Проверка учета операций с денежными средствами

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 20:06, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является составление программы проведения аудиторской проверки кассовых операций и операций по счетам в банках, определение процедур проведения проверки операций с денежными средствами и последовательность их составления.

Содержание

Введение 3
1. Предварительная подготовка к аудиторской проверке операций с денежными средствами. 5
2. Аудит кассовых операций. 7
2.1. Инвентаризация кассы 9
2.2. Проверка соблюдения лимита остатка наличных средств в кассе 11
2.3. Проверка правильности, своевременности и полноты оприходования наличных денежных средств 14
2.4. Проверка соблюдения предельного размера расчетов наличными деньгами с юридическими лицами. 17
2.5.Проверка соблюдения порядка применения контрольно-кассовых машин 26
2.6. Аудит кассовых операций в иностранной валюте 28
3. Аудит денежных средств на расчетных, валютных и прочих счетах в банке. 32
3.1. Проверка состояния учета и контроля за операциями на счетах в банке 32
3.2.Проверка документального оформления операций по счетам в банке 33
3.3.Проверка полноты и правильности синтетического учета операций по расчетному счету 35
3.4.Проверка полноты и правильности синтетического учета по валютному счету 37
3.5.Проверка полноты и правильности синтетического учета денежных средств на прочих счетах в банке 43
Заключение 45
Литература 47

Работа содержит 1 файл

контрольная.docx

— 74.45 Кб (Скачать)

Контроль  за соблюдением правил использования  ККМ и полнотой учета выручки  осуществляют налоговые органы. Законом  РФ «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» предусмотрены  следующие санкции за нарушение  установленного порядка применения ККМ:

Статья 7 гласит: суммы штрафов, взысканных за нарушения  законодательства о применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, распределяются следующим образом: 20 % - в федеральный  бюджет; 80 % - в местный бюджет.

В соответствии со статьей 14.5 Кодекс Российской Федерации  об административных правонарушениях  от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ:

Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг  в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 15 до 20 МРОТ; на должностных лиц - от 30 до 40 МРОТ; на юридических лиц - от 300 до 400 МРОТ.

При обнаружении  расчетов с населением без применения ККМ целесообразно занести эти  данные в таблицу 9:

Таблица 9 Реестр операций не пробитых на ККМ

Номер и дата ПКО

Сумма, руб.

От кого

Основание


2.6. Аудит кассовых операций в иностранной валюте

Прежде, чем  приступить к проверке кассовых операций в иностранной валюте следует  узнать, сколько валют использует организация и открыты ли отдельные  субсчета для каждой валюты. При  аудиторских проверках кассовых операций и расчетов в наличной иностранной  валюте прежде всего снимаются остатки  валютной кассы и составляется акт  о сумме наличных денежных средств  в иностранной валюте, находящихся  в кассе. В акте указывается также, соответствует ли сумма наличных денежных средств данным кассовой книги  и бухгалтерского учета.

Затем необходимо проверить полноту оприходования  и списания валютных средств. Для  этого записи в кассовой книге  сличаются с документами, приложенными к отчетам кассира. Суммы, записанные в кассовой книге, должны соответствовать  тем суммам, которые указаны в  первичных документах.

При проверке кассовых операций следует исходить из норм валютного законодательства, разрешающих расчеты в наличной иностранной валюте в Российской Федерации.

Проведение  расчетов в наличной иностранной  валюте при осуществлении финансово-хозяйственной  деятельности российских организаций  может быть связано только с загранкомандировками. Расчеты в наличной иностранной  валюте не входят в перечень текущих  валютных операций, содержащийся в  Законе Российской Федерации от 9.10.92 г. № 3615-1 «О валютном регулировании  и валютном контроле» (с последующими изменениями и дополнениями). Поскольку  этот перечень является закрытым, такие  расчеты следует относить к разряду  капитальных операций, порядок осуществления  которых в соответствии с данным Законом устанавливается Банком России.

