Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 14:13, курсовая работа
Цель курсовой работы - изучить теоретические аспекты аудита и ревизии расчетов по налогам и сборам, и на основе практического материала рассмотреть ведение финансово-хозяйственного контроля деятельности субъекта хозяйствования, дать рекомендации по совершенствованию внутреннего контроля по учету налогов и сборов.
Задачами курсовой являются:
- изучить положения и правила, регулирующие порядок, организацию и методику проведения финансово-хозяйственного контроля в Республике Беларусь;
- изучить нормативно-правовую, методическую и другую специальную литературу, относящуюся непосредственно к выбранной теме;
Введение…………………………………………………………………………...…5
1 Налоги и обязательные платежи как объект финансово-хозяйственного контроля………………………………………………………………………..…….7
1.1 Налоги и обязательные платежи: экономическое содержание и роль в функционировании национальной экономики…………………………………. …7
1.2 Нормативно-правовое регулирование и информационное обеспечение проверки расчетов по налогам и сборам……………………………………….…..9
1.3 Общая характеристика системы внутреннего контроля организации……...13
2 Организация и методика проведения ревизии расчетов по налогам и сборам15
2.1 Оценка состояния организации и методики ведения бухгалтерского учета и составления отчетности…………………………………………………………....15
2.2 Планирование и организация проведения ревизии расчетов по налогам и сборам…………………………………………………………………………….…18
2.3 Проверка правильности и своевременности расчетов с бюджетом по налогам и отчислениям, базой для расчета которых является выручка от реализации товаров продукции (работ, услуг)………………………………...…19
2.4 Проверка правильности и своевременности расчетов с бюджетом по налогам, включаемым в себестоимость продукции……………………………...21
2.5 Проверка правильности и своевременности расчетов с бюджетом по налогам, базой для расчета которых являются доходы или прибыль……..……23
2.6 Проверка правильности документального оформления расчетных операций по налогам и сборам…………………………………………………………..……24
2.7 Проверка правильности, полноты и своевременности записей в регистры синтетического и аналитического учета расчетов по налогам и сборам….……26
3 Методика оформления результатов проверки по расчетам с бюджетом и внебюджетными фондами…………………………………………………………29
3.1 Оценка состояния внутреннего контроля за правильностью и своевременностью расчетов по налогам и сборам…………………….…………29
3.2 Документальное оформление материалов ревизии расчетов по налогам и сборам……………………………………………………………………………….30
3.3 Особенности планирования, проведения и документального оформления аудита расчетов по налогам и сборам……………………………………..……..32
Заключение…………………………………………………………………….……37
Список использованных источников………………………………………...……39
- сравнение и анализ
финансовых результатов с
- осуществление контроля над прикладными программами и средой компьютерных информационных систем.
Организационная структура предприятия должна препятствовать нарушениям требований контроля и обеспечивать разделение несовместимых функций сотрудника субъекта. Функции сотрудника являются несовместимыми, если их сосредоточение у одного лица может способствовать совершению случайных или умышленных ошибок, нарушений и затруднять их обнаружение. Распределению между различными сотрудниками подлежат следующие функции:
- непосредственный доступ к имуществу субъекта;
- разрешение на осуществление операций с имуществом;
- непосредственное
- отражение хозяйственных
операций в бухгалтерском
В ходе проведения аудита аудиторская организация должна убедиться в том, что средства контроля субъекта достигают следующих целей:
- хозяйственные операции
выполняются с разрешения
- все хозяйственные
операции отражаются в
- доступ к имуществу возможен только с разрешения руководства субъекта;
- соответствие отраженного
в бухгалтерском учете и
Аудиторская организация
должна убедиться, что у проверяемого
субъекта применяются следующие
процедуры внутреннего
- арифметическая проверка
правильности бухгалтерских
- проведение сверок расчетов;
- проверка правильности осуществ
- проведение согласно
установленному порядку
- использование для целей контроля информации из внешних источников;
- осуществление мер, направленных на ограничение доступа неуполномоченных лиц к имуществу субъекта, к системе ведения документации и записей на бухгалтерских счетах;
- проведение анализа
хозяйственной деятельности, выяснение
причин существенных
В должностные обязанности главного бухгалтера входит руководство работой по организации системы внутреннего контроля за правильностью оформления хозяйственных операций, участию в проведении финансового анализа и формировании налоговой политики организации, организации внутреннего аудита, подготовке предложений, направленных на улучшение результатов финансовой деятельности организации, устранение потерь и непроизводительных затрат.
