Проблемы интеграции России в систему мирохозяйственных связей

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 15:11, реферат

Описание работы

Когда завершается очередной период экономического развития, всегда делаются попытки подвести какие-то итоги: что изменилось в мире и как на фоне общественных показателей выглядит наша страна. Еще в 1999 г. в докладе ООН «О развитии человека»1 подчеркивалось, что подлинным богатством страны является народ, а цель развития состоит в создании для людей условий, в которых их жизнь была бы долгой, здоровой и творческой. В наше время, наполненное не только созиданием, но и появившимися новыми трудностями и противоречиями в условиях мирового экономического и финансового кризиса, это приобретает еще большую значимость. Мировая экономика в конце 2008 г. оказалась под воздействием сильнейшего финансового кризиса. Как все начиналось? 15 сентября 2008 г.

Содержание

1. Проблемы интеграции России в систему мирохозяйственных связей

1.1. Россия в современном мире. Оценка конкурентоспособности российской экономики

1.2. Взаимозависимость социально-экономического состояния страны и ее внешнеэкономических связей

1.3. Взаимодействие России и российских регионов с Европейским Союзом

1.4. Внешнеэкономические связи России и стран СНГ

1.5. Экспортная специализация России

1.1. Россия в современном мире. Оценка конкурентоспособности российской экономики

Работа содержит 1 файл

1. Проблемы интеграции России в систему мирохозяйственных связей.doc

— 372.50 Кб (Скачать)

  В товарной структуре экспорта из наиболее крупных статей на продукцию минеральных продуктов в 2007 г. приходилось 64,7%, металлы и изделия из них — 16,7, продукцию химической промышленности — 5,9%.

  Российский импорт в январе — декабре 2007 г. составил 199,7 млрд долл. и увеличился на 44,9% против января — декабря 2006 г.

  В январе — декабре 2007 г. импорт рос из всех регионов мира. Максимальный его прирост наблюдался из стран АТЭС — на 61,7%, из стран ЕС — на 41,8%. Наименьший прирост зафиксирован в поставках из стран СНГ — на 33,4% и ЕврАзЭс 25,3%.

  Основными торговыми партнерами России в импорте являлись Германия - 13,3% (2006 г. - 13,4%), Украина - 6,7 (6,7), Китай -12-2 (9,4), Белоруссия - 4,4 (5,0), Япония - 6,4 (5,7), США - 4.7 (4,6), Италия — 4,3 (4,2), Республика Корея — 4,4 (4,9), Франция — 3'9 (4,3), Великобритания — 2,8 (2,7). На их долю в 2007 г. приходилось 63,1% стоимостного объема импорта.

  Увеличению импортных объемов способствовало расширение внутреннего спроса, когда реальная заработная плата одного работ ника в 2007 г. против уровня 2006 г. повысилась на 16,2%, а оборот розничной торговли — на 15,2% (табл. 1.7). 

Показатель 2004 2005
    2006
    2007 |
 
млн долл.
% млн долл. % млн долл. % млн долл. %
Автомобили легковые 5165 6,8 7729 7,8 12 721 9,2 21 331,9 10,7,
Медикаменты 2559,6 3.4 3X64.6 3,9 5 330,6 3,9 5 5550,6 2,8
Мясо свежемороженое 1445,3 1,9 1955,5 2,0 3 292,3 2,4 3 634,9 1,8
Алкоголь и безалкогольные напитки 1171,2 1,5 1527,1 1,6 1 508,4 1,1 3 091,9 1,5
Сахар-сырец 541,6 0,7 744,4 0,8 1 065,4 0,8 2 253,1 1,1
Мясо птицы 683,8 0,9 865,0 0,9 934,0 0,7 1 769,2 0,9
Мебель 751,2 1,0 847,4 0.9 1 144,7 0,8 1 412,6 0,7
Одежда 826,0 1,1 964,7 1.0 1 691,3 1,2 1 429,3 0,7
Рыба свежемороженая 568,8 0,8 817,4 0,8 995,3 0,7 1 107,0 0,6
Цитрусовые 348,5 0,5 481,7 0,5 698,3 0,5 1 067,6 0,5
Чай 292,6 0,4 313,3 0,3 354,6 0,3 842,6 0,4
Сахар белый 250,8 0,3 267,3 0,3 173,3 0,1 432,6 0,2
Масло сливочное 241,9 0,3 245,1 0,2 301,1 0,2 327,5 0,2
Обувь кожаная 202,5 0,3 228,5 0,2 722,4 0,5 141,6 0,1
Масло подсолнечное 125,7 0,2 115,4 0,1 91,6 0,1 133,2 0,1
Сигареты 53,6 0,1 74,5 0,1 123,5 0,1 104,8 0,1
 
 

   В наибольшей степени в целом увеличились физические объемы ввоза автомобильного бензина — в 2 раза, дизельного топлива — в 1,8 раза, руд и концентратов алюминиевых — в 2 раза, сахара-сырца из стран СНГ — почти в 200 раз (но с нулевой базы), обу-! ви — в 2 раза, напитков алкогольных и безалкогольных из стран него зарубежья по стоимости — в 1,5 раза, химических средств Д питы растений — в 1,7 раза, мебели по стоимости — в 1,5 раза, автомобилей грузовых — в 2,2 раза, автомобилей легковых — в 1,5 раза, одежды - в 1,8 раза.

