Проблемы интеграции России в систему мирохозяйственных связей

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 15:11, реферат

Описание работы

Когда завершается очередной период экономического развития, всегда делаются попытки подвести какие-то итоги: что изменилось в мире и как на фоне общественных показателей выглядит наша страна. Еще в 1999 г. в докладе ООН «О развитии человека»1 подчеркивалось, что подлинным богатством страны является народ, а цель развития состоит в создании для людей условий, в которых их жизнь была бы долгой, здоровой и творческой. В наше время, наполненное не только созиданием, но и появившимися новыми трудностями и противоречиями в условиях мирового экономического и финансового кризиса, это приобретает еще большую значимость. Мировая экономика в конце 2008 г. оказалась под воздействием сильнейшего финансового кризиса. Как все начиналось? 15 сентября 2008 г.

Содержание

1. Проблемы интеграции России в систему мирохозяйственных связей

1.1. Россия в современном мире. Оценка конкурентоспособности российской экономики

1.2. Взаимозависимость социально-экономического состояния страны и ее внешнеэкономических связей

1.3. Взаимодействие России и российских регионов с Европейским Союзом

1.4. Внешнеэкономические связи России и стран СНГ

1.5. Экспортная специализация России

1.1. Россия в современном мире. Оценка конкурентоспособности российской экономики

Работа содержит 1 файл

1. Проблемы интеграции России в систему мирохозяйственных связей.doc

— 372.50 Кб (Скачать)

  Интересный факт: правительство Москвы решило оказывать помощь нашим соотечественникам за рубежом, и материальную и моральную. Нужно, чтобы наши соотечественники и знали и ощущали, что о них помнят и заботятся, что они не оторваны от России. Было бы хорошо, если бы и правительство России поддержало такие меры.

  В российском обществе неоднозначно воспринималось расширение Европейского Союза. В нашей стране в 1950-е годы было отрицательное отношение к европейской интеграции. Затем европейскую интеграцию, в частности расширение ЕС, стали воспринимать как должное. Но когда очередь дошла до восточноевропейских стран, многими в России это стало восприниматься как новая преграда, отделяющая нас от Европы. Это с одной стороны. Но с другой стороны, на нынешний Европейский Союз необходимо смотреть как на объединение с населением почти в полмиллиона человек,  нашего крупнейшего экономического , торгового и стратегического партнера. На долю этого партнера приходиться  53% российской внешней тогговли. 
 

  Конечно, Россия заинтересована в том, чтобы ее граждане пользовались правом свободы передвижения в пределах Европы. Россия и ЕС заявили, что их общая стратегическая цель — прийти к безвизовому режиму. Понятно, что это процесс не быстрый. Например, страны, только что вступившие в Европейский Союз много лет адаптируются к правилам Шенгенского соглашения. И вступление в Евросоюз не означает механического присоединения к Шенгенскому соглашению. На это потребуются годы. (Интересное явление: Великобритания не хочет присоединяться Шенгенскому соглашению, хотя могла бы, а страны «десятки» хотели бы, но пока не могут этого добиться). Очень важно, чтобы с вступлением в Евросоюз новых членов не возникли дополнительные трудности с поездками российских граждан как в страны «десятки», так и в другие страны Евросоюза. Достигнута договоренность, что на оговоренный переходный период страны «десятки» сохранят те особые режимы, которыми пользовались российские граждане. С Европейским Союзом идут переговоры об облегчении процедуры выдачи виз, и все это в рамках Шенгенского соглашения. Выделены категории граждан, на которые может быть распространен льготный визовый режим: это студенты, деятели культуры и искусства, научные работники, профессиональные спортсмены, пенсионеры. К числу стран, с которыми уже налажены активные обмены, в первую очередь относятся Италия, Франция, Германия.

  Безусловные успехи были достигнуты по решению проблем, связанных с Калининградской областью. Проблемы возникли оттого, что Калининградская область после распада СССР оказалась полуанклавом, окруженным со всех сторон (кроме моря) другими странами. Россия постоянно напоминала, что Калининградская область как часть Российской Федерации занимает уникальное положение. Поскольку расширение ЕС было предопределено заранее, Россия и Евросоюз предприняли совместные усилия, чтобы избежать ограничений при передвижении жителей Калининградской области в Россию, в соседние страны и обратно. Было принято совместное заявление о транзите между Калининградской областью и основной территорией России. Введена схема пассажирского транзита: разработан упрощенный железнодорожный проездной документ для однократных поездок. Порядок выдачи документа максимально упрощен. За время реализации этого соглашения не было случаев реадмиссии, т.е. возвращения в Россию людей, которые на территорию Литвы проникли незаконно. И это очень знаменательно, потому что на  страницах печати стран Евросоюза и Литвы проявлялась  постоянная озабоченность по поводу того, что в Европу хлынут  незаконные мигранты. Хорошо, что эти опасения не сбылись.

