Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 13:02, лекция
Бухгалтерский учет, как и любая другая наука, имеет собственный предмет, объекты наблюдения и характерные для него специфические приемы и методы регистрации, сбора, обработки, накопления и передачи данных пользователям.
Предметом бухгалтерского учета в обобщенном виде выступает хозяйственная деятельность организации, представляющая собой совокупность фактов хозяйственной жизни (хозяйственных операций). В более конкретном содержании предмет бухгалтерского учета состоит из многочисленных и разнообразных объектов, которые можно объединить в две группы:
объекты, обеспечивающие хозяйственную деятельность организации;
объекты, составляющие хозяйственную деятельность организации.
В зависимости от влияния на бухгалтерский баланс все хозяйственные операции принято делить на четыре типа. Хозяйственные операции первого типа вызывают изменения только в активе баланса, общий итог (валюта) баланса не меняется. Хозяйственные операции второго типа ведут к изменениям только в пассиве баланса, общий итог валюты баланса не меняется. Операция третьего типа приводят к увеличению на одну и туже величину одной статьи в активе баланса и одной статьи в пассиве баланса, валюта баланса увеличивается при сохранении равенства итогов актива и пассива баланса. В результате операции четвертого типа происходит уменьшение на одну и ту же сумму одной статьи в активе баланса и одной статьи в пассиве баланса, валюта баланса уменьшается при сохранении равенства итогов актива и пассива баланса.
В состав годовой бухгалтерской отчетности включаются: бухгалтерский баланс; отчет о прибылях и убытках; отчет об изменениях капитала; отчет о движении денежных средств; примечания к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках; пояснительная записка; аудиторское заключение. Некоммерческим организациям рекомендуется включать в состав годовой бухгалтерской отчетности «Отчет о целевом использовании полученных средств».
Счета бухгалтерского учета предназначены для группировки и текущего учета однородных хозяйственных операций. Различают два вида счетов: активные и пассивные. Структура любого счета предполагает: начальное сальдо (остаток) по дебету или кредиту; обороты - показатели, отражающие изменение (увеличение и уменьшение) первоначального значения; конечное сальдо – показатель, характеризующий состояние объекта бухгалтерского наблюдения на конец отчетного периода.
Действующий в настоящее время в России План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия утвержден приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2000 г. № 94н. План счетов имеет иерархическую структуру: синтетические счета – субсчета – аналитические счета. План счетов состоит из 8 разделов: I раздел «Внеоборотные активы», II раздел «Производственные запасы», III раздел «Затраты на производство», IU раздел «Готовая продукция и товары», U раздел «Денежные средства», UI раздел «Расчеты», UII раздел «Капитал» и UIII раздел «Финансовые результаты».
Все хозяйственные операции отражаются на счетах бухгалтерского учета способом двойной записи, которая представляет собой способ отражения каждой хозяйственной операции в дебете одного и кредите другого счетов в одной и той же сумме.
Первичный учетный документ – это оформленное в установленном порядке письменное свидетельство о совершенном факте хозяйственной жизни, придающее ему юридическую силу. Первичные документы должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа (формы), код формы; дату составления; наименование организации; количественную и стоимостную оценку факта хозяйственной жизни; наименование и личные подписи должностных лиц.
Инвентаризация как элемент метода бухгалтерского учета позволяет путем проверки в натуре материальных ценностей, денежных средств и финансовых обязательств выявить их фактическое состояние. Все проводимые на предприятиях инвентаризации делятся по ряду признаков: по охвату имущества на полные и частичные; по основанию проведения на полные и частичные.
Стоимостное измерение осуществляется на основе двух элементов метода бухгалтерского учета: оценки и калькуляции. Оценка – способ выражения хозяйственных явлений в денежном измерении. Величина оценки определяется количеством трудовых, материальных и денежных затрат на изготовление или приобретение учитываемых объектов. Калькуляция – способ группировки затрат, их обобщения, исчисления себестоимости объектов учета.
Цели и задачи изучения темы
Дать обучающимся представление об основных хозяйственных процессах. Для этого необходимо раскрыть сущность процессов заготовления, производства и продажи.
Процесс снабжения (заготовления) представляет собой совокупность операций по обеспечению организаций предметами и средствами труда необходимыми для осуществления хозяйственной деятельности.
В бухгалтерском учете предметы труда учитываются на синтетических счетах: 10 «Материалы», 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».
Аналитический учет материалов ведется в соответствии с их номенклатурой. Номенклатура материалов представляет собой перечень отдельных видов, наименований и сортов материалов, используемых на предприятии. Каждому отдельному наименованию, размеру, профилю материалов присваивается постоянный номер (код). Этот код называется номенклатурным номером и проставляется во всех документах, связанных с учетом предметов труда.
