Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 15:11, реферат
Когда завершается очередной период экономического развития, всегда делаются попытки подвести какие-то итоги: что изменилось в мире и как на фоне общественных показателей выглядит наша страна. Еще в 1999 г. в докладе ООН «О развитии человека»1 подчеркивалось, что подлинным богатством страны является народ, а цель развития состоит в создании для людей условий, в которых их жизнь была бы долгой, здоровой и творческой. В наше время, наполненное не только созиданием, но и появившимися новыми трудностями и противоречиями в условиях мирового экономического и финансового кризиса, это приобретает еще большую значимость. Мировая экономика в конце 2008 г. оказалась под воздействием сильнейшего финансового кризиса. Как все начиналось? 15 сентября 2008 г.
1. Проблемы интеграции России в систему мирохозяйственных связей
1.1. Россия в современном мире. Оценка конкурентоспособности российской экономики
1.2. Взаимозависимость социально-экономического состояния страны и ее внешнеэкономических связей
1.3. Взаимодействие России и российских регионов с Европейским Союзом
1.4. Внешнеэкономические связи России и стран СНГ
1.5. Экспортная специализация России
1.1. Россия в современном мире. Оценка конкурентоспособности российской экономики
В товарной структуре экспорта из наиболее крупных статей на продукцию минеральных продуктов в 2007 г. приходилось 64,7%, металлы и изделия из них — 16,7, продукцию химической промышленности — 5,9%.
Российский импорт в январе — декабре 2007 г. составил 199,7 млрд долл. и увеличился на 44,9% против января — декабря 2006 г.
В январе — декабре 2007 г. импорт рос из всех регионов мира. Максимальный его прирост наблюдался из стран АТЭС — на 61,7%, из стран ЕС — на 41,8%. Наименьший прирост зафиксирован в поставках из стран СНГ — на 33,4% и ЕврАзЭс — 25,3%.
Основными торговыми партнерами России в импорте являлись Германия - 13,3% (2006 г. - 13,4%), Украина - 6,7 (6,7), Китай -12-2 (9,4), Белоруссия - 4,4 (5,0), Япония - 6,4 (5,7), США - 4.7 (4,6), Италия — 4,3 (4,2), Республика Корея — 4,4 (4,9), Франция — 3'9 (4,3), Великобритания — 2,8 (2,7). На их долю в 2007 г. приходилось 63,1% стоимостного объема импорта.
Увеличению
импортных объемов способствовало расширение
внутреннего спроса, когда реальная заработная
плата одного работ ника в 2007 г. против
уровня 2006 г. повысилась на 16,2%, а оборот
розничной торговли — на 15,2% (табл. 1.7).
|
В наибольшей степени в целом увеличились физические объемы ввоза автомобильного бензина — в 2 раза, дизельного топлива — в 1,8 раза, руд и концентратов алюминиевых — в 2 раза, сахара-сырца из стран СНГ — почти в 200 раз (но с нулевой базы), обу-! ви — в 2 раза, напитков алкогольных и безалкогольных из стран него зарубежья по стоимости — в 1,5 раза, химических средств Д питы растений — в 1,7 раза, мебели по стоимости — в 1,5 раза, автомобилей грузовых — в 2,2 раза, автомобилей легковых — в 1,5 раза, одежды - в 1,8 раза.
Уменьшились закупки в натуральном выражении пшеницы — на 66,7%, кукурузы — на 68,4, сахара белого — на 15,3, молока су-хого _ на 9,1, сливочного масла — на 21,5, каменного угля — на 9 9, мазута — на 23,1, хлопкового волокна — на 13,7%.
Анализ факторов роста внешней торговли России показал, что в экспортной деятельности весь прирост стоимостного объема экспорта получен в 2007 г. на 73,3% (37,6 млрд долл.) за счет роста цен и 26,7% (13,7 млрд) за счет увеличения физического объема экспорта.
В импортной деятельности в 2007 г. 74,7% прироста стоимостного объема ввоза получено за счет увеличения физических объемов закупленных за рубежом товаров и 25,3% (15,7 млрд долл.) за счет роста цен.