В связи с расширением Евросоюза встал вопрос и о грузовом транзите. Достигнута договоренность, что на практике будет приняться принцип свободного транзита товаров, включая энергетические, между Калининградской областью и остальной территорией России и что эти транзитные товары будут освобождены от таможенных пошлин и транзитных сборов и не будут задерживаться или подвергаться ограничениям. К товарам, которые следуют автомобильным и железнодорожным транзитом в Калининградскую область и из нее через территорию Евросоюза, будут применяться упрощенные и необременительные таможенные процедуры. Это будет способствовать полноценному жизнеобеспечению Калининградской области.

  Некоторые страны СНГ в перспективе хотят вступить в ЕС. И реакция на это России должна быть адекватной, т.е. спокойной и взвешенной, и заключаться в том, чтобы взаимодействовать со вступившими в ЕС странами, как и с Европейским Союзом в целом на общеевропейском экономическом пространстве. Искать нужно то, что нас объединяет, а не разъединяет. В конце концов, полезно учиться и на собственных просчетах. Вспомним, как в недавнем прошлом Россия негативно отнеслась к вступлению некоторых стран Восточной Европы в НАТО, а затем постепенно отошла от первоначальной позиции.

 Формирующиеся в мире региональные экономические объединения могут быть по-разному связаны с российскими регионами. Это объясняется тем, что в такой огромной стране, как Россия, субъекты РФ находятся на разном удалении от мировых экономических центров. И в таких случаях можно говорить о «зонах притяжения». Так, зоной притяжения Дальневосточного федерального округа является главным образом Азиатско-Тихоокеанский регион, а Северо-Западный федеральный округ ориентируется на Западную Европу. Есть федеральные округа, которые в большей или меньшей степени ориентированы в своей торговле на страны СНГ. Доля связей со странами СНГ составляет у Приволжского федерального округа 32,6%, у Южного — 20,4, у Сибирского — 16,5, при средней по России — 18,2%. У Свердловской области, входящей в Уральский Федеральный округ, доля внешнеэкономических связей со странами СНГ составляет 16%.

1.4. Внешнеэкономические связи России и стран СНГ

  Страны СНГ во внешнеэкономической политике России занимают ведущее место. Дело здесь не только, предположим, в увеличении внешней торговли, что само по себе очень хорошо. Активное развитие торгово-экономических отношений отвечает национальным интересам России с позиций как экономической, так и политической безопасности.

  Перед Россией после распада СССР стояла важная задача: сохранить прежние сложившиеся хозяйственные связи на постсоветском пространстве. И Россия, и другие бывшие советские республики (кроме стран Балтии) заявили об этом в учредительных документах СНГ. Жизнь оказалась сложнее.

  Россия приняла на себя большинство обязательств бывшего СССР перед остальным миром. Россия осознавала свою высокую миссию: в той части мира, которую занимал СССР, наибольшая ответственность лежала именно на России. И именно Россия вынуждена была, исходя из своих экономических и политических возможностей, поддерживать стабильное положение в Евразии

  В течение примерно 10 лет происходило свертывание эконом ческих и научно-технических связей. Это время можно квалифицировать как период стагнации. Сейчас СНГ представляет собой

   консультативный политический форум. Главы государств обсуждают вопросы взаимодействия в политической, экономической и военной областях.

  В настоящее время в общей региональной организации под HJ званием СНГ можно выделить возникшие в последнее время суб региональные организации.

    Важнейшие среди них:

  • Союзное государство России и Белоруссии (проводится  научно-техническая и промышленная политика, во мне многом восстановлены кооперационные связи в области производства и т.д.);
  • Евразийское экономическое сообщество (Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан). Образовано един" таможенное и валютно-финансовое пространство. Сторон координируют между собой национальные меры, относящаяся к присоединению членов ЕврАзЭС к ВТО;
  • Центральноазиатское сотрудничество, ЦАС (Казахстан. Киргизия, Таджикистан, Узбекистан). Согласовывают между собой ограниченный круг проблем — энергетических, водохозяйственных, транспортных.

  Особо следует выделить региональную Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС), поскольку Россия является ее активным участником. Это постоянно действующая региональная международная организация. Основана в июне 2001 г. лидерами шести стран — Казахстана, Китая, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана. Первые пять стран до этого входили в «шанхайскую пятерку» — так называлось политическое объединение, которое основывалось на двух документах: «Соглашении об укреплении доверия в военной области в районе границы», подписанном в Шанхае в 1996 г., и «Соглашении о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы», подписанном в Москве в 1997 г. Эти документы способствовали дальнейшему укреплению взаимного доверия в военной области в приграничных районах, установлению партнерских отношений. Когда же в 2001 г. к организации присоединился Узбекистан, «пятерка» превратилась в «шестерку» и стала называться ШОС.

  Задачи Шанхайской организации сотрудничества вначале были сосредоточены на осуществлении взаимных внутрирегиональных действий по пресечению террористических актов, экстремизма и сепаратизма в странах Средней Азии (современное название — Центральная Азия).

  В июне 2002 г. на Санкт-Петербургском саммите, где собрались главы государств ШОС, была подписана Хартия Шанхайской организации сотрудничества. Хартия вступила в силу 19 сентября 2003 г. Это базовый уставный документ, фиксирующий цели и принципы организации, ее структуру и главные направления деятельности. В 2006 г. организация огласила планы борьбы с международной наркомафией как финансовой опорой терроризма в мире.

