Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 13:02, лекция
Бухгалтерский учет, как и любая другая наука, имеет собственный предмет, объекты наблюдения и характерные для него специфические приемы и методы регистрации, сбора, обработки, накопления и передачи данных пользователям.
Предметом бухгалтерского учета в обобщенном виде выступает хозяйственная деятельность организации, представляющая собой совокупность фактов хозяйственной жизни (хозяйственных операций). В более конкретном содержании предмет бухгалтерского учета состоит из многочисленных и разнообразных объектов, которые можно объединить в две группы:
объекты, обеспечивающие хозяйственную деятельность организации;
объекты, составляющие хозяйственную деятельность организации.
Кратко рассмотрим перечисленные выше элементы метода бухгалтерского учета.
Документация – письменное
Документ служит не только основанием для фиксирования операций, но и способом первичного наблюдения и их регистрации.
Инвентаризация, как элемент метода
бухгалтерского учета,
Оценка – способ, с помощью
которого активы
Калькуляция – способ
Система счетов – обеспечивает
экономическую группировку
Двойная запись – способ
Балансовое обобщение – сопоставление активов с источниками их образования. Такое сопоставление имеет контрольное значение, так как характеризуется постоянным равенством общей суммы видов средств и суммы источников их образования.
Бухгалтерская отчетность –
Состав активов организации
Экономические ресурсы хозяйствующего
субъекта формируются за счет привлечения
различных источников, поэтому возникают
обязательства перед
Современные тенденции развития теории бухгалтерского учета исходят из исследования влияния на финансовое положение организации движения имущества и источников их образования в процессе осуществления хозяйственной деятельности, которую можно подразделить на три хозяйственных процесса: снабжение (заготовление), производство, реализацию.
Метод бухгалтерского учета – совокупность способов и приемов (элементов), с помощью которых познается предмет бухгалтерского учета. К элементам метода бухгалтерского учета относятся: приемы первичного наблюдения - документация и инвентаризация; приемы текущей группировки - система счетов и двойная запись; приемы стоимостного измерения – оценка и калькуляция; приемы итогового обобщения - бухгалтерский баланс и отчетность.
Цели и задачи изучения темы
Дать обучающимся
К приемам итогового обобщения относятся бухгалтерский баланс и отчетность.
Термин “баланс» широко известен специалистам в области учета, анализа, планирования и употребляется в значении равновесия (от фр. Balance – весы). В экономике применяются различные виды балансов: бухгалтерский; баланс доходов и расходов предприятия; баланс основных фондов; баланс денежных доходов и расходов населения; материальный баланс; баланс трудовых ресурсов; межотраслевой баланс и др.
Общая идея применения балансового метода состоит в выравнивании суммарного значения показателей, записанных в левой и правой сторонах уравнения. Первый опыт построения балансов принадлежит бухгалтерскому учету. Балансовое обобщение информации позволяет выявить финансово-имущественное положение экономического субъекта. Это достигается за счет двойственной группировки объектов бухгалтерского наблюдения:
по их функциональной роли в процессе
производственно-хозяйственной
по источникам образования имущества хозяйственной единицы (юридический подход).
Бухгалтерские балансы предназначены для отражения финансового положения экономического субъекта на конкретные моменты времени: на дату создания организации (регистрации устава); начало и конец отчетного периода (финансового года); даты составления промежуточных финансовых отчетов (за месяц, квартал, полугодие, девять месяцев); в случаях санации, банкротства, ликвидации, реорганизации и др.
Основу информационной бухгалтерской системы любого отчетного или промежуточного периода составляет бухгалтерский баланс. Последующие факты хозяйственной жизни меняют показатели бухгалтерского баланса. Бухгалтерия идентифицирует, оценивает, классифицирует и регистрирует эти хозяйственные операции согласно общепринятым принципам, отражает и накапливает их в учетных системах, сводит воедино для составления новых бухгалтерских балансов (в конце квартала или года).
Бухгалтерский баланс можно сравнить
с моментальным снимком финансового
положения предприятия, на котором
нашли отражение два
чем располагает предприятие (имущество, классифицированное по функциональному признаку);
за счет каких источников появилось данное имущество (капитал собственника и привлеченный капитал).
Таким образом, бухгалтерский баланс представляет собой способ обобщения и группировки имущества предприятия и источников его образования на определенную дату в денежной оценке.
В действующей в РФ форме отчетности
бухгалтерский баланс представляет
собой таблицу, составленную из двух
вертикально расположенных
Основным элементом
Первый раздел «Внеоборотные активы» объединяет группы долгосрочных активов: нематериальные активы, основные средства, незавершенное строительство и другие вложения во внеоборотные активы, долгосрочные финансовые вложения, прочие внеоборотные активы.