Таким образом, перед проведением ревизии руководитель организации и главный бухгалтер должен убедиться, что система внутреннего контроля на предприятии организована должным образом.
2 Организация и методика проведения ревизии расчетов по налогам и сборам
2.1. Оценка состояния организации и методики ведения бухгалтерского учета и составления отчетности
Объектом исследования настоящей работы является Открытое Акционерное Общество «Заводской райпищеторг». ОАО «Заводской райпищеторг» зарегистрировано решением Мингорисполкома от 17.02.2005г. № 229 в Едином государственном реестре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за №100103703., с изменениями, зарегистрированными решением Мингорисполкома от 19.01.2006г. №69.
Основным регистрационным документом ОАО «Заводской райпищеторг» является устав предприятия. В нем содержится информация о наименовании предприятия, его местонахождении, видах деятельности, механизме распределения прибыли, порядке реорганизации, ликвидации предприятия и т. п. (Приложение А).
Уставный фонд ОАО «Заводской райпищеторг» сотавляет 5 511 567 600 рублей. Уставный фонд разделен на 1 312 278 простых акций номинальной стоимостью 4200 рублей каждая.
ОАО «Заводской райпищеторг» осуществляет следующие виды деятельности:
- розничная торговля
в неспециализированных
- розничная торговля косметическими и парфюмерными товарами;
- розничная торговля вне магазинов;
- производство прочих пищевых продуктов;
- предоставление услуг ресторанами;
- предоставление услуг барами;
- оптовая торговля пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями;
- оптовая торговля несельскохозяйственными промежуточными продуктами и т.д.
Основные экономические интересы предприятия связаны с распределением полученной прибыли.
Выделяют следующие
основные этапы распределения прибыли пр
• из общей прибыли уплачиваются общегосударственные налоги и сборы, предусмотренные налоговым законодательством государства;
• из прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, уплачиваются местные налоги и сборы, штрафные санкции в бюджет и т. п., после чего образуется чистая прибыль;
• из чистой прибыли обществ образуются их целевые фонды денежных средств, порядок, размеры, состав и структура которых определяется самим предприятием.
Наиболее распространенными целевыми фондами, создаваемыми частными унитарными предприятиями являются резервный фонд, фонд накопления и фонд потребления.
Динамика основных показателей деятельность ОАО «Заводской райпищеторг» за 2008 – 2010 годы представлена в таблице 2.1.
Таблица 2.1 - Основные технико-экономические показатели деятельности ОАО «Заводской райпищеторг» за 2008 – 2010 гг., млн. руб.
Показатели |
Годы |
Темпы роста | |||||
2008 |
2009 |
2010 |
базисные |
цепные | |||
2009/ 2008 |
2010/ 2008 |
2009/ 2008 |
2010/ 2009 | ||||
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Объем товарооборота, млн.руб. а) в действующих ценах б) в сопоставимых ценах |
164,0 164,0 |
205,1 195,7 |
252,6 234,3 |
125,0 119,3 |
154,0 142,9 |
125,0 119,3 |
123,2 119,7 |
Валовая прибыль а) сумма, млн.руб. б) уровень , в % к товарообороту |
134,5 82,0 |
176,5 86,0 |
221,6 87,7 |
131,3 104,9 |
164,8 106,9 |
131,3 104,9 |
125,6 102,0 |
Расходы на реализацию а) сумма, млн.руб. б) в % к товарообороту |
121,3 74,0 |
139,8 68,2 |
189,6 75,0 |
115,3 92,2 |
156,3 101,4 |
115,3 92,2 |
135,6 110,0 |
Прибыль (убыток) от реализации товаров а) сумма, млн, руб. б) в % к товарообороту |
13,2 8,0 |
36,7 17,9 |
32,0 12,7 |
278,0 223,8 |
242,4 158,8 |
278,0 223,8 |
87,2 70,9 |
Конечный финансовый результат деятельности организации (прибыль, убыток), млн.руб. |
13,8 8,4 |
35,1 17,1 |
32,5 12,9 |
254,3 203,6 |
235,5 153,6 |
254,3 203,6 |
92,6 75,4 |
Численность персонала организации, чел. |
26 |
27 |
28 |
103,8 |
107,7 |
103,8 |
103,7 |
Примечание – Источник: Приложения Б, В
Из данных таблицы 2.1 видно, что ОАО «Заводской райпищеторг» является прибыльным предприятием. За 2010 год товарооборот вырос по сравнению с 2009г. на 23,2%, а по сравнению с 2008г. на 54%. С ростом товарооборота увеличились расходы на реализацию: с 2008г на 56,3%. Прибыль составила в 2008г. – 13,2млн. руб., 2009г. – 36,7млн. руб., 2010г. – 32млн. руб. Снижение прибыли в 2010г. по сравнению с 2009г. на 4,7млн.руб. произошло за счет увеличения расходов на реализацию на 49,8млн. руб. или на 35,6%.