Определять (калькулировать) фактическую себестоимость каждого предмета труда практически не представляется возможным. Во избежание трудоемкой работы текущий бухгалтерский учет заготовленных предметов труда ведется по твердым учетным ценам. В качестве твердых учетных цен могут выступать оптовые цены поставщика или плановая себестоимость.
На счетах бухгалтерского учета процесс заготовления предметов труда может осуществляться одним из двух способов:
При первом способе на счете 10 «Материалы» отражается оптовая цена приобретенных ценностей. Транспортно-заготовительные расходы учитываются на специальном субсчете «Транспортно-заготовительные расходы», дополнительно открываемом к счету «Материалы».
Таким образом, в дебете счета 10 «Материалы» отражается стоимость приобретенных материалов по оптовым ценам, а на субсчете «ТЗР» собираются транспортно-заготовительные расходы. Фактическая себестоимость предметов труда будет складываться из суммы оборотов по дебету счета «Материалы» и дебету субсчета «ТЗР».
Предметы труда отпускаются в цеха для изготовления продукции, работ и услуг, что отражается записью по дебету счетов затрат («Основное производство», «Вспомогательные производства», «Общепроизводственные расходы», «Общехозяйственные расходы») и кредиту счета «Материалы». Одновременно рассчитывается сумма ТЗР, подлежащая списанию на счета затрат. Расчет осуществляется в два этапа. На первом этапе определяется процент транспортно-заготовительных расходов:
%ТЗР = (Сн «ТЗР» + Обд «ТЗР») : (Сн сч. «Материалы» + Обд сч. «Материалы») · 100 %.
На втором этапе рассчитывается
сумма транспортно-
ТЗР = %ТЗР · Стоимость потребленных материалов : 100 %.
Пример. По состоянию на 1 марта 200Х года в бухгалтерском учете молочно-консервного комбината по счету «Материалы» числился остаток на сумму 21800 руб., а по субсчету «ТЗР» - 3440 руб. В марте 200Х года на склад предприятия от поставщика поступила партия сырьевых материалов по оптовым ценам на сумму 31400 руб., НДС 3140 руб. За доставку сырьевых материалов комбинат заплатил автотранспортному предприятию 2760 руб. (в т.ч. НДС 460 руб.). Заработная плата грузчикам за погрузочно-разгрузочные работы составила 2000 руб., а отчисления от заработной платы 712 руб. В этом же месяце для производства сгущенного молока были израсходованы сырьевые материалы по оптовым ценам на сумму 36500 руб.
В бухгалтерском учете были сделаны следующие записи:
№ п/п |
Содержание хозяйственной операции |
Сумма, руб. |
Дебет |
Кредит |
1. |
Оплачен счет поставщика (31400 + 3140) |
34540 |
60 |
51 |
2. |
Оприходованы на склад сырьевые материалы |
31400 |
10 |
60 |
3. |
Отражается НДС по оприходованным сырьевым материалам |
3140 |
19 |
60 |
4. |
Оплачена доставка сырьевых материалов |
2760 |
76 |
51 |
5. |
Отражается стоимость ТЗР (2760 – 460) |
2300 |
«ТЗР» |
76 |
6. |
Отражается НДС по доставке материалов |
460 |
19 |
76 |
7. |
Начислена заработная плата грузчикам |
2000 |
«ТЗР» |
70 |
8. |
Начислены отчисления от заработной платы грузчиков |
712 |
«ТЗР» |
69 |
9. |
Отпущены в производство сырьевые материалы по оптовым ценам |
36500 |
20 |
10 |
10. |
Списываются ТЗР, относящиеся к отпущенным в производство сырьевым материалам |
? |
20 |
«ТЗР» |
Для определения суммы ТЗР, подлежащей списанию в дебет счета 20 «Основное производство» (см. операцию 10) рассчитаем процент ТЗР. Для этого разделим сумму начального сальдо и дебетового оборота по субсчету «ТЗР» (3440 + (2300 + 2000 + 712)) на сумму начального сальдо и дебетового оборота по счету 10 «Материалы» (21800 + 31400) и умножим на 100 %: (3440 + (2300 + 2000 + 712)) : (21800 + 31400) · 100 = 15,89 %.
Полученный процент ТЗР умножаем на стоимость материалов по оптовым ценам, отпущенных в производство: 36500 · 15,89 : 100 = 5600 руб. Именно эта сумма будет отражена по 10 операции.
При втором способе на счете 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» собираются затраты по приобретению предметов труда, а на счете 10 «Материалы» отражается их твердая оценка. Разница между фактической себестоимостью приобретенных ценностей и их твердой оценкой собирается на счете 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей».