Что
касается географического распределения
товарных потоков торговли, то в январе
— декабре 2007 г. в экспорте товаров в страны
дальнего зарубежья 78,4% прироста также
было получено за счет увеличения цен;
в страны СНГ — 53,1%. В импорте товаров из
дальнего зарубежья 78,8% прироста приходилось
на увеличение физического объема и 16,2%
— за счет роста цен, из стран СНГ — 44,4%
прироста получено за счет роста физического
объема импорта и 55,6% — за счет роста цен.
1.3. Взаимодействие России и российских регионов с Европейским Союзом
В сегодняшнем взаимосвязанном мире процессы глобализации и регионализации, несмотря на их активное развитие, становятся все более гибкими и не развиваются только в одном, предпочтительном для них направлении.
Россия является единственным в мире транснациональным государством и должна поддерживать внешнеэкономические связи с государственными системами разных направлений. В этой связи историческое предназначение России складывается из следующих составляющих.
Во-первых, Россия является ведущим политическим и номическим субъектом на постсоветском географическом пространстве.
Во-вторых, Россия в первую очередь, являясь частью с Европы, несколько столетий кардинально влияла и на европейскую политику, и на общеевропейский процесс развития в целом.
И здесь нужно согласиться с мнением академика Н. Шмеле «Россия неотъемлемая, органичная часть европейской цивилизации Россия защитила собой Европу от всесокрушающего натиска та
монгольских орд. Она в конечном счете поставила пределы манской экспансии, об нее разбились бредовые мечты Наполеона Гитлера о всемирной гегемонии, включая, между прочим, и так порождение человеконенавистнической тоталитарной (и, к сожалению, тоже европейской) идеологии, как Холокост. На исходе XX Россия первая сделала шаг навстречу всерьез даже не ожидавше этого Западу, положив тем самым конец «холодной войне», в кот рой на карте стояло само существование человечества.
И тем не менее вплоть до сегодняшнего дня Россия в гл преобладающей части общественного мнения на Западе остается лучшем случае «другой Европой».
...Главное, что имеет значение сегодня: у России и у остальной Европы все еще разные задачи. Те задачи, которые Европа уже р шила, России еще только предстоит решить, а именно: строительство правового демократического государства и гражданского общества, становление социально-ориентированной рыночной экономки, освоение территорий и природных богатств страны, создан достойных человека материальных и духовных условий жизни»1.
Россия активно сотрудничает с Европейским Союзом, формально не являясь членом ЕС, активно сотрудничает с отдельны странами, входящими в ЕС. Причем если внутри самого Европе ского Союза еще до вступления новых членов уже происходи двухуровневое развитие, т.е. выделялись ведущие страны (Герм ния, Франция, Италия и т.д.) и страны второго эшелона, например Португалия и Греция, а со вступлением десяти новых членов ней бежно трехуровневое развитие, то для России дифференциров ный подход к членам Европейского Союза, конечно, неизбежен, отдавать кому-то из них явные приоритеты по меньшей мере несообразно, потому что все эти страны хотя и объединены в Союз но «лица необщим выраженьем».
И наконец,
в-третьих, Россия, конечно же, является
партнером стран, расположенных в Азиатско-Тихоокеанском
регионе, стремясь принимать активное
участие в сотрудничестве * различными
интеграционными группировками,
находящимися здесь.
Россия и страны Европейского Союза. Европейский Союз вырос до 27 стран, в него вошли страны, ранее входившие в СССР (Латвия, Литва, Эстония), и ряд стран, входивших в СЭВ И с теми и с другими были тесные торговые, производственно-экономические, научно-технические отношения. Россия активно сотрудничает с ЕС в тех областях, где у нас есть конкурентные преимущества: в энергетике, космосе, химии, металлургии.
Для стран СНГ Европейский Союз является примером в том отношении, что там уже создано наднациональное экономическое пространство. Внутри самого Европейского Союза успешно действует система экономического регулирования. Россия в недавнем прошлом в соглашении с ЕС о партнерстве и сотрудничестве продемонстрировала намерение сближать свое экономическое законодательство с законодательством ЕС.
