Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 15:11, реферат
Когда завершается очередной период экономического развития, всегда делаются попытки подвести какие-то итоги: что изменилось в мире и как на фоне общественных показателей выглядит наша страна. Еще в 1999 г. в докладе ООН «О развитии человека»1 подчеркивалось, что подлинным богатством страны является народ, а цель развития состоит в создании для людей условий, в которых их жизнь была бы долгой, здоровой и творческой. В наше время, наполненное не только созиданием, но и появившимися новыми трудностями и противоречиями в условиях мирового экономического и финансового кризиса, это приобретает еще большую значимость. Мировая экономика в конце 2008 г. оказалась под воздействием сильнейшего финансового кризиса. Как все начиналось? 15 сентября 2008 г.
1. Проблемы интеграции России в систему мирохозяйственных связей
1.1. Россия в современном мире. Оценка конкурентоспособности российской экономики
1.2. Взаимозависимость социально-экономического состояния страны и ее внешнеэкономических связей
1.3. Взаимодействие России и российских регионов с Европейским Союзом
1.4. Внешнеэкономические связи России и стран СНГ
1.5. Экспортная специализация России
1.1. Россия в современном мире. Оценка конкурентоспособности российской экономики
Успешное создание на постсоветском пространстве единого экономического пространства вовлекло бы 300 млн прямых потребителей.
Соглашение о формировании единого экономического пространства предусматривает создание условий для свободного движения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы на территории че-ырех стран. Предусмотрена разработка единых принципов регулирования деятельности естественных монополий. Важным принципом, в частности, будут равные тарифы на услуги этих монополий всех участников соглашения. Достигнута договоренность, что решения в рамках Совета глав государств ЕЭП принимаются основе консенсуса. Принципом такого консенсуса является равн правие сторон: одна страна — один голос.
Украина, как и остальные страны, соглашение подписала, но с некоторыми оговорками. В частности. ЕЭП должно соответствовать национальному законодательству и считаться с нормами и правилами ВТО.
Не вызывает оптимизма положение Соглашения о том, что ка ждая страна может участвовать в создании зоны свободного перемещения товаров, услуг и рабочей силы по мере готовности, вне зависимости от жестких сроков и обязательств. Получается, что эту готовность определяет сама страна, и она, конечно, вольна в свое выборе. Невольно напрашивается сравнение с принципами ЕС. При формировании ЕЭП ставились очень важные задачи: перейти согласованию экономической политики по наиболее важным направлениям, гармонизовать законодательство, устранить разногласия между странами в подходах к вопросам внешней торговли. Российскую Федерацию беспокоят, в частности, разногласия с Украиной. Россия предлагает сохранить таможенные ограничения н нефть и природный газ, чтобы избежать финансовых потерь, а Ук раина хотела бы снизить цены на импортируемые энергоресурсы.
Как известно, уже давно провозглашено создание Союзного государства Россия — Белоруссия. Однако механизмы экономических связей по существу еще не работают. Введение единой валюты российского рубля затягивается. В конце 2009 г. отмечалось десятилетие создания российско-белорусского Союзного государства. Прошло пять лет, как были сформированы его руководящие органы. Однако до сих пор не принят конституционный акт, не избирают союзный парламент, переход на единую валюту отложен, бюджет" исполняется не более чем на треть. Это приводит к снижению консолидации российско-белорусского объединения. Властными структурами обеих стран недостаточно высоко оцениваются преимущества, которые могли бы быть получены от Союзного государства.
В преамбуле Договора о создании Союзного государства 8 декабря 1999 г. говорится, что его учреждение «знаменует собой новый этап в процессе единения народов двух стран в демократическое правовое государство». Возникает вопрос, является ли оно государством. С одной стороны, наличие единой государственной, заложено в самом названии. С другой стороны, из преамбулы Договора следует, что Союзное государство — не государство, а лишь этап на путик к государству. Получается двусмысленность, которая, может быть истолкована и толкуется по разному, в зависимости от обстоятельств.
По сути важно, что две стороны Россия и Белоруссия, имеют разную форму государственного устройства и это препятствует усилению консолидации
в рамках Союзного
государства. Россия- умеренно консолидированная
федерация, а Белоруссия , консолидированное
унитарное государство. Это свидетельство
того, что Союзное государство является
ассиметричным образованием.