  Уменьшились закупки в натуральном выражении пшеницы — на 66,7%, кукурузы — на 68,4, сахара белого — на 15,3, молока су-хого _ на 9,1, сливочного масла — на 21,5, каменного угля — на 9 9, мазута — на 23,1, хлопкового волокна — на 13,7%.

  Анализ факторов роста внешней торговли России показал, что в экспортной деятельности весь прирост стоимостного объема экспорта получен в 2007 г. на 73,3% (37,6 млрд долл.) за счет роста цен и 26,7% (13,7 млрд) за счет увеличения физического объема экспорта.

  В импортной деятельности в 2007 г. 74,7% прироста стоимостного объема ввоза получено за счет увеличения физических объемов закупленных за рубежом товаров и 25,3% (15,7 млрд долл.) за счет роста цен.

  Что касается географического распределения товарных потоков торговли, то в январе — декабре 2007 г. в экспорте товаров в страны дальнего зарубежья 78,4% прироста также было получено за счет увеличения цен; в страны СНГ — 53,1%. В импорте товаров из дальнего зарубежья 78,8% прироста приходилось на увеличение физического объема и 16,2% — за счет роста цен, из стран СНГ — 44,4% прироста получено за счет роста физического объема импорта и 55,6% — за счет роста цен. 

    1.3. Взаимодействие России и российских регионов с Европейским Союзом

  В сегодняшнем взаимосвязанном мире процессы глобализации и регионализации, несмотря на их активное развитие, становятся все более гибкими и не развиваются только в одном, предпочтительном для них направлении.

  Россия является единственным в мире транснациональным государством и должна поддерживать внешнеэкономические связи с государственными системами разных направлений. В этой связи историческое предназначение России складывается из следующих составляющих.

Во-первых, Россия является ведущим политическим и номическим субъектом на постсоветском географическом пространстве.

  Во-вторых, Россия в первую очередь, являясь частью с Европы, несколько столетий кардинально влияла и на европейскую политику, и на общеевропейский процесс развития в целом.

  И здесь нужно согласиться с мнением академика Н. Шмеле «Россия неотъемлемая, органичная часть европейской цивилизации Россия защитила собой Европу от всесокрушающего натиска та

  монгольских орд. Она в конечном счете поставила пределы манской экспансии, об нее разбились бредовые мечты Наполеона Гитлера о всемирной гегемонии, включая, между прочим, и так порождение человеконенавистнической тоталитарной (и, к сожалению, тоже европейской) идеологии, как Холокост. На исходе XX Россия первая сделала шаг навстречу всерьез даже не ожидавше этого Западу, положив тем самым конец «холодной войне», в кот рой на карте стояло само существование человечества.

  И тем не менее вплоть до сегодняшнего дня Россия в гл преобладающей части общественного мнения на Западе остается лучшем случае «другой Европой».

  ...Главное, что имеет значение сегодня: у России и у остальной Европы все еще разные задачи. Те задачи, которые Европа уже р шила, России еще только предстоит решить, а именно: строительство правового демократического государства и гражданского общества, становление социально-ориентированной рыночной экономки, освоение территорий и природных богатств страны, создан достойных человека материальных и духовных условий жизни»1.

  Россия активно сотрудничает с Европейским Союзом, формально не являясь членом ЕС, активно сотрудничает с отдельны странами, входящими в ЕС. Причем если внутри самого Европе ского Союза еще до вступления новых членов уже происходи двухуровневое развитие, т.е. выделялись ведущие страны (Герм ния, Франция, Италия и т.д.) и страны второго эшелона, например Португалия и Греция, а со вступлением десяти новых членов ней бежно трехуровневое развитие, то для России дифференциров ный подход к членам Европейского Союза, конечно, неизбежен, отдавать кому-то из них явные приоритеты по меньшей мере несообразно, потому что все эти страны хотя и объединены в Союз но «лица необщим выраженьем».

  И наконец,   в-третьих, Россия, конечно же, является партнером стран, расположенных в Азиатско-Тихоокеанском регионе, стремясь принимать активное участие в сотрудничестве * различными   интеграционными   группировками, находящимися здесь. 

Россия и страны Европейского Союза. Европейский Союз вырос до 27 стран, в него вошли страны, ранее входившие в СССР (Латвия, Литва, Эстония), и ряд стран, входивших в СЭВ И с теми и с другими были тесные торговые, производственно-экономические, научно-технические отношения. Россия активно сотрудничает с ЕС в тех областях, где у нас есть конкурентные преимущества: в энергетике, космосе, химии, металлургии.

