Порядок проведения инвентаризации и переоценки основных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 20:48, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение учета инвентаризации и переоценки основных средств.
При проведении работы были использованы теоретические, общелогические методы исследования.
Актуальность данной работы состоит в том, что для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются наличие, состояние и оценка имущества и обязательств, выявляются отклонения от учетных данных и принимаются решения по внесению изменений в данные бухгалтерского учета.

Содержание

Введение.
Общая характеристика предприятия.
Направления хозяйственной деятельности, производственная структура и структура управления.
Краткое описание основных технологических процессов и применяемого оборудования.
Основные технико-экономические показатели.
Сущность и значение основных средств.
Экономическая сущность основных средств, их классификация.
Нормативно-правовая база по учету основных средств, их переоценке и инвентаризации.
Порядок проведения инвентаризации и переоценки основных средств.
Документальное оформление и порядок проведения инвентаризации основных средств, отражение в учете результатов инвентаризации.
Документальное оформление, порядок и учет переоценки основных средств.
Заключение.
Список использованных источников информации.

Работа содержит 1 файл

инвентаризация и переоценка ОС.doc

— 235.50 Кб (Скачать)

     - к группе «Машины и оборудование» относятся устройства, преобразующие энергию, материалы и информацию. В зависимости от основного (преобладающего) назначения машины и оборудование делятся на энергетические (силовые), рабочие и информационные.

     - к группе «Транспортные средства» относятся: средства передвижения, предназначенные для перемещения людей и грузов, - железнодорожный подвижной состав; подвижной состав водного транспорта; подвижной состав автомобильного транспорта; подвижной состав воздушного транспорта; подвижной состав городского транспорта, а также транспортные средства других видов.

     - к группе «Инвентарь производственный и хозяйственный» относятся:

    • производственный инвентарь,
    • хозяйственный инвентарь.

     - к группе «Культивируемые активы» относится домашний скот и многолетние насаждения, многократно или непрерывно используемые в производстве товаров или услуг на протяжении более одного года. Это рабочий, продуктивный и племенной скот: лошади и прочие рабочие животные; коровы, овцы, а также другие животные, которые неоднократно или постоянно используются для получения продуктов, таких как молоко, шерсть и другие; жеребцы-производители и племенные кобылы (нерабочие), быки-производители, коровы, хряки-производители и прочий племенной скот. Животные, предназначенные для убоя, не относятся к основным средствам. Объектом классификации данной подгруппы является каждое взрослое животное, кроме скота для убоя.

     - к группе «Насаждения многолетние» относятся все виды искусственных многолетних насаждений независимо от их возраста, включая:   

    • плодово-ягодные насаждения всех видов;
    • озеленительные и декоративные насаждения на улицах, площадях, в парках, садах, скверах, на территории организации, во дворах жилых домов;
    • живые изгороди, снего- и полезащитные полосы, насаждения, предназначенные для укрепления песков и берегов рек, овражно-балочные насаждения;
    • искусственные насаждения ботанических садов, других научно-исследовательских учреждений и учебных заведений для научно-исследовательских целей.     

     - к группе «Прочие основные средства» относятся:

  • библиотечные фонды (независимо от стоимости отдельных экземпляров книг);
  • музейные ценности (независимо от их стоимости);
  • экспонаты животного мира в зоопарках и других учреждениях и др.[6, c.28].

 

2.2. Нормативно-правовая база по учету основных средств, их переоценке и инвентаризации 

     Основными документами, регламентирующими учет основных средств и начисления амортизации  являются следующие:

      Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском  учете и отчетности», утвержденный 18 октября 1994 г. № 3321-XII, в редакции от 25.06.2001 N 42-З, от 17.05.2004 N 278-З;

      Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском  учете и отчетности» является основным документом, регламентирующим бухгалтерский учет и составление отчетности организации. Настоящий Закон определяет правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета, устанавливает требования, предъявляемые к составлению и представлению бухгалтерской отчетности, регулирует взаимоотношения по вопросам бухгалтерского учета и отчетности в Республике Беларусь.