Положением  «О порядке покупки и выдачи иностранной  валюты для оплаты командировочных  расходов», утвержденным Банком России 25.06.97 г. № 62 (далее - Положение № 62), предусмотрена  возможность выдачи организациям наличной иностранной валюты для оплаты расходов по загранкомандировкам. Наличная валюта может быть выдана организации с  ее текущего валютного счета из средств, полученных ею в результате осуществления  хозяйственной деятельности. Валютное законодательство Российской Федерации  разрешает организациям приобретать  иностранную валюту для оплаты командировочных  расходов на внутреннем валютном рынке (Инструкция Банка России от 29.06.92 г. № 7 с последующими изменениями и  дополнениями). В этом случае купленная  валюта согласно указанию Банка России от 20.10.98 г. № 383-У (в ред. от 21.06.2000 г.) «О порядке совершения юридическими лицами - резидентами операций покупки и  обратной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации» зачисляется на специальный  транзитный валютный счет организации  и должна быть использована на заявленные цели в течение 7 календарных дней. В пределах этого срока организация  может получить наличную валюту для  выдачи авансов работникам, выезжающим в загранкомандировки. Не использованная в течение указанного срока валюта подлежит обратной продаже. Полученная, но неиспользованная валюта должна быть возвращена организацией для осуществления обратной продажи.

Иностранная валюта, полученная организацией на командировочные  расходы, может быть использована строго по целевому назначению, т.е. только на оплату тех расходов, которые признаются командировочными.

Перечень  командировочных расходов по загранкомандировкам  утвержден постановлением Госкомтруда  СССР от 25.12.74 г. № 365 (далее - постановление  № 365). К ним относятся:

  • стоимость проезда;
  • стоимость проживания;
  • суточные;
  • провоз 30 кг багажа;
  • оформление загранпаспорта и визы;
  • прописка паспорта (регистрационный сбор);
  • расходы по обмену банковского чека на валюту страны пребывания.

Другие расходы  командированного работника не являются командировочными, хотя и связаны  с загранкомандировками, поэтому  они не подлежат возмещению работнику  в иностранной валюте. Такие расходы  организация может возместить ему  по отдельному авансовому отчету только в рублях с учетом действующего налогового законодательства как в отношении  организации - юридического лица, так  и в отношении работника - физического  лица. Возмещение работнику этих расходов в иностранной валюте означает нецелевое  расходование валютных средств. Кроме  того, при покупке за рубежом каких-либо материальных ценностей, предназначенных  для юридического лица, помимо нецелевого расходования валюты имеются и другие нарушения, а именно:

  • приобретение за рубежом материальных ценностей юридическим лицом без заключения контракта;
  • расчеты наличными денежными средствами без разрешения Банка России;
  • ввоз материальных ценностей на таможенную территорию Российской Федерации без декларирования;
  • неуплата на таможне пошлины, сборов, НДС.

Следовательно, командированный работник мог приобрести за рубежом материальные ценности только для себя лично, оплатить их за счет суточных или личных валютных средств, а затем передать их организации  по договору купли-продажи, заключенному между ними.

 

3. Аудит денежных средств на расчетных, валютных и прочих счетах в банке.

3.1. Проверка  состояния учета и контроля  за операциями на счетах в  банке

Аудиторская проверка операций по счетам в банке  начинается с того, что аудитор  знакомится со сведениями о рублевых счетах и счетах в иностранной  валюте в банках, приложенными к  налоговой отчетности. При этом он устанавливает количество и номера счетов, открытых в банках; наименования банков. Эти данные нужны для проверки наличия банковских выписок по всем счетам и регистров синтетического учета по каждому счету.

Затем аудитор определяет юридические  основы взаимоотношений организации  и банка, проверяет соответствие договора банковского счета (договора на банковское обслуживание) нормам Гражданского кодекса РФ.

 

3.2.Проверка документального  оформления операций по счетам  в банке

Операции  по зачислению и списанию денежных средств со счетов в банке оформляют  первичными документами, формы и  порядок заполнения которых установлены  инструктивными указаниями Центрального банка РФ. К таким документам относятся:

- выписки  банка с приложенными утвержденными  банком формами расчетно-платежных  документов: платежное поручение,  платежное требование, платежное  требование-поручение, платежный  ордер, инкассовое поручение (распоряжение), заявление на взнос наличных  денег на расчетный счет, бланк  денежного чека на снятие наличных  денег с расчетного счета, поручение  на обязательную продажу валюты, поручение на покупку валюты, распоряжение резидента о переводе  купленной валюты и др.;

- первичные  документы, прилагаемые к расчетным  банковским документам и обосновывающие  правомерность совершаемых операций.

Аудитор проверяет  правильность оформления документов, проводит арифметическую проверку документов и проверку на законность совершаемых  по банковским счетам хозяйственных  операций.