  Для стран СНГ Европейский Союз является примером в том отношении, что там уже создано наднациональное экономическое пространство. Внутри самого Европейского Союза успешно действует система экономического регулирования. Россия в недавнем прошлом в соглашении с ЕС о партнерстве и сотрудничестве продемонстрировала намерение сближать свое экономическое законодательство с законодательством ЕС.

  Отношения Россия — ЕС, по существу, строились на основе направлений, которые были определены в Соглашении о партнерстве и сотрудничестве. Регулярно проводились саммиты. Так, на саммите, проведенном в Санкт-Петербурге в 2003 г., были приняты очень важные решения о создании четырех совместных пространств между Россией и Евросоюзом:

  • общеэкономического;
  • пространства свободы, безопасности и правосудия;
  • пространства внешней безопасности;
  • пространства науки и образования (включая культурные аспекты).

  Сразу же началась работа по определению их границ. В рамках каждого из этих пространств определяется «дорожная карта», представляющая собой конкретный план действий по осуществлению намеченного. Есть движение вперед по формированию общеэкономического пространства. В частности, определены сферы, в которых Евросоюз и Россия собираются сформировать совместные правила игры. Эти сферы включают торговлю и стандартизацию, процедуры оценки промышленных товаров и интеллектуально-промышленной коммерческой собственности, инвестиции и конкуренцию, финансовые услуги, предпринимательскую деятельность, сельское хозяйство, таможню и другие сферы.

  На московском саммите, который прошел в мае 2004 г., проанализирована ведущаяся работа по каждому из пространств и соответствующим им «дорожным картам».

  Следующий саммит состоялся в ноябре 2004 г. в Голландии. Там вырабатывались решения по всем четырем пространствам.

  Вообще саммиты Россия — Евросоюз проходили два раза в год, Россию на этих встречах представлял Президент РФ. Общая координация работы возложена на Председателя Правительства РФ, именно он возглавляет комиссию по вопросам участия России в интеграционных объединениях. Такая межправительственная комиссия — но вое явление в российской практике. По каждому из четырех про странств определены координаторы. За общеэкономическое пространство отвечает министр промышленности и энергетики Российской Федерации, за пространство внешней безопасности — министров иностранных дел, за пространство свободы, безопасности и правосу дия — один из помощников президента и за гуманитарное пространство — помощник президента и его специальный представитель гг вопросам развития отношений с Евросоюзом.

  При штаб-квартире ЕС в Брюсселе работает на постоянной о новое представительство России. Это представительство осуществляется информационно-аналитическое обеспечение деятельности

  Президента РФ по вопросам развития отношений с Евросоюзом, координацию работы и взаимодействие с Федеральным Собранием Р по развитию отношений с Европарламентом и др.

  Представительство России в Брюсселе подчинено Министерство иностранных дел РФ. МИД ведет или самостоятельные, или вместе с другими ведомствами переговоры с Евросоюзом по различи направлениям. Кроме того, на МИД возложена ответственность пространство внешней безопасности.

  В последнее время, после принятия в Евросоюз десяти новь членов, говорят о вступлении в Евросоюз и нашей страны — России. Об этом, в частности, несколько разговорил итальянский премьер Сильвио Берлускони.

  Россия определила свои взаимоотношения с Евросоюзом стратегическое партнерство, которое в наше время должно прет ряться в жизнь в совместных решениях по созданию четырех пространств. Эти четыре пространства очень широки и, по существу охватывают всю экономику и России и Евросоюза, а также культурные обмены, научно-исследовательское сотрудничество. Обсуждаются вопросы создания в будущем безвизового пространства. Все э свидетельствует о стремлении к взаимодействию, к развитию мигграции. Но вопрос о членстве России в Евросоюзе пока не стоит.

  Сейчас очень важно в результате развития взаимодействия между Россией и Евросоюзом добиться трех целей. Во-первых, осуществить планы по формированию четырех пространств. Во-вторых,

приблизить российское законодательство с европейским правом, и это й , ет способствовать интеграции. В-третьих, стремиться сблизить Россию и Евросоюз в понимании ценностей, на которых строится современное общество. Это, на наш взгляд, задача очень сложная и долгая, потому что понимание (общее понимание) — это и психология людей, их культура, толерантность и многое другое.

  Накануне последнего расширения Евросоюза (до 27 участников) Россия передала в Брюссель перечень проблем, вызывающих ее озабоченность в экономической, торговой и гуманитарной сферах. В апреле 2004 г. в Люксембурге были приняты два совместных документа. Первый — протокол к Соглашению о партнерстве и сотрудничестве, который распространил действие этого соглашения на десять стран, вступивших в ЕС. Второй документ отражает озабоченность России по ряду вопросов; в нем 16 пунктов, в том числе и такой важный пункт, как положение русскоязычных и национальных меньшинств в ряде государств, вступивших в ЕС. В России хорошо знают, например, как ущемляют права некоренного населения (русского и русскоязычного) в Латвии (там один миллион наших соотечественников). Новые участники, вступившие в Европейский Союз, должны реализовать те совместные обязательства, которые приняли при вступлении.

Информация о работе Проблемы интеграции России в систему мирохозяйственных связей