      Законодательство  Республики Беларусь о бухгалтерском  учете и отчетности основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из Закона «О бухгалтерском учете и отчетности» и иных актов законодательства Республики Беларусь.

      Типовой план счетов и Инструкция по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденные Постановлением Министерством  финансов Республики Беларусь 30 мая 2003 г. № 89

      Типовой план счетов и Инструкция по его  применению предназначены для ведения  бухгалтерского учета в организациях всех форм собственности и видов  деятельности независимо от организационно-правовых форм, ведущих учет методом двойной  записи.

      Типовой план счетов представляет собой систематизированный  перечень синтетических и аналитических  счетов бухгалтерского учета, на которых  происходит регистрация и группировка  фактов хозяйственной деятельности (имущества, обязательств, финансовых, хозяйственных операций и др.) в бухгалтерском учете. В нем приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка).

     Бухгалтерский  учет  основных средств в осуществляется в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденным постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12 декабря 2001г. №118 (в редакции постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 26 декабря 2003г. № 183), Инструкцией о порядке бухгалтерского учета основных средств, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 20.12.2001г. №127 (в редакции постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 09.07.2004 № 110) с учетом последующих изменений, Положением о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденным постановлением Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства статистики и анализа Республики Беларусь и Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь 23.11.2001 №187/110/96/18 (в редакции постановления Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства статистики и анализа Республики Беларусь и Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 30.03.2004г. № 87/55/33/5), другими  актами законодательства, локальными нормативными  правовыми  актами, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

     Порядок начисления амортизации в Республике Беларусь регулируется Постановлением Министерства экономики, Министерства финансов, Министерства статистики и анализа, Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 23 ноября 2001 года №187/110/96/18 «Об утверждении Положения о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов», а с 1 мая 2003 года – Постановлением Министерства экономики, Министерства финансов, Министерства статистики и анализа, Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 24 января 2003 года №33/10/15/1 «О внесении изменений в Положение о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов».

     Данные  положения были введены с целью  совершенствования процессов начисления амортизации при осуществлении  хозяйственной деятельности предприятий Республики Беларусь.

     Инструкция  о порядке начисления амортизации  основных средств и нематериальных активов определяет условия регулирования  процесса их воспроизводства коммерческими  и некоммерческими организациями  и индивидуальными предпринимателями в хозяйственной деятельности путем осуществления амортизационных отчислений в установленные сроки с применением установленных способов и соответствующих правил.

     В соответствии с данной инструкцией  амортизация представляет собой  процесс перенесения стоимости объектов основных средств и нематериальных активов или части стоимости основных средств на стоимость вырабатываемых с их использованием в процессе предпринимательской деятельности.

     На  предприятиях используются разнообразные по своему составу и назначению основные средства. До 2002 года Министерством статистики и анализа Республики Беларусь была утверждена Единая классификация основных средств, которая строится по отраслевой принадлежности, функциональному назначению, натурально-вещественному составу, степени использования и принадлежности основных средств. С 2002 года был введен также Временный классификатор основных средств, к которому в течение 2002 года были внесены изменения и дополнения и на сегодняшний день он действует в редакции от 10 сентября 2002 года. 

 

3. Порядок проведения  инвентаризации и  переоценки основных  средств 

3.1. Документальное оформление и порядок проведения инвентаризации основных средств, отражение в учете результатов инвентаризации 
 

     Важнейшей функцией бухгалтерского учета является контроль за сохранностью имущества и денежных средств организации. Одним из основных способов контроля является инвентаризация, в процессе которой проверяется сохранность ценностей, сличается их фактическое наличие с данными бухгалтерского учета.