Бухгалтерия предприятия состоит из главного бухгалтера, заместителя главного бухгалтера и 27 бухгалтеров, между которыми распределены обязанности в соответствии с занимаемыми должностями и должностными инструкциями, утвержденными директором. Должностная инструкция бухгалтера представлена в Приложении Г.
Главный бухгалтер несет ответственность за постановку и ведение бухгалтерского учета в организации, формирование учетной политики организации, составление и своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской и налоговой отчетности.
В организации разработан Рабочий план счетов (на основании типового).
Бухгалтерский учет в организации ведется в соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь и учетной политикой, утвержденной руководителем.
Под учетной политикой понимается совокупность конкретных методов и форм ведения бухгалтерского учета, объявленных предприятием, исходя из правил и особенностей своей деятельности и действующего законодательства (Приложение Д).
К наиболее значимым моментам ведения бухгалтерского учета в ОАО «Заводской райпищеторг», закрепленным в учетной политике, относятся следующие моменты:
- начисление амортизации
осуществляется линейным
- на предприятии осуществляется раздельный учет операций (затрат, доходов), связанных с различными видами деятельности;
- товары и тара учитываются
по продажным ценам в
- выручка от реализации
продукции (работ, услуг)
Первичные учетные документы в «Заводской райпищеторг», составляются по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Оформление хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, осуществляется по формам документов, разработанных и помещенных в Рабочий альбом форм документов.
Организацией применяется мемориально-ордерная форма ведения бухгалтерского учета с частичным использованием средств автоматизации. При этом автоматизированы наиболее трудоемкие участки учета, а именно – учет основных средств, учет товарно-материальных ценностей, расчеты с персоналом и некоторые другие. Таким образом, основным недостатком организации учетного процесса в «Заводской райпищеторг», является отсутствие комплексной автоматизации бухгалтерского учета.
2.2 Планирование и организация проведения ревизии расчетов по налогам и сборам
Целью контроля расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами является подтверждение правильности расчетов, полноты и своевременности уплаты в бюджет и внебюджетные фонды налогов, сборов и платежей. Контроль проводится по каждому виду расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами по направлениям:
1) состояние внутреннего контроля;
2) правильность определения базы для исчисления налога, сбора, платежа;
3) правильность применяемых ставок, льгот;
4) правильность возмещения налога из бюджета;
5) полнота и своевременность перечисления налога, сбора, платежа;
6) правильность составления деклараций, расчетов и иных отчетных документов;
7) правильность оформления
первичных документов и
Источниками для проведения контроля являются:
- расчетные ведомости по начислению зарплаты;
- учетные бухгалтерские и налоговые регистры (журналы-ордера, ведомости, карточки по счетам 68, 69, 90, 70, 76 и т. д.);
- главная книга;
- баланс (форма № 1);
- отчет о прибылях и убытках (форма № 2);
- учетная политика организации;
- расчеты и налоговые декларации по налогам;
бухгалтерские справки и т. д.
Ревизия проводится по письменному приказу (распоряжению) руководителя контролирующего органа (Приложение Е). На проведение каждой проверки выдается предписание, в котором указывается наименование контролирующего органа и проверяющего субъекта хозяйствования, ФИО проверяющего, его должность, состав ревизионной группы, цель проверки и срок ее проведения.
Сроки проведения ревизии определяются в приказе о ее проведении
исходя из объема работ с учетом конкретного задания и особенностями проверяемого субъекта.
Общий срок проведения ревизии не должен превышать тридцати рабочих дней.
На основе этого определяется перечень вопросов, подлежащих проверке, которые находят свое отражение в плане ревизии, а при необходимости разрабатывается программа проведения ревизии, утвержденная лицом, назначившим ревизию. На основе программы руководитель группы распределяет задание между исполнителями.