Однако динамично развивающаяся жизнь приносит изменения государствам и людям . Исход голосования на референдуме 17 октября 2004 г. упрочил позиции президента А.Г. Лукашенко, укрепил монолитный, а по сути тоталитарный белорусский унитаризм. В России было принято предложение президента об изменении порядка введения в должность руководителей субъектов РФ, и Россия из федерации фактически превратится в унитарное государство. В результате степень асимметрии Союзного государства будет постепенно снижаться, что положительно скажется на судьбе реинтеграции.
И здесь уместно сравнение с Евросоюзом. Европейский Союз возник в 1993 г. как межгосударственное образование, сочетающее в себе признаки международной организации и частично федерации. Шагом вперед по пути сплоченности стран Евросоюза стало создание зоны единой валюты — евро, а также расширение ЕС в 2004 г. за счет новых членов ряда стран Центральной и Восточной Европы, включая страны Балтии.
В настоящее время наблюдается дальнейшая сплоченность членов Евросоюза. По оценкам экспертов, объединенная Европа является более консолидированным государством, чем российско-белорусское объединение в нынешнем его виде1. С принятием конституции проект, который разработан под руководством известного сторонника централизации бывшего президента Франции Валери Жискар д'Эстена, Евросоюз станет полноценным федеральным государством. Это позволит укрепить его рыночные позиции. Конечно же, в перспективе и в интересах развития российской и белорусской экономик желательно не только повышение степени консолидации Союзного государства, но и вовлечения в этот процесс других заинтересованных стран постсоветского пространства.
В наступившем XXI в. во многих странах наблюдается стремление к повышению степени консолидации государственных образований. Это проявляется, к примеру, в получении главами государств дополнительных полномочий в рамках действующих или вновь принимаемых конституций. В России это связано с переходом экономики к государственному капитализму, в Белоруссии — с сохранением экономики почти советского типа. Сейчас же Россия по существу, постоянно предоставляет странам СНГ ценовые преференции.
Поскольку в мире процесс глобализации активно развивается то и применительно к нашим условиям необходимо выделить те составляющие, которые способствовали бы успешному созданию рыночной экономики в России. Эти составляющие включают как внутренние направления развития, так и внешние. И те и другие будут, конечно, дополнять друг друга.
Внутренние направления развития были связаны прежде всего с поставленной задачей удвоения за 10 лет ВВП и, как отмечают некоторые исследователи, достижения через 15 лет нынешнего нижнее европейского уровня жизни населения2.
Это утверждение на первый взгляд обескураживает, однако в рейтинге конкурентоспособности 102 стран мира, опубликованном в ежегодном докладе Всемирного экономического форума за 2003 г., представлены следующие данные (учитывались технологические возможности, эффективность государственных учреждений и макроэкономические показатели). Первое место заняла Финляндия, на втором месте США, далее расположились Швеция (3), Дания (4), Тайвань (5), Сингапур (6), Нидерланды (12), Германия (13), Великобритания (15), Австрия (17), Мальта (19), Люксембург (21), Эстония (22), Испания (23), Португалия (25), Франция (26), Бельгия (27), Чили (28), Ирландия (30), Словения (31), Греция (35), Ботсвана (36), Италия (41), Китай (44), Болгария (64), Турция (65), Россия (70). В 2002 г. Россия занимала шестьдесят шестую позицию3.
Внешние направления развития должны опираться на внедрение высоких технологий и инновации в целом, как в технике и технологии, так и в организации производства, труда, управления и социальной жизни.
И здесь, конечно же, захватываются интеграционные и глобализационные процессы, и в этом случае недостаточным будет восстановление производственно-технических связей на прежнем уровне (на поверку оказывается, что это уже вчерашний день). Россия сегодня живет в рыночной экономике, и необходимо создание конкурентоспособных транснациональных корпораций. При постановке задачи сохранения СНГ геополитические интересы России и других одиннадцати стран могут несколько отличаться, но желательно, чтобы они не вступали в противоречия, и тем более не были антагонистическими.