В течение месяца отпуск материалов для изготовления продукции, работ и услуг отражается записью по дебету счетов затрат и кредиту счета 10 «Материалы». В конце отчетного периода на счета затрат списывается и сумма отклонений, относящихся к потребленным (использованным) ценностям. Списание осуществляется в два этапа. Вначале рассчитывается процент отклонений, а затем сумма отклонений по следующим формулам:
% откл. = (Сн сч. 16 + Обд сч. 16) : (Сн сч. 10 + Обд сч. 10) · 100 %,
Сумма откл. = % откл. · Стоимость потребленных материалов : 100 %.
Пример. Используем данные предыдущего примера для учета процесса заготовления вторым способом. По состоянию на 1 марта 200Х года в бухгалтерском учете молочно-консервного комбината по счету 10 «Материалы» числился остаток на сумму 21800 руб., а по счету 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей» - 3440 руб. В качестве учетной цены сырьевых материалов используется оптовая цена поставщика. В этом случае записи на счетах бухгалтерского учета будут иметь следующий вид:
№ п/п |
Содержание хозяйственной операции |
Сумма, руб. |
Дебет |
Кредит |
1. |
Оплачен счет поставщика (31400 + 3140) |
34540 |
60 |
51 |
2. |
Поступили на склад сырьевые материалы |
31400 |
15 |
60 |
3. |
Отражается НДС по оприходованным сырьевым материалам |
3140 |
19 |
60 |
4. |
Оплачена доставка сырьевых материалов |
2760 |
76 |
51 |
5. |
Отражается стоимость ТЗР (2760 – 460) |
2300 |
15 |
76 |
6. |
Отражается НДС по доставке материалов |
460 |
19 |
76 |
7. |
Начислена заработная плата грузчикам |
2000 |
15 |
70 |
8. |
Начислены отчисления от заработной платы грузчиков |
712 |
15 |
69 |
9. |
Оприходованы на склад сырьевые материалы по учетным ценам |
31400 |
10 |
15 |
10. |
Списываются отклонения в стоимости материалов (2300 + 2000 + 712) |
5012 |
16 |
15 |
11. |
Отпущены в производство сырьевые материалы по учетным ценам |
36500 |
20 |
10 |
12. |
Списываются отклонения, относящиеся к отпущенным в производство сырьевым материалам |
? |
20 |
16 |
Для определения суммы отклонений фактической себестоимости от учетной оценки, подлежащей списанию в дебет счета 20 «Основное производство» (см. операцию 12) рассчитаем процент отклонений. Для этого разделим сумму начального сальдо и дебетового оборота по счету 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей» (3440 + (2300 + 2000 + 712)) на сумму начального сальдо и дебетового оборота по счету 10 «Материалы» (21800 + 31400) и умножим на 100 %: (3440 + (2300 + 2000 + 712)) : (21800 + 31400) · 100 = 15,89 %.
Полученный процент умножаем на стоимость материалов по учетным ценам, отпущенных в производство: 36500 · 15,89 : 100 = 5600 руб. Именно эта сумма будет отражена по 12 операции.
В условиях рыночной экономики себестоимость продукции, работ и услуг является важнейшим показателем деятельности любого предприятия. Себестоимость продукции, работ и услуг складывается в ходе осуществления процесса производства и представляет собой выраженные в денежной форме затраты на ее производство и реализацию.
Для организации бухгалтерского учета процесса производства наибольшее значение имеет
Различают основное и вспомогательные производства. К основному производству относят цехи, выпускающие продукцию по профилю предприятия. Под вспомогательными производствами понимают цехи, занятые обслуживанием основных цехов, с целью создания благоприятных условий для их работы. Поэтому для учета затрат на производство используют счет В аналитическом учете затраты, собираемые на этих счетах подразделяются по цехам, стадиям обработки, заказам.
В основе классификации затрат на прямые и косвенные лежит способ включения затрат в себестоимость конкретного вида продукции.
Прямые затраты – это затраты, которые в момент их совершения могут быть прямо и непосредственно включены в себестоимость конкретного вида продукции. Основными видами прямых затрат являются затраты на материалы и на оплату труда основных производственных рабочих.
Косвенные затраты – это затраты, которые в момент их совершения не могут быть прямо и непосредственно включены в себестоимость определенного вида продукции. Косвенные затраты включаются в себестоимость конкретных видов продукции пропорционально определенному базису (стоимости материалов, заработной плате основных производственных рабочих и др.).
В течение отчетного периода
на счетах 20 «Основное производство»
и 23 «Вспомогательные производства»
собираются прямые затраты, непосредственно
связанные с изготовлением