Особое внимание аудитор должен уделить операциям  по бесспорному (безакцептному) списанию банком денежных средств. Это возможно лишь на основании решения суда, прямого указания закона, договора клиента с банком.

Операции  по счетам в банке могут быть приостановлены согласно ст.76 Налогового кодекса РФ для обеспечения решения о  взыскании налога или сбора. Указанное  ограничение не распространяется на платежи, очередность исполнения которых  в соответствии с гражданским  законодательством РФ предшествует исполнению обязанности по уплате налогов. Приостановление операций по счетам действует с момента получения банком решения налогового органа о приостановлении таких операций и до отмены этого решения.

Для подтверждения  достоверности бухгалтерской отчетности нужно проверить соответствие ее показателей данным синтетического и аналитического учета и выпискам банка.

Данная процедура  проверки оформляется рабочими документами  аудитора. При выявлении расхождений  необходимо показать сумму отклонений и выявить их причины.

Таким образом, в ходе аудита операций по счетам в  банке осуществляются следующие  процедуры:

- проверка  соответствия произведенных операций  нормативным документам и законодательным  актам, действующим на территории  РФ;

- проверка  подлинности представленных к  проверке документов, приложенных  к выпискам, подтверждающих операции;

- арифметическая  проверка правильности выведения  остатков на конец дня и  подсчета оборотов по приходу  и расходу денежных средств  в регистрах по учету денежных  средств в банке;

- проверка соответствия записей  в выписках банка и регистрах  бухгалтерского учета, регистрах  бухгалтерского учета и Главной  книге, а также сальдо по  Главной книге и статей баланса.

 

3.3.Проверка полноты и правильности синтетического учета операций по расчетному счету

Такая проверка проводится по каждому счету, открытому в банке. В первую очередь аудитору необходимо ознакомиться с классификатором  типовых бухгалтерских записей  по банковским операциям, связанным  с расчетным счетом. Это позволит выявить наиболее часто встречающиеся  операции и проверить правильность корреспонденции счетов. Если в организации  нет такого классификатора, соответствующую  информацию можно получить, воспользовавшись корреспонденцией счетов, указанной  в Главной книге. Особое внимание следует обратить на корреспонденцию  счетов по записям, не типичным для  организации.

Если по договору банковского  счета предусмотрена выплата  банком процентов за пользование  денежными средствами, аудитор должен проверить, начисляет ли организация  доходы ежемесячно или отражает их по факту зачисления процентов на расчетный счет. Неправильное отражение  причитающихся процентов может  привести не только к искажению финансового  результата за отчетный период, но и  к налоговым санкциям.

При аудите операций по расчетному счету аудитор также проверяет:

- порядок ведения учетных  регистров;

- ведутся ли регистры  синтетического учета по каждому  расчетному счету, открытому в  банке, составляется ли сводный  регистр;

- своевременность отражения  в регистрах синтетического учета  операций по движению денежных  средств на расчетном счете;  производятся ли записи в учетные  регистры по каждой выписке  банка;

- тождественность записей  в учетных регистрах и в  выписке банка.

Проверяя полноту зачисления денежных средств, перечисленных покупателями и заказчиками в оплату поставленных материально-производственных запасов, выполненных работ и оказанных  услуг, необходимо сверить записи по дебету счета 51 «Расчетный счет» с  кредитовыми записями учетных регистров по счетам 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Поступление денежных средств  от финансово-кредитных организаций  в виде кредитов, зачисление средств  с других расчетных счетов проверяют  путем встречной сверки записей  по регистрам бухгалтерского учета  по счетам 66 «Расчеты по краткосрочным  кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам», субсчетам к  счету 51 «Расчетный счет», счету 55 «Специальные счета в банках», а также сверки выписок и приложенных к ним  документов.

Проверка законности списания денежных средств с расчетного счета. Перечисление денежных средств с  расчетного счета в погашение  задолженности поставщикам следует  анализировать в разделе аудита расчетных операций по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», чтобы установить, насколько реально  и обоснованно они использованы.

Пересекающейся процедурой аудиторской проверки операций по расчетному счету является проверка списания денежных средств со счета и полноты  оприходования наличных денег в  кассу. Аудитор должен проверить:

- приложена ли к выписке  банка по операции снятия наличных  денег квитанция к приходному  кассовому ордеру;

- тождественность записей  в регистрах синтетического учета  по кредиту счета 51 «Расчетный  счет» и дебету счета 50 «Касса».

Информация о работе Проверка учета операций с денежными средствами