Для России геополитические интересы заключаются в сохранении остсоюзного пространства для обеспечения обороноспособности страны Одновременно Россия заинтересована в активном сотрудничестве по разным направлениям с российской (русской) диаспорой. Для остальных стран СНГ геополитические интересы сводятся к обретению политической независимости, обеспечению военной безопасности. Наиболее дальновидные государственные деятели стран СНГ понимают что нельзя терять то, что сложилось за долгие годы общего культурно-исторического развития, особенно в период новейшей истории, нельзя отказываться от российского интеллекта. Интеллектуальное взаимообогащение людей, межкультурное общение всегда приводят только к позитиву. Лучше быть однородной составляющей, иметь свои конкурентные преимущества, чем быть разрозненными странами.
Выделим ряд проблем, от решения которых зависит дальнейшее развитие торгово-экономического сотрудничества со странами СНГ.
4. Рыночные реформы в России и других странах СНГ продвигаются вперед с разной скоростью. Это равноскоростное движение дает основание смотреть на происходящие отношения между странами и хозяйствующими субъектами не только с экономической, но и с политической точки зрения.
Позитивное влияние на увеличение товарооборота России со странами СНГ оказывают предпринимаемые усилия для дальнейшего развития интеграционных процессов в рамках ЕврАзЭС, ЕЭП, модернизация производственной базы в государствах СНГ, реализация мероприятий по поддержке российского экспорта, унификация внешнеторговых режимов, снятие ограничений во взаимной торговле. В целях создания благоприятных условий для развития торгово-экономических отношений России со странами СНГ проводятся мероприятия по активизации участия деловых кругов в процессах приватизации и акционирования, взаимного привлечения инвестиций, по сближению национальных законодательств государств — членов СНГ в сфере хозяйственной деятельности. Также на дальнейшее увеличение товарооборота России со странами СНГ оказывает влияние сегодняшняя реализация совместных проектов в] области энергетики (в том числе ядерной), черной и цветной металлургии, освоения месторождений и добычи природного газа! строительства нефтепроводов, создания и развития транспортной инфраструктуры (в том числе трубопроводной), развитие телекоммуникаций, хотя уровень внешнеторгового оборота со странами СНГ во внешнеторговом обороте России понизился с 15% в 2006 г. до 14,3% в 2007 г. Однако в связи с развитием интеграционных процессов в экономике стран СНГ в среднесрочном периоде ожидается относительное увеличение доли внешнеторгового оборота со странами СНГ до 14,7% в 2009 г. Сдерживающее влияние на развитие внешней торговли России со странами СНГ могут оказывать некоторое замедление темпов экономического развития России и основных стран-партнеров на пространстве СНГ, продолжающаяся тенденция укрепления рубля, дезинтеграционные настроения в политических кругах отдельных стран.
Продукция топливно-энергетического комплекса в структуре экспорта России в страны СНГ в настоящее время составляет около 50%. Одним из основных потребителей топливно-энергетических товаров России среди стран СНГ является Белоруссия, топливный рынок которой на 94% зависит от импорта из России. С 2007 Щ произошло увеличение цены на газ, экспортируемый в Белоруссию примерно в 1,5—2 раза. Увеличению в Белоруссию экспорта топливно-энергетических товаров содействуют инвестиционные проекты и активизация производственных кооперационных связей. Так, российская компания НК «ЛУКойл» приняла участие в реализации инвестиционных проектов Белоруссии, в том числе по производству высококачественных масел и присадок, в создании новых нефтеперерабатывающих мощностей на ОАО «Нафтан»; ОАО «Газпром» начал модернизацию одного из крупнейших белорусских нефтехимических предприятий ОАО «Гродно Азот» и строительство газового хранилища. В связи с вводом дополнительных производственных мощностей на белорусских нефтеперерабатывающих предприятиях Россия смогла существенно увеличить объемы поставок в Белоруссию нефти и природного газа. Кроме того, белорусской стороной предложено ОАО «Газпром» начать строительство на территории Белоруссии второй нитки газопровода «Ямал—Европа». Углубление экономической интеграции России с Белоруссией осуществляется в рамках формирующегося Союзного государства, в соответствии с Программой действий Российской Федерации и Республики Беларусь по реализации положений Договора о создании Союзного государства.
Информация о работе Проблемы интеграции России в систему мирохозяйственных связей