  Экономика — одно из важных направлений деятельности ШОС. В сентябре 2003 г. главами правительств была подписана двадцатилетняя программа многостороннего торгово-экономического сотрудничества. Здесь намечены две цели: долгосрочная — создание зоны свободной торговли на пространстве ШОС и краткосрочная — активизация процесса по созданию благоприятных условий для развития торговли и привлечения инвестиций.

  В настоящее время сотрудничество стран, входящих в ШОС, охватывает энергетику и транспорт, телекоммуникации и сельское хозяйство, а также взаимодействие в научно-технической, культурно-образовательной, туристической и ряде других сфер.

 1 Члены ШОС в отношениях между собой следуют идее «шанхайского духа». Это означает, что они придерживаются принципов консенсуса, взаимного доверия и уважения друг к другу, равенства, Уважения к многообразию культур, стремления к совместному развитию. Страны ШОС придерживаются принципов открытости, неприсоединения к блокам и ненаправленности против третьих стран.

  Высшим органом ШОС является Совет глав государств, который собирается один раз в год и принимает решения. На каждое саммите сменяется председатель.

  В составе ШОС два постоянно действующих органа Секретариат в Пекине и Исполнительный комитет Региональной антитеррористической структуры в Ташкенте. Главными экономическими инструментами являются Деловой совет и Межбанковское объединение ШОС. Официальные рабочие языки — русский и китайский.

  На последнем саммите ШОС, состоявшемся в Екатеринбурге в июне 2009 г., главы государств — членов ШОС подписали несколько важных документов. Основным политическим документом стала Екатеринбургская декларация, в которой отмечается необратимость таких тенденций, как повышение значимости региональной экономики в решении мировых проблем на условиях равной безопасности для всех государств.

  Шесть президентов, подписавших декларацию, высказались за активизацию сотрудничества в сфере контроля и управления международными финансами. Одним из принципиальных шагов стало намерение стран ШОС более активно участвовать в управлении международными финансовыми процессами и, в частности, в торгово-экономических расчетах использовать национальные валюты стран — членов Шанхайской организации сотрудничества.

  В эти же дни в Екатеринбурге в рамках БРИК встретились руководители Бразилии, России, Индии и Китая и обсудили важнейшие вопросы, стоящие сегодня перед мировым сообществом. В центре внимания были вопросы взаимодействия стран в целях борьбы с последствиями глобального финансово-экономического кризиса. Речь шла о реформе международных финансовых институтов, о новой мировой финансовой архитектуре, о том, какие меры необходимы для улучшения международной торговли и инвестиционного климата, о продовольственной безопасности, которой было уделено особое внимание.

  В итоговом заявлении было сказано: «Развитые и развивающиеся страны должны решать проблемы продовольственной безопасности в соответствии с принципом общей, но дифференцированной ответственности. Развитые страны должны оказывать финансовую и технологическую поддержку развивающимся странам в области производства продуктов питания. Страны БРИК приветствуют различные инициативы, предпринимаемые в этой связи ООН и ее специализированными учреждениями. Страны БРИК подтверждают свою решимость внести вклад в преодоление глобального продовольственного кризиса».

  Были предложены меры по решению проблем продовольственной безопасности.

  На саммите обсуждались также вопросы энергоэффективности, укрепления координации и сотрудничества государств в энергетической области. Участники встречи договорились о шагах по дальнейшему развитию последовательного, активного, прагматичного, открытого и транспарентного диалога и сотрудничества между странами. Как сказано в совместном заявлении, диалог и сотрудничество стран БРИК служат не только общим интересам стран с формирующимися рыночными экономиками и развивающихся стран, но и строительству гармоничного мира, в котором были бы обеспечены прочный мир и общее процветание.

  Результатом саммита стали два совместных заявления лидеров стран БРИК. Первое касалось общих вопросов, второе было посвящено глобальной продовольственной безопасности. 

  19 сентября 2003 г. по инициативе президентов РФ, Белоруссии, Казахстана и Украины в рамках Организации региональной интеграции (ОРИ) провозглашено создание единого экономического пространства (ЕЭП). Задуман в первую очередь экономический мост между двенадцатью странами, входящими в СНГ, и двадцатью пятью странами, входящими в ЕС. На учредивших Организацию региональной интеграции Россию, Белоруссию, Казахстан и Украину приходится 94% ВВП и 88% товарооборота всех стран СНГ1. Эти показатели безусловно определяют ведущие позиции названных государств на постсоветском экономическом и политическом пространстве. Уже назрел вопрос о создании наднациональных структур для координации каких-то направлений экономической политики. Конечно же, возникают аналогии с практикой Европейского Союза, где наднациональные структуры успешно работают, и в то же время понятно, что мы не можем слепо переносить зарубежный опыт на нашу почву, да это и не удастся.

Информация о работе Проблемы интеграции России в систему мирохозяйственных связей