Второй раздел «Оборотные активы» состоит из текущих активов, которые сформированы в отдельные группы: запасы, дебиторская задолженность, краткосрочные финансовые вложения, денежные средства. Причем суммы дебиторской задолженности, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты и свыше 12 месяцев после отчетной даты, показаны по статьям отдельно.
В пассиве баланса выделяют три раздела:
В третьем разделе «Капитал и резервы» показаны самостоятельными статьями собственные источники образования средств: уставный капитал, добавочный капитал, резервный капитал, нераспределенная прибыль предприятия.
Статьи четвертого раздела «Долгосрочные обязательства» показывают задолженность банкам по кредитам и займам на срок более одного года, а также отложенные налоговые обязательства.
Пятый раздел «Краткосрочные обязательства» объединяет несколько групп краткосрочной задолженности: заемные средства, кредиторскую задолженность, резервы предстоящих расходов и платежей, доходы будущих периодов.
Итоги по балансовым статьям актива и пассива называются валютой баланса. Равенство итогов обусловлено принципом двойственности: активов не может быть больше, чем источников, за счет которых они образованы.
Ежедневно на предприятии совершается
множество хозяйственных
Первый тип хозяйственных операций связан с перегруппировкой состава активов организации. Например, поступили наличные денежные средства в кассу с расчетного счета для выдачи заработной платы работникам предприятия в сумме 42 500 руб. Операция затронула две статьи актива баланса: денежные средства по статье «Расчетные счета» уменьшились, а по статье «Касса» увеличились на одну и ту же сумму, то есть произошла перегруппировка имущества в активе баланса.
К первому типу можно отнести операции по поступлению денежных средств на расчетный счет из кассы или от дебиторов, выдаче денег из кассы подотчетным лицам, возврату неизрасходованных сумм подотчетными лицами в кассу, отпуску материалов со склада в производство, поступлению из производства готовой продукции на склад, отгрузке готовой продукции со склада покупателям и др.
Таким образом, хозяйственные операции первого типа вызывают изменения только в активе баланса, общий итог (валюта) баланса не меняется.
Первый тип балансовых изменений можно записать уравнением:
А + Х – Х = П,
где А – актив; П – пассив; Х – изменения имущества под влиянием хозяйственных операций.
Второй тип хозяйственных операций связан с перегруппировкой обязательств организации. Например, удержаны налоги из заработной платы работников организации в сумме 6 500 руб. Операция затронула две статьи пассива баланса: обязательства по статье «Задолженность перед персоналом организации» уменьшились, а по статье «Задолженность перед бюджетом» увеличились на одну и ту же величину, то есть произошла перегруппировка источников в пассиве баланса.
Ко второму типу относятся также операции по распределению прибыли.
Таким образом, хозяйственные операции второго типа ведут к изменениям только в пассиве баланса. Общий итог валюты баланса не меняется.
Второй тип хозяйственных
А = П + Х – Х.
Третий тип хозяйственных операций связан с увеличением имущества организации. Например, поступили от поставщиков материалы на сумму 16000 руб.Операция третьего типа привела к увеличению на 16 000 руб. одной статьи в активе баланса («Материалы») и одной статьи в пассиве баланса («Расчеты с поставщиками и подрядчиками»). Валюта баланса увеличилась при сохранении равенства итогов актива и пассива баланса.
К операциям третьего типа относятся операции по начислению заработной платы персоналу организации, по зачислению кредитов на ее счета, получению займов и др.
Третий тип балансовых изменений можно отразить уравнением:
А + Х = П + Х.
Четвертый тип хозяйственных операций связан с уменьшением (выбытием) имущества. Например, с расчетного счета предприятия перечислены денежные средства для погашения краткосрочного банковского кредита в сумме 12 500 руб.
В результате операции четвертого типа произошло уменьшение на одну и ту же сумму одной статьи в активе баланса (статья «Расчетные счета») и одной статьи в пассиве баланса (статья «Краткосрочные кредиты»). Валюта баланса уменьшилась при сохранении равенства итогов актива и пассива баланса.
К операциям четвертого типа относятся операции по выплате заработной платы персоналу организации, погашению задолженности перед поставщиками, бюджетом, социальными фондами.
Четвертый тип балансовых изменений можно отразить уравнением:
А – Х = П – Х.
Составление отчетности является завершающим этапом учетного процесса. Бухгалтерская отчетность представляет собой систему показателей, полученных на основе данных учета, характеризующих имущественное и финансовое положение организации (предприятия) и результаты ее хозяйственной деятельности за отчетный период.