     Основными задачами инвентаризации являются:

     - установление фактического наличия  хозяйственных ресурсов;

     - контроль за сохранностью основных  средств, материальных ценностей  и денежных средств путем сопоставления  их фактического наличия с данными бухгалтерского учета;

     - выявление сверхнормативных и  неиспользуемых материальных ценностей с целью их реализации, а также материальных ценностей, полностью или частично потерявших свои качества;

     - проверка состояния складского  хозяйства, условий хранения материальных ценностей и денежных средств, соблюдения установленных правил содержания и эксплуатации машин, оборудования, зданий и других основных средств;

     - проверка реальности дебиторской  и кредиторской задолженностей, незавершенного производства, расходов будущих периодов, резервов предстоящих расходов и других статей баланса.

     В соответствии с Законом «О бухгалтерском  учете и отчетности» субъекты хозяйствования всех организационно-правовых форм и видов деятельности перед составлением годового отчета обязаны проводить сплошную инвентаризацию имущества и финансовых обязательств. Кроме того, в течение года в организациях периодически проводятся выборочные инвентаризации и контрольные проверки [4].

     Выборочные  инвентаризации и контрольные проверки в течение года дисциплинируют работников предприятия, позволяют своевременно вскрывать нарушения, злоупотребления и факты хищений, содействуют сохранности имущества предприятия. Там, где материально ответственные лица чувствуют жесткий контроль за своей работой со стороны работников бухгалтерской службы, вероятность злоупотреблений и фактов хищений имущества сводится к минимуму.

     В деле обеспечения сохранности материальных ценностей и денежных средств  важное значение имеют подбор и расстановка  работников, должности которых связаны с материальной ответственностью. Чтобы усилить ответственность лиц за сохранность вверенных им материальных ценностей и денежных средств, администрация предприятия заключает письменные договоры о полной материальной ответственности с работниками, достигшими 18-летнего возраста и занимающими должности или выполняющими работы, непосредственно связанные с хранением, обработкой, продажей (отпуском), перевозкой или применением в процессе производства переданных им ценностей. Договор составляется по установленной форме в двух экземплярах, подписывается руководителем предприятия и материально ответственным лицом и скрепляется печатью. Первый экземпляр договора находится у администрации, второй - у работника [6, c.30].

     Объекты, сроки и порядок проведения инвентаризаций устанавливаются собственником имущества данного предприятия или уполномоченным им органом, руководителем предприятия в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Ответственность за своевременное и качественное проведение инвентаризаций несут руководитель и главный бухгалтер предприятия.

     Своевременно  провести инвентаризацию позволяет  план-график проведения инвентаризаций, составляемый главным бухгалтером и включающий в себя:

     график  плановых инвентаризаций;

     график внеплановых (внезапных) проверок наличия основных средств, материальных ценностей.

     В плане-графике проведения инвентаризаций определяется объект инвентаризации, инвентаризуемые ценности, назначаются  ответственные за проведение инвентаризации. План-график утверждается руководителем предприятия.

     Внеплановые инвентаризации проводятся внезапно, сроки их проведения не должны быть известны материально ответственным  лицам.

     В обязательном порядке инвентаризации проводят в следующих случаях:

     - при смене собственника или реорганизации предприятия;

     - при ликвидации предприятия;

     - перед составлением годовой отчетности;

     - при смене руководителя предприятия;

     - при смене материально ответственных лиц (на день приема-передачи дел);

     - при установлении фактов хищений и других злоупотреблений, а также порчи ценностей;

     - после пожара или стихийных бедствий;

     - по решению контролирующих, судебных и других уполномоченных органов [8, c.130].

     Приказом  руководителя на предприятии создается  постоянно действующая инвентаризационная комиссия, в обязанности которой входит подбор лиц для проведения плановых и внеплановых инвентаризаций, контроль за проведением и документальным оформлением инвентаризаций. В состав постоянно действующей инвентаризационной комиссии входят:

     руководитель предприятия или его заместитель (председатель комиссии);

     главный бухгалтер;

Информация о работе Порядок проведения инвентаризации и переоценки основных средств