Отношения Россия — ЕС, по существу, строились на основе направлений, которые были определены в Соглашении о партнерстве и сотрудничестве. Регулярно проводились саммиты. Так, на саммите, проведенном в Санкт-Петербурге в 2003 г., были приняты очень важные решения о создании четырех совместных пространств между Россией и Евросоюзом:
Сразу же началась работа по определению их границ. В рамках каждого из этих пространств определяется «дорожная карта», представляющая собой конкретный план действий по осуществлению намеченного. Есть движение вперед по формированию общеэкономического пространства. В частности, определены сферы, в которых Евросоюз и Россия собираются сформировать совместные правила игры. Эти сферы включают торговлю и стандартизацию, процедуры оценки промышленных товаров и интеллектуально-промышленной коммерческой собственности, инвестиции и конкуренцию, финансовые услуги, предпринимательскую деятельность, сельское хозяйство, таможню и другие сферы.
На московском саммите, который прошел в мае 2004 г., проанализирована ведущаяся работа по каждому из пространств и соответствующим им «дорожным картам».
Следующий саммит состоялся в ноябре 2004 г. в Голландии. Там вырабатывались решения по всем четырем пространствам.
Вообще саммиты Россия — Евросоюз проходили два раза в год, Россию на этих встречах представлял Президент РФ. Общая координация работы возложена на Председателя Правительства РФ, именно он возглавляет комиссию по вопросам участия России в интеграционных объединениях. Такая межправительственная комиссия — но вое явление в российской практике. По каждому из четырех про странств определены координаторы. За общеэкономическое пространство отвечает министр промышленности и энергетики Российской Федерации, за пространство внешней безопасности — министров иностранных дел, за пространство свободы, безопасности и правосу дия — один из помощников президента и за гуманитарное пространство — помощник президента и его специальный представитель гг вопросам развития отношений с Евросоюзом.
При штаб-квартире ЕС в Брюсселе работает на постоянной о новое представительство России. Это представительство осуществляется информационно-аналитическое обеспечение деятельности
Президента РФ по вопросам развития отношений с Евросоюзом, координацию работы и взаимодействие с Федеральным Собранием Р по развитию отношений с Европарламентом и др.
Представительство России в Брюсселе подчинено Министерство иностранных дел РФ. МИД ведет или самостоятельные, или вместе с другими ведомствами переговоры с Евросоюзом по различи направлениям. Кроме того, на МИД возложена ответственность пространство внешней безопасности.
В последнее время, после принятия в Евросоюз десяти новь членов, говорят о вступлении в Евросоюз и нашей страны — России. Об этом, в частности, несколько разговорил итальянский премьер Сильвио Берлускони.
Россия определила свои взаимоотношения с Евросоюзом стратегическое партнерство, которое в наше время должно прет ряться в жизнь в совместных решениях по созданию четырех пространств. Эти четыре пространства очень широки и, по существу охватывают всю экономику и России и Евросоюза, а также культурные обмены, научно-исследовательское сотрудничество. Обсуждаются вопросы создания в будущем безвизового пространства. Все э свидетельствует о стремлении к взаимодействию, к развитию мигграции. Но вопрос о членстве России в Евросоюзе пока не стоит.
Сейчас очень важно в результате развития взаимодействия между Россией и Евросоюзом добиться трех целей. Во-первых, осуществить планы по формированию четырех пространств. Во-вторых,
приблизить российское законодательство с европейским правом, и это й , ет способствовать интеграции. В-третьих, стремиться сблизить Россию и Евросоюз в понимании ценностей, на которых строится современное общество. Это, на наш взгляд, задача очень сложная и долгая, потому что понимание (общее понимание) — это и психология людей, их культура, толерантность и многое другое.
Накануне последнего расширения Евросоюза (до 27 участников) Россия передала в Брюссель перечень проблем, вызывающих ее озабоченность в экономической, торговой и гуманитарной сферах. В апреле 2004 г. в Люксембурге были приняты два совместных документа. Первый — протокол к Соглашению о партнерстве и сотрудничестве, который распространил действие этого соглашения на десять стран, вступивших в ЕС. Второй документ отражает озабоченность России по ряду вопросов; в нем 16 пунктов, в том числе и такой важный пункт, как положение русскоязычных и национальных меньшинств в ряде государств, вступивших в ЕС. В России хорошо знают, например, как ущемляют права некоренного населения (русского и русскоязычного) в Латвии (там один миллион наших соотечественников). Новые участники, вступившие в Европейский Союз, должны реализовать те совместные обязательства, которые приняли при вступлении.
Информация о работе Проблемы интеграции России в систему мирохозяйственных связей