
или разрешению совершено
- когда и где допущено
нарушение (дата и период
- каким способом совершено нарушение и чем оно вызвано;
В рамках данной курсовой работы составлена результативная часть акта ревизии расчетов по налогам и сборам ОАО «Заводской райпищеторг» (Приложение Ш).
3.3 Особенности планирования, проведения и документального оформления аудита расчетов по налогам и сборам
Аудитор и руководство аудируемого лица должны достичь согласия по поводу условий проведения аудита. Согласованные условия необходимо отразить в договоре. Аудитор может использовать в ходе достижения договоренности с руководством аудируемого лица форму письма о проведении аудита.
Договор (письмо) о проведении аудита является документальным отражением и подтверждением того, что аудитор принимает назначение, соглашается с целями и объемом аудита, объемом обязательств перед аудируемым лицом и формой аудиторского заключения и иных отчетов (Приложение Щ).
Неотъемлемой частью договора является протокол согласования договорной цены на оказание аудиторских услуг. Протокол является основанием для проведения взаимных расчетов между исполнителем и заказчиком, то есть между аудитором и аудируемым предприятием (Приложение Э).
Аудиторская организация должна разработать и документально оформить общую стратегию аудита, которая будет определять его объем, сроки проведения и направления работы, а также содержать указания по разработке детального плана аудита.
Разработка общей стратегии аудита на основе результатов предварительного планирования включает:
- установление характеристик аудиторского задания, влияющих на его объем (вид аудита; применяемые основы бухгалтерской (финансовой) отчетности, подлежащей аудиту; структура аудируемого лица; требования законодательства к осуществляемым аудируемым лицом видам деятельности, другие);
- определение итоговых и промежуточных документов по результатам аудита и сроков их предоставления;
- установленный уровень (уровни) существенности;
- предварительная оценка эффективности системы внутреннего контроля аудируемого лица;
- специфические особенности финансовой и хозяйственной деятельности аудируемого лица и его бухгалтерской (финансовой) отчетности.
При разработке общей стратегии аудита необходимо учитывать:
- накопленный опыт работы с данным аудируемым лицом и наличие специалистов, обладающих таким опытом;
- наличие службы внутреннего аудита и возможности использования ее работы;
- необходимость использования результатов работы других аудиторских организаций в случае проведения аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, включающей показатели обособленных структурных подразделений;
- возможность использования аудиторских доказательств, полученных в ходе предыдущего аудита;
- влияние информационных систем учета на аудиторские процедуры, в том числе на доступность баз данных;
- соотнесение планируемого объема и сроков проведения аудита со сроками подготовки промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- возможность общения с работниками аудируемого лица и доступность информации о деятельности аудируемого лица.
На основании программы аудита проводится аудит расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами в той последовательности, в которой указано в программе (Приложение Ю).
Аудит расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами включает три основных этапа.
Этап 1. Предварительная оценка существующей системы налогообложения экономического субъекта. На данном этапе:
- проводится общий
анализ элементов системы
- определяются основные
факторы, влияющие на
- проверяется правильность методики исчисления налоговых платежей;
- проводятся правовая
и налоговая экспертизы
- анализируется система документооборота, изучаются функции и полномочия служб, ответственных за исчисление и уплату налогов;
- выполняется предварительный расчет налоговых показателей экономического субъекта.
Выполнение данных процедур позволит рассмотреть такие существенные факторы, как специфика основных хозяйственных операций в организации и существующие объекты налогообложения, соответствие применяемого экономическим субъектом порядка налогообложения нормам действующего законодательства, оценить уровень налоговых обязательств и потенциальных налоговых нарушений экономического субъекта
Этап 2. Проверка и подтверждение правильности исчисления и уплаты экономическим субъектом налогов и сборов в бюджет. На данном этапе:
- проверяется представленная
экономическим субъектом
- оценивается правомерность использования налоговых льгот;
- проводится экспертиза
бухгалтерского и налогового
учета за весь подлежащий
- исправляются выявленные ошибки вместе с работниками организации;
- при невозможности внесения исправлений в отчет заносятся рекомендации о мерах для избежания аналогичных ошибок в дальнейшем.
Этап проверки и подтверждения правильности исчисления и уплаты экономическим субъектом налогов и сборов в бюджет и во внебюджетные фонды может проводиться как по всем налогам и сборам, так и по отдельным их видам и вопросам, которые интересуют лицо, заказавшее проведение налогового аудита. При проведении работ осуществляется проверка налоговой отчетности, представленной экономическим субъектом по установленным формам (налоговых деклараций, расчетов по налогам, справок об авансовых платежах и др.), а также правомерность использования налоговых льгот.
Сведения, содержащиеся
в налоговой отчетности, проверяются
и анализируются путем их сопоставления
с данными синтетических и
аналитических регистров
На данном этапе аудитору необходимо установить правильность определения налогооблагаемых баз и точность расчетов сумм налогов, подлежащих к уплате, правильность составления налоговых деклараций. А для этого необходимо проверить наличие всех необходимых первичных документов, договоров по различным финансово-хозяйственным операциям, а также соответствие указанных в расчетах данных данным бухгалтерского учета и подтвердить соответствие финансовых и хозяйственных операций действующему налоговому законодательству. В целях избежания арифметических ошибок рекомендуется проводить по каждому расчету сверку данных бухгалтерского учета, на основании которых составлен расчет, и арифметический подсчет в расчете. Также проверяется своевременность составления и представления налоговых деклараций и расчетов, своевременность уплаты налогов. Всю полученную в ходе проверки информацию аудитор регистрирует в своих рабочих документах, выявляет значимость ошибок и их влияние на достоверность отчетности, при необходимости корректирует план проверки.
При проверке полноты и правильности исчисления налогов целесообразно выбрать отчетный период, который проверяется сплошным методом. Если это невозможно из-за большого объема документов, то аудитор планирует выборочную проверку внутри одного отчетного периода и по налоговому периоду в целом, используя виды аудиторской выборки, которые он сочтет оптимальными.
Проверяя один отчетный период (например, один месяц по исчислению и уплате НДС), проверяются следующие позиции:
- правильность, своевременность,
полнота формирования
- правильность формирования налоговых вычетов (книга покупок);
- обоснованность внесения
исправлений в налоговую
- действительность первичных
документов для заполнения
- включение первичных документов в соответствующие налоговые периоды.
Проверку можно осуществлять двумя способами. Первый способ - рассмотреть данные налоговой отчетности в сравнении с данными аналитических регистров налогового учета. При этом сведения в первичных документах должны соответствовать сведениям в регистрах аналитического налогового учета. Второй способ - проверить на основании первичных документов полноту формирования налоговых регистров учета и далее формирование налоговой отчетности.
Этап 3. Оформление и представление результатов проведения налогового аудита. На данном этапе:
- формулируются результаты проведенного аудита;
- составляется заключение
о результатах выполнения